Научная статья на тему 'Организация университетских инновационных площадок как фактор развития компетенций инновационного предпринимательства'

Организация университетских инновационных площадок как фактор развития компетенций инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / КОМПЕТЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / СТАРТАПЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INNOVATIONS / INNOVATIVE ECOSYSTEM / INNOVATIVE PLATFORM / COMPETENCES OF INNOVATIVE BUSINESS / ENTERPRISE UNIVERSITIES / STARTUPS / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каранатова Лариса Геннадиевна, Кулев Антон Юрьевич

Стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития высшего образования, интеграция университетов с промышленными предприятиями, дальнейшее развитие вузовской инновационной инфраструктуры обеспечиваются созданием инновационных экосистем предпринимательских (исследовательских) университетов, являющихся ключевым элементом инновационного национального развития. Основным элементом инновационных экосистем являются люди генераторы идей, производители инновационных проектов, специалисты в области трансфера и коммерциализации технологий, способные к овладению новыми компетенциями в области инновационного предпринимательства, носители инновационной культуры. В качестве основного элемента инновационной экосистемы исследовательских предпринимательских университетов рассматриваются инновационные площадки, позволяющие генерировать инновационные проекты, востребованные высокотехнологичным сектором экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каранатова Лариса Геннадиевна, Кулев Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulation of research activity and innovative development of the higher education, integration of universities with the industrial enterprises, further development of high school innovative infrastructure is provided with creation of innovative ecosystems of the enterprise (research) universities, which are a key element of innovative national development. Basic element of innovative ecosystems are people idea men, producers of innovative projects, experts in the field of a transfer and commercialization of technologies, capable to mastering new competences of area of innovative business, carriers of innovative culture. As a basic element of an innovative ecosystem of research enterprise universities the innovative platforms allowing generating innovative projects, demanded by hi-tech sector of economy are considered.

Текст научной работы на тему «Организация университетских инновационных площадок как фактор развития компетенций инновационного предпринимательства»

Каранатова Л. Г., Кулев А. Ю. |

Организация университетских ?

инновационных площадок I

как фактор развития компетенций <

инновационного предпринимательства I

X

Каранатова Лариса Геннадиевна 5

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) ^

Декан факультета дополнительного профессионального образования I «Высшая школа государственного управления»

Доктор экономических наук, профессор ^

karanatova@szags.ru I

<

Кулев Антон Юрьевич ^

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) ^Г

Директор учебно-консультационного Центра управления государственными, муниципальными и регламентированными закупками ФДПО «ВШГУ» kulev-ay@sziu.ru

РЕФЕРАТ

Стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития высшего образования, интеграция университетов с промышленными предприятиями, дальнейшее развитие вузовской инновационной инфраструктуры обеспечиваются созданием инновационных экосистем предпринимательских (исследовательских) университетов, являющихся ключевым элементом инновационного национального развития.

Основным элементом инновационных экосистем являются люди — генераторы идей, производители инновационных проектов, специалисты в области трансфера и коммерциализации технологий, способные к овладению новыми компетенциями в области инновационного предпринимательства, носители инновационной культуры. В качестве основного элемента инновационной экосистемы исследовательских предпринимательских университетов рассматриваются инновационные площадки, позволяющие генерировать инновационные проекты, востребованные высокотехнологичным сектором экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

инновации, инновационная экосистема, инновационная площадка, компетенции инновационного предпринимательства, предпринимательские университеты, стартапы, интеллектуальная собственность

ö

Karanatova L. G., Kulev A. Yu.

