Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов А.В.

П р е д м е т. Выставочная деятельность Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Т е м а . Развитие инновационных направлений деятельности университета. Ц е л и . Повышение конкурентоспособности университета, создание конкурентных преимуществ. М е т о д о л о г и я . Методы логического анализа конкурентных преимуществ, создаваемых инновационными подразделениями. Р е з у л ь т а т ы . На основе анализа практического опыта создания инновационной саморазвивающейся структуры выявлены детерминанты устойчивого развития образовательной организации, позволяющие сформировать источники внебюджетных поступлений и инструментарий для привлечения современных технологий и их использования в учебном процессе. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Создание современной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности. В ы в о д ы . Для обеспечения качества образования университету необходимо иметь в распоряжении, как минимум, современную и постоянно обновляемую учебно - лабораторную базу. В связи с тем, что такое требование трудно выполнимо по причине недостаточного финансирования, необходимо расширять деятельность по привлечению к сотрудничеству с университетом бизнес - структур, создавая для них привлекательные условия, связанные с продвижением их бизнес - интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белоусов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EXHIBITION ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF ITS INNOVATIVE DEVELOPMENT

I t e m . Exhibition activities of the Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I. T h e m e . Development of innovative directions of the university G o a l s . Increasing the competitiveness of the university, creating competitive advantages M e t h o d o l o g y. Methods of logical analysis of the competitive advantages created by innovative divisions. R e s u l t s . Based on the analysis of the practical experience of creating an innovative selfdeveloping structure, the determinants of sustainable development of an educational organization are identified, which make it possible to form sources of extra - budgetary receipts and tools for attracting modern technologies for their use in the educational process.A p p l i c a t i o n a r e a . Creation of a modern infrastructure for supporting entrepreneurship. C o n c l u s i o n s . To ensure the quality of education at a modern level, the university must have at its disposal at least a modern and constantly updated teaching and laboratory facilities. Due to the fact that such a requirement is difficult to fulfill due to lack of funding, it is necessary to expand activities to attract business structures to cooperation with the university, creating attractive conditions for them related to the promotion of their business interests.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

УДК 338.012, 338.49

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ

Коды JEL: D51, I22, I25.

Белоусов А. В., доктор экономических наук, профессор кафедры философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: Andrew-655@yandex.ru SPIN-код: 7140-309 7

Поступила в редакцию 01.09.2021. Принята к публикации 18.09.2021 Аннотация

Предмет. Выставочная деятельность Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Тема. Развитие инновационных направлений деятельности университета. Цели. Повышение конкурентоспособности университета, создание конкурентных преимуществ.

Методология. Методы логического анализа конкурентных преимуществ, создаваемых инновационными подразделениями.

Результаты. На основе анализа практического опыта создания инновационной саморазвивающейся структуры выявлены детерминанты устойчивого развития образовательной организации, позволяющие сформировать источники внебюджетных поступлений и инструментарий для привлечения современных технологий и их использования в учебном процессе.

Область применения. Создание современной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности.

Выводы. Для обеспечения качества образования университету необходимо иметь в распоряжении, как минимум, современную и постоянно обновляемую учебно-лабораторную базу. В связи с тем, что такое требование трудно выполнимо по причине недостаточного финансирования, необходимо расширять деятельность по привлечению к сотрудничеству с университетом бизнес-структур, создавая для них привлекательные условия, связанные с продвижением их бизнес-интересов.

Ключевые слова: инфраструктура, конкурентоспособность, внебюджетное финансирование образовательной организации.

UDC 338.012, 338.49

ORGANIZATION OF EXHIBITION ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF ITS INNOVATIVE DEVELOPMENT

JEL codes: D51, I22, I25.

Belousov A. V., Doctor of Economics, Professor of the Department of Philosophy, Economics and Social and Humanitarian Disciplines, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia. E-mail: Andrew-655@yandex.ru SPIN: 7140-3097

Annotation

Item. Exhibition activities of the Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I. Theme. Development of innovative directions of the university

Goals. Increasing the competitiveness of the university, creating competitive advantages

Methodology. Methods of logical analysis of the competitive advantages created by innovative divisions.

Results. Based on the analysis of the practical experience of creating an innovative self-developing structure, the determinants of sustainable development of an educational organization are identified, which make it possible to form sources of extra-budgetary receipts and tools for attracting modern technologies for their use in the educational process.

