Научная статья на тему 'Организация врачебно-педагогического контроля за студентами, занимающимися физической культурой'

Организация врачебно-педагогического контроля за студентами, занимающимися физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
322
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стародубцев М.П.

В рамках настоящей работы приводятся современные данные, касающиеся методов врачебно-педагогического контроля над студентами, занимающимися физической культурой. Представлена информация о новых методах и способах диагностики и самодиагностики состояния организма в случае занятия на систематической основе физическими упражнениями и спортом. Приводится описание способа занятий со студентами, которые демонстрируют отличия в состоянии и самочувствии, в условиях поддержки оздоровительной физиологической культуры и проведены мероприятия направленные на разработку учебно-методического комплекса упражнений для занятий со студентами, включенными в особую врачебную группу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация врачебно-педагогического контроля за студентами, занимающимися физической культурой»

Организация врачебно-педагогического контроля

I V V

за студентами, занимающимися физическом культурой

Стародубцев Михаил Павлович

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта, pfanmp@mail.ru

В рамках настоящей работы приводятся современные данные, касающиеся методов врачебно-педагогического контроля над студентами, занимающимися физической культурой. Представлена информация о новых методах и способах диагностики и самодиагностики состояния организма в случае занятия на систематической основе физическими упражнениями и спортом. Приводится описание способа занятий со студентами, которые демонстрируют отличия в состоянии и самочувствии, в условиях поддержки оздоровительной физиологической культуры и проведены мероприятия направленные на разработку учебно-методического комплекса упражнений для занятий со студентами, включенными в особую врачебную группу.

Ключевые слова: врачебно-педагогический контроль; физическая культура; воздействие; комплекс.

о

с <

6

о

о см

О!

Введение

Процесс формирования личности человека протекает в рамках социальной жизни при осуществлении учебной деятельности, трудовой деятельности, в процессе общения с другими людьми. Сильнейшее влияние на формирование всесторонне развитой личности оказывает телесная культура и спортивная деятельность. Если человек занимается физкультурой на систематической или не систематической основе, и в том и другом случае на его организм оказывается интенсивное, необычайно сложное и характеризующееся своим разнообразием воздействие. Только в случае надлежащий организации занятий физкультурой, которые будут сопровождаться медицинским контролем, с выполнением всех основных принципов спортивных тренировок появляется возможность укрепить свое здоровье, улучшить самочувствие, обеспечить эффективное физическое развитие человека, улучшить физподготовку и функциональность организма человека, кроме того в результате осуществления занятий физкультурой человек получает возможность улучшить свою спортивную профессиональную подготовку. Если занятия физкультурой и спортом будут организованы неправильно, не будут выполняться методические указания и принципы организации спортивной деятельности, будут повышаться нормативы и уровень интенсивности физиологических нагрузок, не принимая при этом во внимание состояние здоровья и самочувствия спортсмена, в условиях отсутствия надлежащего медицинского контроля - в данной ситуации велик риск нанесения значительного ущерба организму человека, в результате негативного влияния которого, здоровье человека может оказаться в опасности.

В качестве необходимого элемента медицинских обследований выступают мероприятия, направленные на проведение врачебно-педагогического анализа и контроля над нагрузками. Кроме того осуществляются мероприятия санитарно-гигиенического контроля над помещениями и пространствами, в которых проводятся спортивные занятия, также реализуется активная деятельность, направленная на санитарное просвещение занимающихся физкультурой и спортом людей. Доктор в данном случае выполняет существенную функцию при организации методической работы, так как именно он может сформировать перечень необходимых рекомендаций, провести необходимые консультации со спортсменами. Кроме того в процессе своей деятельности медицинский работник должен также применять таблицу ограничение противопоказаний.

Врачебный контроль - представляет собой комплекс специальных медицинских исследований, реализацию которых осуществляет доктор и педагог совместными усилиями. Цель их деятельности в данном случае заключается в определении интенсивности влияния тренировочных нагрузок на организм спортсмена, а также в целях определения активной подготовки занимающихся физупражнениями.

