Научная статья на тему 'Организация управления Новороссией в 1764-1802 гг'

Организация управления Новороссией в 1764-1802 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4020
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / НОВОРОССИЯ / КРЫМ / МЕСТНОЕ УПРАВ-ЛЕНИЕ / ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 Г / Г.А. ПОТЁМКИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бессарабова Н.В.

В статье освещается проблема организации управления Се-верным Причерноморьем во второй половине XVIII в. Особое внимание уделяется эволюции административно-территориального деления Ново-росии, формированию системы местных органов власти и чиновничье-бю-рократического аппарата. Прослеживается связь между территориальным ростом Новороссии и организацией управления регионом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация управления Новороссией в 1764-1802 гг»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

MANAGEMENT IN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

УДК 94(47).066

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НОВОРОССИЕЙ В 1764-1802 ГГ.* Н.В. Бессарабова

Аннотация. В статье освещается проблема организации управления Северным Причерноморьем во второй половине XVIII в. Особое внимание уделяется эволюции административно-территориального деления Ново-росии, формированию системы местных органов власти и чиновничье-бю-рократического аппарата. Прослеживается связь между территориальным ростом Новороссии и организацией управления регионом.

Ключевые слова: Российская империя, Новороссия, Крым, местное управление, губернская реформа 1775 г., ГА. Потёмкин.

ORGANIZATION OF THE ADMINISTRATION OF NOVOROSSIA IN 1764-1802

N.V. Bessarabova

Abstract. The article highlights the actual problem of organizing the administration of the Northern Black Sea Coast in the second half of the 18th century. Particular attention is paid to the evolution of the administrative-territorial division of Novorossia, the formation of a system of local authorities and bureaucratic officials. The relationship between the territorial growth of Novorossia and the organization of regional governance is traced.

Keywords: Russian Empire, Novorossia, Crimea, local government, provincial reform of 1775, G.A. Potemkin.

Выход Российской империи к Чёрному морю и присоединение обширных территорий в Северном Причерноморье в XVIII в. потребовали реализации важнейшей внутриполитической цели - освоения края. Вошедшие в состав России земли были слабо заселены и хозяйственно неразвиты, управление ими еще не сложилось в полной мере. Мероприятия по освоению Северного Причерноморья были вписаны в систему внутренней политики российских монархов

* Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-31-10147 «История Новороссии»).

и связаны с событиями общегосударственного масштаба. При этом особые условия развития края порождали специфические черты, делавшие Новороссию уникальным регионом.

Первостепенной задачей при интеграции в состав государства новых территорий является организация управления ими: необходимо осуществить административно-территориальное размежевание края, создать систему местных органов власти и сформировать чиновничье-бюрократический аппарат.

Включение Новороссии в систему административно-территориального деления Российской империи требовало решения трех вопросов: создания основных административно-территориальных единиц, их членения и определения административных центров.

С 1760-х гг. до 1790-х гг. административно-территориальное деление Северного Причерноморья и система органов власти на местах не отличались стабильностью и подвергались постоянным изменениям. Во-первых, значительная часть этих земель поэтапно входила в состав Российской империи именно в рассматриваемый период. Во-вторых, местные органы власти в 1760-1770-х гг. складывались во многом хаотично - и лишь с 1783 г. их формирование было систематизировано. В-третьих, освоение необустроенных и слабо заселенных территорий бывшего Дикого Поля зачастую начиналось на пустом месте, осуществляясь методом проб и ошибок.

Формирование исторического региона, получившего название Новороссии, началось в 1760-х гг. на порубежных территориях Северного Причерноморья и Приазовья, входивших в состав России.

22 марта 1764 г. на месте Новой Сербии и землях Новослободского казачьего полка была образована Новороссийская губерния. В 1764-1765 гг. в ее состав вошли Славяносербия, Бахмутский уезд, земли казачьего Войска Запорожского Низового и Украинской укрепленной линии [2, т. 16. № 12.099, 12.180, 12.236, 12.376; 11, с. 5]. Первоначально губернским центром являлась крепость св. Ели-саветы, с 26 марта 1765 г. - Кременчуг [2, т. 16, № 12.099, 12.367].

