Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNAL CONTROL / CONTROL ENVIRONMENT / CONTROL PROCEDURES / RISK ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедова О. В., Кузнецова О. Н., Дворецкая Ю. А.

Необходимость организации внутреннего контроля обусловлена целями деятельности предприятия в виде получения максимальной прибыли на основе использования имеющихся ресурсов. При этом подразумевается создание неотъемлемой составной части функционирования предприятия, когда управляющий персонал реализует контрольные процедуры на момент принятия решения о необходимости совершения операции, ее реализации и принятии последствий. Внутренний контроль при этом может быть организован как в виде отдельного структурного подразделения, наделенного своими правами и обязанностями и требующими отчета о качестве совершаемых операций от других лиц, так и в виде обязательных полномочий лиц, отвечающих за сохранность и эффективность использования имущества, принятие управленческих решений для достижения рентабельности деятельности предприятия. Сложившаяся на предприятии контрольная среда, применяемые контрольные процедуры и сформированная информационная система являются важными инструментами при оценки рисков искажения отчетной информации в бухгалтерской и налоговой отчетности, которую используют проверяющие органы при выполнении своих функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL AT THE ENTERPRISE

The need to organize internal control is determined by the goals of the company's activities in the form of obtaining maximum profit based on the use of available resources. This implies the creation of an integral part of the operation of the enterprise, when the management staff implements control procedures at the time of making a decision on the need to perform the operation, its implementation and acceptance of the consequences. Internal control can be organized in the form of a separate structural division with its own rights and responsibilities and requiring a report on the quality of operations performed from other persons, as well as in the form of mandatory powers of persons responsible for the safety and efficiency of property use, making management decisions to achieve profitability of the enterprise. The control environment established at the enterprise, the control procedures applied and the information system formed are important tools for assessing the risks of misrepresentation of reporting information in accounting and tax reporting, which is used by the audit authorities in the performance of their functions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 657.6

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

О.В. Дедова, О.Н. Кузнецова, Ю.А. Дворецкая Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Необходимость организации внутреннего контроля обусловлена целями деятельности предприятия в виде получения максимальной прибыли на основе использования имеющихся ресурсов. При этом подразумевается создание неотъемлемой составной части функционирования предприятия, когда управляющий персонал реализует контрольные процедуры на момент принятия решения о необходимости совершения операции, ее реализации и принятии последствий. Внутренний контроль при этом может быть организован как в виде отдельного структурного подразделения, наделенного своими правами и обязанностями и требующими отчета о качестве совершаемых операций от других лиц, так и в виде обязательных полномочий лиц, отвечающих за сохранность и эффективность использования имущества, принятие управленческих решений для достижения рентабельности деятельности предприятия. Сложившаяся на предприятии контрольная среда, применяемые контрольные процедуры и сформированная информационная система являются важными инструментами при оценки рисков искажения отчетной информации в бухгалтерской и налоговой отчетности, которую используют проверяющие органы при выполнении своих функций.

Ключевые слова: внутренний контроль, контрольная среда, контрольные процедуры, оценка рисков

Внутренний контроль на предприятии включает в себя достаточно широкое определение. Большинство экономистов понимают под данной категорией процесс организации и реализации наблюдательных и превентивных мер для обеспечения эффективного функционирования экономического субъекта исходя из имеющихся условий и производственно - финансовых ресурсов.

Результаты внутренних проверок необходимы, прежде всего, руководству компаний, начиная от отдельных структурных подразделений предприятия до его высшего руководства. Данные контроля позволяют определить эффективность работы предприятия, качество производимой продукции или оказываемых услуг, сохранность и воспроизводство владеемым имуществом, социальную среду и мотивированность персонала [7].

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011г №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать внутренний контроль осуществляемых хозяйственных операций [1]. Если организация подлежит обязательному аудиту, то должен быть организован внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

В соответствии с указаниями Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» внутренний контроль представляет собой процесс, который позволит получить достаточную уверенность в том, что предприятие обеспечивает [3]:

- рентабельность осуществляемых операций и сохранность используемого имущества;

- точность и надежность представляемых и унифицированной и иной отчетности показателей;

- законодательную основу событий хозяйственной жизни, включая их отражение в учетном процессе.

