Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕРСОНАЛА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕРСОНАЛА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПЕРСОНАЛ / СЕЛФИ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родионов А.В.

В статье рассмотрены вопросы организации учета влияния личностных психологических состояний персонала на результаты труда и безопасность развития предприятия. Рассмотрены вопросы влияния социально-психологического состояния персонала на результаты труда. Выявлены формы проявления социально-психологического состояния персонала. Установлена одна из современных форм проявления состояния персонала - селфи. Мотивация селфи рассмотрена с точки зрения формы проявления конфликтов. Уделено внимание организации учета влияния состояния персонала на конфликтность в коллективе и результаты работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕРСОНАЛА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Родионов А.В., д.э.н.

профессор

кафедра Гуманитарных дисциплин и экономики

Каменский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный политехнический

университет им. М.И. Платова (Новочеркасский политехнический институт) " Россия, г. Каменск-Шахтинский ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕРСОНАЛА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы организации учета влияния личностных психологических состояний персонала на результаты труда и безопасность развития предприятия. Рассмотрены вопросы влияния социально-психологического состояния персонала на результаты труда. Выявлены формы проявления социально-психологического состояния персонала. Установлена одна из современных форм проявления состояния персонала - селфи. Мотивация селфи рассмотрена с точки зрения формы проявления конфликтов. Уделено внимание организации учета влияния состояния персонала на конфликтность в коллективе и результаты работы.

Ключевые слова: предприятие, безопасность, развитие, персонал, селфи, конфликт

Результативность работы предприятия и его успех на рынке, зависит от персонала, его знаний, умений, квалификации, социально-психологического состояния. Персонал является ключевым ресурсом развития предприятия. Для стабильной и плодотворной работы персонала важно заботится о его психологическом состоянии. Целесообразно своевременно выявлять проблемы социального, эмоционального, психологического характера и соответственно на них реагировать, что позволит минимизировать или не допустить конфликты в коллективе, повысить производительность труда и снизить производственный брак.

Индикаторами социально-психологического состояния и мотивационного настроя сотрудника могут являться его эмоции, поведение, конфликтность, манеры и способы самореализации - как формы отображения действительности, современных трендов в поведении. Соблюдение ритуалов, норм и правил так же является формой проявления эмоционального состояния персонала. Эмоциональное состояние можно распознать и по легкости следованию и подчинению моде, легкости смене трендов. Изучение таких индикаторов поведения позволяет своевременно выявить социально-психологическое состояние и мотивы персонала,

своевременно распознать конфликтные ситуации

Один из современных трендов в личностном поведении - селфи. Личные причины его следованию могут раскрыть мотивы, потребности сотрудника и потенциальные проблемы предприятия. Раскрытие психологических причин позволит установить скрытые конфликты предприятия.

Позитив селфи для предприятия - вопрос сложный, а определенный негатив - есть. Один из негативов от селфи для предприятия состоит в том, что фон фотографирующегося может раскрыть данные о предприятии - на заднем плане или в другом ракурсе фото. Это нанесет вред коммерческой тайне предприятия, имиджу и репутации, в том числе, и от безответственного отношения и поведения сотрудника [1,2,5,6].

Другой негатив - адекватность сотрудника, делающего селфи. Во первых, сам факт такого явления для многих является раздражителем (а среди этих многих - это клиенты, поставщики, инвесторы, партнеры), во вторых это адекватность сделанных фото характеру места работы, в третьих адекватность композиции, поз и манер отображения себя любимого. В некоторых случаях это указывает на ассоциальность и ассиметризм сотрудника, странности в его поведении. Так же наличие селфи, его стиль, место и способ демонстрации свидетельствует об эмоциональном состоянии сотрудника, его отношении к работе, понятии и осознании своего места и должности на предприятии.

Поэтому изучение селфи сотрудников (их выставляют на рабочем месте, соц. сетях, почте и др. доступных местах) позволяет сформировать психологический портрет сотрудника, его готовность к работе, способность занимать определенную должность и серьезно и адекватно к ней относится, выявить мотивы сотрудника, уровень его конфликтности и адаптивности, возможность формирования лояльности предприятию.

В большинстве научных работ, прежде всего, речь идет о модификации, гиперболизации, технологизации прежних фундаментальных и присутствующих на всей цепочке социальной эволюции человеческих потребностей. Благодаря всплеску подобного рода моды отчётливее видно себя во всех наших комплексах, слабостях и зависимостях, тайных и явных стремлениях и смыслах, даже если они находят свое выражение в небесспорных проявлениях - в качестве селфи.

