Научная статья на тему 'Организация учебной практики бакалавров направления «Педагогическое образование» в условиях вуза'

Организация учебной практики бакалавров направления «Педагогическое образование» в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ / BACHELORS / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICE / КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / DESIGN AND TECHNOLOGICAL KNOWLEDGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротков Сергей Геннадьевич, Чупряков Сергей Иванович, Кузьмин Владимир Кириллович

В статье представлен анализ опыта работы по организации учебной практики студентов профиля «Технология и экономика, технология и информатика» в педагогическом вузе. Рассмотрены цели, общие и частные задачи практики, обозначена проблематика и трудности проведения учебной практики студентов. Представлено содержание этапов практики с кратким изложением теоретических вопросов. Раскрыты возможности различных видов контроля при проведении практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротков Сергей Геннадьевич, Чупряков Сергей Иванович, Кузьмин Владимир Кириллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of educational practice of undergraduate students in the field of “pedagogical education” in conditions of higher school

The article presents analysis of the experience in the organization of educational practice students profile “Technology and Economics, technology and Informatics” in pedagogical university. Considered purposes, general and specific problems of practice, designated by the problems and difficulties of practical training of students. Presented by the content of the stages of practice with a summary of theoretical issues. Disclosed the possibility of various types of control during practice.

Текст научной работы на тему «Организация учебной практики бакалавров направления «Педагогическое образование» в условиях вуза»

УДК 378.14:371.13

С. Г. Коротков, С. И. Чупряков, В. К. Кузьмин Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Организация учебной практики бакалавров

направления «педагогическое образование» в условиях вуза

В статье представлен анализ опыта работы по организации учебной практики студентов профиля «Технология и экономика, технология и информатика» в педагогическом вузе. Рассмотрены цели, общие и частные задачи практики, обозначена проблематика и трудности проведения учебной практики студентов. Представлено содержание этапов практики с кратким изложением теоретических вопросов. Раскрыты возможности различных видов контроля при проведении практики.

Ключевые слова: бакалавры, учебная практика, конструкторско-технологические знания, профессиональные компетенции, квалификация.

В современных условиях развития рыночной экономики одной из задач высшего профессионального образования для работы в условиях динамично меняющейся школы является подготовка высококвалифицированных учителей, способных самостоятельно и творчески решать задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

Решение этих задач возможно при условии формирования конструкторско-технологических знаний, умений и навыков, являющихся значимым компонентом профессиональной компетенции бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» [1]. Учебная и производственная практика как обязательный вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, обладает значительным потенциалом формирования вышеуказанных профессиональных компетенций [3].

Учебная практика — как раздел основной образовательной программы бакалавриата — представляет собой вид учебных занятий в профессиональных образовательных учреждениях, в процессе которых студент приобретает конст-рукторско-технологические умения и навыки, совершенствует и отрабатывает качества, характеризующие основы профессионального мастерства учащихся, в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [3].

Учебная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полу-

ченных студентами в процессе теоретического и практического обучения, приобретение необходимых конструкторско-технологических умений, навыков и опыта практической работы.

Задачами учебной практики являются:

- углубить и закрепить на практике теоретие-ские знания по ручной и механической обработке древесины и металла;

- формирование у студентов умений планировать свою работу, разрабатывать и использовать технологическую документацию на изготавливаемые изделия;

- формирование умений и трудовых навыков работы на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках;

- воспитание трудолюбия, общей трудовой культуры, бережливости, творческого отношения к трудовой деятельности;

- формирование мотивации непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования;

- формирование у студентов потребности, умений и начального опыта профессионально-педагогического самовоспитания и самообразования.

В целом в ходе учебной практики студенты учатся применять теоретические знания по ручной и механической обработке древесины, металла, пластмасс. Знакомятся с оборудованием, необходимым для выполнения той или иной операции, осваивают умения планировать работу, разрабатывать и использовать технологическую документацию на изготавливаемые изделия.