Система внутреннего контроля, ее объем и представители определяются в зависимости от масштабов деятельности предприятия, структуры его управления. Внутренний контроль должен осуществляться постоянно всеми участниками хозяйственных процессов экономического субъекта соответственно их должностным обязанностям. Данный бизнес - процесс реализуется на всех уровнях управления предприятия и во всех структурных подразделениях. При этом польза от внедрения системы внутреннего контроля должна быть сопоставима с техническими и финансовыми затратами на его осуществление [5].

Для организации внутреннего контроля необходимо понимать его основные элементы, которые включают: контрольную среду, оценку рисков, процедуры и оценка их эффективности, информацию и хозяйственные связи.

Под контрольной средой понимается совокупность правил, которые разрабатываются и внедряются руководством для достижения целей внутреннего контроля. Сюда относится культура управления, субординация при назначении распоряжений и меры взыскания, корпоративные традиции по реализации сохранных и обеспечительных мер в отношении имущества, персонала, коммерческой информации и т.д. [8].

Для внедрения дизайна внутреннего контроля в систему администрирования предприятием можно:

1) создать отдельный отдел внутреннего контроля или аудита;

2) назначить ревизионную комиссию;

3) ввести в штат должность внутреннего контролера, аудитора или ревизора;

4) наделить должность учетного или финансового работника, компьютерщика или юриста, руководителя высокого управленческого уровня контрольными функциями;

5) пригласить стороннего специалиста или компанию для выполнения контрольных функций. Однако, в данном случае будет нарушена оперативность контрольных процедур.

Под риском Минфин России понимает сочетание вероятности и последствий любого результата хозяйственной деятельности предприятия на отчетную дату. Для нивелирования вероятности неудовлетворительных результатов экономический субъект должен своевременно разработать и внедрить контрольные мероприятия, информировать работников и определять возможные решения для дальнейшего функционирования как предприятия в целом, так и конкретного работника в занимаемой должности.

Применительно к формированию отчетной информации анализ рисков производят исходя из следующих допущений:

- возникновение и существование: все контролируемые операции должны относится к проверяемому периоду;

- полнота: данные операции должны найти отражение в бухгалтерских регистрах с использованием двойной записи;

- права и обязательства: активы и пассивы, отражаемые в бухгалтерской отчетности, реально существуют;

- оценка и распределение: имущество и источники его формирования, доходы и расходы должны быть оценены согласно правилам бухгалтерского законодательства в стоимостном выражении на соответствующих бухгалтерских счетах и в учетных регистрах;

- представление и раскрытие: учетная информация отражена в разрезе показателей, предусмотренных унифицированными формами отчетности с детализацией по усмотрению предприятия.

На этапе оценки рисков особо анализируются причины и возможности различных злоупотреблений в отношении присвоения денежных и материальных ресурсов организации со стороны руководящих лиц экономического субъекта, наделенных максимальным количеством полномочий.

Процедуры внутреннего контроля включают:

1. Документальное оформление - каждый факт хозяйственной жизни предприятия должен быть оформлен первичными документами. После обработки «первички» информация сводится в регистры бухгалтерского учета и бухгалтерские справки для формирования отчетной информации в бухгалтерской и налоговой отчетности.

2. Подтверждение соответствия составленных документов нормативным требованиям

- в учете признаются документы, сформированные по утвержденной форме или разработанные самостоятельно с наличием обязательных реквизитов

3. Удостоверение взаимосвязи фактически осуществленных хозяйственных операций

- подтверждается сопоставлением использования финансовых ресурсов предприятия на заявленные цели по приобретению имущества или погашению обязательств.

4. Санкционирование сделок и операций - для осуществления какого-либо хозяйственного факта необходимо согласование с руководителем соответствующего уровня, разрешающего проведение операции.

5. Сверка данных - в ходе данной процедуры подтверждается реальность дебиторской и кредиторской задолженности, остатки денежных средств на банковских счетах и в кассе и др.

6. Разграничение полномочий между административным персоналом в целях ограничениями возможности злоупотреблений и периодическая ротация таких полномочий между лицами, наделенными одинаковым уровнем управления.

7. Фактический контроль физического состояния и сохранности имущества посредством его охраны, периодического визуального осмотра и пересчета, ограничения физического доступа.

8. Отслеживание результативности реализации фактов хозяйственной жизни на основе достижения поставленных целей или значений итоговых показателей.

