Научная статья на тему 'Организация управления бюджетными ресурсами мезотерритории в условиях проводимой бюджетной реформы'

Организация управления бюджетными ресурсами мезотерритории в условиях проводимой бюджетной реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGETARY SYSTEM / БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО / BUDGET STRUCTURE / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / PROGRAM-AND-TARGET METHOD / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / BUDGET EXPENSES / ТЕХНОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ / TECHNOLOGIES OF FORECASTING AND PLANNING / ВАЛОВОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / GROSS MUNICIPAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмелева Ольга Геннадьевна

В статье рассматривается программно-целевой метод (ПЦМ) формирования бюджетных расходов как долгосрочный государственный инструмент воздействия на экономику. По мнению автора, этот метод следует использовать для определения приоритетов бюджетной политики, сочетания текущего и стратегического планирования социально-экономических параметров на региональном и местном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing Management of Budgetary Resources of Mezo-Territory in the Conditions of Ongoing Budget Reform

Тhe article considers the program-and-target method of forming the budget expenses as a long-term public tool for influencing the economy. According to the author, this method should be used to determine the priorities of the budget policy and to combine the current and strategic planning of socioeconomic parameters at the regional and local levels.

Текст научной работы на тему «Организация управления бюджетными ресурсами мезотерритории в условиях проводимой бюджетной реформы»

Шмелева Ольга Геннадьевна

кандидат экон. наук, доцент,

Казанский юридический институт МВД России (КЮИ МВД России) shmelog@mail.ru

планирование бюджетных

расходов на мезоуровне

организация управления

бюджетными ресурсами мезотерритории

в условиях проводимом бюджетной реформы

_Аннотация

В статье рассматривается программно-целевой метод (ПЦМ) формирования бюджетных расходов как долгосрочный государственный инструмент воздействия на экономику. По мнению автора, этот метод следует использовать для определения приоритетов бюджетной политики, сочетания текущего и стратегического планирования социально-экономических параметров на региональном и местном уровнях.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджетное устройство, программно-целевой метод, бюджетные расходы, технологии прогнозирования и планирования, валовой муниципальный продукт

Радикальные изменения бюджетного устройства на мезоуровне, новая организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования и переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию (или формированию бюджетов на трехлетний период) требуют адекватных мер по созданию устойчивой, адаптированной к меняющимся условиям и новым технологиям системы управления бюджетными ресурсами. Одним из таких шагов должно стать укрепление местной налоговой базы, предполагающей, в том числе, значи-

тельное расширение налоговых полномочий органов местного самоуправления. Без этого невозможно говорить об обеспечении реальной финансовой автономии муниципалитетов.

Среднесрочное финансовое планирование

Логичным направлением работы во взаимосвязи с другими проблемами является использование и адаптация новых технологий прогнозирования и планирования в бюджетном процессе. Одним из основополагающих факторов, определяющих качественное составление бюджета, является его новая взаимосвязь (взаимообуслов-

ленность) с прогнозом социально-экономического развития, а также с иными экономическими и финансовыми планами.

Органическая связь перспективных (долгосрочных и среднесрочных), текущих планов и программ, встраиваемых в бюджетный процесс, должна отталкиваться от системы целеполага-ния, то есть необходимо осуществить постановку целей и задач развития мезотерриторий в соответствии с системой программных документов, определяющих социально-экономическое развитие территории. Среднесрочное финансовое планирование является связующим звеном между приоритетами социально-экономического развития мезотеррито-рии и проводимой бюджетной политикой. Оно призвано обеспечить предсказуемость, прозрачность и преемственность этой политики. В то же время четко видно, что извлечение положительного эффекта от применения среднесрочного финансового планирования требует четкого содержательного и правового оформления его организации. Это предполагает интеграцию в бюджетный процесс основных целевых индикативных положений, нежелательность внесения произвольных изменений в показатели среднесрочного финансового плана или представление обоснований при необходимости внесения таких изменений (например, с учетом социально-экономической ситуации, изменений в направлении бюджетных средств в связи с возникающими новыми бюджетными приоритетами и др.). Для этого следует обеспечить нормативную и методологическую базы оценки потребности в услугах муниципальных образований, разработать нормативы их финансирования и стандарты

качества муниципальных услуг, создать систему индикативных показателей общественной полезности и экономической эффективности услуг, развивать конкурентные принципы распределения бюджетных средств, а также внедрить систему аудита эффективности использования бюджетных средств.

Программно-целевой метод формирования бюджетных расходов

Целесообразно разрабатывать дополнительные индикаторы результативности и эффективности бюджетных расходов главными распорядителями бюджетных средств с целью детализации различных аспектов деятельности по представлению общественных благ В этой связи необходимо значительно расширить использование программно-целевого метода (ПЦМ) формирования бюджетных расходов как долгосрочного государственного инструмента воздействия на экономику. Расширение сферы применения программно-целевого подхода позволит более четко определять приоритеты

.. .необходимо значительно расширить использование программно-целевого метода формирования бюджетных расходов как долгосрочного государственного инструмента воздействия на экономику

бюджетной политики, сочетать текущее и стратегическое планирование социально-экономических параметров на региональном и местном уровнях. В общем виде ПЦМ можно представить в форме следующей цепочки шагов:

стратегические целевые показатели (индикаторы) ^ целевые программы.

