Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ: ОТ ОСНОВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ПРОФЕССОРА ШАРГОРОДСКОГО А.Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ: ОТ ОСНОВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ПРОФЕССОРА ШАРГОРОДСКОГО А.Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОР ШАРГОРОДСКИЙ А.Г / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSOR SHARGORODSKY A. G / EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюшенкова Н.А., Кузьмина Е.В., Сотникова М.В., Коротченкова Н.С.

В статье рассказывается об истории кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Смоленского государственного медицинского университета; о том, как был организован учебный процесс основателем кафедры профессором Шаргородским А.Г. и о преподавании учебных дисциплин в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюшенкова Н.А., Кузьмина Е.В., Сотникова М.В., Коротченкова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF ORAL AND MAXILLOFACIAL SURGERY: FROM THE FOUNDER OF THE DEPARTMENT, PROFESSOR A. G. SHARGORODSKY, UNTIL TODAY

The article is devoted to the history of the department of oral and maxillofacial surgery of the Smolensk State Medical University; it reports how the educational process was organized by the founder of the department, Professor A. G. Shargorodsky, and about the teaching of academic disciplines in our days.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ: ОТ ОСНОВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ПРОФЕССОРА ШАРГОРОДСКОГО А.Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ»

СМОЛЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ

20 2 0, № 3

| 14

УДК 616.31- 089(091)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ: ОТ ОСНОВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ПРОФЕССОРА ШАРГОРОДСКОГО А.Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ

Андрюшенкова Н.А., Кузьмина Е.В., Сотникова М.В., Коротченкова Н. С.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 smolsurgery@list.ru - Андрюшенкова Надежда Алексеевна

Резюме. В статье рассказывается об истории кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Смоленского государственного медицинского университета; о том, как был организован учебный процесс основателем кафедры профессором Шаргородским А.Г. и о преподавании учебных дисциплин в наши дни.

Ключевые слова: профессор Шаргородский А.Г., учебный процесс, компетенции.

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF ORAL AND MAXILLOFACIAL SURGERY: FROM THE FOUNDER OF THE DEPARTMENT, PROFESSOR A. G. SHARGORODSKY, UNTIL TODAY

Andryushenkova N.A. Kuzminu E. V, Sotnikova, M. V, Korotchenkova N.S.

Smolensk State Medical University, 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Smolensk region, Russia.

Summary. The article is devoted to the history of the department of oral and maxillofacial surgery of the Smolensk State Medical University; it reports how the educational process was organized by the founder of the department, Professor A. G. Shargorodsky, and about the teaching of academic disciplines in our days.

Key words: Professor Shargorodsky A. G., educational process, competence.

Введение. Кафедра хирургической стоматологии Смоленского медицинского института была организована в 1967 году. Кафедрой руководил на протяжении более 30 лет (с 1967 по 2000 гг.) известный врач стоматолог хирург, «Заслуженный деятель наук РФ», доктор медицинских наук, профессор Аркадий Григорьевич Шаргородский.

Все научные достижения, все новое в медицине под руководством Аркадия Григорьевича сразу же внедрялось не только в практическом здравоохранении, но и в учебном процессе. Профессор Шаргородсикй А.Г. до последних дней был приверженцем древнегреческого принципа обучения будущих врачей «у постели больного». Клиническими базами кафедры в разные годы были все стоматологические поликлиники города Смоленска, а также отделение челюстно-лицевой хирургии Смоленской областной больницы. На практических занятиях студенты стоматологического факультета вместе с преподавателями участвовали в обследовании и лечении больных с патологией челюстно-лицевой области. В связи со спецификой работы врача стоматолога отработке практических навыков у студентов всегда уделялось огромное значение. Аркадий Григорьевич стоит у истоков современного симуляционного обучения. Первые прототипы симуляторов для учебного процесса были разработаны под его руководством, и они применялись для отработки навыков местного обезболивания, операции удаления зуба и других операций в челюстно-лицевой области.

Для совершенствования процесса преподавания сотрудниками кафедры проводилась огромная методическая работа. Были разработаны методические указания и рекомендации по всем разделам изучаемых на кафедре дисциплин, профессором Шаргородским и его учениками создано многочисленное количество учебных пособий, учебников, монографий, которыми пользуются студенты стоматологических факультетов и в наши дни.

Аркадий Григорьевич был очень строгим и требовательным руководителем, высокоорганизованным человеком и требовал этого от своих подчиненных. Вся работа и методическая, и учебная, и научная, и лечебная была организованы им очень грамотно.

СМОЛЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ

20 2 0, № 3

I 15

Преподавателями кафедры были только высокопрофессиональные специалисты, большинство имели научные степени кандидата медицинских наук, а некоторые защитили докторские диссертации под руководством проф. Шаргородского А.Г.

