ПРОХОРОВА Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected]); ORCID 0000-0002-27032569, SPIN-код: 8317-5149, Индекс Хирша — 1
ЗОЛОТОРЕВСКАЯ Анна Станиславовна, руководитель Гильдии устойчивого развития при Московской торгово-промышленной палате; руководитель центра ответственного ведения бизнеса МТПП; [email protected]); ORCID 0009-0006-5986-8754
ОЗЕРОВА Елизавета Степановна — студентка кафедры социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected]); ORCID 0009-0009-9978-1110
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ПРАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ НА БАЗЕ ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ РЫНКА ТРУДА
Аннотация. Данная научно-исследовательская статья посвящена инициативе создания в университетской среде дополнительного структурного элемента, как носящего теоретико-прикладной характер, так и готовящего будущие профессиональные кадры для социально ориентированных организаций. Актуальность темы обусловлена острой необходимостью представителей социального предпринимательства в компетентных кадрах. Университетская среда как первая инстанция профессионального пути потенциальных рабочих кадров - студентов сталкивается с запросом обучающихся на более прикладной характер преподносимой информации. В совокупности с экономическими трендами в области устойчивого развития в Российской Федерации, диктующими новые условия ведения бизнеса, было выдвинуто предложение для образовательных учреждений и представителей социального предпринимательства и ответственного ведения бизнеса по созданию проектного центра для студентов, готовящего компетентные практикоориентированные кадры.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, устойчивое развитие, цели устойчивого развития, практические компетенции, практикоориентированное образование, социальный маркетинг
Проблематика сегодняшнего дня заключается в том, что динамично развивающийся рынок труда и занятости как проекция экономико-социальной деятельности граждан диктует определенные условия для подготовки компетентных профессиональных кадров в области практик применения устойчивого развития и социального предпринимательства для малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако при этом образовательная среда как основная сфера подготовки кадров имеет свои устойчивые стандарты ведения учебной, научной и просветительской деятельности, основанной в большинстве своем на теоретических подходах и методиках. В связи с этим возникает потребность введения более практикоориентированных технологий и инструментов в образовательные программы и структурные подразделения вузов по данному направлению.
Актуальность статьи обусловлена прежде всего распространением и инте-
грацией практик устойчивого развития в экономическую среду. Это связано в первую очередь с влиянием внешних факторов на экономическое развитие, на изменения, происходящие сегодня в экономической жизни и способствующие трансформации российской экономической модели развития и переориентации ее на модель, ядром которой выступают социально ориентированные ценности и принципы, а также принципы общественной целесообразности. Социальная ответственность бизнеса, способствующая решению социальных проблем граждан или помощи социально уязвимой группе людей и, в итоге, приводящая к улучшению уровня жизни и благосостояния граждан, начинает активно применяться в построении стратегического планирования деятельности организаций и предприятий.
В современной экономической среде постепенно вслед за трансформацией модели развития происходит смещение вектора на «социальную заботу» компаний или, другими словами, на социальное предпринимательство. За 2023 г. число социальных предпринимателей выросло более чем на треть, сейчас в Российской Федерации зарегистрировано более 11 тыс. социальных предприятий1.
Данное направление в экономической деятельности подразумевает наличие определенных знаний и практических навыков от сотрудников компаний. Высшие образовательные учреждения одной из главных целей ставят подготовку профессиональных кадров для обогащения трудовых ресурсов страны. Сами ученики высших учебных заведений чувствуют необходимость в организации субъекта внутри университетской среды, занимающегося практическим приложением получаемых знаний. Согласно данным, полученным в ходе авторского социологического исследования 2023 г., студенты последних курсов топовых московских финансовых вузов поддержали инициативу организации на базе университетов проектного офиса, ведущего теоретико-прикладную образовательную деятельность и подготавливающего студентов к соответствию тем компетенциям, на которые существует сегодня запрос рынка труда и занятости2.