Этот метод позволяет определять приоритеты в деятельности органов власти и рационализировать процесс принятия решений на основе сравнения затрат и достигаемых результатов. Углубляющаяся децентрализация власти на мезоуровне, когда органы местного самоуправления имеют возможность самостоятельно выбирать приоритеты развития и использования собственных оценок полезности предоставления общественных благ, создает условия становления подлинно демократических институтов власти на всех уровнях управления. На мезо-уровне это выработка единого механизма при формировании целей и критериев управления, анализе проблем, выборе сценариев и базовых страте-

углубляющаяся децентрализация власти на мезоуровне . создает

условия становления подлинно демократических институтов власти на всех уровнях управления

гий развития, прогнозировании социально-экономического продвижения мезотерритории в рамках общего стратегического развития на макроуровне.

В качестве одного из ключевых показателей в системе планирования социально-экономического развития мезотерритории необходимо, на наш взгляд, выделить показатель валового муниципального продукта как инструмента, используемого при оценке уровня социально-экономического развития и экономического потенциала территории, а также определении степени использования налогового потенциала, перспектив финансового развития муниципального образования.

Реализация подхода

государственно-частного

партнерства

Валовой муниципальный продукт, вновь созданная стоимость в муниципальном образовании, перемещается в центр ядра роста финансово-экономического потенциала территории муниципалитетов. Именно вновь созданная стоимость становится источником социально-экономического благосостояния, которое определяется, в первую очередь, через налоговый потенциал и, следовательно, приводит к соответствующей бюджетной обеспеченности. При этом рост бюджетной обеспеченности - это улучшение социально-экономических возможностей инвестиционного развития (повышение экономического потенциала территории).

Новая система планирования становится необходимым условием и средством для реализации стратегии управления экономикой в целом и на региональном (местном) уровне, но

это повлечет за собой кардинальное изменение технологии составления бюджета.

Научное обоснование новых технологий комплексного бюджетного планирования на местном уровне имеет важное практическое значение с учетом выполнения задач социально-экономического развития мезотерри-торий.

Не менее важным является системный анализ новой роли бюджета в системе макропланирования. Обобщаются возможность и направления использования бюджетных технологий для обеспечения инвестиционной привлекательности муниципального образования в условиях среднесрочного финансового планирования. Особое место в системе реформирования бюджетного процесса отведено финансовому контролю, методологии и организации его проведения. Важны пропорции вложения средств между участниками инвестиционного процесса: частные инвестиции и средства муниципалитета объединяются с учетом соблюдения интересов обеих сторон. Для частного инвестора интерес связан с расширением бизнеса, получением дополнительной финансовой выгоды, для муниципалитета - обеспечение потребностей в необходимых качественных услугах, а также намеченных приоритетных направлениях развития. Система экономических отношений должна основываться на объединении финансовых ресурсов всех субъектов хозяйствования - участников инвестиционных процессов. Привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций рассматривается как одно из важнейших направлений по поиску необходимых средств инвестиций. Реализуется подход государственно-частного пар-

.. .вновь созданная стоимость

становится источником социально-экономического благосостояния, которое определяется, в первую очередь, через налоговый потенциал.

тнерства, что отвечает принципам развития рыночной экономики.

Применение бюджетных инструментов на мезоуровне

При планировании и учете эффективности (результативности) использования бюджетных средств на инновационные, инвестиционные цели целесообразно формировать три основных направления, на которые следует ориентироваться:

- социальная эффективность, соответствующая социальной направленности местных бюджетов;

- финансовая эффективность и результативность использования вложенных средств местных бюджетов;

- система мониторинга распределения и управления инвестиционными бюджетными ресурсами;

- бюджетная эффективность объединенных ресурсов местных бюджетов и других источников. Отражает рост доходов и сокращение расходов бюджета.

В то же время возможность применения бюджетных инструментов инвестирования следует рассматривать с точки зрения характеристики функци-

онирования мезотерритории в рамках различных территориальных моделей. Практика свидетельствует, что муниципальные образования на уровне городов, районов в большей мере способны заниматься развитием экономики подведомственной им территории, чем, например,поселения. Это определяется следующими факторами:

- наличие более квалифицированных кадров, которые бы смогли составить бизнес-план, привлечь инвесторов и т.п.;

- более широкими возможностями этих административно-территориальных единиц в деле установления деловых партнеров, межрегиональных связей при принятии инвестиционных решений;

- наличием более серьезных рычагов влияния на инвестиционный климат и условия развития бизнеса на своей территории.

Таким образом, основными направлениями исследования и анализа системы финансов мезотерриторий становится комплекс мер, имеющих важное народно-хозяйственное значение, обеспечивающих повышение качества управления бюджетными ресурсами на всех уровнях бюджетной системы и, прежде всего, на мезо-уровне.

Литература

1. Борисоглебская Л.Н., Кирсанов С.А. Государственные и муниципальные финансы: Финансирование социальных услуг. М.: Андреевский издательский дом, 2008.

2. Закревская Г.С. Развитие бюджетных отношений местного самоуправления. - Калининград: БИЭФ, 2007.

Shmelyova O.G.

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor,

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (KLI MIA Russia)

Organizing Management of Budgetary Resources of Mezo-Territory in the Conditions of Ongoing Budget Reform

_Abstract

The article considers the program-and-target method of forming the budget expenses as a long-term public tool for influencing the economy. According to the author, this method should be used to determine the priorities of the budget policy and to combine the current and strategic planning of socioeconomic parameters at the regional and local levels.

Keywords: budgetary system, budget structure, program-and-target method, budget expenses, technologies of forecasting and planning, gross municipal product

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.