Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ / ПРИНЦИПЫ / УСЛОВИЯ / MORAL / AESTHETIC / POLYCULTURAL / PRINCIPLES / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабдарова Наталия Геннадьевна

Цель - рассмотреть особенности воспитательного процесса на занятиях русского языка как иностранного (РКИ), выделить его актуальные направления и педагогические условия реализации. Методы. Наблюдение, мониторинг, педагогический эксперимент, беседа, тестирование. Результат. Проанализирован воспитательный процесс на занятиях РКИ, рассмотрена специфика данного процесса. Выделены и обоснованы наиболее актуальные направления воспитания иностранных студентов. Охарактеризованы основные педагогические принципы и условия воспитательного процесса. Вывод. Наиболее значимыми направлениями воспитания иностранных студентов являются нравственное, эстетическое и поликультурное. Для успешной реализации воспитательного потенциала занятий РКИ необходимы такие педагогические условия, как профессионализм преподавателя, наличие концепции и программы воспитания, материально-технического обеспечения, мотивации у обучающегося, участие студентов-иностранцев во внеаудиторной деятельности, использование преподавателем современных средств и методов воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабдарова Наталия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT RUSSIAN LESSONS AS A FOREIGN LANGUAGE

The aim of the article is to consider the features of the educational process at Russian Lessons as a Foreign Language (RFL), highlight its current directions and pedagogical conditions for implementation. Methods. Observation, monitoring, pedagogical experiment, conversation, testing. Result. The educational process at Russian lessons as a foreign language is analyzed, the specificity of this process is considered. The most relevant areas of education for foreign students are highlighted and justified. The main pedagogical principles and conditions of the educational process are characterized. Conclusion. The most significant areas of education for foreign students are moral, aesthetic and multicultural. Such pedagogical conditions as teacher’s professionalism, concept and program of education, material and technical support, student motivation, participation of foreign students in extracurricular activities, using of modern means and methods of education are necessary for the successful implementation of the educational potential of RFL.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.013

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-44-48

Организация воспитательного процесса на занятиях по русскому языку как иностранному

© 2019 Шабдарова Н. Г.

Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия; e-mail: shabdarova@pgu.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть особенности воспитательного процесса на занятиях русского языка как иностранного (РКИ), выделить его актуальные направления и педагогические условия реализации. Методы. Наблюдение, мониторинг, педагогический эксперимент, беседа, тестирование. Результат. Проанализирован воспитательный процесс на занятиях РКИ, рассмотрена специфика данного процесса. Выделены и обоснованы наиболее актуальные направления воспитания иностранных студентов. Охарактеризованы основные педагогические принципы и условия воспитательного процесса. Вывод. Наиболее значимыми направлениями воспитания иностранных студентов являются нравственное, эстетическое и поликультурное. Для успешной реализации воспитательного потенциала занятий РКИ необходимы такие педагогические условия, как профессионализм преподавателя, наличие концепции и программы воспитания, материально-технического обеспечения, мотивации у обучающегося, участие студентов-иностранцев во внеаудиторной деятельности, использование преподавателем современных средств и методов воспитания.

Ключевые слова: нравственное, эстетическое, поликультурное, принципы, условия.

Формат цитирования: Шабдарова Н. Г. Организация воспитательного процесса на занятиях по русскому языку как иностранному // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 44-48. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-44-48

Organization of the Educational Process at Russian Lessons as a Foreign Language

© 2019 Nataliya G. Shabdarova

Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia; e-mail: shabdarova@pgu.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the features of the educational process at Russian Lessons as a Foreign Language (RFL), highlight its current directions and pedagogical conditions for implementation. Methods. Observation, monitoring, pedagogical experiment, conversation, testing. Result. The educational process at Russian lessons as a foreign language is analyzed, the specificity of this process is considered. The most relevant areas of education for foreign students are highlighted and justified. The main pedagogical principles and conditions of the educational process are characterized. Conclusion. The most significant areas of education for foreign students are moral, aesthetic and multicultural. Such pedagogical conditions as teacher's professionalism, concept and program of education, material and technical support, student motivation, participation of foreign students in extracurricular activities, using of modern means and methods of education are necessary for the successful implementation of the educational potential of RFL.

Key words: moral, aesthetic, polycultural, principles, conditions.

For citation: Shabdarova N. G. Organization of the Educational Process at Russian Lessons as a Foreign Language. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 44-48. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-44-48 (In Russian)

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Введение

Необходимость воспитательного процесса на занятиях русского языка как иностранного (РКИ) обусловлена потребностью общества. Анализ ее современного состояния, в котором возросли такие кризисные показатели, как жестокость, цинизм и неприятие общественно значимых идеалов, асоциальное поведение подрастающего поколения и молодежи, дает повод утверждать, что в настоящее время вопрос воспитания стоит очень остро и требует особого внимания на всех уровнях образования.