Целью данной научно-исследовательской статьи можно обозначить обоснование необходимости разработки центра практических компетенций по устойчивому развитию на базе вузов как одного из факторов развития социального предпринимательства в России. Для достижения поставленной цели перед авторами был поставлен ряд исследовательских задач. Среди них первоочередными стали такие задачи, как изучение основных принципов социального предпринимательства и специфики ведения, освоения устойчивых бизнес-практик в этом направлении; анализ программ и дисциплин по подготовке профессиональных кадров в направлении устойчивого развития и социального предпринимательства как его неотъемлемой части; определение теоретической и эмпирической обоснованности введения нового структурного элемента в университетскую образовательную среду; разработка непосредственно проекта организации центра практических компетенций как части организационной структуры высших учебных заведений; рекомендации по развитию необходимых для эффективного социального предпринимательства профессиональных навыков и личностных качеств в студенческой среде.
1 Реестр социальных предпринимателей России за 2024 год.
2 Протокол № 14 от 29 мая 2024 г. «О заслушивании результатов научно-исследовательских работ, полученных ВТСК Финансового университета при Правительстве РФ».
Авторский взгляд на социальное предпринимательство схож с трактовкой авторами статьи по социальному предпринимательству в системе социальной политики А.А. Московской и И.В. Соболевой: «социальное предпринимательство - это форма бизнеса, которая комбинирует предпринимательскую деятельность с решением социальных и экологических проблем. Основная цель социальных предпринимателей не только в получении прибыли в результате своей деятельности, но и в улучшении качества жизни людей» [Московская, Соболева 2016]. Показателем социальной ориентированности организации могут стать такие индикаторы, как предоставление рабочих мест социально уязвимым группам населения, инвалидам, использование экопродукции, экоресурсов и экотехнологий при производстве товаров и услуг, участие в благотворительных и социальных программах, забота об экологии и окружающей среде. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет социальное предпринимательство как «тип предпринимательства, которое направлено на поиск инновационных решений существующих социальных проблем и поэтому часто идет рука об руку с социальными инновационными процессами, преследует цель - улучшение жизни людей путем содействия социальным изменениям» [Земляк, Ноздрева, Сивакова 2023]. Именно вследствие его инновационности, с одной стороны, и одновременно способности находить решение социальных проблем и повышать качество жизни населения, быть своеобразным потенциалом устойчивого развития области, региона или экономического субъекта можно с уверенностью назвать социальное предпринимательство одним из важных и неотъемлемых элементов устойчивого развития.
Социальное предпринимательство в контексте устойчивого развития и социальной ответственности бизнеса - это не просто способ развития и привлечения общественных благ, это особая система ценностей, ориентированная на построение экологичного и социально ориентированного бизнеса, продукт развития трендов на ведение социально ответственного бизнеса, декларируемого принципами устойчивого развития. Социальный предприниматель - это человек, преследующий цель в процессе своей экономической деятельности решить социальные проблемы общества с помощью ресурсов, которыми обладает его организация, и инноваций [Московская, Соболева 2016]. По мнению Б. Дрейтона, одного из первооткрывателей социального предпринимательства, человеку из данной среды характерна революционность, новое видение прогресса1.
В Российской Федерации термин «социальное предпринимательство» был введен относительно недавно - в 2019 г. в федеральном законе от 26.07.2019 № 245-ФЗ2. На данный момент социальное предпринимательство становится актуальной повесткой и чаще выражается через корпоративную социальную ответственность (КСО) крупного и среднего бизнеса. Несмотря на то, что (по данным ВЦИОМа) понимание КСО неоднозначно среди россиян, прослеживаются определенные тенденции применения определенных социально
1 Проект N0 620203-7 федерального закона (О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие».
2 Федеральный закон от 26.07.2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"». Доступ: http://www.kremIin.ru/acts/bank/44522 (проверено 22.09.2024).
ориентированных стандартов, таких как политика well-being и привлечение сотрудников в социальные проекты1.
По мнению экспертов ВЦИОМа, главной проблемой социального предпринимательства на данный момент является кадровый дефицит именно компетентных трудовых ресурсов. Центр устойчивого развития и ESG трансформации МГИМО (МЦУР) подтверждает это цифрами: около 70% российских компаний испытывают кадровый дефицит специалистов в области устойчивого развития2.
