УДК 378
Ж. И. Айтуганова, А. Т. Галиахметова
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КГЭУ
Ключевые слова: тест; тестовое задание; принцип тестового контроля; задание закрытого типа; задание открытого типа; установление соответствия; установление правильной последовательности.
Анализ содержания дисциплины «Иностранный язык» позволил создать комплект тестовых заданий. При создании тестов применялись принципы: объективности, гласности, научности, эффективности, систематичности. Разработаны задания четырех типов.
Keywords: test; testing task; principle of testing control; closed task; opened task; establishing conformity; establishing the right
logical order.
Analysis the maintenance of discipline «Foreign language» allowed to create the set of testing tasks. Creating tests the following principles were used: objectivity; publicity; scientific character; efficiency; systematic character. Four types tasks were developed.
В последние годы в учебных заведениях России значительно повысился интерес к тестированию, как одной из перспективных форм оценки качества знаний обучаемых. Хорошо известны привлекательные стороны этой формы контроля знаний и умений. Это достаточно высокая объективность (все испытуемые находятся в равных условиях, взаимоотношения между отдельным обучаемым и преподавателем никак не могут повлиять на результаты тестирования), технологичность, возможность количественного анализа результатов обучения. Применение компьютеров в тестировании значительно расширяет его возможности, обеспечивает оперативную обработку результатов, накопление и хранение необходимой информации, компьютер дает испытуемому возможность работать в удобном для него темпе.
Цель данной работы состоит в изложении правил конструирования педагогических тестов в системе адаптивной среды тестирования (АСТ), описании форм тестовых заданий, поддерживаемые системой (АСТ).
Тест в педагогике - набор стандартных знаний, применяемый с целью определения знаний, умений и навыков испытуемых. К его основным достоинствам относятся: демократичность, высокая степень объективности, быстрота проверки. В Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) применяется компьютерное тестирование студентов в системе АСТ после каждого пройденного модуля по иностранному языку. Учебная программа состоит из 8 модулей, каждый модуль включает в себя как новые задания, так и задания из предыдущих модулей. Тест состоит из 20 заданий, время выполнения - 20 минут. Компьютерная программа обеспечивает обработку результатов и выдает их сразу после окончания теста.
Проведенная теоретическая и практическая работа преподавателями кафедры ИЯ позволила систематизировать материал по тестированию и применить его для разработки комплекта тестовых заданий, используемых в учебном процессе. При работе было проанализировано содержание
дисциплины для различных специальностей и выделены важные общие элементы, которые легли в основу тестов.
Были соблюдены базовые требования к банку тестовых заданий (БТЗ) и тестам:
• БТЗ должен быть структурирован по тематике, структура БТЗ может быть многоуровневой.
• Тесты должны соответствовать требованиям ФГОС ВПО и программе дисциплины.
• Объем БТЗ должен соответствовать объему учебной дисциплины: при общей трудоемкости дисциплины менее 100 часов объем БТЗ может составлять 80-100 тестовых заданий.
• В БТЗ должны присутствовать задания всех форм (открытой, закрытой, с одним или несколькими выборами, на соответствие, на установление порядка).
• Тестовые задания разного уровня сложности должны быть равномерно распределены по структуре БТЗ.
При составлении тестовых заданий (ТЗ) применялись следующие рекомендации:
• Форма ТЗ должна быть узнаваема и не требовать дополнительных инструкций.
• Необходимо соблюдать единый стиль оформления ТЗ, входящих в один тест.
• Содержание ТЗ должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного ответа.
• Содержание ТЗ не должно отражать субъективное понимание и мнение отдельного автора.
• ТЗ должны быть рассчитаны на оценку уровня учебных достижений обучающихся в конкретной области знания, то есть они должны проверять что-то одно.
• ТЗ должны формулироваться в виде свернутых кратких суждений (не более 15 слов).
• Синтаксическое построение ТЗ должно быть кратким и четким, без двойных отрицаний и повторов, без двусмысленности и неясности.
• Рекомендуется ключевое слово или специфический признак выносить в начало задания. Нельзя начинать ТЗ с предлога, союза или частицы.
• Текст ТЗ не должен содержать каких либо подсказок и сленговых выражений.
Преподаватели кафедры ИЯ разработали тестовые задания по трем языкам: английскому, немецкому, французскому. Эти задания по грамматике, специализированной лексике по специальностям, страноведению, устным темам. Формы заданий - закрытая, открытая, на установление соответствия, на установление правильной последовательности.
Применялись следующие принципы тестового контроля знаний [1]
Принцип объективности (использование стандартных тестовых программ и технических средств, устранение влияния личностных качеств преподавателя на результаты тестирования).