Воспитательный процесс на занятиях РКИ имеет свою специфику, обусловленную аудиторией обучающихся, на которую он направлен. Иностранные студенты, слушатели, учащиеся подготовительного отделения приезжают в Россию, как правило, с уже сформированным мировоззрением, они обладают определенным уровнем воспитанности и воспитуемости, которые сложились в результате влияния ряда факторов: культуры родной страны, семейных традиций, общественно-экономического уклада, религии, окружения - все это нельзя игнорировать в процессе воспитания студентов-

иностранцев. Поэтому в работе речь пойдет не о формировании личности, а о ее дальнейшем развитии: развитии ее творческого и интеллектуального потенциала, влиянии на эстетические вкусы и коммуникативные способности, помощи при возникновении индивидуально-психологических проблем. Цель педагога - не создать новую личность, а создать условия для ее саморазвития и самосовершенствования.

Еще одной особенностью процесса воспитания на занятиях РКИ является разнообразие образовательных программ: иностранцы могут проходить обучение по программам высшего образования на протяжении от 4 до 6 лет (бакалавриат, специ-алитет, магистратура), могут предварительно быть учащимися подготовительных отделений или являться слушателями краткосрочных курсов по русскому языку как иностранному - выбор зависит от цели обучающегося. Длительность и целевая установка студентов влияют на интенсивность педагогического воздействия, на методы и приемы воспитания.

Цель - рассмотреть особенности воспитательного процесса на занятиях русского языка как иностранного (РКИ), выделить его актуальные направления и педагогические условия реализации.

Методы - наблюдение, мониторинг, педагогический эксперимент, беседа, тестирование.

Результаты

Академические группы иностранных обучающихся, как правило, представляют собой смешение разных языков, культур и вероисповеданий - это является еще одной важной особенностью, которую необходимо учитывать при построении воспитательного процесса.

Важнейшая задача педагога - помочь студенту-иностранцу понять ценности, социально-психологические нормы, присущие российскому обществу в данное время, усвоить важные для нашей страны элементы культуры, а также сформировать у студента положительное отношение к российскому народу и культуре, к народам и культурам других стран. В связи с этим наиболее актуальными направлениями в воспитательном процессе, на наш взгляд, являются нравственное, эстетическое и поликультурное воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс, направленный на усвоение нравственных и этических норм, на формирование морального сознания личности, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек нравственного поведения. На занятиях РКИ нравственное воспитание осуществляется в процессе формирования педагогом понимания и усвоения обучающимися нравственно-ценностных ориен-таций, являющихся общечеловеческими, а также характерных только для российского общества, путем сопоставления ориента-ций своей культуры с другой, в данном случае - с русской, российской.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». В процессе эстетического воспитания студент должен научиться распознавать, понимать, сохранять и совершенствовать прекрасное. Эстетическое воспитание является важным для развития разносторонней и гармоничной личности, оно должно присутствовать и учитываться на всех этапах педагогического процесса. В условиях высшей школы, где процесс обучения и воспитания касается будущих специалистов с профессиональными знаниями, цель эстетического воспитания можно определить, как воспитание личности, которая объединяет в себе профессионализм и гуманизм и имеет сформи-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 2. 2019

рованное эстетическое сознание, владеет способами эстетического освоения мира [ 1].

Поликультурное воспитание направлено на создание положительных привычек, необходимых для эффективной жизнедеятельности в поликультурном мире. Результатом данного процесса является формирование поликультурной личности, которая способна жить в условиях межкультурного общения, объединять идентификацию себя как представителя определенного этноса и уважение к другим культурам, а также стремится познать новую культуру. В эпоху глобализации, когда границы между народами являются условными, сеть международных контактов постоянно увеличивается, формирование поликультурной компетенции у будущих специалистов становится профессионально-значимым, необходимым для успешной самореализации. На занятиях с иностранными учащимися межкультурное взаимодействие - это весь процесс обучения. Поликультурное воспитание помогает обучающимся лучше понять и свою, и чужую культуры, через сопоставление увидеть общее и уникальное, осознать источники возникновения противоречий.

Воспитательный процесс осуществляется системно и методично, он должен строиться на педагогических принципах. Первым базовым принципом является принцип диалога культур. Для реализации всех видов воспитания этот принцип является основополагающим, так как, как было уже отмечено, студенты-иностранцы не являются «чистым листом» - у них уже есть сложившиеся мировоззрение, нравственно-ценностные ориентиры, обусловленные их культурами и индивидуальным опытом.

Второй важный принцип - связь воспитания и обучения с социокультурной средой. Ценности, идеалы, нормы и модели поведения должны соответствовать тому, что существует в обществе, иначе теряется суть воспитания - подготовить студента-иностранца к жизни в современном российском обществе.