Application area. Creation of a modern infrastructure for supporting entrepreneurship.

Conclusions. To ensure the quality of education at a modern level, the university must have at its disposal at least a modern and constantly updated teaching and laboratory facilities. Due to the fact that such a requirement is difficult to fulfill due to lack of funding, it is necessary to expand activities to attract business structures to cooperation with the university, creating attractive conditions for them related to the promotion of their business interests.

Key words: infrastructure, competitiveness, off-budget financing of an educational organization.

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-54-3-97-104

Введение

Двадцать пять лет прошло с того момента, когда в Воронежском государственном аграрном университете была успешно проведена выставка «Агробизнес-каталог-шоу-96». Это событие произошло 14—17 февраля 1996 года в университетском атриуме (с 2012 года он носит название зал «Юбилейный»), где еще в довоенные годы была развернута экспозиция сельскохозяйственной техники. На фотографии 1943 года, сделанной после освобождения Воронежа от фашистских оккупантов мы можем уви-

деть остатки довоенной экспозиции, размещенной в атриуме главного корпуса СХИ (Рис. 1).

«Агробизнес-каталог-шоу-96» явилась пробной выставкой, предшествующей началу многоплановой работы по созданию в аграрном университете первого в России экспоцентра, созданного при учебном заведении. По итогам первой выставки появилось осознание необходимости создания в аграрном университете постоянно действующей инновационной структуры, способной сделать вуз более конкурентоспособным на рынке образования.

Рис. 1. Атриум Воронежского сельхозинститута после освобождения Воронежа от фашистских оккупантов (1943 г.)

Одной из главных задач выставочного центра, получившего название «Экспоцентр Агробизнес Черноземья», являлась подготовка высококвалифицированных кадров для экономики России и повышение уровня квалификации преподавателей и специалистов АПК. Выставочная экспозиция — это своеобразная универ-

ситетская аудитория, в которой студенты изучают новые технологии, оборудование и технику, учатся на них работать, а преподаватели приобретают знания и опыт, необходимый для совершенствования процесса обучения [1]. Не секрет, что система высшего образования и в тот период, и сегодня, в значительной степени недо -

финансирована. В 90-е годы ситуация была намного хуже и вуз был вынужден проводить обучение на сильно устаревшей материальной базе. Для привлечения в университет современной техники и технологий за счет средств бизнес-структур требовался современный мотивирующий фактор, которым и стал Экспоцентр, начавший свою работу в октябре 1996 года. Очевидно, что производители современной техники, оборудования, разработчики конкурентоспособной продукции и технологий для аграрного сектора региона могли прийти в университет, исключительно, при условии продвижения их бизнес-интересов.

Другой важной функцией экспоцентра является стимулирование создания новых технологий, производство товаров и услуг, необходимых региону. Вся выставочная деятельность была направлена на то, чтобы сделать нашу региональную экономику конкурентоспособной, создавать рабочие места, повышать производительность труда на предприятиях [1].

Известно, что в рыночной экономике все начинается с места, где встречаются продавцы и покупатели новых идей, товаров и услуг. Отсюда, где предложение рождает спрос, начинается поступательное движение вперед, к более высокой производительности труда и, как следствие, к более высокому качеству жизни людей. Известно также, что такими местами, где это происходит, являются выставочные и ярмарочные площадки, деловые форумы, научные центры, конференции, университеты. Ярмарки как мощный инструмент продвижения товаров и услуг известны еще с библейских времен, выставки же, в современном понимании этого слова появились в XIX веке, и, постепенно стали приобретать все большую популярность. Наиболее описанными в литературе ярмарками на территории Российской Империи стали Нижегородская, Сорочинская, Ирбитская и некоторые другие ярмарки. Были и местные, менее знаменитые ярмарки, например, в Воронежской губернии были известны Калачеевская (город Калач Воронежской области) и Тербунская ярмарки (ныне село Вторые Тербуны Липецкой Области).

