Жукова И.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье рассматриваются цели, задачи, принципы, функции, содержание деятельности, программы и методы созданного в Казанском государственном энергетическом университете Центра формирования здорового образа жизни студентов.
Ключевые слова: Казанский государственный энергетический университет, Центр формирования здорового образа жизни студентов, модель Центра.
Ранее в работе [1] сообщалось, что в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) разработана концепция формирования здорового образа жизни студентов. В процессе реализации указанной концепции в КГЭУ организован Центр формирования здорового образа жизни студентов (далее - Центр). Это инновационная организационная структура, способствующая формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов, преподавателей, подготовке компетентного специалиста.
В качестве основной цели организованного Центра можно считать формирование здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности в КГЭУ С формированием Центра будет осуществляться мониторинг показателей здоровья студентов и проведение консультаций врачей-специалистов; проведение лекций на тему здорового образа жизни; вовлечение студентов и преподавателей в спортивные секции; организация досуга; реализация задач по физическом и гражданско-патриотическому воспитанию.
Предметом деятельности Центра являются: участие в разработке и реализации целевых программ по формированию здорового образа жизни; проведение научно-методической, организационной, образовательной, медицинской, пропагандисткой, просветительской деятельности; внедрение передового научного опыта в практическую деятельность кураторов групп; разработка рекомендаций для кураторов групп по профилактике отклоняющегося поведения студентов в семье и обществе; подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей воспитательную деятельность в университете; подготовка
145
информационно-аналитических материалов по результатам воспитательной деятельности; формирование информационно-справочной базы данных, содержащей используемые в воспитательной деятельности технологии; подготовка и утверждение перечня психолого-педагогических методик и техник для практического использования; анализ новых форм и видов социально-психологической помощи студентам, их стрессоустойчи-вости и психологической культуры в сфере межличного и семейного общения; взаимодействие с научными, учебными и практическими учреждениями, ассоциациями и другими организациями по вопросам формирования здорового образа жизни.
Деятельность Центра формирования здорового образа жизни строится на следующих принципах: равенства, доступности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности и законности. Руководствуясь данными принципами и в целях выполнения указанных задач Центр осуществляет следующие функции: аналитико-
информационную (сбор и анализ информации о наличии лечебных, образовательных, учебно-воспитательных, реабилитационных, спортивных, досуговых, общественных и других социальных институтов и служб); координационно-коммуникативную (координация усилий учреждений различных ведомств в организации здорового образа жизни студентов, установление долгосрочных контактов с данными организациями); прогностическую (сбор и анализ информации, позволяющей определить перспективы развития личности с учетом индивидуальных возможностей); профилактическую (формирование здоровых отношений в коллективе, профилактика травматизма, деликвентного поведения, табакокурения, алкоголизма, наркомании, и т.д.). Модель Центра формирования здорового образа жизни представлена на рисунке.
В состав Центра входит студенческий спортивно-оздоровительный лагерь («Шеланга»), созданный в целях обеспечения условий для формирования здорового образа жизни, повышения спортивного мастерства студентов, аспирантов и сотрудников университета. В лагере организуется и проводиться оздоровительная, воспитательная, культурно-массовая и тренировочная работа, которая является продолжением учебновоспитательного процесса студентов в университете. Для студентов создаются группы, секции и команды по видам спорта. Проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий осуществ-
ляется преподавателями кафедры физического воспитания и общественными инструкторами (тренерами) из числа студентов-спортсменов. Организация вечеров отдыха, концертов художественной самодеятельности, танцевальных вечеров, конкурсов с участием студентов и сотрудников университета осуществляется штатными сотрудниками студенческого клуба КГЭУ, работающих в летний период в лагере. Все отдыхающие обучаются плаванию и приемам оказания помощи на воде. Распоряжением начальника лагеря назначаются ответственные за обеспечение безопасности на воде. Врач отвечает за санитарное состояние лагеря, пищеблока, обеспечивает медицинское обслуживание отдыхающих и врачебный контроль за тренировочными занятиями в группах и командах, ведет санитарно- просветительную и профилактическую работу.
Рис. Модель Центра формирования здорового образа жизни КГЭУ
В содержание работы лагеря по формированию здорового образа жизни входят: проведение собрания (выборы общественного совета лагеря); беседы и лекции на медицинские, оздоровительные и другие темы;
выпуск стенных газет по теме «Здоровый образ жизни»; оформление стендов наглядной агитации; просмотр телевизора; доставка в лагерь центральных и массовых газет; организация библиотеки-читальни.