В 1764-1765 гг. главным командиром Новороссийской губернии был А.П. Мельгунов, в 1765-1766 гг. - Я.И. фон Брандт; в 1766-1774 гг. киевским генерал-губернатором и Новороссийской губернии главным командиром являлся Ф.М. Воейков.

Как и прочие губернии государства, Новороссийская была разделена на провинции (Елисаветградскую, Екатерининскую и Бахмут-скую) - но в отличие от внутренних губерний, провинции до 1776 г. членились не на уезды, а на полки (Чёрный, Жёлтый, Самарский и Бахмутский гусарские; Елисаветградский, Днепровский, Донецкий и Луганский пикенерные) [2, т. 16, № 12.009; 11, с. 5], бывшие

не только военными, но и административно-территориальными образованиями. Эта особенность объясняется порубежным положением губернии, угрозой со стороны Османской империи и Крымского ханства и высокой концентрацией в ней войск - военные составляли значительную часть населения региона, близ границ которого в 1768-1774 гг. происходили события русско-турецкой войны.

Система органов власти в недавно образованной Новороссийской губернии только формировалась и еще не стала унифицированной. Число гражданских учреждений было невелико. В Кременчуге находилась губернская канцелярия и новороссийская пограничная с польским Брацлавским воеводством комиссия; в Екатерининской провинции - провинциальная канцелярия; в Елисаветградской провинции - провинциальная канцелярия, купеческое правление, греческое купеческое правление и магистрат; в Бахмутской провинции - городо-вая канцелярия, магистрат и соляная контора [1, д. 792, л. 14-15 об; 11, с. 45-58]. В значительной степени функции бюрократии исполнялись полковыми чинами - это связано с административно-территориальным делением на полки и с большим количеством военных в составе населения. В декабре 1767 г. Ф.М. Воейков в донесении Екатерине II отмечал, что ротные командиры управляют государственными слободами и разбирают ссоры «сверх воинской должности по всем земельным делам так, как бы и воеводские канцелярии управлять имеют» [1, д. 792, л. 8]. Губерния испытывала нехватку чиновников, и не только полки выполняли функции органов местной власти, но и в гражданских учреждениях большинство должностей замещалось лицами, имевшими военные чины [11, с. 45-46, 48, 52, 54-55, 57-58]. Единообразия в штатах местных учреждений не наблюдалось. Так, в канцеляриях двух провинций (Елисаветградской и Екатерининской) был разный состав сотрудников [1, д. 792, л. 14-15 об].

Территориальный рост Новороссии и ее развитие в 1775-1791 гг. связаны с личностью выдающегося государственного деятеля - Григория Александровича Потёмкина, с 1787 г. - светлейшего князя Таврического.

Генерал-губернаторы (наместники) в екатерининскую эпоху обладали исключительным положением в системе власти. Они назначались в регионы, занимавшие особое место в государстве - в том числе на окраины, которыми, во-первых, было сложно управлять из центра из-за их отдаленности, слабой освоенности и недостаточного развития чиновничье-бюрократического аппарата, и которым, во-вторых, могла угрожать внешняя опасность. Возникала необходимость в руководителе, отличающимся выдающимися дарованиями администратора, организатора и военного деятеля; обладающего широкими полномочиями и способного принимать решения, предопределяю-