С. Г. Коротков, С. И. Чупряков, В. К. Кузьмин

31

Учебная практика может проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом [3]. Учебная практика бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»: (профили «Технология и экономика», «Технология и информатика»), проводится в учебных мастерских Марийского государственного университета в 10 семестре в количестве 108 часов. Необходимо отметить, что учебная практика может совмещаться по времени с другими видами учебных занятий или для ее проведения в учебном плане выделяется отдельный период.

Необходимо отметить, что учебная практика, проводимая в учебных мастерских, то есть в особых, специально созданных условиях, позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность и способствует наиболее эффективному решению учебных и профессиональных задач. В качестве таковых условий выступают учебно-материальная база, подбор учебно-производственных работ, методика организации и дидактическая оснащенность учебного процесса, документация письменного инструктирования, специфически построенный учебно-производственный процесс и так далее.

Все это определяет специфику организации и методику построения процесса обучения во время учебной практики студентов. Организация практики студентов в настоящее время во многом зависит от имеющихся возможностей учебных заведений и включает три этапа учебного процесса: подготовительный, основной и заключительный.

Основной целью подготовительного этапа учебной практики является первоначальное знакомство студентов с учебными мастерскими, составление календарного плана прохождения практики, ознакомление с профессией, которую они будут осваивать, инструктаж по технике безопасности. В каждом учебном заведении содержание и организация осуществления этого ответственного элемента учебного процесса специфичны. Они зависят от сложившихся традиций, опыта педагогического коллектива, характера связей с предприятием, где предстоит работать обучающимся после окончания курса обучения и так далее.

В процессе учебной практики обучающиеся будут использовать учебно-производственное

оборудование, инструменты, приспособления, подъемно-транспортные средства, будут иметь дело с электроэнергией, опасными веществами и т. п. Правила безопасности, пожарной безопасности, нормы санитарии и гигиены применительно к изучаемому материалу мастер разъясняет им на каждом занятии. В соответствии с программой учебной практики на первом этапе проводится вводное занятие, на котором следует разъяснить общие правила безопасности при работе в учебной мастерской, правила безопасности в учебном заведении в целом, правила противопожарной безопасности, подчеркнуть важность их безусловного соблюдения.

Основной этап подразумевает выбор темы проекта студентами, обоснование актуальности выбранной темы, составление студентами совместно с преподавателем плана работы, разработку конструкции, продумывание технологий изготовления объекта труда, составление технологической карты. На этом этапе студенты осуществляют подбор и подготовку необходимых материалов, оборудования, инструментов для работы. Работа в течение дня имеет свою регламентацию и строится следующим образом: вначале учебного дня идет обсуждение теоретических основ совместно с руководителем практики, вторую половину учебного времени студенты выполняют практические задания [4].

При выполнении изделий или при работе на станках проводится вводный, текущий и заключительный инструктаж.

Для вводного инструктажа на уроках при обучении студентов трудовым приемам и операциям характерна следующая типовая последовательность:

- сообщение темы и цели занятия (целевая установка);

- проверка знаний и умений обучающихся по материалу, связанному с материалом предстоящего занятия (этап актуализации) [2];

- объяснение и демонстрация трудовых приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы;

- разбор документации письменного инструктирования; разбор технических требований к учебно-производственным работам;

- рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения;

- объяснение и демонстрация способов организации рабочего места, правил безопасности труда;

- выдача заданий обучающимся и распределение их по рабочим местам.

Руководство упражнениями, учебно-производственной деятельностью студентов в процессе урока мастер осуществляет путем их текущего инструктирования и, как правило, проводит индивидуально. Основной организационной формой такого инструктирования являются обходы мастером рабочих мест обучающихся, имеющие целевой характер. Суть их в том, что при каждом обходе рабочих мест мастер намечает для себя определенную цель инструктирования: проверить своевременность начала работы обучающихся; правильность выполнения отрабатываемых трудовых приемов и способов; организацию рабочих мест; рациональность способов пользования документацией; качество выполняемой работы.