Проба Штанге (предполагает задержку дыхания на вдохе) реализуется следующим способом. Обследуемый должен находиться в состоянии покоя в сидячем положении примерно 5-7 минут, затем его просят сделать полный вдох и выдох, далее сделать вдох в объёме приблизительно 80-90% от максимально возможного значения и, находясь в таком положении задержать дыхание. Далее фиксируется время, которое следует сохранять в таком положении с момента задержки дыхания и до момента его ее прекращения. Период задержки дыхания во многом зависит от особенностей состояния сердечнососудистой системы и системы дыхательных органов, кроме того большое значение в данном случае имеет тот факт, что следует разграничивать период чистой задержки дыхания и период использования силы воли. Начальный момент проявления силы воли при задержке дыхания фиксируется после первого сокращения диафрагмы, которое проявляется в колебаниях брюшной стенки обследуемого. Здоровый человек, а также подростки в возрасте от 16 до 18 лет, в большинстве случаев демонстрируют возможности задержки дыхания на вдохе в интервале от 16 до 55 секунд. Люди во взрослом возрасте, не прошедшие курс специальных тренировок, могут задерживать дыхание на вдохе приблизительно на 40-50 секунд. Спортсмены, прошедшие комплекс необходимых тренировок, в состоянии задерживать дыхание в интервале от 1 до 2, в некоторых случаях до 2,5 минут. В процессе тренировок на систематической основе, интервал задержки дыхания увеличивается, в условиях утомляемости обследуемого задержка дыхания демонстрирует меньшие значения.

Проба Генчи (определяется период времени задержки дыхания на выдохе). Проба осуществляется следующим образом. Обследуемого просят сделать полный выдох и вдох, затем идет контрольный выдох и после него обследуемый должен задержать дыхание. В большинстве случаев люди во взрослом возрасте, не проходящие специальные тренировки могут в таком положении задерживать дыхание приблизительно на 20-30 секунд. Люди, тренирующиеся в задержке дыхания могут задерживать дыхания на 1,5 минуты и даже больше.

Если у обследуемого имеются заболевания системы кровообращения, дыхательной системы, перенесенные инфекционные и другие виды заболеваний, а также после в случае отбора пробы после длительного напряжения и переутомления обследуемого, происходит ухудшение

общего функционального состояния организма, и по этой причине показатели продолжительности задержки дыхания дыхание на вдохе и на выходе снижаются. По этой причине согласно рекомендациям данные пробы должны отбираться дважды в неделю перед проведением первого занятия, все полученные результаты должны фиксироваться в специальном журнале учета - ежедневнике самоконтроля. [4]

Отбор одномоментной функциональной пробы с приседаниями. В данном случае обследуемого просят находиться в состоянии покоя стоя приблизительно 3 минуты. На 4 минуте фиксируется частота сердечных сокращений за 15 секунд, полученный результат пересчитываться на одну минуту, и полученный показатель принимается за исходную частоту. Затем испытуемый должен выполнить за 40 секунд 20 глубоких приседаний, поднимая на приседе руки вперед и разводя колени в стороны, при этом туловище должна сохраняться в вертикальном положении. После того как выполнены все приседания, осуществляется фиксация частоты пульса в течение первых 15 секунд, затем полученные показатели пересчи-тывается на одну минуту. Параметр увеличения частоты сердечных сокращений после приседаний рассчитывается в соответствии с базовым показателем в процентном отношении. В данном случае используется специальная система оценок для мужчин и женщин: отличная оценка - 20 и меньше, хорошая оценка - 21-40, удовлетворительная оценка - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и больше.

В рамках мероприятий, проводимых в целях осуществления медицинского контроля, могут быть использованы и другие виды функциональных проб.

По результатам медицинского осмотра врач должен установить, к какой медицинской группе для занятия физкультурой нужно отнести обследуемого группы в данном случае могут быть основными, подготовительными и специальными. Кроме того некоторые студенты могут быть включены в группу прохождения лечебной физической культуры (ЛФК), если имеются медицинские показания некоторые студенты освобождаются от занятий физкультуры, и вводится замена их на эмпирические занятия. Все полученные результаты медицинского обследования студентов фиксируются и направляются на кафедру физкультуры и спорта.

Мероприятия педагогического контроля -

представляют собой комплекс планомерных мероприятий, в рамках которых получают информацию об особенностях физического состояния занимающихся физкультурой. Указанные мероприятия может проводить только воспитатель или педагог, имеющий специальные знания и умения, который в состоянии надлежащим образом провести контрольное мероприятие, провести необходимые тестирования, выявить имеющиеся недостатки и недоработки в показателях их деятельности, установить уровень эффективности и про-

6 У X

ДА

> о-

X

т гп А о п гп т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО О-Я

дуктивности, способов организации деятельности в рамках системы определенных критериев и при попадании в разные учебные ситуации. Таким образом, отталкиваясь от всей представленной выше информации можно отметить, что указанные контрольные мероприятия осуществляются для того, чтобы своевременно выявить недоработки и принять необходимые меры для их устранения, а также контроль осуществляется в целях профилактики.