Под устойчивым развитием авторы подразумевают концепцию развития экономики и общества по достижению баланса между удовлетворением текущих потребностей человечества, сохранением ресурсов планеты и возможностей для роста и профессионального развития будущих поколений. Данная концепция устойчивого развития впервые была указана в докладе «Наше общее будущее» Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию3. Главной целью Генеральной Ассамблеи ООН, разработавшей концепцию 17 целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г., стала возможность достижения консенсуса между экономическим, социальным и экологическим компонентами устойчивого развития. В Российской Федерации эта концепция нашла поддержку в виде создания особого документа, свидетельствующего о поддержке мирового течения и называющегося «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Данный документ включает в себя 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач [Наше общее...1989; Смотрин 2019].
Крупный, средний и мелкий бизнес, реагируя на происходящие изменения, формирует новые стандарты и компетенции для специалистов на рынке труда, занятости и профессий в области применения принципов устойчивого развития, а также профессиональные требования и компетенции специалистов по работе в сфере социального предпринимательства. Образовательная среда, в свою очередь, также должна меняться: исходя из текущих потребностей вводятся новые стандарты обучения. Программы высшего образования должны быть адаптированы к меняющимся условиям рынка.
Однако на сегодняшний день в области образовательных стандартов и программ по устойчивому развитию отсутствует единая платформа, единая научно-методологическая база; профессиональный стандарт находится еще только в стадии формирования, в связи с чем нет четких, единых методологических правил и стандартов для подготовки студентов. Запрос на разработку данного профессионального стандарта, его утверждение инициировали представители МТПП г. Москвы, ряд регионов, некоторые вузы, включая ВШЭ, Сколково.
На сегодняшний день, проанализировав рабочие планы дисциплин бакалавриата и магистратуры вузов, мы пришли к выводу, что в 34 российских университетах 62 программы бакалавриата и магистратуры осуществляют подготовку профессиональных кадров в направлении устойчивого развития, куда входит и социальное предпринимательство, на организационном, региональном и государственном уровнях. С каждым годом данный перечень
1 Дефицит специалистов в сфере устойчивого развития испытывают две трети российских компаний. - ТАСС. Доступ: https://tass.ru/ekonomika/19182339 (проверено 22.09.2024).
2 КСО бизнеса: вызовы 2024 года. Доступ: https://wciom.ru/expertise/kso-biznesa-vyzovy-2024-goda (проверено 22.09.2024).
3 Transforming our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development. URL: https://sdgs. un.org/2030agenda (accessed 22.09.2024).
расширяется: вводятся новые программы и направления в области устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса. Наряду с этим было выявлено, что образовательная среда сталкивается с определенными проблемами. Главным пробелом в образовательной среде является неполнота и неточность информационной базы, студенты имеют слабое представление о том, как применяются устойчивые практики в бизнес-процессах. Как показали результаты авторского исследования, сами студенты преимущественно оценивают полноту полученных ими знаний на 3-4. Полученные результаты представлены на рис. 1.
Оцените полноту полученных во время
обучения в ВУЗе знаний о сути ESG-стратегий и иных мировых тенденциях
150
5 4 3 2 1
Рисунок 1. Оценка студентами полученных знаний в области устойчивого развития в вузе
Это график оценки полноты полученных знаний об устойчивом развитии (ESG) в университетах. По оси абсцисс, или горизонтальной оси отмечено распределение по 5-балльной шкале, а по вертикальной оси - число респондентов. Что показательно, ответ на данный вопрос был получен менее чем от половины опрошенных респондентов.
Одни эксперты связывают это с изначально неграмотной трактовкой повестки устойчивого развития, другие - с социокультурными особенностями россиян, третьи - с отсутствием желания просветительской деятельности у компаний - адептов устойчивого ведения бизнеса. Также отмечается низкая заинтересованность самих студентов в образовательном процессе из-за непонимания практической значимости получаемых знаний. Из-за уклона профессионального образования в теоретические аспекты изучаемых предметов у обучающихся возникает потребность во внедрении прикладных знаний. Подтверждение данному тренду мы находим в статье А.Р. Смотрина, посвященной исследованию уровня развития практических навыков у выпускников вузов [Смотрин 2019]. Согласно мнению экспертов ВЦИОМа, главной проблемой социального предпринимательства на данный момент также является кадровый дефицит именно компетентных трудовых ресурсов1.
