Научная статья на тему 'Организация внеурочной деятельности студентов колледжа как механизм реализации всестороннего развития и социализации личности в образовательном процессе'

Организация внеурочной деятельности студентов колледжа как механизм реализации всестороннего развития и социализации личности в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1536
148
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кузьмина О.Н.

Мир вступил в новое тысячелетие, в новый век. Человечество стоит перед большими свершениями, которые предстоит осуществить молодому поколению. Задача человека в XXI веке, если он хочет уцелеть на планете, сочетать несочетаемое: развивать в себе духовность и не отказываться при этом от достижений нации, техники и информационных технологий. Последнее десятилетие века характеризовалось повышенным вниманием к внутренним процессам формирования нового поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Организация внеурочной деятельности студентов колледжа как механизм реализации всестороннего развития и социализации личности в образовательном процессе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

ученых и практиков. Косвенно качество образовательного процесса повышается за счет повышения квалификации преподавателей, участвующих в обеспечении учебного процесса программ ДПО и программ академической мобильности.

Качества выпускников повышается, во-первых, за счет дополнительных компетенций выпускников, развитие которых обеспечивается валоризацией знаний в инновационной научной и производственной среде. Во-вторых, за счет участия работодателей в разработке и реализации программ МНОЦ повышается удовлетворенность работодателей, существенно влияющая на репутацию вуза, а, значит, и на его место в рейтингах. Продвижение вверх в рейтингах ведет к привлечению более подготовленных абитуриентов, что повышает качество выпускников.

Вывод. Международные научно-образовательные центры реализуют широкий спектр образовательных сетевых программ, развитие которых приводит к повышению качества подготовки в высшей школе. Список использованной литературы:

1. Алексанков А.М., Краснощеков В.В., Мазуренко А.В. Проблемы и перспективы повышения качества программ академической мобильности // Инновационная наука. - 2015. - № 10, часть 3. - С. 127-136.

2. Арсеньев Д.Г., Кораблев В.В., Алексанков А.М. Международные научно-образовательные центры университетов - современные формы инновационного развития университетов// Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 187-193.

3. Государственно - частное партнерство в образовании. Мировой опыт и Россия: прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gouo.ru/inform/metod6/GHP_edu.pdf (дата обращения - 10.11.2015).

4. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего/ М.Л.Агранович, И.В.Аржанова, В.А.Галичин и др. М., Логос, 2010. - 280 с.

5. Никончук Е.Г., Шевченко Е.В., Шендерова С.В. Организация и реализация сетевых форм обучения. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 100 с.

6. Организация и функционирование научно-образовательных центров в вузе / Под ред. Д.Г.Арсеньева и А.М.Алексанкова. Изд. 2-е измененное и дополненное. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 76 с.

7. Степанова Т.Е. Закон валоризации знаний // Креативная экономика. — 2012. — № 12 (72). — с. 3-8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.creativeconomy.ru/articles/26588 / (дата обращения -10.11.2015).

8. Субетто А. И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ. 11620, 02.11.2004 г. -Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120200.htm#800 (дата обращения 27.10.2015).

© Краснощеков В.В., Антонов С.С., Евдокимов А.Д., 2015

УДК 377.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.Н. Кузьмина

педагог-организатор Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),

г. Челябинск, Российская федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

Мир вступил в новое тысячелетие, в новый век. Человечество стоит перед большими свершениями,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

которые предстоит осуществить молодому поколению. Задача человека в XXI веке, если он хочет уцелеть на планете, сочетать несочетаемое: развивать в себе духовность и не отказываться при этом от достижений нации, техники и информационных технологий. Последнее десятилетие века характеризовалось повышенным вниманием к внутренним процессам формирования нового поколения.

Ключевые слова

Образование, молодёжь, внеучебная деятельность, принципы внеучебной работы.

