Научная статья на тему 'Организация волонтерской проектно-педагогической практики студентов'

Организация волонтерской проектно-педагогической практики студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерская деятельность / проектно-педагогическая практика / проекты / задания / школьники / volunteer activities / project-oriented teaching practice / projects / assignments / schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Ворошилова, И. В. Ковалев, А. В. Багачук

В данной статье рассматривается организация волонтерской проектно-педагогической практики студентов. Рассмотрены основные организационно-педагогические условия реализации волонтерской проектно-педагогической практики, а также представлен пример успешной практики студентов – будущих педагогов. Реализация волонтерской проектно-педагогической практики студентов является важным аспектом образовательного процесса, который позволяет студентам получить практический опыт профессиональной деятельности, развить свои профессиональные навыки и компетенции. В статье также приведены примеры проектов, выполненных студентами в ходе прохождения практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Ворошилова, И. В. Ковалев, А. В. Багачук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of volunteer project-oriented teaching practice for students

This article discusses the organization of volunteer project-oriented teaching practice for students. The basic principles and requirements for the practice are considered. An example of successful practice is given. The organization of volunteer practice for students is an important aspect of the educational process, which allows students to gain practical work experience and develop their professional skills and competencies. The article also provides examples of projects completed by students during their internship.

Текст научной работы на тему «Организация волонтерской проектно-педагогической практики студентов»

Инфoрматика. Э^^мита. Уиравлeниe// Informatics. Economics. Management

2024; 3(1) http://oajiem.com/

УДК: 378 EDN: LYEJLV 0^0

DPI: https://doi.org/10.47813/2782-5280-2024-3-l-0169-018Q ' " *

Организация волонтерской проектно-педагогической

практики студентов

А. А. Ворошилова1'2, И. В. Ковалев1'2'3'4, А. В. Багачук5

1 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия 2Красноярский краевой Дом науки и техники РосСНИО, Красноярск, Россия 3Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия 4СибГУимени академикаМ.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия 5Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева,

Красноярск, Россия

Аннoтация. В данной статье рассматривается организация волонтерской проектно-педагогической практики студентов. Рассмотрены основные организационно-педагогические условия реализации волонтерской проектно-педагогической практики, а также представлен пример успешной практики студентов - будущих педагогов. Реализация волонтерской проектно-педагогической практики студентов является важным аспектом образовательного процесса, который позволяет студентам получить практический опыт профессиональной деятельности, развить свои профессиональные навыки и компетенции. В статье также приведены примеры проектов, выполненных студентами в ходе прохождения практики.

Kлючeвыe с^ва: волонтерская деятельность, проектно-педагогическая практика, проекты, задания, школьники.

Благoдарнocти: Проект выполнен при поддержке Фонда Президентских грантов.

Для цитирoвания: Ворошилова, А. А., Ковалев, И. В., & Багачук, А. В. (2024). Организация волонтерской проектно-педагогической практики студентов. Информатика. Экономика. Управление - Informatics. Economics. Management, 3(1), 0169-0180. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2024-3-1-0169-0180

Organization of volunteer project-oriented teaching practice

for students

A. A. Voroshilova1'2, I. V. Kovalev1'2'3'4, A. V. Bagachuk5

1Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia 2Krasnoyarsk Science and Technology City Hall, Krasnoyarsk, Russia 3Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia 4Reshetnev University, Krasnoyarsk, Russia

© Ворошилова А. А., Ковалев И. В., Багачук А. В., 2024 0169

5Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia

Abstract. This article discusses the organization of volunteer project-oriented teaching practice for students. The basic principles and requirements for the practice are considered. An example of successful practice is given. The organization of volunteer practice for students is an important aspect of the educational process, which allows students to gain practical work experience and develop their professional skills and competencies. The article also provides examples of projects completed by students during their internship.

Keywords: volunteer activities, project-oriented teaching practice, projects, assignments, schoolchildren.

Acknowledgements: The project was carried out with the support of the Presidential Grants Fund.

For citation: Voroshilova, A. A., Kovalev, I. V., & Bagachuk, A. V. (2024). Organization of volunteer project-oriented teaching practice for students. Informatics. Economics. Management, 3(1), 0169-0180. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2024-3-1-0169-0180

Значимость волонтерской деятельности в современном обществе неоспорима. Волонтерство является добровольной деятельностью, направленной на оказание помощи и поддержки другим людям, организациям или сообществам [1-3].

Волонтерская деятельность имеет множество преимуществ. Во-первых, она позволяет людям получить практический опыт работы в различных сферах, развить свои навыки и умения, а также внести свой вклад в общество [4-5]. Во-вторых, волонтерство способствует формированию чувства ответственности и социальной активности, что является важным качеством для успешной карьеры и личностного роста. Сегодня волонтерство становится все более популярным и востребованным видом деятельности среди молодежи.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация волонтерской проектно-педагогической практики студентов является важным элементом профессионально педагогической подготовки.