Выпускники стоматологического факультета разных лет помнят своих учителей: это профессор Локтев Н.И., профессор Цепов Л.М., профессор Забелин А.С., доцент Родионов Н.Т., доцент Стефанцов Н.М., доцент Руцкий Н.Ф., доцент Полякова В.В., доцент Кузьмина Е.В., ассистент Владыченкова Т.Н., ассистент Карпухина Л.И., лаборанты Вислобокова В.М. и Рыбаков В.Д. и многие другие (рис. 1).

Большой вклад в развитие кафедры, подготовку кадрового состава, методическую работу, внедрение современных технологий в учебный процесс внесли ученики профессора Шаргородского, которые руководили кафедрой после него. Это Заслуженный врач РФ, д.м.н. профессор Забелин Александр Сергеевич и к.м.н. доцент Руцкий Николай Федорович. Они активно поддерживали и продолжали традиции, заложенные Аркадием Григорьевичем.

Рис. 1. Коллектив кафедры хирургической стоматологии 1975 г.: верхний ряд (слева направо): ассистент Локтев Н.И., ассистент Владыченкова Т.Н., ассистент Родионов Н.Т., доцент Цепов Л.М., ассистент Воронин В.С.; нижний ряд (слева направо): доцент Макаренкова Л.В., профессор Шаргородский А.Г, ассистент Дружинина С.Н.

Законы жизни неумолимы и новое поколение всегда сменяет предыдущее. В настоящее время на кафедре работают в основном молодые специалисты (рис. 2). Руководит коллективом ученица профессора Шаргородского - к.м.н. доцент Кузьмина Елена Владимировна.

Меняются не только люди, но и подходы к процессам обучения и воспитания будущих врачей. Мы живем в эпоху глобальных изменений практически во всех сферах жизни: общество, экономика, экология, международные отношения, инновационные технологии и научный прогресс. В связи с этим, значительным реформам подверглась и высшая школа подготовки специалистов. Медицинские ВУЗы также не стали исключением. Уже более 10 лет мы работаем по учебным программам, соответствующим Федеральному

С М О Л Е Н С К И Й М Е Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х

2 0 2 0 , № 3

I 16

государственному образовательному стандарту (ФГОС).

На сегодняшний день на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии по программам специалитета обучаются студенты по специальности 31.05.03 -Стоматология и 31.05.01. - Лечебное дело. Целью освоения учебных дисциплин является формирование у обучающихся общепрофессиональных и профессиональных компетенций для профессиональной деятельности, в том числе овладение знаниями диагностики, современными принципами лечения и профилактики основных стоматологических заболеваний.

Рис. 2. Коллектив кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии 2019 г. (слева направо: к.м.н. доцент Сотникова М.В., ассистент Коротченкова Н.С., ассистент Шилкина В.Е, лаборант Янушкевич Н.Н., ассистент Костюченкова Я.А., к.м.н. доцент, зав. кафедрой Кузьмина Е.В., старший лаборант Быстрова А.В., к.м.н. доцент Андрюшенкова Н.А.)

Сотрудниками кафедры разработаны учебные программы по 9 разделам преподаваемой дисциплины. Все компетенции осваиваются студентами на различных уровнях: знать, уметь, владеть. Для контроля освоения компетенций разработан фонд оценочных средств, состоящий из заданий различного уровня. Это тестовый контроль, ситуационные задачи, комплекты контрольных работ, написание рефератов, подготовка презентаций и докладов. Для лучшего усвоения материала на кафедре имеются комплекты рентгенограмм по основным нозологическим единицам, фотоальбомы, учебные видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации. Весь этот наглядный материал — это наследие наших старших товарищей и учителей. В процессе обучения по-прежнему применяется принцип обучения «у постели больного». Практические занятия организованы таким образом, чтобы студенты были максимально задействованы в клинической работе с пациентами, как на амбулаторном стоматологическом приеме, так и в условиях стационара.

На сегодняшний день, как и 30 лет назад, активно работает научный студенческий кружок, где есть возможность получить не только дополнительные углубленные знания в области хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, но и освоить основные принципы научно-исследовательской работы.

Конечно, как и в любом деле, есть определенные трудности: это и дефицит кадров, недостаточное материально-техническое оснащение, большое количество обучающихся в студенческих группах, сложности во взаимодействии медицинского ВУЗа и медицинских организаций практического здравоохранения и еще много других проблем. Но когда работает вместе сплоченный коллектив людей, любящих и знающих свое дело, сохранивших лучшие традиции педагогического наследия, есть надежда на дальнейшее развитие нашей кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.