щие дальнейшее развитие вверенных ему земель - причем зачастую в кратчайшие сроки (не всегда позволявшие проконсультироваться с центром). Подобный администратор, наделенный чрезвычайной властью и ответственный исключительно перед императрицей, делегировавшей ему столь значительные полномочия, должен был пользоваться ее безграничным личным доверием. Таким руководителем в 1775-1791 гг. стал для Новороссии Г.А. Потёмкин, лично вникавший во все проблемы, связанные с развитием края, стоявший у истоков большинства предпринимаемых здесь начинаний и сплотивший вокруг себя многих талантливых современников (от администраторов до полководцев и дипломатов). Деятельность светлейшего князя, игравшего ключевую (организующую и координирующую) роль в развитии южных земель, отличалась исключительной многогранностью, будучи направленной и на освоение края, и на организацию базы для дальнейшего продвижения России в Северном Причерноморье, и на обеспечение безопасности региона в случае войны с Османской империей, и на дипломатическое урегулирование внешнеполитических проблем. В одном из писем императрице, сообщая о наводнении в Кременчуге (май 1789 г.), Григорий Александрович определил свое место так: «Здесь одно наместническое правление не потопило, и я в нем живу. Нельзя сказать, чтоб я не на своем месте был» [3, с. 349].

Первым этапом роста Новороссии стало присоединение новых земель в результате русско-турецкой войны 1768-1774 гг., вызвавшее ее первое административно-территориальное преобразование.

14 февраля 1775 г. была образована Азовская губерния, включившая полученные по итогам Кючук-Кайнарджийского мира земли, Бахмутскую провинцию и земли Войска Донского [2, т. 20, № 14.252].

Новороссийская губерния в 1775 г. претерпела территориальные изменения: 3 августа она получила земли упраздненной Запорожской Сечи, а 20 октября - ряд территорий Малороссийской губернии и Кин-бурн с землями между Днепром и Бугом, присоединенными по итогам русско-турецкой войны 1768-1774 гг. [2, т. 20, № 13.354, 14.380].

В 1775-1783 гг., до осуществления в Новороссии губернской реформы, здесь существовали две губернии - Новороссийская и Азовская, под общим руководством Г.А. Потёмкина, - губернаторы которых были подчинены светлейшему князю. В должности губернатора Новороссийской губернии последовательно сменяли друг друга М.В. Муромцев (1775-1777), Н.Д. Языков (1777-1783) и Т.И. Тутолмин (1783). Азовскую губернию с 1777 г. возглавлял генерал В.А. Чертков [11, с. 61, 79].

В 1776 г. административно-территориальное деление обеих губерний приблизилось к общероссийскому: провинции (взамен деле-

ния на полки) были размежеваны на уезды. Несмотря на начавшуюся в 1775 г. губернскую реформу, ее практическое осуществление в Новороссии откладывалось из-за недостаточной населенности и освоенности южных земель, а также в связи с необходимостью сохранить элементы военного управления из-за внешней опасности. Потребовался переходный период, продлившийся до 1783-1784 гг. и снижение внешней угрозы после присоединения к России Крымского ханства, чтобы подготовить регион к проведению губернской реформы.

Административно-территориальное деление обеих губерний не было в 1775-1783 гг. стабильным: границы уездов и провинций менялись вплоть до передачи из одной губернии в другую.

В 1776 г. Новороссийская губерния была разделена на уезды и с этого времени включала в себя четыре провинции и двенадцать уездов (с 1783 г. - тринадцать [11, с. 6, 61-79]. Ее центром оставался Кременчуг.

Азовская губерния при основании включала в себя две провинции (Азовскую и Бахмутскую), а также ей принадлежали территория Войска Донского и крепости Керчь и Еникале. Впоследствии количество провинций и уездов неоднократно менялось [11, с. 6, 79-106]. Центром губернии до 1778 г. временно была Белёвская крепость, а с 20 июля 1778 г. - Екатеринослав (первый город с этим названием) [2, т. 20, № 14.777], существовавший в 1776-1783 гг. на реке Кильчень.

Система органов власти развивалась - учреждений в Новороссии стало больше, но единообразие местному управлению по-прежнему не было свойственно. Как на уровне губерний, так и в каждой провинции и уезде работал собственный состав присутственных мест. Штаты учреждений также были различными.