Как отмечают современные дидакты (М.В. Кларин, Г.Л. Ильин, А.А. Вербицкий и др.), на сегодняшний день существует потребность в подготовке высококвалифицированных и компетентных специалистов - педагогов, в полной мере владеющих теоретическими знаниями и обладающих профессиональными компетенциями в сфере организации проектной работы со школьниками [6-8]. По мнению Н.В. Щербаковой, существующая система профессиональной подготовки будущих педагогов, включающая теоретическую и практическую составляющие,

ВВЕДЕНИЕ

решает свои конкретные задачи, постепенно формируя у студентов необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, способствуя их профессиональному становлению. Но, как показывает опыт организации практик в педагогических вузах, теоретическое обучение в сочетании с непродолжительной практической подготовкой не даёт эффективных результатов, ожидаемых от выпускников современным обществом [9].

Теоретическая и практическая подготовка проходит в разных условиях и сильно различается. Содержание теоретического материала не совпадает с реальными проблемами, с которыми сталкивается студент при выходе на практику. Проектно-ориентированная практика обычно не совпадает с теми представлениями, которые студенты получают в университете в процессе теоретической подготовки. Это связано с тем, что теоретическая подготовка занимает несравнимо больше времени, а знания студентов слишком теоретизированы. Особенно заметны эти образовательные изъяны в подготовке специалистов педагогических направлений, как отмечается в [9].

Для прохождения проектно-ориентированной практики студентам необходимы такие задания и такие базы практик, которые смогут обеспечить все необходимые условия для развития креативности, свободы выбора форм и направлений реализации задуманных идей.

Для подготовки педагогов, востребованных современным обществом, наряду с традиционными нужны новые, активные формы обучения, занимающие промежуточное место между теорией и практикой, позволяющие целенаправленно формировать у студентов способность применять полученные знания в практической деятельности в различных профессиональных и жизненных ситуациях, соответствующие меняющимся требованиям современного общества. В этой связи особое значение в обучении приобретают игровые, проектные, имитационно-моделирующие, исследовательские технологии. Одним из инновационных направлений обучения студентов в рамках компетентностного подхода может стать включение студентов в социально значимую волонтёрскую деятельность посредством прохождения волонтёрской практики [9-10].

В данной статье будут рассмотрены организационно-педагогические условия реализации волонтерской проектно-педагогической практики студентов, а также даны рекомендации по ее проведению. Будут рассмотрены примеры успешных практик,

которые могут служить ориентиром для организации волонтерской проектно-педагогической практики студентов.

Таким образом, данная статья будет полезна для всех, кто занимается организацией волонтерской проектно-педагогической практики студентов, а также для тех, кто интересуется данной темой.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Цель данной статьи - выявить организационно-педагогические условия волонтерской проектно-педагогической практики студентов и предложить методические рекомендации по ее проведению. В статье будут рассмотрены основные принципы и требования к организации волонтерской проектно-педагогической практики, а также дан пример успешной практики.

Рассматриваемый в данной статье пример организации проектно-ориентированной практики студентов выпускного курса бакалавриата Красноярского государственного педагогического университета имени В .П. Астафьева проводился в социальном проекте «От детского увлечения к научному объяснению», реализуемом Красноярским краевым Домом науки и техники Российского Союза научных и инженерных общественных объединений при поддержке Фонда Президентских грантов [11-12].

Проект «От детского увлечения к научному объяснению» направлен на развитие навыков проектной деятельности и привитие интереса к научно-техническому творчеству у школьников. Оригинальная идея проекта - объяснение главных принципов научного анализа и поиска на основе увлечения. Проект включает разработку обучающего видео и онлайн курса с рабочей тетрадью проектировщика, которые научат школьников сделать настоящий научный проект на основе их увлечений и хобби.

Студентам на время практики были даны задания по разработке сценариев и проведению тематических экскурсий на тему развития научно-технического прогресса в Музее нашего детства, по созданию интерактивных заданий, обеспечивающих формирование проектных навыков у школьников, в дистанционной среде МооШе, а также по подготовке банка проектных идей для школьников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И обсуждение

Проведенная работа студентов показала очень значимые и интересные результаты. Несмотря на то, что студентам была дана полная свобода выбора тематик выполняемых работ, большинство финальных работ было выполнено очень качественно и было направленно на привитие проектных навыков школьникам разных возрастных групп.

Для подготовки экскурсий по Музею нашего детства студенты разделились на микрогруппы, которые выбрали разные формы проведения экскурсионных программ.