Создание и деятельность выставочного центра как площадки для инновационного развития университета

По инициативе профессора Белоусова В. И., при поддержке ректора аграрного университета, профессора Шевченко В. Е. (руководил ВГАУ в период с 1985 по 2005 годы), было принято решение двигаться в этом направлении. Была поставлена задача по созданию крупного регионального выставочного центра. Впервые в Российской Федерации Экспоцентр создавался на

базе университета, без какой-либо поддержки региональных властей, время от времени генерировавших «идеи» создания выставочной площадки «где-то поближе к центру города». Изначально финансирование работы по созданию экспоцентра Агробизнес Черноземья, глобальной реконструкции недостроенного и заброшенного ангара площадью 3600 кв. метров осуществлялось исключительно на средства Учебного центра агробизнеса, созданного приказом ректора воронежского агроуниверситета № 36 от 1993 года. Учебный центр (факультет) агробизнеса в период своего расцвета обеспечивал учебный процесс (для справки) для 5000 студентов-заочников и 200 студентов дневного отделения, являясь хозрасчётным инновационным структурным подразделением университета.

После успешной выставки «Агробизнес-ка-талог-шоу-96» для организации экспозиции был задействован указанный ангар, в котором в позднесоветское время планировалось разместить сельскохозяйственную технику для ее использования в учебном процессе. Несмотря на то, что реализация этих планов позволила бы студентам получать знания и практические навыки в теплом помещении, а не на открытом воздухе, иногда по колено в снегу, планы эти реализованы не были: здание так и осталось недо -строенным, финансы на приобретение техники не были выделены.

Предстояло инвестировать значительные средства в проектирование, достройку и оборудование выставочного павильона, создание инженерно-технической инфраструктуры, позволяющей демонстрировать различные виды оборудование, в том числе и в режиме реальной работы. Несмотря на то, что эта работа планомерно осуществлялась в период с 1996 по 2005 год, уже в октябре 1996 года состоялось открытие первой выставки, на которой была экспонирована продукция предприятий Воронежской области, предназначенная для аграрно-промышленного комплекса. В некоторой степени экспоцентр «Агробизнес Черноземья» стал продолжением ушедшей в небытие в перестроечные годы сельскохозяйственной выставки, проводившийся в Центральном городском парке. Однако, следует помнить, что сельскохозяйственная выставка в центральном парке должна была не продвигать продукцию производителей, а быть, прежде всего, витриной достижений социалистического сельского хозяйства.

Сейчас уже немногие помнят, что в плановой экономике социалистического типа у предприятий практически не было информационных проблем ни с сырьем, ни со сбытом производимой продукции. Комплектующие, сырье, материалы, оборудование закупались и постав-

лялись через централизованные сети снабжения. Заказы на исследования и научно-технические разработки осуществлялись централизовано через систему Госплана. Инновационные продукты распределялись аналогично. Вопросы рентабельности, ценообразования, качества, соответствия мировому уровню решались государственными органами. Существовала некоторая информационная изоляция от достижений мирового сообщества. В то же время существовала эффективная система распространения научно-технической информации и пропаганды об отечественном передовом опыте, в перестроечные годы практически демонтированная. Конкурентоспособность производимой продукции как важнейший фактор часто даже не рассматривалась. Но, как известно, в рыночной экономике конкурентоспособность — это первая и главная характеристика успеха. И государственные, и частные предприятия конкурируют между собой на рынках труда, капитала, ресурсов. Сегодня ни одно предприятие не имеет возможности постоянно находиться в устойчивом состоянии, не предпринимая для этого определенные усилия. Если оно не развивается, не предпринимает усилия для поддержания своей конкурентоспособности, то вероятно такое пред-

приятие ожидает печальное будущее. Избежать этого возможно только постоянно поддерживая свою конкурентоспособность, постоянно создавая конкурентные преимущества, основанные, в значительной степени, на инновациях.

Конкуренция существует не только на рынке товаров и услуг, но и на рынке труда, и на рынке капитала. В обществе, как и в природе, идет извечная борьба за существование, экономическое процветание, обеспеченную жизнь, за выгодное и престижное место в этой жизни. Наличие конкуренции на любых рынках является экономическим законом, объективность и действие которого не зависит от желания людей.

Одним из важных факторов, влияющих на создание конкурентных преимуществ, является то, что принято называть человеческим капиталом. Очевидно, что заметную роль в формировании человеческого капитала играют университеты. Также не секрет, что уровень подготовки специалистов в университете определяется двумя основными факторами: квалификацией профессорско - преподавательского состава и уровнем материально-технического обеспечения образовательного процесса [2].

