Н.А. Овчар
студент,
направление подготовки «Экономика», Филиал ФГБОУВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находка
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Аннотация. Раскрываются особенности формирования валютных операций в бухгалтерском учете организации. Раскрывается понятие курсовой разницы и документального отражения денежных средств в иностранной валюте, так затрагивается вопрос нормативного регулирования данных операций.
Ключевые слова: валютные операции, контроль, денежные средства, банки, валютные агенты, отчетность.
N.A. Ovchar, Branch Vladivostok State University of Economics and Service in Nakhodka
ORGANIZATION OF ACCOUNTING FOR AND CONTROL OF CURRENCY OPERATIONS
Abstract. The peculiarities of the formation of foreign exchange transactions in the accounting organization. The notion of exchange rate differences and document cash foreign currency as well as address the issue of regulatory data operations.
Keywords: foreign exchange, control, money, banks, foreign exchange agents, reporting.
В настоящее время актуальность валютного контроля очевидна и обусловлена тем, что многие организации работают на внешнем рынке и производят расчеты в иностранной валюте. В то же время существенно возрастает риск вывоза капитала за рубеж, что также требует контроля со стороны государства.
На сегодняшний день валютный контроль в РФ осуществляет Правительство посредством органов и агентов валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Именно Федеральный закон о валютном регулировании раскрывает основные понятия и термины, а также раскрывает правила и принципы валютного контроля в современном экономическом мире [1]. Так например, ст. 22 ч. 2 Федерального закона гласит, что органы валютного контроля в РФ есть Центральный банк Российской Федерации. А к агентам валютного контроля можно отнести уполномоченный банк и профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенныйи налоговый орган.
Непосредственный контроль за исполнением законодательных условий валютных операций резидентов и нерезидентов осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Само Правительство РФ должно в полном объеме обеспечить координацию функционирования в сфере валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, которые являются органами и агентами валютного контроля.
Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ).
ЦБ РФ способен осуществлять взаимодействие с иными органами валютного
контроля, а также способен осуществлять координацию работы уполномоченного банка и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].
Особую роль в процессе валютного контроля выделяют уполномоченным банкам как агентам валютного контроля, именно уполномоченные банки должны передавать таможенным и налоговым органам информацию в полном объеме и в установленном ЦБ РФ порядке.
Таким образом, объектом валютного контроля является иностранная валюта и операции в иностранной валюте.
Субъектами валютного контроля можно обозначить агентов валютного контроля и уполномоченные банки. Уполномоченные банки - это банки, которые обслуживают юридические лица в сфере валютных операций.
Особое внимание стоит уделить понятию «агент валютного контроля».
Агент валютного контроля в части своих компетенций и в соответствии с законодательством РФ вправе [3]:
- проверять соблюдение резидентами и нерезидентами законодательных основ валютного законодательства РФ;
- проверять полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- изучать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Что касается документов, то с целью осуществления валютного контроля валютный агент в рамках своих компетенциях имеет право запрашивать и получать определённый перечень документов или копии этих документов:
- документ, удостоверяющий личность физического лица;
- документ о государственной регистрации физического лица в налоговых органах;
- документ, удостоверяющий статус юридического лица;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- документ, удостоверяющий право на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов);
- уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
- документ (проекты документов), являющийся основанием для проведения валютной операции, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
- документ, оформляемый и выдаваемый кредитной организацией, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки и иные документы, по необходимости и на усмотрение валютного агента.
Органы и агенты валютного контроля имеют право требовать представлять документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Также стоит отметить, что таможенные органы должны передать в электронном виде всю необходимую информацию о зарегистрированных декларациях ЦБРФ и уполномоченному банку в порядке, установленном Правительством РФ.
Что касается учета валютных операций, то в данном случае важно со стороны юридического или физического лица обеспечить прозрачность, верность и точность отражения таковых операций.
Валютные операции оформляются документально бухгалтерией юридического лица, в полном объеме на дату совершения операции.
Бухгалтер и главный бухгалтер несут полную ответственность за соблюдением законодательства в сфере валютных операций. Оформление в сфере бухгалтерского учета валютных операций, а именно - отражение на счетах бухгалтерского учета производится на основании банковских документов, подтверждающих списание или зачисление средств на валютный счет.
По своей экономической сути валютные операции мало чем отличаются от операций, происходящих на расчетной счете, так, например, применяются бухгалтерские счета раздела бухгалтерского плана счетов «денежные средства». Если операции на расчетном счете учитываются на счете 51 «расчетный счет», то валютные операции учитываются на счете 52 «валютный счет».