Для исследования данной проблематики авторами было проведено как количественное, так и качественное социологическое исследование в формате глубинного экспертного интервью. В данном исследовании принимали участие студенты, эксперты, работодатели, специалисты крупных компаний,
1 КСО бизнеса: вызовы 2024 года. Доступ: https://wciom.ru/expertise/kso-biznesa-vyzovy-2024-goda (проверено 22.09.2024).
профессионалы в области устойчивого развития. В ходе проведения опроса среди студентов столичных вузов были получены результаты, подтверждающие позитивное восприятие студентами знаний в области практик по устойчивому развитию и применения их в бизнес-процессах.
Как Вы относитесь к инициативе применения ЕБб-практики иных мировых тенденций в бизнесе?
■ Позитивно ■ Негативно ■ Нейтрально
Рисунок 2. Отношение студентов столичных вузов к применению практик по устойчивому развитию в бизнес-процессах,%
На основании же экспертного опроса, обобщив полученные результаты, авторский коллектив составил социальный портрет молодого специалиста, соответствующего требованиям рынка труда, с определенным набором необходимых профессиональных качеств и навыков.
Это представляется важным, особенно при формировании образовательных программ, которые составляются с учетом тех требований, которые спускает вузам Министерство высшего образования в виде федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСы) по определенным направлениям, в которых уже прописана часть компетенций, подразделяющихся на универсальные и общепрофессиональные. Общепрофессиональные компетенции как раз берутся из пока еще не утвержденного стандарта по устойчивому развитию: это экспертиза мнения работодателей, способная привлечь к обсуждению и выработке компетенций, которыми должен обладать будущий специалист. В настоящее время в связи с еще только формированием профессионального стандарта полученные данные могут быть использованы для принятия управленческих решений.
Просмотрев и проанализировав запросы на таком информационном ресурсе, как HeadHunter (НН), по специалистам в области устойчивого развития, мы увидели, что запрос на такого рода специалистов появился и от крупных корпораций, и от среднего бизнеса, и от государственного сектора. Мы видим, что достаточно широк разброс требований, при этом готовить специалистов, опираясь только лишь на запросы работодателей, достаточно проблематично, готовить же некоего универсального специалиста становится сложно. К примеру, для государственного и муниципального управления это специалист со знаниями в области государственного и муниципального управления, если мы рассматриваем цифровой сектор - это креативные, логически или нестандартно мыслящие специалисты-экстраверты со знаниями общего менеджмента, экономики и инноватики.
Однако схожие профессиональные компетенции все же есть, мы их проанализировали, обобщили и представили на рис. 3.
Владение компьютерными технологиями
300
Знание стандартов ведения корпоративной социальной ответственности (КСО) 215
200
250
Владение иностранными языками
Поддержание мировых бизнес-трендов
Управление проектами
177
228Аналитиче£Кое мышление, работа со статистикой
Понимание принципов
Финансовая грамотность
Рисунок 3. Навыки и знания, необходимые для работы в социально ориентированной компании с учетом принципов устойчивого развития
Как показывает рисунок, к сформированному ряду профессиональных навыков и личных качеств, необходимых сотруднику социально ориентированной компании, относятся следующие: знание стандартов ведения и применения принципов корпоративной социальной ответственности (КСО), управление проектами, финансовая грамотность, хорошие коммуникативные навыки. Кроме того, на основе исследования мы дополнили список основных профессиональных качеств, необходимых сотруднику.
Основные, наиболее часто упоминаемые профессиональные качества, предъявляемые к сотруднику компаниями, мы решили выделить в особый перечень. Это такие компетенции, как:
- понимание сути концепции устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности;
- навыки проектной деятельности в условиях ограниченности ресурсов;
- умение работы с информацией, в т.ч. в сфере маркетинга, социальной политики и технологическом процессе;
- инновативность и креативность;
- аналитическое и критическое мышление;
- гибкость, креативность, коммуникабельность;
- осознанность и ответственность;
- эмпатия и забота о будущих поколениях.