В обеих губерниях существовали губернская и провинциальные канцелярии, должности губернаторов, воевод (во главе провинций), казначеев, прокуроров, почтмейстеров, секретарей, переводчиков, докторов, штаб-лекарей и лекарей, архитекторов и т.д. Наличие ряда учреждений было обусловлено пограничным положением Новороссии (таможни и таможенные заставы, карантины и карантинные заставы), по-прежнему было большое количество учреждений и должностей, связанных с вооруженными силами (с полками, крепостями, портами в Херсоне и Таганроге, казачеством). Для Азовской губернии специфическими стали учреждения, связанные с выведенными из Крыма и поселившимися на ее землях христианами (армянами и греками): в Мариенпольском (Павлоградском) уезде и в Мариуполе - греческие суды, в Нахичевани-на-Дону - армянский магистрат и др. [11, с. 6, 61-106].

Важной вехой в развитии Новороссии стало создание новой системы местного управления в соответствии с «Учреждениями

для управления губерний Всероссийской империи» от 12 ноября 1775 г. [2, т. 20, № 14.392], осуществившееся в 1783-1784 гг. Оно совпало со вторым этапом расширения Новороссии - присоединением Крымского ханства к России (1783), после чего прежние территории Новороссийской и Азовской губернии в определенной степени утратили военно-стратегическое значение, поскольку граница государства переместилась к Чёрному морю.

30 марта 1783 г. на территории упразднявшихся Новороссийской и Азовской губерний было образовано Екатеринославское наместничество, подразделявшееся на двенадцать, а с 1784 г. - на пятнадцать уездов [2, т. 21, № 15.696, т. 22, № 15.910; 11, с. 6]. В момент его создания Екатеринослав (второй город с этим названием) еще не существовал: указ об основании был подписан 22 января 1784 г. [2, т. 22, № 15.910], а фактически город заложен в 1787 г. Роль административного центра временно выполнял Кременчуг, Екатеринослав же стал таковым 1 июня 1789 г. [2, т. 23, № 16.774].

2 февраля 1784 г. на большей части бывшего Крымского ханства (полуострове Крым и прилегающей к нему материковой части от Перекопа до границ Екатеринославского наместничества) была образована Таврическая область, получившая характерные для губерний структуру и управление. Она была разделена на семь уездов [2, т. 23, № 15.920, 15.924; 11, с. 7]; центром первоначально считался Карасу-Базар, с 23 мая 1785 г. - Симферополь [11, с. 109].

Г.А. Потёмкин осуществлял общее управление Новороссийским наместничеством и Таврической областью в качестве генерал-губернатора с момента их создания до своей смерти (1791). Их правители подчинялись светлейшему князю. Правителями Екатеринославского наместничества являлись Т.И. Тутолмин (1783-1784), И.М. Синельников (1784-1788), В.В. Каховский (1788-1794) и И.И. Хорват (1794-1796). Правители Таврической области - В.В. Каховский (1784-1788) и С.С. Жегулин (1788-1796) [5, с. 105; 11, с. 174].

В рамках проведения губернской реформы в Екатеринославском наместничестве и Таврической области сформировалась новая система органов местного управления, соответствующая «Учреждению для управления губерний». В 1780-х гг. она приобрела единообразие и стройность: мы видим одни и те же присутственные места в Екатеринославском наместничестве и Таврической области (такие же, как в прочих губерниях России) с унифицированными штатами чиновников.

На губернском уровне это наместническое (областное) правление, казенная палата, верхний земский суд, палаты уголовного и гражданского суда, совестный суд, приказ общественного при-

зрения, губернский (областной) магистрат, верхняя расправа [11, с. 208-219, 274-285]. На уровне уездов существовали как предусмотренные «Учреждением для управления губерний» органы власти, общие для всей Российской империи (нижний земский суд, уездный суд, уездное казначейство, нижняя расправа, дворянская опека; городовые магистраты удалось открыть не везде), так и специально создаваемые с учетом местной специфики учреждения.

