Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные информационные технологии / успешное занятие / классно-урочная система / инновации / диагностика. / modern information technologies / successful lesson / classroom system / innovations / diagnostics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумакова Д. А.

В статье рассматриваются современные информационные образовательные технологии. Эти технологии позволяют успешно спланировать урок. Также в статье показаны принципы, которые влияют на проведение современного урока. Важно, чтобы учитель использовал эти факторы при подготовке к занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумакова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE INVOLVEMENT OF MODERN METHODS OF TEACHING ACTIVITIES

The article discusses the modern information educational technologies. These technologies allow you to y plan a lesson successfully. The article also shows the principles that influence the conduct of a modern lesson. It is important that the teacher uses these factors when preparing for classes.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.01

Чумакова Д.А. учитель иностранного языка МБОУ «ЦО-СШ №22» Россия, г. Старый Оскол

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ

СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются современные информационные образовательные технологии. Эти технологии позволяют успешно спланировать урок. Также в статье показаны принципы, которые влияют на проведение современного урока. Важно, чтобы учитель использовал эти факторы при подготовке к занятиям.

Ключевые слова: современные информационные технологии, успешное занятие, классно-урочная система, инновации, диагностика.

Chumakova D.A. a teacher of foreign languages MBEI "EC-Secondary school No. 22"

Russia, Stary Oskol

THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE INVOLVEMENT OF MODERN METHODS OF TEACHING

ACTIVITIES

Abstract. The article discusses the modern information educational technologies. These technologies allow you to y plan a lesson successfully. The article also shows the principles that influence the conduct of a modern lesson. It is important that the teacher uses these factors when preparing for classes.

Key words: modern information technologies, successful lesson, classroom system, innovations, diagnostics.

Вполне очевидно, что в обозримом будущем в массовой общеобразовательной школе основная форма организации обучения останется классно-урочной.

Классно-урочная система имеет свои достоинства, но и не лишена недостатков, которые в свою очередь не мешают ее повсеместному использованию. В.П. Джаджа считает, что «обучение учащихся начальной школы большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в классных кабинетах, а также спортивном зале, музыкальном классе и кабинете иностранного языка, где основной формой организации обучения является урок» [6, c.23].

Планирование и проведение урока с использованием современных инновационных технологий позволяет учителю разнообразить урок. Так, для изучения определенной темы можно использовать не только подготовленный конспект или технологическую карту урока, но и также привнести в урок английского языка частичку творчества при помощи мультимедийных средств обучения [3, с.80].

Важным для исследования является положение о том, что на сегодняшний день невозможно представить современную школу без различных инноваций, в том числе связанных с развитием новых педагогических технологий. Переход от общих образовательных целей к конкретным результатам требует от педагога именно технологичности в своей работе. Нахождение способов достижения поставленных целей - путь технологизации учебного процесса [2, с.26].

Известно, что любая технология должна соответствовать критериям технологичности. Г.О. Аствацатуров считает, что «существуют следующие критерии технологичности:

1) системность (логика процесса, целостность, взаимосвязь всех его частей);

2) управляемость (целеполагание, планирование, проектирование процесса, поэтапная диагностика, возможность варьирования средствами и методами для корректировки результата);

3) воспроизводимость (возможность воспроизведения любым педагогом);

эффективность (гарантированность достижения планируемого результата)» [2, с.31].

Действительно, современный учитель уже не сможет представить свою профессию без компьютера. Начиная от выполнения огромного количества бумажной отчетности, и заканчивая подготовкой к инновационному уроку. Так, стоит отметить, что успешная подготовка к современному уроку заключается в использовании всевозможных средств и методов активизации познавательной деятельности на уроке [7, с.170].

