5. Кузьминой Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.:ИНФРА. М, 1990.
6. Писарева С.А. Диссертационные исследования «Компетентности» учителя и ученика: сборник научных статей/ Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.
7. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1984.
8. Безбородова ТМ. Проблемы согласования интересов высшей школы и регионального рынка труда в подготовке квалифицированных специалистов / «Поволжский торгово-экономический журнал». 2011. № 5 (21). С.46-51.
9. Кашкина Л. Модель профессиональной компетентности педагога// Школьный психолог. 2007. №12.
10. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
11. Шипилина Л.А. Подготовка менеджеров образования./ Высшее образование в России. №6. 1999. С. 9-10.
12. Справочник руководителя образовательного учреждения. №5. 2010. иРЬ: http://www.menobr.ru (дата обращения: 20.11.2012).
13. Википедия. Свободная энциклопедия. [сайт]. [2012]. иРЬ: http://ru. wikipedia. о^ (дата обращения: 20.11.2012).
УДК 378.14
РОГОВСКАЯ Н.И.
кандидат философских наук, доцент Омский государственный университет путей сообщения г. Омск
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением тестового контроля знаний студента. Выделяются и описываются характерные особенности тестового контроля. Такие знания необходимы педагогам для того, чтобы правильно оценивать качество используемых тестов, выбирать наиболее подходящие из них для достижения поставленных целей обучения.
Ключевые слова: тестовый контроль, рейтинговая система, устный опрос, самоконтроль, учебный процесс.
73
ORGANIZATION TEST CONTROL IN THE STUDY OF ECONOMIC SUBJECTS
ROGOVSKAYA N.I.
Omsk State Transport University Omsk
The article discusses questions of the organization and carrying out-tion test control of knowledge of the student; describes the characteristics of the test control. Such knowledge is necessary for pedagogues in order to properly evaluate the quality of the tests, to select the most appropriate ones to achieve their learning goals.
Keywords: test control, rating system, oral questioning, self-control, the learning process.
В настоящее время широкое распространение при оценке уровня знаний студента приобретает тестовый контроль. Одной из причин возросшего интереса к данному виду контроля стало введение единого государственного экзамена при поступлении в высшее учебное заведение, а также переход на двухуровневую систему образования, неотъемлемой частью которой является тестовая форма сдачи зачета или экзамена.
Тестовый контроль имеет ряд преимуществ. Во-первых, в отличие от традиционных устных форм контроля тесты помогают студенту сделать самостоятельную оценку степени освоения курса. Практика показывает, что часто складывается ложное представление о собственных знаниях, возможностях, силах. Психология человека такова, что он склонен обольщаться собственными достижениями, завышать собственную самооценку. Примером тому являются сессии,когданередкимистановятсяразногласиямеждустудентомипреподавателем по поводу экзаменационной оценки.
Во-вторых, тесты более объективны в оценке профессиональных знаний студентов. В устных ответах всегда присутствует элемент случайности. Можно блестяще справиться с вопросами экзаменационного билета и не ответить на дополнительные вопросы, что ведет к снижению балла. Возможна и другая ситуация, когда студент выучил не весь материал и вытянул «счастливый» билет.
В-третьих, тесты беспристрастны, не учитывают личностные отношения между студентом и преподавателем. В процессе обучения всегда выявляется группа отличников, двоечников, середнячков. Подобные ярлыки мешают реально оценить ответ студента на экзамене, когда в ряде случаев ставишь высокую оценку студенту - отличнику лишь только потому, что он готовился на практических занятиях и низкую студенту - середнячку, поскольку тот был не столь активен и инициативен, имел невысокий рейтинг за контрольные недели.
В-четвертых, не всегда бодрый голос и уверенное поведение студента, производящее большой эффект на преподавателя, соответствуют качеству ответа. Использование тестов позволяет оценивать структуру, полноту, устойчивость ответа.
74
В-пятых, тестовые методики учитывают потенциал группы и индивидуальные способности студента. Часто при фронтальном опросе в расчет не берутся психологические качества личности: боязнь аудитории, публичных выступлений.
В-шестых, тесты экономят учебное время, когда за 15 - 30 минут можно оценить уровень знаний всей учебной группы по той или иной теме курса.
Используя тестовый контроль, следует сначала определиться с количеством контрольных точек. Для этого рекомендуется разбить курс на 3-4 части и проводить тестирование после каждого изученного раздела.