По-прежнему часть существовавших в Новороссии учреждений была связана с ее пограничным положением (таможни и таможенные заставы, карантины и карантинные заставы), часть - с пестрым национальным и конфессиональным составом населения («римского закона» суд в Новомосковском уезде и греческий суд в Мариуполе Екатеринославского наместничества) [11, с. 208-219, 274-285]. Последних по сравнению с предшествующим периодом стало меньше (несмотря на присоединение многонационального Крымского ханства) в результате унификации местного управления - созданные при проведении губернской реформы учреждения осуществляли власть над всем населением независимо от национальности и вероисповедания.

Благодаря возникновению стройной системы гражданских органов власти, военные учреждения в этот период окончательно перестали выполнять бюрократические функции по гражданским делам - но поскольку в Северном Причерноморье концентрировались вооруженные силы, здесь продолжали существовать (и вновь возникали) многочисленные учреждения и должностные лица, связанные с армией и флотом: полками, крепостями, портами, казачеством (Донским и Черноморским казачьими войсками) [11, с. 208-219, 274-285].

Осуществление губернской реформы предполагало упорядочение не только системы органов власти, но также единообразие в их работе.

«Расписание дел по экспедициям в Екатеринославском наместничестве», составленное под руководством Т.И. Тутолмина в 1783-1784 гг. [1, д. 691, л. 3-140], свидетельствует, что структура и штаты присутственных мест, а также делопроизводство в них были унифицированы в строгом соответствии с «Учреждениями для управления губерний». Орган местной власти мог иметь двухуровневую структуру (включая в себя экспедиции, каждая из которых делилась на столы с определенным кругом дел) либо трехуровневую структуру (департамент - экспедиция - стол). Штаты всех присутственных мест (на уровне как наместничества, так и уезда) формировались единообразно: в каждом столе должен быть один столоначальник, один канцелярист и два копииста; помимо них для «общего присутствия» в учреждении предполагался один секретарь. Количество экспедиций

и столов зависело от загруженности учреждения: в наместническом правлении было три экспедиции с восемью столами, а дворянская опека и совестный суд включали в себя одну экспедицию (в ее составе - один стол). Для унификации делопроизводства было разработано около сорока форм документов: журналы, реестры и т.д.

Реформирование местного управления было выполнено в кратчайшие сроки. Материалы ревизии, проведенной во время путешествия Екатерины II в Новороссию в 1787 г. [1, ф. 16, оп. 1, д. 695], свидетельствуют, что за четыре года полностью сложилась и начала работать система учреждений, предусмотренная губернской реформой.

Продолжал развиваться бюрократический аппарат, в целом сохранявшей черты, сложившиеся в предшествующий период. Несмотря на увеличение числа лиц с гражданскими чинами, большинство чиновников были выходцами из армейской среды и имели военные чины.

Среди фамилий должностных лиц Екатеринославского наместничества преобладают русские; встречаются украинские фамилии (советник наместнического правления М.А. Магденко), фамилии российских подданных западноевропейского происхождения и иностранцев на русской службе (пристав уголовных дел Новомосковского уезда Вильгельм Торнау), а также фамилии, характерные для народов, населявших Новороссию: греков (обер-директор таможен Н.Н. Папафи-лос), сербов (бахмутский предводитель дворянства Г.И. Шевич), армян (городничий Нахичевани С.Г. Чалхушьян). [11, с. 108-172].

В Таврической области ключевые должности также замещали русские, но многочисленны были поступившие на службу татары и ногайцы (заседатели Султан-Али и Мустафа-Эфенди, областной предводитель дворянства Ширин-Бей) [1, ф. 10, оп. 3, д. 363, л. 17-21 об; 11, с. 172-206]. Привлечение в состав чиновничье-бюрократического аппарата представителей народов, проживающих в недавно присоединенном регионе, - одно из свидетельств продуманной национальной политики российской администрации, которая стремилась добиться лояльности местного населения к новой власти. Чиновники татарского или ногайского происхождения могли иметь административный опыт, полученный во время существования Крымского ханства. Теперь их служба Российской империи свидетельствовала о принятии новой власти.