Рис. 2. Выставка в экспоцентре «Агробизнес Черноземья»

Агроуниверситет с началом реформ девяностых годов оказался в условиях недостаточного бюджетного финансирования и также, как и другие аграрные вузы, был вынужден выживать самостоятельно, используя все имеющиеся возможности, в том числе и непопулярные. Руководство вуза понимало, что для адекватного от-

вета на вызовы современности, необходимо исхо -дить из того, что вуз, это не только государственное учреждение, но и хозяйствующий субъект рыночной экономики, вынужденный приспосабливаться к изменениям внешней среды, заботиться о финансовой устойчивости, искать резервы повышения качества образовательных услуг.

Рис. 3. Председатель правления ОАО Газпром Р. И. Вяхирев и губернатор Воронежской области И. М. Шабанов знакомятся с экспозицией (1998 г.)

Взгляд на университет как на социальный институт, обеспечивающий население только образовательными услугами уже канул в историю. Современный университет — это научно-образовательное сообщество, которое способно генерировать новые знания, использовать их для подготовки специалистов, распространять, превращать в готовый коммерческий продукт и удовлетворять потребности экономики страны. Современный университет в качестве одного из основных направлений должен активно развивать инновационную деятельность [3, 4]. Традиционный уклад академической жизни, сложившийся в прошлом веке, уже не мог обеспечить ни конкурентоспособности, ни достойного финансового состояния. Под влиянием внешних факторов необходимо было проводить радикальные изменения, которые в итоге позволят превратить вуз в университет инновационного типа.

Уже в первые годы создания экспоцентра и проведения выставок (рис. 2) значительно увеличился поток посетителей проводимых выставок и потенциальных партнеров университета. Среди посетителей можно было увидеть не только специалистов, но и руководителей крупных корпораций, таких как председатель ОАО

Газпром Р. И. Вяхирев, а также крупных государственных чиновников (Рис. 3, 4.)

Дважды, в 1998 и 2002 году в университетском экспоцентре проводились национальные выставки Республики Беларусь. (Рис. 5). Их организаторами являлся экспоцентр «Агробизнес Черноземья» с Российской стороны, государственное предприятие «Республиканский центр промышленного маркетинга, фирменной торговли и выставок «Белпроммаркет» и Белорусская торгово-промышленная палата со стороны Республики Беларусь. Во время выставки 2002 года по Воронежу курсировали автобусы белорусского производства, доставлявшие посетителей на выставку. Сегодня автобусы МАЗ можно увидеть на городских маршрутах (и не только в Воронеже), товары белорусского производства прочно закрепились в местных магазинах.

За двадцатипятилетнюю историю в экспоцентре «Агробизнес Черноземья проведено около 200 отраслевых выставок. Некоторые, такие как «Агротехмаш», «ВоронежАГРО» стали ежегодными. Другие: «Современное хлебопечение», «Пивной сезон», «Воронежская усадьба, дача, сад, огород», «Продмаш», «Вороронежский автосалон», «Строительство, благоустройство,

энергоснабжение» (рис. 6), «Мясомолочная индустрия», «Зоотехния, ветеринария», консалтинг, аудит, бизнесобразование, карьера», «Вы-

сокие технологии в экологии», «Склад, магазин, ресторан» проводились несколько лет подряд.

Рис. 4. Губернатор Воронежской области А. В. Гордеев знакомится с экспозицией сельскохозяйственной техники на выставке «ВоронежАГРО» (2010 г.)

В результате работы коллектива университетского экспоцентра у студентов появилась возможность изучать современную технику не по каталогам и рекламным буклетам, а так, как это должно быть на реальном оборудовании в металле. Были открыты: постоянная экспозиция сельскохозяйственной техники, хлебопекарного и перерабатывающего оборудования (компании Восход (Саратов), завод Прибой (Таганрог), Сызраньсель-

маш (Сызрань), Лебедянский завод строительно-отделочных машин (Липецкая обл.), НПФ Теко (Миасс), НПО Экструдер (Харьков), а также 46 предприятий Воронежа и области. Открыта учебная лаборатория компании Термо-пак (Москва). Регулярно экспонировали свои достижения подразделения агроуниверсите-та: лаборатория биотехнологии ВГАУ, опытная станция ВГАУ, факультеты и лаборатории.

Рис. 5. Открытие выставки Республики Беларусь в Воронеже (2002 г.)

Следуя примеру Воронежского агроуниверси-тета, были созданы выставочные подразделения и построены «с нуля» выставочные павильоны в Орловском и Белгородском аграрных вузах. Од-

нако выставочная деятельность коллег не получила существенного развития, несмотря на значительную моральную и финансовую поддержку местных властей и региональных бюджетов.