Вся деятельность образования связана с личностью, с удовлетворение ее запросов, формированием и развитием молодёжи, воспитанием его гармонично развитого, социально активного. Признавая молодежь мощным фактором формирования общества, большинство ученых подчеркивает ее особую уязвимость, считая вместе с тем, что «неуравновешенное» положение молодежи - одна из важнейших гуманитарных проблем современности.

Наш Технологический колледж (ТК ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), продолжая содействовать развитию процессов социализации студентов, профессиональной ориентации, образованию, самообразованию, а также формированию их мировоззрения, нравственной, правовой и эстетической культуры, решает во многом новые, гораздо более разнообразные и сложные задачи, чем ранее. В период обучения студенты в колледже проходят важнейший этап социализации, гражданственности: у них развиваются личностные качества, связанные с активным формированием социальной зрелости, интенсивным нравственно-эстетическим становлением, моделированием профессионального жизненного пути. Ценным становится развитие и таких личностных качеств обучаемых, как гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, умение работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций, готовность к нестандартным жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия.

Значительную роль в формировании этих качеств играет внеучебная деятельность студентов. Цель внеучебной деятельности заключается в целенаправленном создании условий для профессионального становления и развития личности студента, соответствующей комфортной атмосферы для инновационной деятельности студентов в сфере свободного времени, преобразующей их в субъектов собственной и общественной жизни. Задачи внеучебной деятельности можно условно поделить на две группы: педагогические, отражающие содержательные направления внеучебной деятельности и организационные, предполагающие создание организационно-педагогических условий для становления компетентной, гуманистически ориентированной, академически мобильной, с сформированным чувством патриотизма, обладающей мировоззренческим потенциалом личности.

Организация внеучебной деятельности ставит перед образовательной организацие ряд сложных задач, от реализации которых в целом зависит вся её успешность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Создание благоприятных условий для развития творческой индивидуальности, условий для развития способностей, склонностей, интересов каждого студента (предлагаем студентам на выбор участие в различных творческих студиях, проводим досуговые мероприятиях разной направленности в т.ч. гражданско-патриотической, творческой, информационной).

2. Формирование навыков созидательного труда, обучение студентов с пользой использовать свободное время (знакомство с различными видами деятельности, направленными на раскрытие способностей).

3. Гуманизация социальной среды, проявление социальной активности (проведение внеучебных мероприятий в основе которых лежит уважение к людям, забота о них, убеждение студентов в их больших возможностях к самосовершенствованию).

4. Формирование желания культурного саморазвития, участие в здоровой коллективной жизни в группе, обеспечение самореализации и мотивации поведения и деятельности (самостоятельная организация и проведение внеучебных досуговых мероприятий).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

5. Осуществление социального выбора профессиональных и общественных ценностей и формирование на их основе устойчивой, непротиворечивой индивидуальной системы ориентации (внедрение профориентационных внеучебных мероприятий).

6. Воспитание чувства патриотизма, формирование развитого устойчивого духовного и нравственного гражданского самосознания студентов (работа ориентирована на уважение истории и культуры Отечества и родного края, уважение к родному языку).

7. Развитие потребности в здоровом образе жизни (работа ориентирована на устойчивое формирование у студентов знаний и умений, чтобы сохранить свое здоровье).

Собственный педагогический опыт, его анализ и осмысление, опыт коллег показывает, что внеучебная деятельность обучающихся должна быть педагогически организована. Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков и дисциплинированная работа. Внеучебная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтизм и игривость, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность. В этом случае учебно-воспитательный процесс образовательной организации более устойчив, нежели в случае ориентации досуга только на развлечение. Постепенно внеучебной деятельности из развлекательной области переходит в раздел практического решения. Учитывая, что внеучебная деятельность это, в первую очередь, активное взаимодействие педагога с детьми, то её нельзя организовывать формально. В Технологическом колледже организуется целенаправленное взаимодействие преподавателя как с каждым студентом в отдельности так и с группой в целом. Приоритетной является развитие личности студента, учёт её интересов и потребностей, способностей студента, его творческой направленности.