Organization of University Innovative Platforms as a Factor of Development of Competences of Innovative Business

Karanatova Larisa Gennadiyevna

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

Dean of the faculty of Professional Training and retraining «Higher School of Public administration»

Doctor of Science (Economics), Professor

karanatova@szags.ru

Kulev Anton Yuryevich

north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian federation)

the director of Educational Consulting Center of the Government, Municipal and regulated Procurements

Management

kulev-ay@sziu.ru

<

< ABSTRACT

^ Stimulation of research activity and innovative development of the higher education, integration

of universities with the industrial enterprises, further development of high school innovative infrastructure is provided with creation of innovative ecosystems of the enterprise (research) universities, which are a key element of innovative national development. cc Basic element of innovative ecosystems are people — idea men, producers of innovative

projects, experts in the field of a transfer and commercialization of technologies, capable to g mastering new competences of area of innovative business, carriers of innovative culture. As a

x basic element of an innovative ecosystem of research enterprise universities the innovative

^ platforms allowing generating innovative projects, demanded by hi-tech sector of economy are

g considered.

i KEYWORDS

x innovations, innovative ecosystem, innovative platform, competences of innovative business,

< enterprise universities, startups, intellectual property

Ш

©

Современное социально-экономическое развитие России характеризуется рядом закономерностей, связанных с необходимостью перехода к экономике высоких технологий, базирующейся на таких важных факторах экономического прогресса, как наука, знание, инновации, интеллектуальный капитал. В Концепции национальной технологической инициативы, сформулированной в сентябре 2014 г., и представленной в декабре 2014 г. в ежегодном послании Президента Российской Федерации, в качестве ключевых элементов, обеспечивающих ускоренное технологическое развитие экономики, определены импортозамещение продукции и увеличение экспортного потенциала ведущих отраслей обрабатывающей промышленности, развитие новых отечественных производственных технологий, в числе которых отечественные системы проектирования, моделирования, автоматизации наукоемких производственных технологий и оборудования. В настоящее время экономика России заметно уступает развитым и некоторым развивающимся странам по уровню внедрения новых производственных технологий. Поэтому необходимо определить технологические приоритеты ее развития, активизировать инновационные процессы, которые позволят совершить технологический прорыв на основе инноваций для обеспечения импорто-замещения и увеличения экспортного потенциала высокотехнологичного сектора экономики страны.

Преодоление технологического отставания производства и переход к экономике высоких технологий возможны на основе развитой инновационной экосистемы, которая включает среду генерации знаний на базе фундаментальных исследований, эффективную систему образования, науку, научные сообщества, инновационную инфраструктуру, венчурные инвестиции, устойчивый спрос на инновации и др. Инновационная экосистема — интегральная характеристика качества окружающей среды инновационной деятельности, определяющая уровень благоприятности (неблагоприятности) имеющихся условий, влияющих на эффективность инновационных процессов инновационной деятельности и представляющая собой динамическую структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов (организаций, малых фирм, корпораций, университетов и др.), которые реализуют процессы кооперации и конкуренции одновременно.

Одной из целей становления и развития инновационной экосистемы, является организация эффективного взаимодействия между всеми участниками инновационного процесса за счет объединения их ресурсов и компетенций. Члены такого сетевого сообщества добиваются достижения как групповых, так и локальных целей, хотя при этом каждый в отдельности не имеет достаточного объема необходимых ресурсов. Отметим, что инновационная экосистема, главным образом, ориентирована на открытость и наращивание связей между ее агентами.

ш

©

Следует отметить важность территориальных аспектов формирования иннова- 2 ционной экосистемы, обусловленную тем, что в большинстве случаев реализация ^ инновационных проектов требует консолидации усилий различных участников ин- й новационной деятельности на всей территории. §

Модель инновационной экосистемы позволяет кооперировать усилия по созда- ^ нию и продвижению инноваций на рынок (рис. 1). <

Наука и высшие учебные заведения являются источниками инновационных идей, ^ компетентных кадров для коммерциализации инноваций, создания интеллектуаль- ^ ной собственности и др. <

Высокотехнологичное производство основывается на использовании наукоемких о продуктов, интенсивном вовлечении в технологический процесс новых знаний, от- Ее крытий, а также высокоиерархичных производственных процессов, интегрирующих ^ большое количество инновационной продукции, применение новых технологических < процессов, которые обеспечивают устойчивый спрос на инновации. ^