Как для расчетного, так и для валютного счета оформляется выписка уполномоченного банка, которая и является основанием для отражения операций по счетам.
Что касается учета валютных операций, то здесь стоит отметить тот факт, что бухгалтер обязан подчиняться действующему законодательству в сфере бухгалтерского учета и никаких расхождений быть не должно.
Полное и своевременное отражение в учете валютных операций является залогом формирования правильной отчетности, так как валютные операции, то есть движение по валютному счету - участвуют в формировании такой статьи баланса как «денежные средства». На сегодняшний день упрощенная форма бухгалтерского баланса для малых предприятий не предусматривает подразделение данной статьи на подстатьи.
Исходя из всего вышесказанного, стоит обозначить важность и значимость учета валютных операций в рамках отдельной организации.
С точки зрения экономического обоснования и точности на сегодняшний день правильнее упоминать не валютный контроль, а контроль за финансовыми операциями. Так как финансовые операции более емкое и широкое понятие, нежели чем валютные операции.
В РФ валютное регулирование на сегодняшний день становится важнейшим инструментом, который способен противодействовать утечке капитала за границу. Соответственно строгое законодательное регулирование валютного контроля, либо его отмена может оказать отрицательное влияние на экономическую ситуацию в стране в целом, так как законодательная база, которая предусматривает комплекс инструментов, при использовании которых делается возможным эффективно бороться с утечкой капитала и с «отмыванием»средства, на сегодняшний день только находится на этапе ста-
новления [1].
Практика применения нормы валютного законодательства свидетельствует о том, что часто нарушение в сфере валютного законодательства наблюдается по вине уполномоченных банков. Все подобные нарушения возможно разделить на умышленные и неумышленные, и возникают они чаще всего по причине несовершенства валютного законодательства.
Практика работ уполномоченного банка в части валютных операций и международных расчетов делает возможным определить проблему, связанную с действующим валютным законодательством.
В соответствии с существующим законодательством основная тяжесть ответственности за соответствием проводимых операций требованиям валютного законодательства РФ возлагается как раз на уполномоченный банк, как на агента валютного контроля. Также стоит отметить, что недостаток нормативных документов, которые регулируют проведение различного вида операций, делает функционирование участников системы валютного контроля более трудоемкой и сложной [3].
Например, на сегодняшний день нет четкого порядка совершения расчета за услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности, также отсутствует четкий и определенный порядок расчетов в иностранной валюте между физическими лицами.
Установление порядка реализации операций, которые не нашли своего отражения в действующем законодательстве и системе нормативного регулировании, может стать одним из основных направлений, которое способно упростить и совершенствовать работу участников расчетов и контролирующих органов.
Также, к системе мер по совершенствованию валютного регулирования и валютного контроля, можно относить рост числа пользователей информационных ресурсов среди органов валютного контроля, что позволяет вовлекать в процесс информационного обмена по каналу электронной связи всех контролирующих органов. Широкое применение телекоммуникационного обмена позволяет значительно уменьшить документооборот и снизить затраты труда при проведении уполномоченным банком работы в сфере представления информации, часто дублируемой в несколько инстанций сразу.
Очевидно, что сегодня даже самая современная нормативная база не способна охватить весь спектр возможных ситуаций. Всегда есть вопросы, которые не затрагиваются нормативной базой.
Сегодняшняя практика работы уполномоченных банков с Банком России в части консультаций не дает возможности в большинстве случаев получить ответ быстро. Исходя из этого, оптимальным вариантом было бы установление конкретных сроков предоставления ответа со стороны ЦБ РФ.
Решение имеющих место проблем валютного регулирования и валютного контроля, создание эффективно работающей системы, упрощение обмена информацией между участниками возможно лишь в процессе взаимодействия всех сторон системы, совершенствования нормативной базы, а также унификации методов контроля.
Таким образом, валютные операции являются объектом валютного контроля,
который принимает более широкое значение. Сегодня все чаще под валютным контролем понимают контроль за финансовыми операциями. Валютный контроль возлагается на валютных агентов и на уполномоченные банки, но в рамках конкретной организации все валютные операции должны отражаться в полном объеме, точно и своевременно, для формирования не только отчётности, но и для формирования подтверждающей документации, которую могут запросить органы валютного контроля при необходимости.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12133556/ 1/#block_100#ixzz3wMiGYrTp (дата обращения: 05.04.20016).
2. Аникин О.Б. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2012. - 240 с.
3. Анисимов Д.В. Некоторые аспекты валютного регулирования в условиях валютного кризиса // Дайджест-финансы. - 2013. - № 11 (167). - С. 6.
4. Булатов А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - М.: Магистр, 2011. - 654 с.