Принцип единства и целостности проявляется в направленности всех видов деятельности на воспитание студента. Все занятия, внеаудиторная деятельность, явления действительности и факты культуры, задействованные в образовательном процессе, имеют влияние на личность. Каждая речевая тема имеет воспитательный потенциал, поэтому необходимо максимально реализовывать его на занятиях РКИ. Необходимо также единство всех имеющихся

педагогических средств воспитания во всех видах деятельности.

Еще один принцип - единство нравственного, эстетического и поликультурного воспитания. Эстетическое воспитание не может осуществляться в отрыве от нравственного. Если эстетизм - это скорее форма, а нравственность - содержание, то при потере второго мы получаем эстетство: восхищение лишь внешней формой, а не ее идейной составляющей. А так как весь процесс обучения - это взаимодействие культур, то без поликультурного воспитания целостный воспитательный процесс на занятиях РКИ является невозможным.

На занятиях РКИ важным принципом воспитания является и индивидуально-личностный подход. Как показала практика, в группе, где объединены представители разных культур, возрастных групп и религиозных взглядов, процесс воспитания и обучения не будет иметь положительного результата без учета этого принципа.

Воспитание как целенаправленное развитие личности предполагает наличие определенных условий. Педагогические условия это - компонент педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие.

Главным педагогическим условием эффективного воспитания на занятиях РКИ является профессионализм преподавателя, который без соответствующих знаний и умений, при наличии всего комплекса необходимых педагогических условий не сможет реализовать воспитательный потенциал занятий. В настоящее время для обеспечения этого условия в нашей стране реализуются программы подготовки специалистов по русскому языку как иностранному. В Пятигорском государственном университете реализуется магистерская программа «Лингвопедагогические модели обучения русскому языку как иностранному». Задача данной программы -через инновационные технологии и методики, генерацию новых научных знаний и креативных практик подготовить высококлассные духовно-нравственные педагогические кадры, обладающие высоким уровнем профессиональной и социальной ком-

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

петентности, культурой общения на государственном языке России и иностранных языках [4, с. 236].

Планирование является важной составляющей всего образовательного процесса, без четкого понимания целей, предъявляемых обществом, невозможно актуализировать процесс и выстроить эффективную программу реализации. Поэтому важным педагогическим условием эффективности воспитательного процесса на занятиях РКИ является наличие разработанной концепции и программы воспитания.

Материально-технические условия осуществления образовательного процесса в целом и процесса воспитания как его составляющей предполагают наличие учебных помещений, оборудования, пособий и т. д. Особенность заключается в том, что данные компоненты выполняют несколько важных функций: они удовлетворяют познавательные потребности, способствуют развитию творческих способностей, повышают интерес к предмету изучения путем насыщения окружающей среды необходимыми атрибутами.

Наличие мотивации является условием субъективным, и его нельзя предугадать заранее или подготовить, но можно повлиять на него путем совершенствования образовательного процесса, индивидуального подхода. Важным для формирования мотивации является создание «ситуации успеха» на занятии. Для всего образовательного процесса важно, чтобы студенты чувствовали, что у них есть рост, что они достигли значимых результатов.

Психологический климат на занятиях РКИ, влияющий на эффективность взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, складывается из учета многих факторов, но наиболее значимым, на наш взгляд, является формирование толерантности и эмпатии у обучающихся. Это обусловлено тем, что весь процесс обучения и воспитания реализуется в рамках межкультурного взаимодействия.

Студентов необходимо привлекать и к внеаудиторной деятельности, где они в реальных условиях, но под руководством преподавателя могут продемонстрировать свои навыки поликультурного общения, нормы поведения на практике, взаимодействовать с учреждениями культуры, с общественными культурными центрами, что способствует эстетическому и нравственному воспитанию личности в духе миролюбия и взаимопомощи.

Необходимым педагогическим условием является правильный выбор эффективных современных средств воспитания согласно индивидуальным особенностям каждого иностранного студента и всей группы в целом. К основным средствам, способствующим развитию нравственной, эстетической и поликультурной личности, необходимо отнести, в первую очередь, сам язык, который является отражением многовекового опыта народа, его культуры и ментальности. Через изучение языка преподаватель показывает всю красоту языка, а через него и культуры, повышая тем самым интерес и мотивацию к изучению, а «размышление над словом, его анализ, интерпретация помогают иностранным студентам познакомиться с особенностями русского видения мира» [2, с. 413], поэтому так важно отнестись внимательно к выбираемому лексическому минимуму и предложениям, являющимся примерами на занятиях. Литература во всех ее проявлениях - общепризнанное средство воспитания. Проблематика, изображение действительности, ее эмоциональность и реалистичность - все это делает произведения эффективным средством воздействия.