9. Инспекция компьютерной обработки данных предприятия как в отношении разрешенного уровня доступа к различным программам и приложениям со стороны лиц, занимающих разные должности и наделенных разными функциями, так и к качеству получаемых отчетов - законность оформления, правильность и полнота заполнения, достоверность арифметических расчетов и т.д.

Поскольку в настоящее время трудно представить экономический субъект, не использующий программные продукты широкой сферы охвата всех сторон хозяйственной деятельности, то практически все процедуры документального контроля направлены на оценку компьютерной обработки информации. На стадии предварительного контроля уделяется внимание разработке прав и обязанностей лиц, связанных с компьютерной обработкой информации, указанию на санкционирование отдельных операций, определению объема доступности коммерческих данных и т.д. На последующем этапе контроля определяется выполнение оговоренных функций, эффективность работы с предоставляемым масштабом данных, качество показателей сводных документов и итоговой отчетности.

Значительную роль в действенности процедур контроля для экономического субъекта играет скорость распространения их результатов между управленцами всех уровней для концентрации внимания на отдельных проблемах или устранения выявленных недостатков. Осведомленность административного персонала о потенциальных рисках в сфере их ответственности позволяет своевременно предупреждать различные злоупотребления или сокращать уровень их воздействия на рентабельность функционирования предприятия [10].

Эффективность введенных процедур внутреннего контроля определяется путем оценки применяемых контрольных процедур, которая может осуществляться как в течение всего финансового года, так и за определенные периоды. Считается, что максимальная действенность достигается при постоянном мониторинге средств контроля. При этом объем показателей, по которым проводится оценка, зависит от производственных размеров самого предприятия, длительности анализируемого периода, характеристики оцениваемых признаков.

Оценка проводится штатным аудитором или другим лицом, выполняющим функции внутреннего контролера. Минфин РФ предлагает анализировать эффективность дизайна внутреннего контроля и оценку оперативной эффективности внутреннего контроля. Эффект внедренного проекта внутреннего контроля считается наибольшим, если достигнуты все поставленные цели. Оперативность внутреннего контроля признается высокой, если вовремя выявлены дефицитные или излишние контрольные процедуры, а также те, которые не позволяют выявлять недостатки или злоупотребления, а только повышают трудозатратность контроля.

Для определения коэффициента полезного действия внутреннего контроля предусмотрена последовательность операций, которая раскроет степень его влияния на принимаемые управленческие решения (табл. 1).

Таблица 1 - Процедуры оценки внутреннего контроля предприятия

Внедренный дизайн внутреннего контроля Эффективность внутреннего контроля

1. Изучение матрицы рисков и вида контрольных процедур для минимизации действия каждого из них 1. Опрос персонала для определения его компетенции и подтверждения факта совершения хозяйственных операций

2. Анализ достаточности контрольных процедур для выявленных рисков 2. Наблюдение за совершением операций

3. Определение понятности и рациональности используемых контрольных процедур 3. Выявление доказательств реализации процедур контроля и его результатов

4. Разработка тестов и источников информации для подтверждения дизайна внутреннего контроля 4. Повторное проведение контрольной процедуры при неудовлетворительном осуществлении первичных мероприятий

Для определения рациональности применяемого проекта внутреннего контроля происходит изучение всех возможных рисков допущения ошибок и злоупотреблений, а также оптимальный выбор контрольных процедур для борьбы с ними. При этом используемые процедуры должны быть понятны всем субъектам внутреннего контроля и его исполнителям, что позволяет сразу исключить низкие и средние по мотивированности факты возможных злоупотреблений. Дальнейшая работа по оценке внутреннего контроля строится на разработке тестовых вопросов и определении источников информации для поиска ответов, которые позволят оценить качество применяемого дизайна внутреннего контроля. Для этого осуществляют выборку контрольных процедур внутреннего значения. Проверка может осуществляться вручную путем пересмотра отдельных операций и итогов или с использованием применяемых компьютерных систем путем перезапуска отдельных операций, изучения взаимосвязи одинаковых показателей в разных отчетных документах, арифметической проверки правильности их расчетов и т.д.