Среди наиболее интересных программ можно выделить следующие:

- исторический квест, в котором школьники получают письмо из прошлого и должны найти те предметы быта, которые описаны в письме. При этом, они не только разыскивают старинные вещи, но и объясняют и узнают, как эти предметы обихода или техника работали и использовались, кто их изобрел и где они производились;

- перемещение на машине времени в прошлое, где ребятам надо было разобраться с окружающей их действительностью, работать сообща, чтобы выжить, используя лишь те вещи, которые их окружают, после экскурсии школьники сами создали свои виниловые пластинки с изображениями того времени, в которое они попали;

- отгадывание шарад и загадок, которые рассказывали и описывали старинную бытовую технику и предметы обихода;

- узнать интересные факты из прошлого и презентовать их своим одноклассникам;

- найти зашифрованные предметы, в этом задании школьники не только искали предметы, но и узнавали из описания, для чего все предметы использовались в прошлом;

- фото-кросс «По следам фотографии» - сравнение того, как делались фотографии в прошлом и как они делаются сегодня.

Опыт показал, что наиболее интересно прошли экскурсии, на которых школьники не просто слушали экскурсовода и рассматривали экспонаты, а где они сами принимали активное участие, выполняли задания, участвовали в играх и мастер-классах.

Рисунок 1 показывает, как проходили экскурсии, разработанные студентами.

Второй частью практики была разработка интерактивных заданий в МооШе и подготовка банка проектных идей.

В таблице 1 представлены примеры разработанных заданий.

Рисунок 1. Экскурсии со школьниками. Figure 1. Excursions with schoolchildren.

Таблица 1. Разработанные задания. Table 1. Developed tasks.

Название задания Ссылка на задание

SMART-цель (9 класс) http: //лаб. MKo24^/course/view.php?id=18

Секретные материалы http: //лаб. MKo24^/course/view.php?id=18&section=9

Дайвинг и давление http: //лаб. MKo24^/course/view.php?id=18&section=5

Искусство превращения http: //лаб. мко24.рф/соигее /view.php?id=18&section=3

Матрица спасения http: //лаб. MKo24^/course/view.php?id=18&section= 13

Как сделать рекламный продукт привлекательным http: //лаб .MKo24^/course/view.php?id=18&section=2

Оживляем изображения -секреты создания анимации http: //лаб .MKo24^/course/view.php?id=18&section=7

Инфографика и презентация http: //лаб. мко24.рф/соигее /view.php?id=18&section=6

Безопасный интернет http: //лаб .MKo24^/course/view.php?id=18&section= 11

Дерево проблем -помощник организации информации http: //лаб .MKo24^/course/view.php?id=18&section=4

Все разработанные задания имеют интерактивный контент, направлены на формирование проектных умений у школьников. В большинстве разработанных материалов присутствуют игровые Н5Р элементы (викторины, игры, флеш-карты и т.д.), которые делают курс интерактивным и интересным для прохождения.

Примеры заданий приведены на рисунках 2-5.

Рисунок 2. Проект по созданию рекламного продукта. Figure 2. Project to create an advertising product.

Рисунок 3. Проект по организации информации. Figure 3. Information organization project.

Рисунок 4. Проект по изучению давления. Figure 4. Pressure Project.

Рисунок 5. Проект по оказанию первой помощи. Figure 5. First aid project.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье рассмотрена организация волонтерской проектно-педагогической практики студентов, как одного из важных инструментов развития профессиональных компетенций, формирования активной гражданской позиции и подготовки будущих специалистов к решению реальных задач в сфере образования.

Практика позволила студентам применить полученные знания и навыки на практике, приобрести опыт работы с различными возрастными группами школьников и развить свои педагогические способности.

Основными результатами эксперимента по проведению волонтерской проектно-педагогической практики стали:

• развитие профессионального интереса студентов к педагогической деятельности;

• формирование навыков организации и проведения проектной работы;

• приобретение опыта работы в команде и развитие коммуникативных навыков;

• воспитание у студентов чувства социальной ответственности и активной гражданской позиции.

Следует отметить, что для успешной реализации волонтерской проектно-педагогической практики необходимо создание условий для эффективного взаимодействия между студентами, преподавателями и школьниками. Важным аспектом является разработка системы мотивации и стимулирования студентов, а также обеспечение их методическими материалами и поддержкой членов команды проекта, в котором они участвуют.

В заключении хочется отметить, что волонтерская проектно-педагогическая практика является важным инструментом профессиональной подготовки студентов и развития их гражданских качеств. Она способствует формированию востребованных специалистов, способных решать задачи, стоящие перед системой образования, и активно участвовать в общественной жизни страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Сычева А.В. Социальный портрет добровольца в современном обществе: региональный аспект. Известия Тульского государственного университета.

Гуманитарные науки. 2016; 2: 93-103.

[2] Герлах И.В., Спирина В.И. Добровольчество в профессиональной подготовке будущих педагогов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016; 22(3): 202-206.