Инфраструктура обеспечивает благоприятную среду для инновационных ком- < паний и состоит из институтов развития (фонды, гранты и др.), технологической инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, научно-внедренческие центры и др.) и сервисов. В целом это организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации), выполняющие функции обслуживания и содействия инновационным процессам. Таким образом элементы инновационной инфраструктуры призваны решать такие основные задачи содействия инновационной деятельности, как: информационная, производственная, технологическая поддержка и сопровождение инновационной деятельности; сертификация и стандартизация производимой инновационной продукции; продвижение и реализация инновационных проектов; консультационная помощь; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; проведение выставок инновационных проектов и продуктов. Инновационная инфраструктура также помогает распределять риски между участниками инновационного процесса с помощью методов анализа рисков не отдельных инновационных проектов, а их совокупности (портфеля проектов).

Венчурное инвестирование обеспечивает привлечение финансовых ресурсов в инновационные компании, а также оказание услуг по бизнес-компетенциям, коммерциализации инновационных идей и становление инновационных компаний высокотехнологичных отраслей.

В условиях становления экономики знаний основным фактором развития становятся предпринимательские университеты, сочетающие в себе образовательную, исследовательскую и инновационную функции. Предпринимательские университеты используют нелинейную инновационную модель, в соответствии с которой в их образовательной деятельности участвует высокотехнологичный бизнес через компании, совершенствующие свои технологии на основе выработанных предпринимательским университетом знаний. Исследовательские проекты предпринимательского университета должны заканчиваться инновационными компаниями на ранней стадии (стартап-компаниями) и публикациями на высоком международном уровне.

Построение инновационной экосистемы университета определяет изменения в организационной структуре его управления, а именно переход от линейной функциональной структуры к горизонтально-интегрированной, что обеспечивает выполнение трех миссий предпринимательского университета: обучение, исследование и инновационное предпринимательство. Управление инновационной деятельностью университета включает, в том числе, патентный отдел, центры трансфера

Научно-техническая

Наука, вузы экспертиза w Венчурный капитал

Инновационные идеи Знания, Инвестиции, интеллектуальная бизнес-компетенции собственность Стартапы Спрос на продукцию, Инвестиции, сервисы, технологии ^^ \х услуги г- Фондирование на принципах ГЧП

Высокотехнологичное производство Инновационная инфраструктура

<

^ Рис. 1. Модель инновационной экосистемы

с!

Рис. 2. Модель трансформации традиционного университета в предпринимательский

и коммерциализации технологий. Модель трансформации традиционного университета в предпринимательский представлена на рис. 2.

Следует также отметить, что процесс генерации и трансфера знаний сопряжен с конфликтами интересов, связанных с правами на результаты интеллектуальной

©

деятельности. Конфликты могут возникать, в частности, между изобретателями и g университетом при создании изобретений в рамках выполнения авторами трудовых ^ обязанностей, между заказчиками и исполнителями при выполнении НИОКР, ре- й зультатами которых являются новые технологии, а также между другими участни- § ками инновационных процессов. Поэтому необходимы четкие правила игры в об- ^ ласти разделения интеллектуальных прав. Анализ сайтов ведущих университетов < России показал, что такой документ, как политика в сфере интеллектуальной соб- g ственности (ИС), встречается у университетов крайне редко. Наиболее вероятная s причина сложившейся ситуации заключается, на наш взгляд, в том, что до сих пор < в этом не было практической потребности. Для сравнения: практически все ведущие о вузы мира, включенные в рейтинг «Times», имеют политику в сфере ИС. Значимость Ее документально зафиксированной политики университета в области интеллектуаль- ^ ной собственности трудно переоценить. <

Концепция построения инновационной экономики предполагает новое взаимодей- ^ ствие науки и практики в образовании, приводящее к появлению системно-интегри- < рованных моделей инновационного процесса, основывающихся на предположении, ^ что предложение инновационным сообществом новых идей, знаний осуществляется вслед за выявлением научной или практической проблемы осуществления инновационных процессов, создания инноваций [2].