Оздоровительно спортивная работа осуществляется под руководством штатных работников кафедры физического воспитания согласно плана, утвержденного проректором по воспитательной работе: организовывается работа секций (плавания, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, легкой атлетики, шахмат и др.); проводятся соревнования на первенство лагеря по волейболу, баскетболу, настольному теннису, легкой атлетике, шахматам, футболу; для укрепления физического здоровья отдыхающих проводится физзарядка, купание, воздушные ванные. Врач лагеря совместно с преподавателями кафедры физвоспитания организовывает занятия со специальной группой.
Общественно полезный труд проходит под руководством заместителя начальника лагеря согласно плана, утвержденного проректором по АХР: оборудуются и поддерживаются в надлежащем состоянии сооружения спортивных площадок и оборудования; систематически проводится работы по благоустройству лагеря; организовывается дежурство отдыхающих по лагерю с тем, чтобы каждый участник был на дежурстве 1-2 раза за смену.
Культурно-массовая работа осуществляется под руководством штатных работников студенческого клуба согласно плана, утвержденного проректором по воспитательной работе: проводятся вечера отдыха, посвященные открытию и закрытию каждой смены; тематические вечера, посвященные юбилейным и памятным датам; танцевальные вечера, конкурсы, викторины, аттракционы.
Красочное оформление лагеря, чистота и порядок имеют большое воспитательное значение. В лагере оборудованы линейки, дорожки, установлена мачта с флагом, красочные плакаты, цветочные клумбы, беседки, информационные щиты, фото-стенды, щиты для стенной газеты, распорядка дня, расписание занятий, календарь оздоровительно - спортивной и культурно-массовой работы, правил внутреннего распорядка.
В ходе реализации плана воспитательной деятельности разработан проект «Здоровый образ жизни молодежи - процветание России», целью которого является формирование и продвижение приоритетов здорового образа жизни в студенческой молодежной среде через систему реализации
механизмов, объединяющих государственные, муниципальные, общественные и коммерческие структуры. Можно указать следующие задачи проекта:
• реализация принципов здорового образа жизни в студенческой молодежной среде КГЭУ через образовательную, научно- исследовательскую, оздоровительную и профилактическую работу;
• формирование моральных, нравственных, физических качеств и осознанной мотивации в студенческой молодежной среде и молодых семьях, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья, соблюдение принципов здорового образа жизни и участие в пропаганде здорового образа жизни;
• формирование умений и навыков по использованию методов оздоровления в студенческой молодежной среде в режиме учебных занятий, труда и отдыха через образовательные, информационные технологии и средства массовой информации;
• реализация комплексного подхода к укреплению репродуктивного здоровья молодежи и студенческих семей, формированию осознанного отношения к отцовству и материнству;
• распространение опыта посредством внедрения разработанных программ, сайтов, методических рекомендаций, электронных пособий по здоровому образу жизни, направленных на профилактику социальных опасностей, и распространение навыков здорового образа жизни молодежи, молодых семей и общества в целом.
В качестве основных лекционных курсов по вопросам здоровьесбе-режения можно указать: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; культура здоровья; профилактика потребления психоактивных веществ (профилактика вредных привычек); практикум «Мой организм -мое здоровье»; эмбриология (раздел - факторы, влияющие на эмбриогенез человека); рациональное, сбалансированное питание в сохранении и укреплении здоровья; средства и системы оздоровления; этнопедагогика и здоровье; социальная медицина; оздоровительный массаж; физическая культура и здоровье; превентология заболеваний; основы социальной наркологии.
Проект реализовывался по нескольким направлениям в три этапа. Первый этап - анализ социокультурной ситуации в молодежной среде и состояния здоровья студентов, установление связей с общественными ор-
ганизациями и медицинскими учреждениями. Второй этап - разработка образовательных программ по вопросам сохранения здоровья молодежи; методических и электронных пособий (здоровье студента, перинатальная психология, физиологические основы здоровья, содержание и методика социально-медицинской работы, скрининг-диагностика здоровья, сайт «Здоровье различных групп населения» и др.); электронных лекций для студентов. Третий этап - осуществление образовательно-воспитательного процесса в вузе и оздоровительном центре (лекции, семинары, практикумы); мониторинг здоровья студентов; научно-исследовательские работы преподавателей и студентов по вопросам сохранения здоровья (статьи, дипломные работы, учебные пособия, учебники, выступления на конференциях разного уровня, подготовка диссертаций).
Программы обучения ЗОЖ предполагают решение следующих задач: формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности; выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; закрепление гигиенических навыков и привычек; приобщение к разумной физической активности; обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
В состав оздоровительного Центра вошел спортивный клуб КГЭУ, основными направлениями деятельности которого являются: формирование здорового образа жизни студентов; формирование и организация тренировочного процесса сборных команд вуза по видам спорта, заявленным в спартакиаду вузов г. Казани; организация и проведение мероприятий российского уровня (Спартакиада энергетических вузов 1 раз в 3 года) и республиканского уровня (Спартакиада спортивных лагерей в летний период); организация внутривузовских спартакиад между институтами и факультетами и спартакиады общежития; организация и проведение спортивно-массовой работы. Ежегодно проводится внутривузовская спартакиада для студентов по 9 видам спорта и спартакиада для профессорско-преподавательского состава по 4 видам спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол, шахматы).