[3] Афанасов А.В., Харисова И.Г. Подготовка студентов педагогического вуза к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016; 22(3): 198-202.

[4] Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В. Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов. Ярославский педагогический вестник. 2015; 6: 8-14.

[5] Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. Вестник Марийского государственного университета. 2019; 13-3(35): 344-351. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2019-13-3-344-351

[6] Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995.

[7] Ильин Г.Л. Научно-педагогические школы: проективный подход: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

[8] Ибрагимов Г.И. Дидактическое наследие А.А. Вербицкого и современность: к 80-летию со дня рождения.Казанский педагогический журнал. 2021; 4(147): 7-12.

[9] Щербакова Н.В. Организация волонтёрской практики студентов (социальный эксперимент). Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2011; 4: 262-269.

[10] Дегтерев В.А. Волонтерская практика студентов и развитие компетенций. Символ науки. 2015; 7-1: 128-132.

[11] Ворошилова А. А., Ковалев И. В., Пивоваров Г. О. Инновационные подходы к дистанционному обучению волонтеров в области музейной деятельности и культурных инициатив: возможности и перспективы. Информатика. Экономика. Управление -Informatics. Economics. Management. 2023; 2(4): 0301-0316. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2023-2-4-0301-0316

[12] Ворошилова А. А., Ковалев И. В., Багачук А. В., Бочарова Ю. Ю. Роль проектных и социальных инициатив в программах среднего и высшего образования. Информатика. Экономика. Управление - Informatics. Economics. Management. 2023; 2(2): 0311-0320.

https://doi.org/10.47813/2782-5280-2023-2-2-0311-0320

REFERENCES

[1] Sycheva A.V. Social'nyj portret dobrovol'ca v sovremennom obshchestve: regional'nyj aspekt. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2016; 2: 93103. (in Russian)

[2] Gerlah I.V., Spirina V.I. Dobrovol'chestvo v professional'noj podgotovke budushchih pedagogov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2016; 22(3): 202-206. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Afanasov A.V., Harisova I.G. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k patrioticheskomu vospitaniyu podrastayushchego pokoleniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2016; 22(3): 198-202. (in Russian)

[4] Bajborodova L.V., Harisova I.G., Belkina V.V. Konceptual'nye osnovy patrioticheskogo vospitaniya budushchih pedagogov. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015; 6: 8-14. (in Russian)

[5] Ivanova D.V., Konstantinova V.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; 13-3(35): 344-351. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2019-13-3-344-351 (in Russian)

[6] Klarin M.V. Innovacii v mirovoj pedagogike. Riga: Eksperiment, 1995. (in Russian)

[7] Il'in G.L. Nauchno-pedagogicheskie shkoly: proektivnyj podhod: Monografiya. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999. (in Russian)

[8] Ibragimov G.I. Didakticheskoe nasledie A.A. Verbickogo i sovremennost': k 80-letiyu so dnya rozhdeniya.Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2021; 4(147): 7-12. (in Russian)

[9] Shcherbakova N.V. Organizaciya volontyorskoj praktiki studentov (social'nyj eksperiment). Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sociologicheskie nauki. 2011; 4: 262-269. (in Russian)

[10] Degterev V.A. Volonterskaya praktika studentov i razvitie kompetencij. Simvol nauki. 2015; 7-1: 128-132. (in Russian)

[11] Voroshilova A. A., Kovalev I. V., Pivovarov G. O. Innovacionnye podhody k distancionnomu obucheniyu volonterov v oblasti muzejnoj deyatel'nosti i kul'turnyh iniciativ: vozmozhnosti i perspektivy. Informatika. Ekonomika. Upravlenie - Informatics. Economics.

Management. 2023; 2(4): 0301-0316. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2023-2-4-0301-0316 (in Russian)

[12] Voroshilova A. A., Kovalev I. V., Bagachuk A. V., Bocharova YU. YU. Rol' proektnyh i social'nyh iniciativ v programmah srednego i vysshego obrazovaniya. Informatika. Ekonomika. Upravlenie - Informatics. Economics. Management. 2023; 2(2): 0311-0320. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2023-2-2-0311-0320 (in Russian)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ I INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ворошилова Анна Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры информатики Сибирского федерального университета, Красноярск, Россия

Anna Voroshilova, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Informatics, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Ковалев Игорь Владимирович, доктор технических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Igor Kovalev, Doctor of Technical Sciences, Professor, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Багачук Анна Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, начальник отдела научных исследований и грантовой деятельности, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Красноярск, Россия

Anna Bagachuk, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Head of the Department of Scientific Research and Grant Activities, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia

Статья поступила в редакцию 25.01.2024; одобрена после рецензирования 12.03.2024; принята

к публикации 13.03.2024.

The article was submitted 25.01.2024; approved after reviewing 12.03.2024; accepted for publication

13.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.