Рассмотрим организацию тестового контроля на примере курса «Теория Менеджмента». По направлению «Менеджмент» дисциплина читается год. В осеннем семестре можно выделить четыре контрольные точки: тест по разделу «Введение в менеджмент», в котором рассматривается терминология курса, а также школы менеджмента, особенности развития управленческой мысли в России; «Организация»; «Функции менеджмента», «Итоговый тест».
В тестовый контроль удобно включать вопросы, использованные для опроса студентов на практических занятиях. Количество баллов за каждый контроль будет свидетельствовать о том, что данная часть темы (раздела) курса студентом освоена с соответствующей оценкой, а также является составной частью рейтинга успеваемости.
К примеру, в Омском государственном университете путей сообщения действует следующая рейтинговая система контроля: студент, набравший менее 59 %, получает «2» (неудовлетворительно) за контрольную неделю. Для того чтобы получить «3» (удовлетворительно) необходимо набрать 60 % - 75 %, 76 % - 92 % оценивается как «4» (хорошо), 93 % - 100 % - «5» (отлично).
Общий рейтинг студента может складываться из различных составляющих, таких как:
• посещения практических и лекционных занятий (40 % при 100 % посещении);
• работы на практическом занятии (максимальное количество - 20 %);
• выполнения индивидуального задания (максимальное количество - 20%);
• написания контрольных и тестовых работ (максимальное количество - 20%).
Решив использовать тестовый контроль, каждый преподаватель может
подобрать для себя приемлемую форму его проведения.
Как правило, используются тесты, в которых студенту на вопрос предлагается переченьготовыхвариантовответов,изкоторыхонвыбираетправильный.Оптимальное количество вариантов ответа в выборочных тестах должно составлять четыре или пять. Практика показывает, что две альтернативы ответа облегчают задание, допускают элемент догадки, а пять и более альтернатив, напротив, усложняют его.
Пример. Кто является автором теории ожидания?
а) С. Адамс;
б) В. Врум;
в) Ф. Герцберг;
г) Д. МакКлелланд.
В качестве правильного ответа можно указать несколько вариантов:
Пример. Какие функции относят к общим функциям менеджмента?
а) контроль;
б) мотивация;
в) организация;
75
г) планирование;
д) управление.
Как видно из примеров, ответы, представленные в виде слов, текста, желательно располагать в алфавитном порядке. Подобная система снижает степень угадывания ответов. Чаще всего студенты думают, что количество ответов «а» обязательно приравнивается к количеству ответов «б», «в» или «г». Стараясь выявить последовательность ответов, они начинают наугад выбирать варианты.
Тестовый контроль может состоять и из соотнесений. Тесты-соотнесения предлагают найти общности или различия в изучаемых объектах, причем сравниваемые свойства или параметры обязательно фигурируют в ответах [1].
Пример. Соотнесите управленческие школы с именами их авторов:
а) Э. Мейо 1) административная (классическая) школа;
б) Ф.Тейлор 2) школа научного управления;
в) А. Файоль 3) школа человеческих отношений.
Хорошо себя зарекомендовали тесты типа: «закончите предложение...», «вставьте пропущенное слово» и т.д.
Пример. Принцип двойного подчинения исполнителей в матричной структуре управления предполагает подчинение, с одной стороны,
__________, с другой -_______________.
а) заместителю директора;
б) непосредственному руководителю функциональной службы;
в) руководителю нижнего уровня;
г) руководителю проекта.
Или возможен другой вариант. Например,
Иванов Петр Сергеевич является коммерческим директором фирмы N. Он координирует работу отделов своего направления, участвует в разработке общей стратегии развития компании.
Следовательно, Иванова можно отнести
к менеджерам _______________ звена. Вставьте
пропущенное слово.
При проведении тестового контроля в аудитории каждому студенту необходимо выдать индивидуальный вариант теста, где прописаны не только вопросы, но и инструкция по его выполнению. Как отмечает А.Н. Майоров, инструкция должна содержать указания на то, что должен сделать студент для того, чтобы правильно выполнить задание [3]. Таким образом, в инструкции следует указать: обведите кружком правильный ответ или ответы, если это бланковый тест; установите правильную последовательность; соотнесите понятия и т.д.