В подтверждение данного тезиса добавим классический, но не потерявший своей актуальности подход с опорой на теорию мотивации А. Маслоу. Обращение к ней даст возможность увидеть насколько важны для понимания увлеченности селфи собственно человеческие сущностные мотивации без привязки их к технологической среде обитания, и, следовательно, зафиксировать, как появление технических и технологических возможностей активизирует потенциал человеческих потребностей. Однако в случае селфи - сопоставление теории А. Маслоу немного не корреспондируется. Ведь селфи, как способ самореализации и

самовыражения, в данном случае не есть вершина эволюции и достижений. Реализуется не на основании и помощи предыдущих стадий, а может присутствовать на всех уровнях пирамиды А. Маслоу, просто как дань моде, даже на уровне достижения первичных потребностей. Можно утверждать, что в увлеченности селфи, начиная с потребности в безопасности, обнаруживаются основания для воплощения либо здоровых, либо фрустрированных базовых личностных потребностей. "Чтобы утолить голод, достаточно съесть определённое количество пищи, но удовлетворение потребностей в любви, в уважении и когнитивных потребностей не знает пределов" [3, с.159]. Если вновь просмотреть перечень этих потребностей, селфи можно считать некой концентрацией желаний о воплощении стремления человека, и к стабильности, и к признанию, и к познанию (себя и окружающих) и к эстетизации в меру собственных сил и способностей. Все это в совокупности в той или иной мере позволяет осуществлять самоактуализацию. Умеренная увлеченность селфи вполне может вписываться в общий комплекс действий, способствующих индивидуальному развитию, тогда как "злоупотребление", зацикливание и зависимость - выступать показателем патологии. Таким образом, селфи можно считать, как логическим продолжением стремления индивида к удовлетворению всего комплекса базовых потребностей, так и показателем сложностей и недостатков индивидуального и социального плана, возникающих при попытках их реализации.

Причины селфи разные. Часть снимков "селфи стиля" обусловлена некоторым процентом пользователей, которые тянутся к новым техническим средствам, новым гаджетам. Часть селфи рождена психологическими особенностями, как психоз или игромания. Частично этим объясняется и коллективный психоз - мода и тренд среди молодежи. Нестабильная социальная и крименогенная обстановка также способствует селфи. Недоверие к окружающим обусловлено возможностью хищения. Даешь кому-то дорогой гаджет, а незнакомец, кто фотографирует, может сбежать. Однако во многих селфи скрыты внутренние угрозы - конфликты. Селфи, как индикатор и результат конфликтности, основывается на типовых конфликтных сценариях. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. Существуют основные типы конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт [4].

Селфи можно воспринять, как внутренний конфликт - проявление одиночества. Отсутствие желания просить помощи, неуверенность и замкнутость, отстраненность от окружения. Внутриличностный конфликт может возникать из-за невозможности сотрудника соответствовать требованиям предприятия, из-за субъективного восприятия недооцененности сотрудника как личности окружением. Причиной могут быть и

нереализованные ожидания или возможности. Долгое совместное пребывание может вынести не каждый. Рутина и бремя общения, необходимость соответствия, постоянно быть в тонусе - это напрягает. Особенно в трудовом коллективе, где замкнутость пространства и операций обуславливает необходимость совместного пребывания. В этом случае селфи - это и способ дистанцирования, и выделения себя в определенные рамки. Естественность общения и поведения постепенно все забывают - сегодня в коллективе и обществе важно быть в тонусе, как все, или "соответствовать" окружению. А когда для этого нет ресурсов, талантов, способностей - это ведет к внутреннему конфликту, а затем межличностному. Конфликт, как одна из причин одиночества, - это наличие внутренних противоречий с внешним окружением, отсутствие согласия личным ожиданиям. Селфи возникает и от нежелания обращаться к посторонним за помощью, нежелание кого-то просить. Это возникает от усталости от людей, усталость и нежелание помогать кому-то заставляет рассчитывать только на себя, т.к. в свою очередь, человек не рассчитывает на помощь другого. Психологически не хочется, и быть должным кому-то. Нет желания общаться и зависеть от кого-либо. Вторжение в этот эмоциональный настрой может привести к агрессии и межличностному конфликту.

Межличностный конфликт, возможно, самый распространенный. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, конкурентные возможности, внимание. В этом плане селфи демонстрирует необходимость показать превосходство, первенство, приоритет или явное конкурентное преимущество. Еще одна причина - люди разучились общаться. Компьютеры, игры социальные сети - затягивают, вызывают привыкание и лишают живого общения, таким образом, люди постепенно разучаются общаться "вживую" и не умеют взаимодействовать. Возникает "Комплекс живого общения", "Комплекс речевой коммуникации".