Студенты, как правило, не видят возможности использования внеучебной деятельности для эффективности профессионального самоопределения и становления. Вовлекая студентов в свои мероприятия мы стараемся открыть им, что-то важное в нем самом и окружающем их мире, что помогло бы им стать по-настоящему всесторонне и гармонично развитым, общественно активным человеком, сочетающем в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Задача педагога научить применять свои способности и таланты, которые они открыли в процессе внеучебной деятельности в своей будущей профессии и трудовой деятельности. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач профессионального воспитания, а также вопросов развития индивидуальных особенностей личности студента.

Для успешной реализации внеучебной деятельности от преподавателя колледжа требуется следующее:

• поиск новых форм и направлений для становления, функционирования и развития системы внеучебной деятельности в современных условиях, не забывая традиции и позитивный опыт коллектива;

• совместное со студентами планирование внеучебной деятельности и её совершенствование на всех уровнях (общем всего колледжа, внутри специальностей, групп, индивидуальном уровне);

• создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей её направления, осуществляющей контроль, несущей ответственность за её результаты (творческие студии колледжа) а также реализация в системе внеучебной деятельности возможности студенческого самоуправления;

• разработка методического, информационного и психологического сопровождения, обеспечивающего стабильное функционирование и развитие системы внеучебной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• использование таких методологических подходов при работе со студентами, как личностно-ориентированный, гуманистический, деятельностный, социокультурный, творческий, коммуникативный.

Рассмотрим принципы внеучебной работы. Основным принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеучебное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Так же любой вид занятий, в который включается учащийся, имеет общественную направленность, учащийся занимается делом, которое нужно и полезно. Необходимой является опора на инициативу и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

самодеятельность, особенно в условиях организации каких-либо дел в колледже, где учащиеся, вышедшие из школы, чувствуют себя взрослыми и способными к самостоятельным решениям. Если эти принципы реализуется, то любое дело или мероприятие воспринимается студентами как личное, нужное, за которое они готовы нести ответственность, даже если оно и было подсказано и скоординировано старшими. Желательно, чтобы учащиеся были вовлечены в активную, в том числе поисковую, деятельность, связанную с розыском необходимых материалов и способов реализации своих идей и задумок. Еще один принцип -массовость. Наша задача задействовать как можно больше учащихся, предлагая им разнообразные формы и виды деятельности. Очень важным условием действенности всех видов внеучебной воспитательной работы с обучающимися, является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Главной отличительной чертой внеучебной деятельности является ее деятельный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата. Задача педагога найти подход к каждому и помочь обучающемуся реализовать себя в колледже, для того чтобы он вышел в общество с уверенностью в своих силах и умением их реализовать.

© Кузьмина О.Н., 2015

УДК: 378. 1/4

Т.В.Попова

к. ф.-м. н., доц., Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

В.Г.Кушнер

к. и. н., доц. , Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

В.Н.Бородько

к. ф.-м. н., доц., Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

г. Москва, Российская Федерация

ЗАМЕТКИ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОТ ИСТОКОВ ДО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОВРЕМЕННОСТИ: Х1Х ВЕК

Аннотация

Выдающимся достижением российского технического образования в индустриально бурлившем ХIX веке явилось складывание полноценной высшей технической школы, которая изначально была ориентирована на подготовку инженеров-энциклопедистов, обладающих не только высокоуровневым естественнонаучным и специальным образованием, но и добротными гуманитарными познаниями. Освещая завершение этого процесса, авторы попытались выяснить, почему же отечественная система подготовки инженерных кадров в данный период многими зарубежными специалистами воспринималась как достойный пример для подражания.

Ключевые слова

Индустриальный век, промышленный переворот, техническое образование, высшая школа, инженерные

кадры, технические вузы, производство, наука, практика.

В отличие от романтического XVIII столетия XIX век ознаменовался бурным форсированием промышленного развития. Этот рывок, получивший наименование "промышленный переворот" (или "промышленная революция"), изменил плавный облик России до неузнаваемости.