Рис. 6. Выставка «Строительство, благоустройство, энергоснабжение»

Немаловажным является и тот факт, что на самоокупаемость экспоцентр «Агробизнес Черноземья» вышел через два года после начала деятельности и оставался источником поступления внебюджетных средств для агро-университета вплоть до начала административных ограничений, связанных с Covid-19. Следует отметить, что на возможность для экспоцентра «Агробизнес Черноземья» стать конкурентоспособным среди выставочных организаций России, повлияла квалификация и целеустремленность его сотрудников, специалистов, пришедших в университетский экспоцентр из разных отраслей, и, в значительной степени, административная поддержка руководителей университета того времени. В 2012 году, по оценке независимого консалтингового агентства Самброс Консалтинг, экспоцентр «Агробизнес Черноземья» вошел в десятку лучших региональных выставочных площадок.

Заключение

Однако, как известно, «все течет, все меняется». Немного не дотянув до своего двадцатипятилетия экспоцентр «Агробизнес Черноземья» был ликвидирован приказом ВРИО рек-

тора ВГАУ А. Ю. Попова № 5-085 от 29.12.2020 г. Была поставлена жирная точка в истории инновационного подразделения. Меняются приоритетные цели и задачи. Возможно, у нынешнего руководства аграрного университета найдутся новые инновационные идеи, а главное, специалисты, способные воплотить их в жизнь на благо университета и профессионального образования.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоусов А. В. Дополнительное образование и выставочная деятельность — синергия взаимодействия. Опыт Воронежского государ -ственного аграрного университета имени императора Петра I / А. В. Белоусов // Профессиональное образование в современном мире. — 2016. — Т. 6. № 1. — С. 80—84.

2. Белоусов А. В. Основы информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе / А. В. Белоусов. — Воронеж : Истоки, 2005. — 284 с.

3. Шевченко В. Е. Инновационная стратегия университета / В. Е. Шевченко, В. И. Белоусов, А. В. Белоусов // АПК: экономика, управление. — 2003. — № 9. — С. 23—29.

4. Шевченко В. Е. Университетский комплекс: инновационный проект / В. Е. Шевченко, В. И. Белоусов, А. В. Белоусов // Высшее образование в России. — 2003. — № 6. — С. 61—64.

LIST OF LITERATURE

1. Belousov A. V. Additional éducation and exhibition activities — synergy of interaction.

УДК 331.108

The experience of the Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I / A. V. Belousov // Professional education in the modern world. — 2016. — T. 6. No. 1. — P. 80—84.

2. Belousov A. V. Fundamentals of information and consulting activities in the agro-industrial complex / A. V. Belousov. — Voronezh : Ed. Origins. — 2005. — 284 p.

3. Shevchenko V E. Innovation strategy of the university / V. E. Shevchenko, V. I. Belousov, A. V. Belousov // Agroindustrial complex: economics, management. — 2003. — No. 9. — S. 23—29.

4. Shevchenko V. E. University complex: an innovative project / V. E. Shevchenko, V. I. Belousov, A. V. Belousov // Higher education in Russia. — 2003. — No. 6. — P. 61—64.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ В РАМКАХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Коды JEL: D21, D24, J24, M12.

Гунина И. А., доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия Е-mail: 642663@mail.ru SPIN-код: 6324-9823

Голубь Н. Н., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия E-mail: ruscasual63@gmail.com SPIN-код: 2372-5324

Пестов В. Ю., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия E-mail: vypestov@mail.ru SPIN-код: 3508-3629

Решетов В. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия E-mail: reshetov@mail.ru SPIN-код: 1691-3607

Поступила в редакцию 29.06.2021. Принята к публикации 27.08.2021 Аннотация

Пр едмет. Процесс и этапы развития кадровых ресурсов на предприятии в рамках многоуровневой системы планирования.

Тема. Рассмотрение многоуровневой системы планирования на предприятии, в рамках которой отведено место развитию кадров, последовательности и содержания этапов планирования использования трудовых ресурсов.

Цель. Исследовать различные аспекты и особенности планирования развития кадровых ресурсов с позиции сложившихся системных ограничений при современных агрессивных событиях в экономике.

Методология. Сравнительный, структурно-логический анализ, системный подход при исследовании особенностей развития кадровых ресурсов организации в рамках многоуровневой системы планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.