Научная статья на тему 'Организация воспитания студенческой молодёжи Чечни на основе вайнахской этики'

Организация воспитания студенческой молодёжи Чечни на основе вайнахской этики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВАЙНАХСКАЯ ЭТИКА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / EDUCATION / VAINAKH ETHICS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Х. Э.

В статье представлен опыт организации воспитания студенческой молодёжи Чечни на основе Вайнахской этики. В статье убедительно доказывается, что воспитательная работа эффективна, когда она проводится комплексно и средствами учебной и собственно воспитательной работы со студентами. Автором представлен опыт Чеченского государственного университета по организации воспитания студентов на основе Вайнахской этики. В качестве примера приведены основные цели и задачи учебной дисциплины «Вайнахская этика», которая позволяет сформировать представление об истории и современном состоянии гуманитарных знаний в области теории и истории культуры чеченцев и способствует воспитанию молодого поколения в духе уважения к традициям своего народа и других народов, населяющих Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF EDUCATION OF STUDENTS IN CHECHNYA ON THE BASIS OF THE VAINAKH ETHICS

The article presents the experience of organizing the education of students of Chechnya on the basis of the Vainakh ethics. The article clearly proves that educational work is effective when it is complex of tools of learning and educational work with students. The author presents the experience of the Chechen State University on the organization of education students on the basis of the Vainakh ethics. As an example, the main goals and objectives of the discipline of “Vainakh Ethics”, which allows you to form an idea about the history and present state of human knowledge in the theory and history of culture of the Chechens and helps educate the young generation in the spirit of respect for the traditions of his people and other peoples living in Russia.

Текст научной работы на тему «Организация воспитания студенческой молодёжи Чечни на основе вайнахской этики»

2. Баранова Е.В., Зайкин М.И. Развитие исследовательских умений учащихся при работе на геоплане. Гуманизация математического образования в школе и вузе. Саранск, 1997: 76 - 79. Available at: http://www.researcher.ru/methodics/method/razvitie/geoplan.html

3. Кудакова Н.С. Развитие пространственных представлений учащихся 5-6 классов средней школы с использованием движений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Арзамас, 2000.

References

1. Kudakova N.S. Ispol'zovanie dvizhenij razlichnogo tipa pri izuchenii geometricheskogo materiala v nachal'nom kurse matematiki. Aktual'nye problemy razvitiya vertikal'noj integracii sistemy obrazovaniya, nauki i biznesa: 'ekonomicheskie, pravovye i social'nye aspekty: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno- prakticheskoj konferencii 23-24 oktyabrya 2014 g. Pod red. S.L. Igolkina. Voronezh: VCNTI, 2014. Available at: http://www.vepi.ru/upload/iblock/aad/aad561b1b9ca0f7c5e8ab2c3a13a142e.pdf

2. Baranova E.V., Zajkin M.I. Razvitie issledovatel'skih umenij uchaschihsya pri rabote na geoplane. Gumanizaciya matematicheskogo obrazovaniya vshkole i vuze. Saransk, 1997: 76 - 79. Available at: http://www.researcher.ru/methodics/method/razvitie/geoplan.html

3. Kudakova N.S. Razvitie prostranstvennyh predstavlenij uchaschihsya 5-6 klassov srednej shkoly s ispol'zovaniem dvizhenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arzamas, 2000.

Статья поступила в редакцию 21.05.15

УДК 378

Mamalova H.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

THE ORGANIZATION OF EDUCATION OF STUDENTS IN CHECHNYA ON THE BASIS OF THE VAINAKH ETHICS. The article presents the experience of organizing the education of students of Chechnya on the basis of the Vainakh ethics. The article clearly proves that educational work is effective when it is complex of tools of learning and educational work with students. The author presents the experience of the Chechen State University on the organization of education students on the basis of the Vainakh ethics. As an example, the main goals and objectives of the discipline of "Vainakh Ethics", which allows you to form an idea about the history and present state of human knowledge in the theory and history of culture of the Chechens and helps educate the young generation in the spirit of respect for the traditions of his people and other peoples living in Russia.

Key words: education, Vainakh ethics, students.

Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ЧЕЧНИ НА ОСНОВЕ ВАЙНАХСКОЙ ЭТИКИ

В статье представлен опыт организации воспитания студенческой молодёжи Чечни на основе Вайнахской этики. В статье убедительно доказывается, что воспитательная работа эффективна, когда она проводится комплексно - и средствами учебной и собственно воспитательной работы со студентами. Автором представлен опыт Чеченского государственного университета по организации воспитания студентов на основе Вайнахской этики. В качестве примера приведены основные цели и задачи учебной дисциплины «Вайнахская этика», которая позволяет сформировать представление об истории и современном состоянии гуманитарных знаний в области теории и истории культуры чеченцев и способствует воспитанию молодого поколения в духе уважения к традициям своего народа и других народов, населяющих Россию.

Ключевые слова: воспитание, Вайнахская этика, студенческая молодёжь.

Современное развитие российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, оказывающими огромное воздействие на все социальные слои. Построение гражданского общества, становление демократических институтов, переход к рыночной экономике - это те стратегические задачи, решение которых выступает необходимым условием обеспечения социальной стабильности страны, её интеграции в мировое цивилизационное пространство. Всё это требует максимальной мобилизации всех социальных ресурсов. Большая ответственность лежит на молодёжи, как носителе социальной энергии.

В Чеченской Республике государственными и муниципальными органами власти, институтами гражданского общества и обществом в целом на всех уровнях проводится масштабная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения. Она основана на трёх постулатах - гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа).

Подобная особенность ценностной шкалы требует от организаторов воспитательной работы слаженного взаимодействия и системного подхода к выполнению поставленных задач.

Улучшение координации деятельности министерств, ведомств и организаций, а также реализация программного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения возможны только при условии разработки и внедрения единой концепции и создания координационного экспертного совета, которая была принята в 2013 году [1].

Как отмечается в Концепции, «...работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения

в Чеченской Республике начинается не «с чистого листа», она имеет фундамент в виде позитивного воспитательного опыта, накопленного ранее, поддержки со стороны руководства Республики, политической стабильности, развития экономики и производства, инвестиций в здоровье человека, в его профессиональное, культурное, личностное развитие, а, значит, в будущее страны.» [1, с. 8].

В целях сохранения и популяризации традиционных ценностей, обычаев и обрядов народов Чеченской Республики используются следующие формы работы:

- использование потенциала средств массовой информации (проведение различных теле-радиопередач, фильмов, роликов и т.д., размещение статей в печатных и электронных СМИ о традициях, обычаях и культуре народов Чеченской Республики);

- проведение этнокультурных праздников и фестивалей;

- проведение встреч, бесед и других разъяснительных мероприятий с молодёжью;

- оказание содействия органам государственной власти в исследовательской и научной деятельности по изучению обычаев, традиций и культуры народов Чеченской Республики;

- издание литературы о традициях, обычаях, культуре народов Чеченской Республики;

- составление методических рекомендаций по организации работы в данном направлении.

Образовательная политика Республики на современном этапе направлена, в первую очередь, на сохранение и развитие лучших традиций системы образования, своевременное и опережающее обеспечение запросов чеченского общества в целом и каждого гражданина в частности, формирование системы обу-

чения и воспитания, в полной мере отвечающей задачам нового этапа развития общества.

Воспитательная работа в Чеченском государственном университете проводится и средствами учебной и воспитательной работы со студентами.

В процессе организации воспитательной работы со студентами в Чеченском государственном университете регулярно проводятся творческие вечера, конкурсы, фестивали, встречи с чеченскими писателями и поэтами, художниками. Большое внимание уделяется изучению Вайнахской этики, в которой сосредоточены основные духовно-нравственные ориентиры и традиции чеченского народа, сформированные на протяжении последних десятилетий и уходящие вглубь веков.

Этика - греческое слово. Это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика - наука нормативная. Она объясняет, что такое мораль и в то же время учит морали.

Этика у любого народа возникла в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, то есть она появилась с зарождением классового общества. В то же время этика призвана была теоретически решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать Добром, а что злом и т.д.) [2].

Активное воспитание чеченской молодёжи осуществляется и средствами учебной дисциплины «Вайнахская этика». Данная дисциплина должна способствовать этическому воспитанию чеченской молодежи. Глубоко усвоенные студентами такие понятия, как честность, ответственность, совесть, долг, справедливость, доброта, преданность и другие, пронизывая все компоненты сознания, возвышают юношей и девушек над миром повседневных обязательств, делают сильнее, увереннее, пробуждают в них особый творческий подъём, активное отношение к жизни.