Для группы однотипных заданий Рис. 1 - Бланк заполнения ответов теста
допускается делать одну инструкцию, которая
76
Бланк ответов
ФИО
Группа_____________
Вариант
1 _
2 _
3 _
4 _
5 _
6 _
7 _
8
9 _
10_
11_
12_
13_
14_
15________________
Кол-во ошибок _____
Оценка _
размещается в начале теста. Например, «Уважаемые студенты! Вам предложен итоговый тест, выполнение которого позволит определить степень усвоения Вами курса «Теория менеджмента (часть 1)». Вам необходимо выбрать один или несколько вариантов ответов из указанных ниже вариантов».
Одновременно студентам выдается бланк для заполнения правильных ответов (рис. 1), позволяющий контролировать процедуру выполнения теста. Исключается возможность списывания, поскольку на практическое занятие, зачет или экзамен студенту достаточно принести шариковую ручку.
При завершении тестового контроля заполненный бланк остается у преподавателя, что также затрудняет передачу зашифрованных кодов другим группам, зазубривание правильных вариантов ответа. На основе бланков ответов возможно провести саморефлексию, уяснить какие темы усваиваются студентами тяжело, выяснить типичные ошибки при написании теста, внести коррективы в методику преподавания курса, а также в тестовые задания.
При проведении тестового контроля важно учитывать время, отводимое на выполнение заданий. Временной разрыв для работы над текстом может существенно повысить или понизить результат. Слишком большое время снижает дисциплину к концу тестирования, когда студенты, которые справились со своим заданием, стремятся помочь сокурсникам. Недостаточное количество времени, напротив, провоцирует студентов на угадывание правильных вариантов ответа. Отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что достаточно на выполнение одного тестового задания уделять одну или две минуты, в зависимости от сложности выполнения теста. Длительность проведения самого тестового контроля определяется количеством вопросов [1, 2].
Особое значение имеет выбор оценки получаемых результатов. Наиболее распространенная состоит в том, что преподаватель присваивает каждому ответу определенный вес, выраженный баллом (за правильный ответ - 1 балл, а за неправильный - 0 баллов). Этот подход рационален, так как обработка полученных результатов становится достаточно простой. Сумма баллов затем переводится в оценку [4]. Вернемся к нашему примеру. Предположим, что студент правильно ответил на 12 вопросов из 18 предложенных, при 100 % рейтинговой системе это составляет 67 %, соответственно, оценка за тест «удовлетворительно».
Тесты можно использовать для самообучения студентов. При подготовке к зачету (экзамену) студент может проверить свои знания. Как показывает практика, такая самостоятельная работа студентов является достаточно эффективной и значительно повышает их уровень знаний.
Вместе с тем, не стоит забывать, что тестовый контроль имеет ряд недостатков: механическое запоминание, возможность использования элемента угадывания по формулировкам вопросов и ответов, ограничение творческой самостоятельности при закрытой системе вопросов.
Многократное применение одних и тех же тестовых контрольных заданий в параллельных группах может привести к расшифровке кодов. В связи с этим требуется разрабатывать несколько вариантов тестовых заданий для каждой группы, постоянно обновлять тестовую базу.
К тому же тестовый контроль не развивает навыков профессионального речевого общения. Не все студенты, справившиеся с тестом, в устном общении могут четко сформулировать свои мысли, использовать профессиональную терминологию.
77
В связи с этим не следует чересчур увлекаться тестами, выбирать их как основную форму контроля знаний студентов. Тестовый контроль должен чередоваться или сочетаться с традиционным устным контролем.
Литература:
1. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. М.: Логос, 2007. 368 с.
2. Кадневский В.М. История тестов / В.М. Кадневский. Москва: Народное образование, 2004. 458 с.
3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А.Н.Майоров. М: Интеллект-центр, 2002. 296 с.
4. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. 172 с.
УДК 681.324
ШЕВЧЕНКО Ю. Д.
кандидат технических наук Дмитровский институт (филиал)
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова г. Дмитров
ail: [email protected]
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫЖИВАНИЯ НЕБОЛЬШОЙ ПОПУЛЯЦИИ В ПАКЕТЕ
В статье рассматривается модель выживания маленького кочевого африканского племени, проживающего в пустынной жаркой местности, первоначально идеально уравновешенной окружающей среде обитания. В ней идентифицированы четыре простых взаимосвязанных подмодели: люди, стада животных, растительность, вода как важнейшая необходимость для всех подсистем.
Ключевые слова: имитационная модель, пакет iThink, станции, потоки, конвертеры, соединители.
IMITATON MODELLING OF SMALL POPULATIOON’S LIFE USING ITHINK
YURI D. SHEVCHENKO
Dmitrov institute (Branch)
PlekhanovRussian University of Economics Dmitrov
78