Разновидности педагогического контроля. В качестве наиболее распространённых разновидностей мероприятий педагогического контроля при проведении занятий физкультуры и физического воспитания выступают следующие:

1) мероприятия по хронометрированию работ, которые осуществляют спортсмены в рамках одного занятия;

2) мероприятия по установлению интенсивности физической нагрузки при проведении занятия;

3) мероприятия, предполагающие проведение контрольных испытаний;

4) проведение педагогического анализа учебно-воспитательной работы.

В качестве одной из наиболее существенных характеристик, свидетельствующий об уровне производительности занятия выступает показатель плотности занятия. При этом плотность может быть совместной педагогической и двигательной моторной.

Общая плотность представляет собой пропорциональные отношения оправданных с педагогической точки зрения временных затрат к показателю продолжительности занятия.

Двигательная плотность представляет собой показатель пропорционального отношения времени, которое было затрачено на проведение двигательных мероприятий в рамках занятия как показатели общей продолжительности занятия.

Усилия, затрачиваемые педагогом при проведении педагогической работы, используемые им педагогические приёмы, могут быть эффективными как в полной мере, так и эффективными только частично. По этой причине усилия могут быть классифицированы в соответствии с этим признаком по категориям рациональные и нерациональные. Оправданными в данном случае считаются те педагогические затраты времени, если в процессе их несения появляется возможность решить задачи, постановка которых была осуществлена в начале занятия, а также обеспечить течение воспитательного процесса [5]

В рамках оценки приобретённых результате „ посещения занятий параметров состояния здо-с ровья нужно принимать во внимание тот факт, © что нормальной плотностью полноценно прове-оТ дённого занятия является ее значение в 100%. о Если анализировать двигательную плотность ^ занятия, то в данном случае требуется отталки-2 ваться от типа занятия, и по этой причине дан-

ный параметр может варьироваться в определенных значениях. В частности при проведении занятий, в рамках которых студенты выполняют упражнения для улучшения техники воздействия и оттачивания двигательных навыков, показатель двигательной плотности колеблется в интервале от 70 до 80%. Если в рамках занятия изучаются и озвучиваются двигательные действия, а также, если проводится вводное занятие для получения теоретической информации, что предполагает интенсивную интеллектуальную деятельность спортсменов, показатель двигательной плотности может колебаться на отметке до 50%.

В целях определения уровня физической нагрузки могут использоваться разнообразные методы. На сегодняшний день чаще всего используются самые легкодоступные методы, которые предполагают измерение показателя частоты пульса. В рамках одного занятия, для определения физической нагрузки осуществляется процедура измерения пульса студента, физическая подготовка которого колеблется на среднем уровне, мероприятия повторяются от 8 до 10 раз. В большинстве случаев схема измерения этого показателя предполагает определение частоты пульса до начала произведения занятия, до начала выполнения какого-либо упражнения, и после проведения упражнения. Таким образом, метод определения частоты пульса предполагает подсчет показателя в рамках разминки, сразу после её проведения, перед выполнением каждого отдельного упражнения и после выполнения каждого отдельного упражнения, которые выполняются для достижения целей поставленных в начале урока, затем пульс измеряется в ходе заключительной части урока и после неё.

Каждый раз в рамках каждого замера пульса, частота измеряется в течение 10 секунд, после чего полученный 10-секундный показатель умножается на 6, для определения количества ударов пульса в минуту. По результатам проведенных расчетов выводится кривая физической нагрузки, в этих целях по горизонтали обозначается время занятия в минутах, при этом горизонтальная ось подразделена в соответствии с частями занятия, а по вертикальной оси отражаются показатели частоты сердечных сокращений в рамках той или иной части занятия. Данная кривая используется для определения параметров производительности каждой части занятия с точки зрения интенсивности физических нагрузок. В данном случае нужно принимать во внимание также тот факт, что ЧСС могут изменяться не только под влиянием особенностей и интенсивности мышечных нагрузок, но и в результате эмоциональных всплесков, который при проведении физических занятий могут иметь достаточно большой вес. И по этой причине для того чтобы правильно оценивать параметры пульсометрии требуется принимать во внимания результаты, которые были получены в результате педагогического исследования, и полученные параметры также кратко отражаются в протоколе занятия.

