Научная статья на тему 'Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на уроках и во внеурочное время'

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на уроках и во внеурочное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на уроках и во внеурочное время»

Администрация и методическая служба техникума ведут большую работу по активизации интереса педагогов к освоению ИКТ и внедрению их в практику своей работы. Для этого проводится целенаправленное обучение педработ-ников, организуются конкурсы ЭУМК и сайтов педагогов, разработана система материального и морального стимулирования.

1. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 367-370.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Е. Н. Капишина, преподаватель ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»

В преподавании ес-тественныхнаук, вчаст-ности химии и биологии, основная цель состоит в том, чтобы прежде всего заинтересовать студентов процессом познания, научить их сравнивать, выделять главное, самостоятельно делать выводы и применять полученные знания на практике.

Наиболее эффективным видом деятельности для достижения данной цели является учебно-исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность — это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности.

Формирование культуры исследовательской деятельности способствует:

- освоению общих и профессиональных компетенций;

- развитию познавательной активности;

- становлению исследовательской позиции и исследовательского стиля;

- совершенствованию исследовательского поведения [1, с. 35].

Химия — это дисциплина, которая дает огромные возможности для разнообразных исследований: от краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных, которые оформляются в учебно-исследовательскую работу.

В рамках исследовательской деятельности формируются коммуникативные умения: вза-

имодействовать с одногруппниками и руководителем, обсуждать ход исследования, участвовать в совместном принятии решений, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, презентационные умения и навыки.

Заниматься исследовательской деятельностью способен любой студент, при этом получая удовлетворение от самостоятельного поиска и открытия. Передовая педагогика всегда видела главную задачу обучения не в передаче знаний обучающимся, а в развитии их самостоятельного творческого мышления.

Для эффективной исследовательской деятельности нужно соблюдать следующие условия:

- студент должен хотеть проводить исследование;

- студент должен суметь это сделать;

- студент должен получить удовлетворение от своей работы.

Каким же образом можно организовать исследовательскую деятельность студентов на уроках химии и биологии и во внеурочное время?

Например, при изучении темы «Разнообразие организмов» выполнить ее домашнее задание: вырастить плесень на разных видах хлеба, ответить на следующие вопросы: «На каком виде хлеба (черном или белом) быстрее появляется плесень?», «Какая плесень выросла на хлебе?», «Какие условия способствуют появлению плесени?». Далее, когда был собран достаточный объем материала, было решено во внеурочное время провести исследовательскую работу «Изучение хими-

ческого состава различных видов хлеба и его влияния на здоровье человека».

В работе «Исследование химического состава разных сортов яблок в осенний и зимний периоды и его влияния на организм человека» был изучен химический состав яблок в осенний и зимний периоды, опытным путем было доказано наличие в разных сортах яблок витамина С, яблочной кислоты, ионов Fe2+, Fe3+ и ионов йода. Результатом этой работы стал вывод, что этот фрукт очень важен для питания, потому что содержит много полезных веществ и витаминов, которые отвечают за здоровье и иммунитет человека.

Цель исследовательской работы «Упаковочный материал и здоровье человека» — формирование целостного представления об упаковочном материале для пищевых продуктов, одноразовой и пластиковой посуде. По результатам этой работы был сделан вывод, что вреден не сам пластик, он инертен и в пищу проникать никак не может, а вредны технологические добавки (растворители и продукты химического распада), которые способны проникать в пищу и в наш организм и крайне негативно на него влиять. Для того чтобы пластиковая посуда была безопасна, использовать ее надо строго по назначению. И если есть возможность, то покупать продукты питания следует в бумажных, стеклянных и других менее опасных, чем пластиковые, упаковках.

При изучении темы «Аминокислоты» был затронут вопрос о глутаминовой кислоте как составляющей пищевых добавок. Студенты провели практическую работу «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека». Изучались этикетки самых распространенных среди молодежи продуктов питания и классы пищевых добавок. Студенты сделали вывод, что современный человек не может полностью исключить употребление пищевых добавок, но каждый должен знать, какие пищевые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах и как они могут влиять на организм человека.

В ходе разработки той или иной темы студент значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки, как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления,

памяти. Просто написать исследование недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов.

В учебной программе достаточно времени отводится на лабораторные опыты и практическую работу, что позволяет приобретать навыки исследовательской работы при проведении химического эксперимента. Химический эксперимент является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений использовать для объяснения теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Во время проведения практических и лабораторных занятий формируется исследовательский подход, который позволяет:

- воспитывать познавательный интерес;

- создавать положительную мотивацию учения и образования;

- формировать глубокие и прочные знания;

- развивать интеллектуальную сферу личности;

- формировать умения и навыки самообразования, т. е. развивать познавательную активность и самостоятельность.

Так, студенты специальности «технология продуктов общественного питания» на занятиях по химии знакомятся с физическими и химическими свойствами продуктов питания, проводя лабораторные опыты. Самостоятельно найденные ответы придают студентам уверенность в своих возможностях, создают положительные эмоции, доставляют огромное удовольствие. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно — к самому процессу познания — мотивация к обучению.

Исследовательская деятельность — это хорошая стартовая площадка для тех студентов, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях, где необходимы целеустремленность, трудолюбие и сила воли, стремление к познанию, самостоятельность мышления, научное мировоззрение — все то, что формирует исследовательская деятельность.

1. Губанова М. И. Формирование культуры исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса [Текст] : учебное пособие / М. И. Губанова, В. И. Сахарова. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2013. — 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.