На рубеже XVШ-XIX вв. Новороссия развивалась в менее благоприятных условиях и более медленным темпами, нежели в 17701780-е гг. При этом после завершения русско-турецкой войны 17871791 гг. региону уже не грозила внешняя опасность со стороны Порты.

5 октября 1791 г. умер Г.А. Потёмкин. Найти замену для государственного деятеля его масштаба было сложно. Лишь 25 июля 1793 г.

новым генерал-губернатором Новороссии стал последний фаворит Екатерины II П.А. Зубов (до 1796 г.). Он не был готов к замещению подобной должности, не обладал ни административными талантами предшественника, ни его работоспособностью, ни его опытом. Постоянно находясь при дворе и заботясь о сохранении своего влияния на императрицу, фаворит ни разу не посетил Северного Причерноморья.

1790-е гг. - третий (последний) этап территориального расширения Новороссии. 26 января 1792 г. в состав Екатеринославского наместничества вошли присоединенные по итогам Ясского мира земли между Днестром и Южным Бугом (Очаковская область) [2, т. 23, № 17.018], а затем на границе наместничества оказались земли, полученные Россией в результате второго раздела Речи Посполитой (1793).

Рост территории и населения осложнял управление краем - поэтому вновь изменилось административно-территориальное деление. 27 января 1795 г. из Очаковской области, трех уездов Екатеринославского наместничества и южной части Брацлавской губернии (одной из трех, созданных на землях, отошедших к России в результате второго раздела Польши) было образовано Воз-несенское наместничество, включавшее в себя двенадцать уездов. Административным центром должен был стать вновь основанный Вознесенск, но на время его строительства эта роль была возложена на Новомиргород [2, т. 23, № 17.300]. Правителем Вознесенского наместничества был назначен П.Н. Оболенский (1795-1796) [13], подчиненный генерал-губернатору П.А. Зубову.

На уровне наместничества были сформированы все местные органы власти, предусмотренные «Учреждением для управления губерний». В трех уездах, перешедших в Вознесенское наместничество из Екатеринославского, все уездные присутственные места были представлены, а во вновь образованных уездах успели возникнуть не в полном составе - это связано с недолгим существованием наместничества (менее двух лет) [11, с. 206-224].

6 ноября 1796 г. скончалась Екатерина Великая - и Новороссию, как территорию, символизировавшую выдающиеся достижения императрицы во внутренней и внешней политике, не могла не затронуть деятельность ее преемника Павла I, отличавшегося сложным отношением к личности, наследию и памяти матери. Традиционно императору приписывают стремление к отмене всех ее начинаний и полностью противоречащую екатерининским принципам политику. Ирония истории заключается в том, что при рассмотрении его мероприятий за внешним отрицанием нередко прослеживается преемственность...

В его правление наместничества были упразднены, и окончательно завершился переход к двухуровневой системе управления

(губерния - уезд; губернии перестали объединяться в более крупные административно-территориальные единицы). Император в данном случае полностью реализовал замысел, который Екатерина II провозгласила, но не довела до логического завершения на практике.

12 декабря 1796 г. была образована Новороссийская губерния, в состав которой вошли территории Екатеринославского и Вознесенского наместничеств и Таврической области [2, т. 23, № 17.634]. Ее центром стал Екатеринослав. Три административно-территориальные единицы Новороссии были объединены в одну, включавшую территории, ранее находившиеся под управлением одного генерал-губернатора - то есть отчасти повторявшую административно-территориальное деление екатерининской эпохи. Мы вновь видим определенную преемственность между политикой Екатерины II и Павла I.