На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы: сообщение о выполнении цели урока; анализ успешности выполнения упражнений; разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения; анализ выполнения учащимися правил безопасности организации труда, использования рабочего времени; сообщение оценок, темы следующего урока.

На заключительном этапе студентами составляются отчеты о проделанной работе в виде дневников по учебной практике, которые должны быть сданы на проверку в течение трех дней после окончания учебной практики.

Итоговой формой контроля является дифференцированный зачет, который выставляется в соответствии с уровнем сформированности конст-рукторско-технологических знаний, умений и навыков, составляющих основу профессиональных компетенции.

Низкий уровень характеризуется удовлетворительными по объему и содержанию конструктор-ско-технологическими знаниями, умениями и навыками, которые позволяют справляться с решениями типовых задач в процессе педагогической деятельности. Студенты не всегда умеют использовать приобретенные знания в практической деятельности. При решении сложных конструк-торско-технологических задач и в неожиданных

ситуациях студенты испытывают некоторые затруднения, которые не в состоянии решить самостоятельно. Необходима помощь преподава -теля. Работа отличается прочно установившимися шаблонами.

Средний уровень характеризуется хорошо сформированной системой конструкторско-технологических знаний, умений и навыков. Студенты успешно справляются с решением большинства конструкторско-технологических задач, нередко решая их оригинальными способами, достаточно квалифицированно ориентируются в сложной обстановке. Профессионально-педагогические трудности разной степени сложности преодолеваются сравнительно быстро и вполне самостоятельно.

Высокий уровень — студенты, достигшие этого уровня, отличаются высоким уровнем сформи-рованности общепедагогических и конструктор-ско-технологических знаний, умений и навыков. Объем усвоенных знаний и их осмысленность позволяют легко и нестандартно решать любые конструкторско-технологические задачи. Студенты показывают разносторонние знания политехнического характера, обладают развитым техническим мышлением.

В заключение необходимо отметить, что учебная практика является необходимым условием постановки учебно-воспитательного процесса, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные компетенции бакалавров.

—т—-

1. Короткое С. Г. Формирование конструкторско-техно-логической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2012. 23 с.

2. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. 336 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 781.

4. Учебно-исследовательская практика бакалавров в педагогическом вузе в контексте компетентностного подхода [Электронный ресурс] / Я. Н. Казанцева, Е. В. Семенова, В. И. Семенов, М. Л. Ростова, Н. В. Немчинова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/118-14401 (дата обращения: 10.12.2014).

C. r. Kopotkob, C. H. HynPKKOB, B. K. Ky.3bMHH

33

1. Korotkov S. G. Formation of constructional-tehnological competence of future teachers of technology and business in the process of vocational training: autoabstract PhD thesis (candidate of pedagogics). Yoshkar-Ola, 2012. 23 p.

2. Skakun V. A. Organization and methods of professional education: study guide. M.: FORUM: INFRA-M, 2009. 336 p.

3. Federal state educational standard of higher professional education on direction of preparation 051000 Vocational training (on branches) (qualification (degree) "bachelor"), approved

by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 22, 2009. № 781.

4. Educational-research practice of bachelors in pedagogical higher educational institution in the context of the competency approach [electronic resource] / Y. N Kazantseva, E. V. Semenova, V. I. Semenov, M. L. Rostova, N. V. Nemchinova // modern problems of science and education. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/118-14401 (date accessed: 10/12/2014).

S. G. Korotkov, S. I. Chupryakov, V. K. Kuzmin Mari State University, Yoshkar-Ola Organization of educational practice of undergraduate students

in the field of "pedagogical education" in conditions of higher school

The article presents analysis of the experience in the organization of educational practice students profile "Technology and Economics, technology and Informatics" in pedagogical university. Considered purposes, general and specific problems of practice, designated by the problems and difficulties of practical training of students. Presented by the content of the stages of practice with a summary of theoretical issues. Disclosed the possibility of various types of control during practice.

Keywords: bachelors, educational practice, design and technological knowledge, professional competences qualification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.