Образование контрольной среды и внедрение контрольных процедур должно быть оформлено документально. На практике обычно вводится в действие Положение об организации внутреннего контроля, утверждаемого распоряжением руководителя. В документе оговариваются цели и задачи внутреннего контроля, полномочия и функции лиц, вовлеченных в данный процесс, место контрольного звена в структуре предприятия, правила оформления и представления управляющему персоналу итогов проверок, ответственность контролеров. Оговаривается кадровая политика, требования к уровню компетенции работников разных должностей, обучению и развитию персонала экономического субъекта, критерии оценки результатов деятельности, систему оплаты труда. Дополняет Положение о внутреннем контроле Положение о бухгалтерии, учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложение, документооборот, перечень лиц, имеющих подпись на финансовых и расчетных документах, штатное расписание.

Необходимость организации системы внутреннего контроля подтверждается требованиями налогового законодательства при проведении налогового мониторинга. Данная форма контроля является относительно новой и представляет собой онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Для начала реализации данной формы контроля налоговики требуют представить в числе всех документов информацию о системе внутреннего контроля, а также учетную политику для целей налогообложения.

В соответствии с положениями ст. 105.29 НК РФ налоговый орган совместно с налогоплательщиком осуществляет оценку налоговых рисков и эффективность работы системы внутреннего контроля организации. Для этого налогоплательщики раскрывают риски, которые идентифицирует их система внутреннего контроля (приложение № 1 к приказу ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@) [4].

Согласно налоговых требований к организации внутреннего контроля данная система должна обеспечивать упорядоченные и эффективное ведение финансово-хозяйственной дея-

тельности, сохранность имущества, своевременность и полноту уплаты налогов и сборов, достоверность отчетных показателей, соблюдение российского законодательства при совершении сделок, анализ результатов контрольных процедур для своевременного устранения ошибок.

Как и по аналогии с разъяснениями Минфина РФ, налоговое законодательство предусматривает следующие элементы внутреннего контроля организации:

1. Контрольная среда - совокупность правил и стандартов по приему на работу, выполнению работниками своих функций и оценке их качества, увольнению, требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников. При этом должно быть установлено разделение обязанностей и ответственности сотрудников для обеспечения эффективного функционирования системы внутреннего контроля и ее совершенствования.

2. Система управления рисками - механизм по своевременному предотвращению и минимизации негативных последствий при ведении деятельности предприятия ввиду снижения эффективности его работы. Должен обеспечивать выявление и оценку возможности вовремя не заплатить налоговые платежи, неправильно их рассчитать или допустить ошибки в налоговой отчетности как по значениям приводимых показателей, так и по срокам представления. Данная система включает:

1) Выявление организацией рисков - процесс определения основных индикаторов риска, отклонение от которых характеризует наличие потенциальных событий, не позволяющих достичь целей правильного исчисления и уплаты налогов и сборов. Организации необходимо определить источники риска по однотипным операциям и операциям, отличающимся по характеру, объему и периодичности осуществления.

2) Оценка рисков - процедура установления степени влияния рисков на достижение организацией своей деятельности. Проводится анализ существенности искажений показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, включая расчет границ приемлемости экономического субъекта к рискам.

3) Раскрытие информации о рисках - отражение совокупности сведений об источнике возникновения рисков, критериях риска и возможных мероприятиях по предотвращению или минимизации риска. Раскрытие сведений о риске производится по направлениям реорганизации предприятия, осуществления инвестиционной деятельности, величине налоговой нагрузке и возможных ее изменениях. Обязательны сведения о возможных ошибках в организации налогового учета и первичном отражении фактов хозяйственной жизни организации.

4) Представление организацией информации о рисках - формирование отчетных показателей в разрезе установленной налоговыми органами совокупности.

3. Контрольные процедуры организации - мероприятия по предупреждению или минимизации рисков, снижению величины последствий ошибок по налоговым расчетам на взаимоотношения с налоговыми органами. Аналогичны вышеописанным контрольным процедурам, перечисленным Минфином России, их разработка производится на основе реестра выявленных рисков с учетом структуры компании, построении карты бизнес - процессов, оформленных соответствующими организационно - распорядительными документами. При этом должно быть осуществлено:

1) Раскрытие информации о контрольных процедурах - описание выбранных процессов для пониманиях их цели, порядка реализации, включая перечень должностей и полномочия лиц, которые будут воплощать эти процессы в жизнь, определения итогов и документального оформления.

2) Представление информации о контрольных процедурах - формирование информации в разрезе установленных налоговыми органами показателей для проведения налогового мониторинга.