Данный подход базируется на положении, что практика является не вторичным по значению образовательным форматом по отношению к теории, а равна положениям теории в образовательных форматах. При формировании специальных компетенций инновационного предпринимательства практику можно поставить на первое место, этот принцип является основным при развитии образовательной миссии предпринимательских университетов.

В условиях инновационных экосистем российских университетов овладение новыми компетенциями строится как процесс обучения от практических задач старта-пов к теоретическим знаниям, позволяющим создавать технологический бизнес, выводить технологические разработки на инновационный рынок через трансфер и коммерциализацию технологий, инноваций и тем самым приобретать предпринимательское мышление, необходимое в современных условиях глобализации, становления экономики знаний траектории как «Soft Skills» в отличие от «Hard Skills» — профессиональные знания и навыки специалиста. В целом «Soft Skills» состоит из навыков и теоретических знаний по таким направлениям, как: принятие решений; лидерство в командах; менеджмент; ведение переговоров с заинтересованными сторонами.

Таким образом, соединение традиционных профессиональных компетенций с компетенциями «Soft Skills» позволяет обеспечивать овладение компетенциями нового типа, в данном случае — компетенциями инновационного предпринимательства.

К компетенциям инновационного предпринимательства следует отнести следующие: экспертиза проектов коммерциализации технологий, управление интеллектуальной собственностью, технологический аудит, методы продвижения инновационных проектов коммерциализации технологий, разработка маркетинговых стратегий для центров коммерциализации технологий, разработка бизнес-моделей и бизнес-планов проектов коммерциализации технологий, способности управления сетями трансфера технологий, эффективного взаимодействия и коммуникации с партнерами, инвесторами, предприятиями промышленности, венчурными фондами и ведения переговоров и др.

В совокупности эти компетенции представляют овладение методами и инструментами продвижения проектов коммерциализации технологий, управления инновационными проектами, создание команд (i-team).

к

ш

©

2 Перечисленные компетенции и умения, относящиеся к овладению методами 5 инновационного предпринимательства, направлены на развитие предприниматель-

3 ского мышления и базируются на модели практико-ориентированного образования.

Практико-ориентированное образование восходит к новой парадигме взаимодействия науки и практики в образовании, так называемой практико-ориентиро-

< ванной науки, которая, в отличие от научного знания, определяет форму органи-^ зации инновационной деятельности в виде переходов от теоретического знания х к проектному, технологическому, управленческому и, наконец, — к практическому

< действию, к новой образовательной практике [1]. Практико-ориентированная модель

0 широко представлена в программах преобразования образовательных учреждений:

1 в программах инновационного развития (ПИР), программах достижения мирового ^ уровня конкурентоспособности университетов (5/100), формирования инновацион-

< ной инфраструктуры университетов и др.

Данные нормативные документы определяют стратегические ценностно-целевые

< ориентиры построения практики инновационного образования в конкретном университете. Формой организации инновационного образования на основе практико-ориентированной модели является инновационная площадка, как форма реализации инновационного опыта преподавателей, менторов (наставников), представителей бизнеса и промышленности и государственной инновационной политики в области обеспечения кадровой составляющей внедрения инноваций.

Основным элементом инновационной инфраструктуры в системе образования является инновационная площадка. Порядок формирования, цели, направления деятельности инновационных площадок содержатся в Приказе Министра образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

По определению Г. А. Игнатьевой, «инновационная площадка — это особая форма организации инновационной деятельности. Инновационная площадка — это метод построения инновационного образования, обновление самой практики, который ведет к изменению окружающего социума, основанный на изучении закономерностей инновационного развития посредством моделирования его существенных условий. Инновационная площадка — это форма „выращивания" определенных человеческих способностей в условиях их проектирования» [2]. Инновационная площадка кроме исследовательской деятельности включает элементы проектирования, стратегирования, экспертизы, консультирования и др.