Для развития соответствующих вышеперечисленных компетенций потенциальных будущих специалистов, запрашиваемых рынком труда, занятости и профессий, авторы совместно с интервьюируемыми экспертами разработали список рекомендаций для образовательных учреждений.
1. Преобразование учебной среды студентов в эконаправления для формирования экологичного сознания формирующихся кадров.
2. Использование экологичных предметов «профессионального быта» в студенческой среде.
3. Воспитание качеств корпоративного волонтерства.
4. Работа с осознанием студентами самоценности как будущего профессионального ресурса страны.
5. Формирование из студентов лидеров общественного мнения.
6. Сотрудничество с компаниями - представителями социального предпринимательства, крупного, среднего, малого бизнеса, внедряющими в свою деятельность культуру социальной и экологической ответственности бизнеса в контексте практик устойчивого развития.
7. Проектная деятельность студентов в практикоориентированном направлении, участие в стартапах.
8. Создание проектного студенческого офиса/центра по формированию необходимых профессиональных компетенций в практикоориентированном направлении.
Исходя из полученных результатов, а также экспертных рекомендаций, мы приходим к выводу, что создание практикоориентированного образовательного субъекта на базе вуза действительно может удовлетворить потребность студенчества в прикладных знаниях и практиках, обеспечив, с одной стороны, запрос рынка труда на специалистов, обладающих определенными компетенциями, а с другой - запрос молодежи на практикоориентированное образование.
Давайте перейдем к более подробному рассмотрению подобного центра и ответим на вопрос, чем же может быть полезен центр практических компетенций по устойчивому развитию на базе вузов для студенчества.
Основной целью деятельности центра практических компетенций по устойчивому развитию является формирование компетентных специалистов, готовых работать в рамках требований, формируемых рынком труда и занятости в направлении социально ответственного бизнеса, формирование определенного мышления, ретрансляция устойчивых практик, технологий, бизнес-процессов, с одной стороны, а также предоставление поддержки крупному, среднему и мелкому бизнесу и другим заинтересованным сторонам в области экологической, социальной и экономической повестки -с другой.
Основными направлениями деятельности центра могут являться:
- предоставление образовательных программ и тренингов для студентов и специалистов, направленных на развитие компетенций в области устойчивого развития и социальной ответственности;
- сотрудничество между вузами и кафедрами внутри одного вуза, между бизнесом и общественными организациями по реализации совместных проектов и обмену знаниями;
- приобретение студентами и молодыми специалистами практических навыков и опыта посредством участия в реальных проектах и стартапах под руководством опытных наставников, преподавателей, практиков;
- поддержка разработки и внедрения инновационных решений в области устойчивого развития, участие в создании зеленых цепочек поставок и ответственного потребления;
- экологические инициативы в виде разработки и внедрения проектов по защите окружающей среды, адаптации к изменениям климата, рациональному использованию природных ресурсов и энергосберегающих технологий;
- социальные программы в виде развития социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни населения, организуемых с нуля, с идеи, с дальнейшей упаковкой, продвижением, брендингом и в дальнейшем -
с привлеченим доноров, общественных организаций, государственных структур к практической реализации;
- экономическая устойчивость в виде поддержки предпринимательства, участие в развитии программ по модернизации производства и повышению эффективности бизнес-процессов.
Все это может быть достигнуто за счет такого практического инструментария, как:
- открытый лекторий (каждые несколько недель в центре будут проводиться лекции и семинары с участием практиков в области устойчивого развития, которые будут рассказывать о лучших практиках и инновационных подходах);
- лаборатории и исследовательские группы (центр будет включать научно-исследовательские подразделения, где студенты и молодые ученые смогут работать над реальными проектами по устойчивому развитию);
- консультативный совет (в состав совета войдут представители бизнеса, общественных организаций и академического сообщества, которые будут помогать определять стратегические направления и консультировать по вопросам устойчивого развития);
- программы стажировок и волонтерства (центр предложит разнообразные программы стажировок и волонтерства, где студенты смогут получить практический опыт работы над проектами по устойчивому развитию).