С 29 августа 1797 г. Новороссийская губерния делилась на двенадцать уездов, тогда как три прежние административно-территориальные единицы Новороссии включали тридцать одни уезд. Во-первых, уезды были укрупнены, во-вторых, значительную часть земель Новороссии Павел I передал другим губерниям (Малороссийской, Слободской губернии, Киевской, Подольской и Воронежской) [2, т. 23, № 18.117; 11, с. 7]. За шесть лет существования Новороссийской губернии в ней сменилось четыре губернатора: Н.М. Бердяев (1796-1797), И.Я. Селецкий (1797-1800), Ю.А. Нико-лев (1800-1801) и М.П. Миклашевский (1801-1802) [11, с. 7].

В правление Павла I многие города Новороссии лишились своих названий, полученных в екатерининскую эпоху: Севастополь стал Ахтияром, Феодосия - Кафой, Симферополь - Ак-Мечетью и т.д. - им возвращались названия, не связанные с деятельностью Екатерины II, которые они носили до 1770-1780-х гг. Переименованием городов император боролся с памятью об успехах матери и демонстрировал отказ от ее политических принципов, но полностью уйти от наследия предшественницы Павлу I не удавалось. Так, Екатеринослав, основанный его матерью, не имел исторического названия, к которому можно было бы вернуться - а существующим прославлял императрицу. 22 декабря 1797 г. город стал Новороссийском [2, т. 24, № 18.288] - как центр Новороссийской губернии. Павел I, видимо, не задумывался о том, что название «Новороссия» получило широкое распространение в екатерининскую эпоху - и в представлении современников было неразрывно связано с теми самыми успехами матери, память о которых император хотел бы стереть. После смерти Павла I переименованные им города вернулись к екатерининским названиям.

Система органов власти Новороссийской губернии по-прежнему строилась в соответствии с «Учреждениями для управления губерний» - очередной пример преемственности между политикой Павла I и Екатерины II, но благодаря уменьшению количества административно-территориальных единиц сократилось количество присутственных мест - и следовательно, число чиновников.

Вскоре после смерти Павла I произошла последняя из реорганизаций Новороссии, осуществленных за сорок лет (с 1764 по 1802 г.), которая обеспечила стабилизацию административно-территориального деления и управления Северным Причерноморьем более чем на век. 8 октября 1802 г. Новороссийская губерния была ликвидирована [2, т. 27, № 20.449], и на ее территории возникли три губернии, просуществовавшие до 1920-х гг.: Екатеринославская с центром в Екатеринос-лаве (которому Александр I вернул прежнее название), Херсонская с центром в Херсоне (в 1802-1803 гг. бывшая Николаевской губернией с центром в Николаеве) и Таврическая с центром в Симферополе. Библиографический список

1. Российский государственный архив древних актов. Фонд 16. Внутреннее управлении. Опись 1.

2. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830.

3. Екатерина II и Г. А. Потёмкин. Личная переписка. 1769-1791 / изд. В.С. Лопатин. М., 1997.

4. Болотина Н.Ю. Потёмкин. М., 2014.

5. Губернии Российской империи: История и руководители. 1708-1917 / ред.-сост. Ю.Н. Моруков. М., 2003.

6. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775-1800 гг. М., 1959.

7. Елисеева О.И. Григорий Потёмкин. М., 2005.

8. Елисеева О.И. Екатерина Великая. М., 2013.

9. Лопатин В.С. Потёмкин и Суворов. М., 1992.

10. Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

11. Макидонов А.В. Персональный состав административного аппарата Новороссии XVIII века. Запорожье, 2011.

12. Олененко А.Г. Азовська губернська канцелярiя: структура, функцп, штат (1775-1784). URL: http://ikp.nmu.org.ua/pdf/2011/18.pdf (дата обращения: 20.11.2016).

13. Список должностных лиц Вознесенской губернии на 1796 г. URL: http:// www.rodovoyegnezdo.narod.ru/Kherson/Adres-kalendar_1796.html (дата обращения: 03.10.2016).

Н.В. Бессарабова

кандидат исторических наук, доцент специалист научного отдела Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: nvb.dashkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.