В качестве критериев эффективности применяются оценки с точки зрения реализуемости инновационной идеи и последующего анализа последствий реализации инновации.

Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация или внедрение новых элементов создания новых технологий, оборудования, методов и средств для инновационных образовательных программ, обеспечивающих формирование научного потенциала и др. Основная цель их создания — обеспечение модернизации и развития сферы образования с учетом долгосрочных перспектив социально-экономического развития. В организации деятельности инновационных площадок большое значение имеет проектный эксперимент, так как он, по определению В. И. Слободчикова, играет основную роль в инновационной деятельности, связан с целенаправленными изменениями образовательного процесса и оценкой их последствия [1]. Инновационная площадка по своему содержанию является результатом эволюции экспериментальной площадки, как особой формы организации поисковой, научно-исследовательской деятельности, сформировавшейся в конце 1980-х гг. В соответствии с концептуальными основами инновационной площадки, в Северо-Западном институте управления РАНХиГС реализуется

ш

©

сетевой образовательный проект в рамках федеральной инновационной площадки 2 по повышению квалификации и переподготовке специалистов в области государ- ^ ственных и муниципальных закупок на основе проектно- и практико-ориентированных й подходов. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от § 22.04.2014 г. № 395 Северо-Западному институту управления РАНХиГС присвоен ^ статус Федеральной инновационной площадки по обучению специалистов в сфере < государственных и муниципальных закупок. ^

В условиях нарастающей конкуренции среди вузов, реализующих образовательные ^ программы для специалистов в сфере закупок, необходимо разрабатывать и форми- < ровать новые конкурентные преимущества, к которым относится проектно-ориенти- о рованный подход к реализации образовательной программы в сфере закупок. Мо- Ее дернизация традиционных форм обучения специалистов в сфере закупок возможна ^ за счет развития модульной технологии обучения, предполагающей выделение в учеб- < ных планах дополнительных профессиональных образовательных программ профес- ^ сиональной переподготовки и повышения квалификации инвариантной (базовой, < обязательной) и вариативной (модульной, по выбору слушателя) частей.

Факультет дополнительного профессионального образования «Высшая школа государственного управления» СЗИУ РАНХиГС активно использует возможности индивидуальной технологии обучения. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет заказчику гибко соотносить режим профессиональной деятельности с обучением на факультете, накапливать освоенные модули до необходимого уровня и получения требуемого документа об образовании.

Практико-ориентированный подход к обучению обеспечивается изменениями в итоговой аттестации слушателей, состоящей из написания аттестационной работы в форме проекта (конкретного плана мероприятий) по внедрению принципов эффективного управления в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, с развернутым анализом реальной ситуации в отрасли, учреждении, актуализацией проблемы, разработкой механизма решения проблемы каждым слушателем программы. Итоговая (аттестационная) работа, разработанная в форме проекта, обеспечивает слушателям систематизацию и закрепление новых знаний, демонстрирует аналитические навыки и творческий подход к рассмотрению управленческих, правовых, экономических, социальных и иных вопросов. Профессиональная экспертиза каждого разработанного проекта, проведенная в ходе защиты итоговой (аттестационной) работы, позволяет минимизировать риски от его реализации.

Повышению качества образования и эффективности обучения, развитию и реализации конкурентных преимуществ Института способствует создание виртуальной образовательной среды (далее — ВОС), которая предполагает внедрение инновационных методов обучения в соответствии с реальными потребностями современного общества, использование современных информационных технологий, создание всем заинтересованным лицам комфортного доступа и работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практико-ориентированный подход к реализации программ ДПО в сфере закупок обеспечивается использованием потенциала базовой кафедры «Технологии и средства автоматизации управления», созданной совместно с компанией «Омега», который обеспечивается реализацией преимуществ института в сфере автоматизации управления и созданием центра превосходства в области разработки и внедрения ^ решений для госсектора и коммерческих организаций.