В свою очередь, современный ученик также не представляет свою жизнь без компьютера и мультимедийных технологий. Например, просмотр полученных отметок за уроки в электронном дневнике, подготовка к занятиям, изучение Интернет-ресурсов для дальнейшего использования по определенным темам, использование онлайн-словарей по русскому и английским языкам и многое другое. Получается, что и учитель, и ученик в равной степени взаимодействует с компьютером и компьютерными технологиями. Именно поэтому очень важно сегодня поддержать тенденцию, связанную с использованием инноваций в образовании, для того чтобы объединить усилия учителя при подготовке к уроку и возможности для ученика проявить себя в полной мере на уроке [9, с.23].

Как считает Г.С. Гохберг «компьютер в комплексе с другими

периферийными устройствами (мультимедиа-проектор, принтер сканер и пр.), как универсальное средство обучения заменил традиционный набор технических средств обучения в школе» [5, с.30].

Как отмечает Б.Г. Ананьев, «восприятие через зрительную систему идет в трех модальностях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему - только на уровне представления». Недаром народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» [1, с.56].

Наконец, самое главное: мультимедийные технологии позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, активного использования. Именно поэтому очень важно в самом начале при знакомстве с мультимедийными технологиями сразу обозначить область применения данных инноваций на уроке, для того чтобы не упустить возможность поучаствовать в создании инновационного урока. Ученик может выступать на таком уроке не только как пассивный слушатель, но и как активный участник учебного процесса, потому что идет постепенное вовлечение учащегося в ход урока [4, с. 101].

Основная форма организации обучения - мультимедийный урок неотрывен от информационно-образовательной среды, порождается ею и характеризует ее. Массовое введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий показало и новые точки развития дидактики:

1) требования к педагогам и обучающимся в условиях мультимедийного урока;

2) усиление роли интеграционных и междисциплинарных программ в соответствии с задачами модернизации образования;

3) оптимальное использование информационных, технологических и медийных компонентов в мультимедийном уроке;

4) оптимальное соотношение опосредованного и «живого» общения педагога и обучающегося в ходе мультимедийного урока;

5) оптимальное сочетание технологического аспекта с воспитательным аспектом в мультимедийной среде;

6) сохранение целостности личности в условиях непрерывного саморазвития самой среды обучения;

7) развитие компонентов ИКТ-компетентности педагога и обучающегося в процессе урока;

приемы целенаправленной учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельности в информационно-образовательной среде [2, с.15].

Несомненно, сегодня существует огромное количество мультимедийных средств и методов, которые современный учитель сможет активно использовать на уроке [8, с. 13].

Например, компьютер и компьютерные технологии, презентационные

материалы, интерактивная доска, аудио - и видеосопровождение). Перечисленные средства способствуют успешному планированию инновационного урока и вместе с тем формируют факторы, способствующие успешному планированию урока в начальной школе с использованием мультимедийных технологий. В любом случае, учитель должен быть технически подготовлен и знать основы компьютерных технологий. В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: мультимедийные технологии - это гарантия к успешному проведению современного урока. Главное, чтобы и учитель, и ученик были готовы к плодотворной инновационной работе и к активному использованию мультимедийных технологий на уроке.

Использованные источники:

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

2. Аствацатуров Г. О, Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). - М.: Сентябрь, 2012. - 176 с.

3. Волкова Т.Б. ИКТ в начальной школе как средство повышения качества обучения / В книге: Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. - Ярославль: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2016. - С. 80-83.

4. Голицина О.Л., Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационные технологии: учебник. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2008. - 608 с.

5. Гохберг Г.С. Информационные технологии: учебник для студ. сред. проф. Образования / Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. - 4-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.

6. Джаджа В.П. Мультимедийные технологии обучения: Учебное пособие. - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. - 98 с.

7. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе // Материалы Региональной научно -практической конференции. - Чебоксары: ЧТУ им. И.Н. Ульянова, 1999 г. -С. 170-172.

8. Жук Ю.А. Информационные технологии: мультимедиа: учебное пособие для вузов / Ю.А. Жук. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 208 с.

9. Кузнецов А.А. Образовательные электронные издания и ресурсы: методическое пособие / А.А. Кузнецов, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун - М.: Дрофа, 2009. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.