Цель учебной дисциплины «Вайнахская этика»: дать представление об истории и современном состоянии гуманитарных знаний в области теории и истории культуры чеченцев; сформировать целостный взгляд на социокультурные процессы прошлого и современности вайнахской этики; дать представление об историко-культурном развитии Чечни в Х1Х-ХХ веке.

Задачи учебной дисциплины «Вайнахская этика»: ознакомить с основными учениями и этапами становления и развития этического знания чеченцев; доказать общечеловеческую зна-чимост духовно-культурных и морально-этических ценностей своего народа и приобщить его к опыту нравственных исканий многих поколений человечества; осмыслить и выбрать духов-

Библиографический список

но-нравственные ориентиры для определения своего места и роли в обществе.

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать: историю развития чеченской культуры; ислам и чеченские обычаи - отличия и совпадения; духовные качества личности; фольклор, его роль в жизни народа; духовно-нравственные, культурно-исторические и лингвистические системы культуры нахских (вайнахских) народов; сущность и основные этапы развития этической мысли, важнейшие моральные, религиозные и философские школы и учения, категории морального сознания; назначение и смысл жизни человека, нравственный идеал и стремление к совершенству, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, этические и эстетические ценности, их значения в творчестве и повседневной жизни; знание и понимание условий становления личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, осознание роли насилия и ненасилия в истории.

- уметь: определять духовные качества личности, опираясь на ценности чеченского менталитета; определять выделяемые в курсе вайнахской этики основные понятия; характеризовать духовные качества личности; производить полный анализ развития личности; обобщать наблюдения над изучаемыми фактами чеченских обычаев и традиций; раскрывать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к Богу, природе и обществу и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе и обществе; раскрывать роль этики в развитии личности, общества и цивилизации, соотношение религии и этики, морали и права и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; культурно, адекватно и толерантно вести себя в любом обществе, уважая достоинство, права, убеждения и ценности других людей [3].

- владеть: средствами самостоятельного, методически правильного использования методов духовного, нравственного и физического воспитания, укрепления здоровья, достижения должного уровня моральной и физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной адаптации и профессиональной деятельности.

Как показывает опыт, использование в комплексе различных форм как учебной, так и воспитательной работы, позволяет эффективно осуществлять воспитательную работу с чеченской студенческой молодёжью на основе лучших народных традиций, запечатлённых в Вайнахской этике, возрождая утраченные ценности.

1. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Грозный, 2013.

2. Исаев Э. О нравственной культуре вайнахов. Available at: http://nohchalla.com/gordost/755-nravstvennaya-kultura-vaynahov.html

3. Аннотация рабочей программы дисциплины «Вайнахская этика». Available at: http://davaiknam.ru/text/otechestvennaya-filologi-ya-russkij-yazik-i-literatura-page-6

References

1. Edinaya koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya podrastayuschego pokoleniya Chechenskoj Respubliki. Groznyj, 2013.

2. Isaev 'E. O nravstvennoj kul'ture vajnahov. Available at: http://nohchalla.com/gordost/755-nravstvennaya-kultura-vaynahov.html

3. Annotaciya rabochej programmy discipliny «Vajnahskaya 'etika». Available at: http://davaiknam.ru/text/otechestvennaya-filologiya-russkij-yazik-i-literatura-page-6

Статья поступила в редакцию 06.06.15

УДК 796.011.1

Vorontsov P.G., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Head of Department of Physical Education and Health, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Krainik V.L., Dr. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports in Altay State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

PRESENTATION ABOUT THE FORMATION OF THE PERSONALITY BY PHYSICAL EDUCATION IN THE RELIGIOUS WORLD VIEW OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE. The article presents a historical review of research of a problem of formation of a person by means of physical education in the religious world of the humanities. In the aspect that interests the authors, the existing literature on the subject has been divided into five groups: philosophical, religious, historical, special-pedagogical and medico-biological. In the first group the researchers analyzed the works of Plato, Aristotle, Augustine, Aquinas, Erasmus, Descartes, John Locke, Jean-Jacques Rousseau, representatives of Marxist and Russian religious philosophy, and the works of his contemporaries. In the second, a religious group, the writings of the Greek apologists, such as Justin the Philosopher, Irenaeus, Theophilus of Antioch, Cyprian of Carthage, Ephrem the Syrian, and others are analyzed. The third group was based on the ancient religious sources, which contain the history of the development of physical culture and sports. The fourth group reflects the theoretical and methodological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.