Первым совместным проектом, реализованным на базе кафедры «Технологии и средства автоматизации управления», стало создание интегрированной среды «Электронное обучение СЗИУ РАНХиГС» на технологической платформе 1С: 8 и разработка онлайн курса повышения квалификации для специалистов в сфере закупок (рис. 3).

< о

к <

Подготовка учебно-методических материалов

О

Разработка функционала программного модуля

О

Распространение учебной программы на территории России

<

Научная база, преподаватели-практики

Профессиональные технические специалисты

Программная оболочка, широкая сеть филиалов

Рис. 3. Совместный проект СЗИУ РАНХиГС, группы «Омега» и фирмы «1С»

ш

©

Преимуществом электронного обучения является, в первую очередь, возможность в любое время в любом месте получать качественные знания по индивидуальному графику без отрыва от основной деятельности. При этом благодаря снижению издержек института на обучение возможно существенное снижение стоимости по сравнению с очной формой обучения. После успешного завершения курса слушатель получает Удостоверение о повышении квалификации в СЗИУ РАНХиГС.

Организацию и сопровождение процесса обучения по вопросам, связанным с реализацией ФЗ-44, осуществляет учебно-консультационный Центр управления государственными, муниципальными и регламентированными закупками, являющийся интерактивной средой, в которую включены: образовательный процесс, научные исследования и разработки, экспертно-аналитическая деятельность, коммуникационные площадки профессионального и общественного обсуждения в сфере управления государственными, муниципальными и регламентированными закупками.

В 2013 г. по программам повышения квалификации было обучено свыше 1500 чел., а в 2014 — свыше 3300 чел. Таким образом, за последние 2 календарных года было обучено более 4800 чел.

Работники Центра управления государственными, муниципальными и регламентированными закупками ФДПО «ВШГУ» кроме образовательной активно занимаются научной деятельностью, участвуют в выполнении НИР (по заданию Министерства экономического развития РФ) по разработке проектов профессиональных стандартов необходимых уровней квалификации специалистов в сфере закупок; участвуют в проведении круглых столов по темам: «Организация эффективной деятельности контрактной системы предприятия (службы)»; «Обсуждение проектов профессиональных стандартов специалистов в сфере закупок»; проводят научно-практические конференции, например, «Развитие системы компетенций и квалификации специалистов контрактной системы в Российской Федерации» и др.

Таким образом, формирование инновационных площадок вузов, реализующих практико-ориентированный и проектно-ориентированный подходы в подготовке специалистов, научных работников, способствует овладению новыми компетенциями, развивающими творческое мышление и овладение навыками инновационного предпринимательства.

Литература

1. Антропологическая перспектива отечественного образования [Текст] / В. И. Слободчиков. Екатеринбург : Информ.-изд. отд. Екатеринбург. епархии, 2009.

2. Игнатьева Г. А., Мольков А. С. Инновационная площадка как место встречи практико-ори- <

ентированной науки и наукоориентированной практики // Историческая и социально-об- ^

разовательная мысль. 2012. № 3. С. 109-114. g

References се

<

1. Anthropological prospect of domestic education [Antropologicheskaya perspektiva otechestven- Ec nogo obrazovaniya] / V. I . Slobodchikov. Yekaterinburg : Information Publishing Department of ° Yekaterinburg Diocese [Inform.-izd. otd. Ekaterinburg. eparkhii], 2009. (rus) и

2. Ignatyeva G. A., Molkov A. S. An innovative platform as the meeting place of the practical oriented science and science oriented practice [Innovatsionnaya ploshchadka kak mesto Vstrechi praktiko-orientirovannoi nauki i naukoorientirovannoi praktiki] // Historical, social and educational thought [Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl']. 2012. N 3. P. 109-114. (rus)

Ш

©

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.