Для создания более устойчивой ресурсной базы центра предлагается рассмотреть следующие направления:
- гранты и субсидии (привлечение финансовых ресурсов через грантовые программы и субсидии для поддержки проектов устойчивого развития);
- партнерство с бизнесом (заключение партнерских соглашений с коммерческими предприятиями, которые заинтересованы в устойчивом развитии и готовы инвестировать в образовательные и научно-исследовательские проекты);
- внутренняя поддержка вузов (использование ресурсов и инфраструктуры вузов для реализации образовательных и исследовательских программ).
Центр может предоставлять возможности для студентов, преподавателей и представителей бизнес-сообщества изучать и развивать практические навыки и популяризировать знания в области социального предпринимательства. Например, рассмотрим ситуацию, когда в центр обращается социальный предприниматель, который готов в качестве заказчика вести определенный проект. Он, с одной стороны, привлекает молодежь и преподавательский состав для работы над своим стартапом, а с другой - получает допуск как к инструментам маркетинга, так и к вузовским образовательным программам, к интеллектуальной ценности для развития, упаковки и продвижения своего проекта на рынке. Данный кейс можно рассматривать как коммерческую деятельность на основе социального партнерства. Студенты, таким образом, приобретают так необходимый им практический опыт участия в проектной деятельности и стартапах, повышают свою экспертность и выходят на рынок труда и занятости более квалифицированными, имея конкурентное преимущество в сравнении с остальными. Предприятия, организации МСП выполняют свою социальную функцию, способствуют созданию занятости и достойной работы для всех согласно цели устойчивого развития 8 (ЦУР 8), расширяют сотрудничество и партнерство в интересах устойчивого развития (ЦУР 17). Центр, таким образом, способствует обеспечению всеохватного и справедливого качественного образования (ЦУР 4), формированию кадро-
вого потенциала, способного эффективно управлять социальными предприятиями, тем самым удовлетворяя потребность в квалифицированных кадрах и устраняя пробелы в прикладных знаниях образовательной среды.
Список литературы
Земляк С.В., Ноздрева И.Е., Сивакова С.Ю. 2023. Социальное предпринимательство как фактор устойчивого развития. - Управленческий учет. № 12. С.335-347.
Московская А.А., Соболева И.В. 2016. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России. -Проблемы прогнозирования. № 6. С. 103-111.
Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) (пер. с англ.; под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета). 1989. М.: Прогресс. 371 с.
Смотрин А.Р. 2019. Низкий уровень развития практических навыков выпускников вузов: риск и проблема. - Образовательный процесс. № 1(12). С. 11-16.
PROKHOROVA Irina Gennadievna, Senior Lecturer of the Chair of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; [email protected])
ZOLOTOREVSKAYA Anna Stanislavovna, Head of the Guild of Sustainable Development at the Moscow Chamber of Commerce and Industry; Head of the Center for Responsible Business Management, Moscow Chamber of Commerce and Industry; [email protected])
OZEROVA Elizaveta Stepanovna, student of the Chair of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; [email protected])
ORGANIZATION OF THE CENTER FOR PRACTICAL COMPETENCES ON SUSTAINABLE DEVELOPMENT ON THE BASE OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AND TRAINING OF PROFESSIONAL PERSONNEL FOR THE LABOR MARKET
Abstract. This research work is devoted to the initiative of creating an additional structural element in the university environment, which is of theoretical and applied nature, preparing future personnel for socially oriented organizations. The relevance of this topic is conditioned by the acute need of social entrepreneurship representatives in competent personnel. The university environment as the first instance of the professional path of potential working personnel (students) faces the requests of students for a more applied nature of the information presented. Together with the economic trends in the field of sustainable development in the Russian Federation, which dictate new conditions for doing business, a proposal was put forward for educational institutions and representatives of social entrepreneurship and responsible business to create a project office for students, preparing competent practice-oriented personnel.
Keywords: social entrepreneurship, sustainable development, sustainable development goals, practical competencies, practice-oriented education, social marketing