При создании программы обучения здоровому образу жизни важным социально-психологическим фактором является личность педагога. В сложившейся в стране системе педагогических кадров роль педагога и специалиста по здоровому образу жизни может на себя взять педагог-
психолог, социальный педагог, валеолог, преподаватели биологии и физического воспитания. Консультационную поддержку им может оказать врач и другие - специалисты. При этом очень важно, чтобы среди кураторов групп было значительное количество мужчин, поскольку как раз для юношей не хватает положительных образцов мужского поведения. Именно у юношей по сравнению с девушками больше проблем с вредными привычками, аддитивным поведением. Преподаватель должен быть образцом здорового образа жизни, внешне привлекательным и спортивным. Особые требования предъявляются к коммуникативным навыкам и умениям преподавателя, которые включают активное слушание, умение разъяснять, задавать вопросы, наличие положительного эмоционального тона, умение без смущения говорить на интимноличностные темы, подбирать примеры.
Занятия по здоровому образу жизни несут, прежде всего, профилактическую функцию и требуют соблюдения определенных принципов, которые должны быть заложены в программы ЗОЖ. Целью программ обучения студентов здоровому образу жизни является формирование у них социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Системно-структурная направленность программ ЗОЖ содержит: непрерывность формирования навыков здорового образа жизни на протяжении всех лет обучения в университете; повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек, полового и безопасного поведения (при этом первичная информация должна быть элементарной, а в дальнейшем на каждом возрастном этапе расширяться за счет введения новых понятий, фактов и сведений); конкретность и доступность, предполагающая, что все сведения должны излагаться ясно и понятно в соответствии с подготовленностью студентов; оптимизацию задач, означающую, что обучение здоровому образу жизни должно соотноситься с целями и задачами воспитания студенческой молодежи; системность, включающую разработку программ на основе системного анализа актуальной социальной ситуации в стране и состояния здоровья студентов; стратегическую целостность, определяющую единую, целостную стратегию оздоровительно-профилактической деятельности и обусловливающую основные направления и конкретные мероприятия для профессиональной школы; многоаспектность, предполагающую позитивное развитие ресурсов лич-
ности и, прежде всего, адекватной самооценки целей, целенаправленного формирования прочных навыков и стратегии стресс-преодолевающего поведения; активное формирование систем социальной поддержки (социально-психологический центр, психологическая служба).
Социальная направленность программ ЗОЖ содержит формирование следующих качеств личности: деловитости, предполагающей деловое отношение к обсуждаемым проблемам; эмоциональной беспристрастности, обеспечивающей использование научных понятий и научных выводов (при этом следует избегать излишней сенсационности и запугивания фактами и выводами); активной инициативы; готовности личности к обучению здоровому образу жизни; выработке индивидуальных и социальных установок.
Психологическая направленность программ ЗОЖ содержит формирование качеств: правдивости (уклончивые ответы, обещания разъяснить позже, ссылки на недостаточную зрелость и неспособность понять при водят к потере доверия, нарушают контакт с педагогом); доверия (недоверие, подозрения и выспрашивания, как правило, провоцируют у студентов закрытость, обострение интереса к наркотикам, алкоголю, курению, личностно-интимным сторонам жизни человека); поддержки и стимулирования собственного поиска информации, познания себя и других; адресности (навыки здорового образа жизни формируются с учетом пола, психического и физического развития, предобразованности и актуализации проблемы для студентов); скрытого оздоровительнопрофилактического воздействия на личность через игры, интерактивные методы обучения, научно-исследовательские учебные задания, беседы в условиях похода, участие самих студентов в реализации оздоровительно-профилактических программ.
Рассмотренные нами концептуальные подходы к созданию программ здорового образа жизни учитывают ограниченность воспитательной деятельности. Нереалистические ожидания, обращение к оздоровительной программе как к средству неотложного и радикального решения возникших в обществе проблем со здоровым образом жизни, по существу, будут дискредитировать саму идею введения программ обучения здоровому образу жизни. Необходим объективный подход к возможностям этих программ, к отражению социально-экономических явлений, влияющих на здоровье студенческой молодежи.
Таким образом - рассмотренная система взаимодействия субъектов университета направлена на формирование здорового образа жизни студентов.
Источники
1. Жукова И.В. Концепция воспитательной работы в Казанском государственном энергетическом университете на 2010-2015 гг. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2012. №1(12). С. 125-132.
Зарегистрирована 03.05.2012.