4. Информационная система - совокупность данных о деятельности предприятия, позволяющая выявлять и отслеживать ошибки и противоречия, влияющие на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов в режиме реального времени.

5. Организация системы внутреннего контроля - порядок действий по формированию контрольной среды и применению контрольных процедур с целью выявления и оценки рисков допущения налоговых ошибок, искажению фактов хозяйственной жизни в итоговой отчетности, представляемой в налоговые органы. Налогоплательщики должны сами оценивать функционирующую у них систему внутреннего контроля по 100-бальной шкале, соответствующей пяти уровням, в отношении каждого компонента. Уровень организации внутреннего контроля определяет объем предоставляемых налоговому органу документов при проведении налогового мониторинга.

Невыполнение требований по организации системы внутреннего контроля на предприятии ведет к приостановлению процедуры налогового мониторинга, которая в дальнейшем может возобновиться или привести и назначению выездной налоговой проверки, изменив форму проводимого налогового контроля [6].

Кроме налогового контроля, существенную роль для оценки деятельности предприятия его система внутреннего контроля играет при проведении независимой аудиторской проверки. В настоящее время приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» [2] введен в действие Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения». В нем обращается внимание на необходимость понимания деятельности аудируемого лица для выявления и оценки рисков существенности искажения отчетных показателей на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосылок. При этом в процедуры оценки входит изучение системы внутреннего контроля организации.

Аудиторский стандарт не содержит такого подробного описания элементов контроля, как требования Минфина РФ и Федеральной налоговой службы, но определение системы внутреннего контроля во многом схожи и предполагает признание в качестве данной категории совокупности контрольной среды и средствам контроля. Под системой внутреннего контроля понимаются разработанные и внедренные процессы, осуществляемые руководящими и другими сотрудниками для обеспечения разумной уверенности, что сформированная финансовая отчетность надежна, а сама организация стремится к результативности и повышению эффективности своей деятельности при соблюдении норм действующего законодательства.

Аудитор должен получить понимание системы внутреннего контроля, значимой для проведения аудита. Поэтому он оценивает параметры применяемой контрольной среды, определяет, изучает ли сама организация свои риски, значимые для финансовой отчетности, и какие меры принимает по их снижению, анализирует структуру информационной системы клиента, состав используемых контрольных действий и концепцию проведения мониторинга внутреннего контроля за финансовой отчетностью. Установление степени надежности реализуемых контрольных процедур аудируемым лицом позволяет независимы аудиторам определять перечень аудиторских процедур, объемы выборки по заданным направлениям проверки и сроки проведения аудита [9].

Таким образом, качественно построенная система внутреннего контроля предприятия играет важную роль в его деятельности, поскольку позволяет, с одной стороны, обеспечить сохранность ресурсов предприятия и эффективность их использования, с другой - определяет положительную репутацию для надзорных органов при вынесении решения о надежности и полноте представляемых отчетных показателей, правильности проведения расчетных операций и государством, сотрудниками организации и сторонними лицами, т.е. выполнении ими своих финансовых обязательств.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г №402-ФЗ [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.09.2020).

2. Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: https://minfin.gov.ru

3. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [Электронный ресурс] - URL: https://minfin.gov.ru

4. Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@) [Электронный ресурс] -URL: https://www.nalog.ru

5. Гудкова О.В., Ермакова Л.В., Ковалева Н.Н. Анализ законодательного обеспечения учета и контроля основных средств // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 4. С. 15-18.

6. Дедова О.В. Налоговая отчетность организаций // Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 3. С. 61-66. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38470888

7. Дедова О.В. Принципы формирования и учета финансовых результатов // Вестник Брянского государственного университета. 2009. №3. С. 97-102

8. Ковалева Н.Н., Мельгуй А.Э., Ермакова Л.В., Кузнецова О.Н. Основные принципы формирования учетно - аналитической информации в системе управленческого учета экономического субъекта, функционирующего в строительной отрасли экономими // Бухучет в строительных оргнаизациях. 2019. №2. С. 22-34

9. Кузнецова О.Н., Дворецкая Ю.А. Современный аудит: синтез знаний и цифровых технологий / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития финансово-аналитической науки и практики в цифровом пространстве в России и за рубежом. Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. Москва, 2018. С. 126-130.