В условиях наличия норм поведения и выработки стандартов в обществе или общественных группах возникает конфликт между личностью и группой. Каждый сотрудник должен их соблюдать, чтобы быть принятым формальной и неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности [4]. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Ограниченность ресурсов - денег, талантов и др. - заставляет видеть только конкурентов, что обуславливает недоверие, агрессию, нежелание выдавать в свет свою информацию, нежелание взаимодействовать и обращаться с конкурентами. Порождает формирование необходимости индивидуальности и уникальности, - это селфи самостоятельности и выгодного позиционирования. Селфи эгоиста -заставляет выставить собственное эго - "я". Самопозиционирование - как противопоставление коллективу, обществу - вот я какой - красивый, ловкий, успешный. Высокая самооценка, опять же как противопоставление коллективу, конкурентам за ареал и первенство.

Межгрупповой конфликт возникает в условиях ограниченности ресурсов, необходимости их распределения между сообществами. Усталость от общества из-за напряженности общения, рутинности и необходимости соответствия, ограниченности ресурсов и внимания порождает часть конфликтов. Среди прочих причин конфликтов, вызывающих агрессию и разобщенность общества - ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования [7].

Селфи - как явление сегодняшнего дня, может являться формой проявления индивидуальности, отличительного позиционирования от общества, защитной формой проявления скрытого конфликта и антипатии. Может проявляться и как символ одиночества и отсутствия взаимопомощи, толерантности, духовности и душевности окружающих. Необходимость расчета только на себя, а не на институт социума, как объективная осознанная необходимость. Выявление причин и мотивов селфи способствует профилактике конфликтов на производстве, снижению скрытой агрессии.

Одной из причин отрешенности и агрессии по отношению к обществу является растущая плотность населения. Психологами установлено [3], что чем выше плотность населения - тем более агрессивное поведение у людей, проживающих на территории, больше нервов и агрессии. Возникает желание и потребность в отделении личного пространства и одиночестве. Причина роста плотности населения - миграция, беженцы, конфликты. Сближение обуславливает агрессию от вторжения в личную зону и пространство.

Селфи можно рассмотреть и как зависимость от необходимости соответствовать духу технологического времени, что б ни быть "отстающим" от всех, надо быть как все и использовать современные гаджеты. Не отставая от других делать "уникальные", "активные", "крутые" или "стильные" фотографии.

Причины селфи различны - от желания соответствовать моде, до глубоких социально-психологических проблем. Выяснить это можно путем наблюдения и анализом поведения сотрудника, форм проявления его эмоциональности. В любом случае контроль над поведением персонала необходим, индикаторами необходимости контроля, в том числе, является и селфи.

Немаловажным остается и вопрос о возможности и допустимости селфи на работе. Обеспечат ли личные снимки безопасность и сохранность профессиональных данных, информации в секрете. Создадут ли персональные фотографии благоприятные условия развития для предприятия, не нанесет ли это урон имиджу предприятия через сам факт возможности съемки и адекватность снимков и их главных героев.

Организацию учета влияния личностных психологических состояний персонала на результаты труда и безопасность развития предприятия целесообразно осуществлять с использованием современных социальных и

управленческих инструментов. Организация выявления личностных психологических состояний должна основываться на изучении поведения персонала, формах проявления его состояний (селфи, как одна из них), мотивации, наблюдениях изменений в восприятии, общении и т.д. При помощи современного инструментария, возможно, установить причины сложившегося поведения и последствия от него. От учета влияния личностных психологических состояний зависит результативность работы предприятия, уровень производительности труда и другие показатели, влияющие на безопасность развития предприятия и его конкурентоспособность. Выявляя психологическое состояние работника, возможно, выявить причины конфликта и предупредить их, улучшить моральный и психологический климат в коллективе, повысить эффективность его работы.

Использованные источники:

1. Виноградов Д. "Еще один день в этом дурдоме". Twitter как способ потерять работу // РиаНовости. (29.03.2016). - URL: http://ria.ru/ocherki/20130520/938360161 .html

2. Владивостокские таможенники стали "героями" интернета // // РиаНовости. (29.03.2016). - URL: http://ria.ru/video/20110210/332722367.html

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность [пер. с англ. А.М.Татлыбаевой]. -СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. -М.: Дело, 1998. - 702 с.

5. Омский завод "Сыры", работники которого купались в молоке, закрыт. (29.03.2016). - URL: http://ria.ru/society/20140328/1001391720.html

6. Родионов А.В., Мирошниченко П.И. Влияние деловой репутации на финансовую устойчивость и экономическую безопасность потенциала предприятия // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та. - 2012. - № 12 (36). - С. 93-101.

7. Терновский О.А. Информационно-коммуникационные технологии в системе подготовки персонала промышленного предприятия // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 1-2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2774.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.