К основным средствам также необходимо отнести использование проблемных жизненных ситуаций и игры: игровые задания моделируют естественные условия речевого общения, а ситуации побуждают обучающихся к рефлексии, к анализу собственных поступков с точки зрения соответствия их нравственно-ценностным ориентирам, но нельзя забывать, что эти ориентиры будут разными в зависимости от характера культур обучающихся.

Для полноценного воздействия на обучающегося необходимо задействовать все каналы восприятия и формы подачи материала, поэтому использование иллюстративно-наглядного материала как средства развития является логичным и обоснованным.

Новые возможности для формирования нравственно-ценностной ориентации иностранных учащихся открывают современные информационные технологии, так в условиях поликультурной и полиэтничной среды Северного Кавказа [3, с. 237] использование массовых онлайн-курсов, основанных на текстах «кавказской» тематики, является хорошим дополнением к основным учебно-методическим материалам.

Заключение

Таким образом, воспитательный процесс на занятиях РКИ является сложным, многоаспектным явлением, при реализа-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

ции которого необходимо учитывать все особенности участников воспитательного процесса и в соответствии с этим строить педагогическое взаимодействие. Нравственное, эстетическое и поликультурное -приоритетные направления воспитания, так как именно они обеспечивают формирование у иностранных студентов понимания ценностей, норм поведения, присущих российской культуре, положительного от-

1. Гусленко И. Ю. Составляющие методики эстетического воспитания студентов в вузе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2011. № 6. С. 305-310.

2. Тенчурин А. Ю. Подходы к духовному воспитанию иностранных студентов военного инженерного вуза // Молодой ученый. 2017. № 49. С. 412-414.

3. Федотова И. Б., Орлова Н. А. Специфика обучения иностранных студентов русскому языку в полиэтничном регионе // Русский

1. Guslenko I. Yu. Components of methods of aesthetic education of students at the University. Nauch-nye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Science journal of Belgorod State University. Series: humanitarian science]. 2011. No. 6. Pp. 305-310. (In Russian)

2. Tenchurin A. Yu. Approaches to spiritual education of foreign students of military engineering University. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2017. No. 49. Pp. 412-414. (In Russian)

3. Fedotova I. B., Orlova N. A. Specifics of teaching Russian to foreign students in a multiethnic region. Russkij yazyk v polietnichnom re-gione: mezhdunarodnaya mezhvuzovskaya

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Шабдарова Наталия Геннадьевна, аспирант, кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания, Пятигорский государственный университет (ПГУ), Пятигорск, Россия; e-mail: shabdarova@pgu.ru

Научный руководитель: Федотова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой словесности и педагогических технологий филологического образования, ПГУ, Пятигорск, Россия; e-mail: fedotova@pgu.ru

Принята в печать 20.05.2019 г.

ношения к культуре в целом. Для их реализации необходимо строить взаимодействие на основе педагогических принципов и обеспечить наличие ряда педагогических условий, из которых наиболее значимым, на наш взгляд, является профессионализм преподавателя, так как именно это условие может обеспечить наличие и эффективную реализацию всех остальных.

язык в полиэтничном регионе: международная межвузовская научно-практическая конференция для молодых ученых, иностранных студентов, магистрантов и аспирантов. Элиста: Изд-во КГУ им. Б. Б. Городовикова. 2016. С. 236-245.

4. Федотова И. Б., Шабдарова Н. Г. Педагогическая подготовка магистрантов к реализации обучающего и воспитательного потенциала курса «Русский язык как иностранный» // Вестник Пятигорского государственного университета. Пятигорск, 2017. № 4. С. 236-239.

nauchno-prakticheskaya konferenciya dlya mo-lodyh uchenyh, inostrannyh studentov, magistran-tov i aspirantov [Russian language in a multiethnic region: international interuniversity scientific and practical conference for young scientists, foreign students, undergraduates and postgraduates]. 2016. Pp. 236-245. (In Russian)

4. Fedotova I. B., Shabdarova N. G. Pedagogical preparation of undergraduates to implement the teaching and educational potential of the course "Russian as a foreign language". Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Pyatigorsk state university]. Pyatigorsk, 2017. No. 4. Pp. 236-239. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Nataliya G. Shabdarova, postgraduate, the chair of Intercultural Communication, Lin-guodidactics, Pedagogical Technologies of Education, Pyatigorsk State University (PSU), Pyatigorsk, Russia; e-mail: shabdarova@pgu.ru Supervisor: Irina B. Fedotova, Doctor of Pedagogy, assistant professor, the head of the chair of Literature and Pedagogical Technologies of Philological Education, PSU, Pyatigorsk, Russia; e-mail: fedotova@pgu.ru

Received 20.05.2019.

Литература

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.