10. Мельгуй А.Э., Дворецкая Ю.А. Организация управленческого учета: принципы, модели и основные инструменты // Экономика. Социология. Право. 2018. № 2 (10). С. 40-47

Сведения об авторах

Дедова О.В. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, o.vod2012@yandex.ru

Кузнецова О.Н.. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, olga-kuz-1979@mail.ru

Дворецкая Ю.А. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, dvorezul@mail.ru

UDK 657.6

ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL AT THE ENTERPRISE

O.V. Dedova, O.N. Kuznecova, Yu.A. Dvoreckaya Bryansk State Academician I.G. Petrovski University

The need to organize internal control is determined by the goals of the company's activities in the form of obtaining maximum profit based on the use of available resources. This implies the creation of an integral part of the operation of the enterprise, when the management staff implements control procedures at the time of making a decision on

the need to perform the operation, its implementation and acceptance of the consequences. Internal control can be organized in the form of a separate structural division with its own rights and responsibilities and requiring a report on the quality of operations performed from other persons, as well as in the form of mandatory powers of persons responsible for the safety and efficiency of property use, making management decisions to achieve profitability of the enterprise. The control environment established at the enterprise, the control procedures applied and the information system formed are important tools for assessing the risks of misrepresentation of reporting information in accounting and tax reporting, which is used by the audit authorities in the performance of their functions. Keywords: internal control, control environment, control procedures, risk assessment

References

1. Federal'nyj zakon «O buhgalterskom uchete» ot 06.12.2011g №402-FZ [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 10.09.2020).

2. Prikaz Minima Rossii ot 09.01.2019 № 2n «O vvedenii v dejstvie mezhdunarodnyh standartov audita na territorii Rossijskoj Federacii i o priznanii utrativshimi silu nekotoryh prikazov Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] - URL: https://minfin.gov.ru

3. Informaciya Minima Rossii № PZ-11/2013 «Organizaciya i osushchestvlenie ekonomich-eskim sub"ektom vnutrennego kontrolya sovershaemyh faktov hozyajstvennoj zhizni, vedeniya buhgalterskogo ucheta i sostavleniya buhgalterskoj (finansovoj) otchetnosti» [Elektronnyj resurs] -URL: https://minfin.gov.ru

4. Prikaz FNS Rossii ot 16.06.2017 № MMV-7-15/509@) [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.nalog.ru

5. Gudkova O.V., Ermakova L.V., Kovaleva N.N. Analiz zakonodatel'nogo obespecheniya ucheta i kontrolya osnovnyh sredstv // Nauchnoe obozrenie. Ekonomicheskie nauki. 2016. № 4. S. 15-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Dedova O.V. Nalogovaya otchetnost' organizacij // Russian Economic Bulletin. 2019. T. 2. № 3. S. 61-66. [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38470888

7. Dedova O.V. Principy formirovaniya i ucheta finansovyh rezul'tatov // Vestnik Bry-anskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. №3. S. 97-102

8. Kovaleva N.N., Mel'guj A.E., Ermakova L.V., Kuznecova O.N. Osnovnye principy formirovaniya uchetno - analiticheskoj informacii v sisteme upravlencheskogo ucheta ekonomich-eskogo sub"ekta, funkcioniruyushchego v stroitel'noj otrasli ekonomimi // Buhuchet v stroitel'nyh orgnaizaciyah. 2019. №2. S. 22-34

9. Kuznecova O.N., Dvoreckaya YU.A. Sovremennyj audit: sintez znanij i cifrovyh tekhnologij / V sbornike: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya finansovo-analiticheskoj nauki i praktiki v cifrovom prostranstve v Rossii i za rubezhom. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov i rezul'tatov sovmestnyh nauchno-issledovatel'skih proektov. Moskva, 2018. S. 126-130.

10. Mel'guj A.E., Dvoreckaya YU.A. Organizaciya upravlencheskogo ucheta: principy, modeli i osnovnye instrumenty // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. 2018. № 2 (10). S. 40-47

Information about the authors

Dedova O. V.-candidate of economic Sciences, associate Professor of Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, o.vod2012@yandex.ru

Kuznetsova O. N.-candidate of economic Sciences, associate Professor of Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, olga-kuz-1979@mail.ru

Dvoretskaya Yu. a. - candidate of economic Sciences, associate Professor of Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, dvorezul@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.