Для того чтобы осуществлять мониторинг показателей эффективности педагогического процесса исследуются параметры физической подготовки учеников. Благодаря проведению контрольных проверок появляется возможность выявить параметры качества приобретения тех или иных физических навыков, сравнить фактические показатели физической активности и тренированности студентов с нормативными значениями и по результатам проведенной сравнительной оценки сформировать действенные планы для обеспечения дальнейшего физического развития студентов.

В процессе физического воспитания на базе ВУЗов используются следующие формы исследований и анализов:

- для оценки скоростных способностей студентов используется метод бега на 100 м с фиксацией результатов;

- в целях определения физического развития и силовых качеств мышц ног проводится упражнения на оценку прыжка в длину с места;

- для определения специальной выносливости студентов используются забеге на 500 м для девушек и 1000 м для юношей;

- для определения общей выносливости осуществляются забеги на 2 км для девушек на 3 км для юношей:

- в целях определения локальной силовой выносливости юношей используется способ подтягивания в висе;

- для определения параметра силовой выносливости мышц туловища девушек используется метод поднятия туловища из положения «лежа на спине руки за головой»;

- упражнение на отжимания от поверхности путём разгибания и сгибания рук в упоре лежа для юношей;

- упражнения на осуществление наклонов вперед для определения гибкости и др.

Для того чтобы полученные данные при проведении контрольных упражнений были максимально точными, нужно проводить повторные и контрольные упражнения с сохранением предыдущих условий, в один и тот же период времени, с использованием схожих схем проведения контрольных упражнений. Наиболее точным результаты первичных и вторичных контрольных испытаний будут тогда, когда характер и интенсивность двигательной активности студентов до проведения контрольных испытаний и в том и другом случае был аналогичен. В начале каждого учебного контрольных года проводится комплекс упражнений с фиксацией полученных результатов, и в конце каждого учебного года проводится повторный заключительный комплекс контрольных упражнений с фиксацией результатов, затем полученные результаты в начале и в конце года сравниваются.

Процедура сравнительной оценки результатов тестирования. Для того чтобы дополнительно проверить уровень физической подготовки студентов должный эффект можно

получить в условиях неизменного количества контрольных занятий, проводить оценку в баллах для каждого теста, который позволяет определить ту или иную форму физической подготовки, и затем по сумме полученных в рамках каждого элемента оценки баллов установить общий показатель физической подготовки.

Наиболее полную и всестороннюю информацию об уровне эффективности занятия физкультурой можно получить путём проведения контрольных мероприятий от работы педагога на занятиях и работы учеников, кроме того может быть проведена работа по определению уровня влияния работы педагога на эффективность решения в рамках учебно-воспитательного плана задач.

Мероприятия педагогического наблюдения могут быть полными, что предполагает осуществление контроля над всеми эффектами и результатами преподавательской деятельности, а также в данном случае анализу подвергается сама работа педагога, здесь может исследоваться эффективность конспекта занятия, могут анализироваться планы профилактической работы. Проверке также могут быть подвергнуты студенты, в этих целях определяют их сознательность и самостоятельность, уровень их теоретических знаний.

Литература

1. Гилмор Г. Бег ради жизни. Изд. 2-е, исправленное и дополненное: Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1970.- 112 с.

2. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. - Гродно: ГрГУ, 2002.

3. Дронов В.Я. Физическая культура. - М., 2005.

4. Теория и методики физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

- 287 с.

5. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А. Головина, В.А. Масляка, А.В. Коробкова и др.

- М.: Высш. школа, 1993.

Organization of medical and pedagogical monitoring of students engaged in physical culture Starodubtsev M.P.

The paper presents modern data on medical and pedagogical control of students engaged in physical culture. The methods of diagnosis and self-diagnosis of the state of the body with regular exercise and sports. The technique of classes with students who have deviations in the state of health, with the help of health-improving physical culture is described and the educational-methodical complex for classes with students of a special medical group is developed. Key words: medical and pedagogical control; physical culture; effects; complex. References

1. Gilmore G. the Race for life. Ed. 2nd, revised and enlarged: Per.

from English.- Moscow: physical Education and sport, 1970.112 p.

2. Gorodilin S.K. Physical training of students. - Grodno: GRGU,

2002.

3. Dronov V.Ya. Physical culture. - M, 2005.

4. The theory and techniques of physical training / Under the edi-

torship of B.A. Ashmarin. - M.: Education, 1990. - 287 pages.

5. Physical training: The textbook / Under the editorship of V.A.

Golovin, V.A. Maslyak, A.V. Korobkov, etc. - M.: Vyssh. school, 1993.

6 У X

ДА

> tr

X

tr гп А о п m т;

о

m о т; О

О

З

Д О -о О ГО О-Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.