Принцип гласности (открытость всех этапов контроля, общедоступность ознакомления с его результатами, ясность и одинаковость применения всех правил контроля ко всем обучаемым, возможность перепроверки результатов контроля знаний).
Принцип научности (научная
обоснованность показателей надежности и валидности).
Принцип эффективности (оптимизация организации, затрат времени и средств контроля).
Принцип систематичности (регулярный контроль за ходом учебного процесса, согласование целей и результатов различных видов контроля знаний обучаемых).
Тестовое задание представляется в форме краткого (не более 10-12 слов) утвердительного суждения, формулируется ясным, четким языком, при этом необходимо исключить неоднозначность высказывания.
Задание закрытой формы состоит из неполного утверждения с вариантами ответов, один или несколько из которых после подстановки в утверждение делают его истинным. Чтобы уменьшить степень угадывания, количество элементов в предлагаемом множестве ответов должно превышать количество верных. Рекомендуется предлагать 3-4 вариантов ответов, из которых 1-2 являются правильными. Недопустима ситуация, когда все перечисленные ответы являются либо верными, либо неверными (правильный ответ отсутствует).
Пример задания закрытого типа по английскому, французскому и немецкому языку.
Выберите нужную форму прилагательного: Happiness is_than money.
a) important
b) more important
c) the most important
Выберите правильный ответ: C'... le téléphone de Nicolas.
a) sont
b) est
c) sommes
Выберите нужную форму глагола:
Ich ... in die Apotheke gehen und Aspirin kaufen.
a)soll
b)sollst
c)solle
d)sollt
В этих примерах один правильный ответ, при подставлении которого утверждение становится истинным.
Задание открытой формы имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. Задание требует ответа, сформулированного тестируемым. Обычно тестируемым подставляется число или слово (или словосочетание, состоящее не более, чем из двух слов). Основное требование к данной форме тестового задания - четкая формулировка.
Пример задания открытого типа по английскому, французскому и немецкому языку
Вставьте в предложение пропущенное слово: Great Britain.....on two large islands.
Вставьте правильную форму глагола aller Nous y . en bus.
Вставьте на место пропуска модальный глагол
duerfen в нужной форме:
In der Stunde ... die Studenten nicht sprechen.
Задание на установление соответствия формируется в виде двух однородных множеств (столбцов). Для каждого столбца желательно вводить определенное название, обобщающее все его элементы. Таким образом, задание состоит из двух групп элементов и формулировки критерия выбора соответствия между ними. Число элементов правого множества должно быть больше числа элементов левого. Максимально допустимое количество элементов в одной группе равно шести, минимальное - два. Количество полных пар должно быть не менее двух. Количество неполных пар не должно составлять более пяти пар. Рекомендуется предлагать пять - шесть вариантов в одном множестве, три - четыре в другом. Количество полных пар - три или четыре. Количество неполных пар - одна или две.
Пример задания на установление соответствия по английскому, французскому и немецкому языку.
Установите соответствия, подобрав пары синонимов:
1. many
2. to decide
3. to think
4. to link
a. to determine
b. to connect
c. to remain
d. plenty of
e. to consider
Соотнесите элементы двух колонок:
1. de hautes montagnes
2. une ile
3. se trouver
4. visiter
Соотнесите слова:
1. die Relativitaetstheorie
2. der Nobelpreis
3. die Entdeckung
4. der Wissenschaftler
5. der Physiker
a. посетить
b.остров
c. высокие горы
d. находиться
e. план города
а. ученый
Ь. открытие
c. теория относительности
d. физик
e. нобелевская премия
f. химик
Задание на установление правильной последовательности четко формулирует критерий упорядочивания. Цель задания - установить правильную последовательность объектов (слова, словосочетания, предложения, формулы, процессы, события и так далее) согласно предложенному в задании критерию. Оптимальное количество объектов в тестовом задании на установление правильной последовательности должно быть от четырёх до девяти.
Пример тестового задания на установление правильной последовательности по английскому, французскому и немецкому языку.
Установите правильный порядок слов: Moscow, steadily, is, the population, of, increasing.
Расположите слова в правильной последовательности, чтобы получилось предложение:
a)prenez; b)rue c)la; d) Bonaparte
Составьте предложение с прямым порядком слов: Die Umweltverschmutzung, gefaehrlich, alle, ist, fuer.
Компьютерное тестирование студентов в системе АСТ проводится с 2010 учебного года. Банк тестовых заданий по английскому языку составляет 996, общее количество тестовых заданий по немецкому языку составляет 771, по французскому языку - 709. Банк заданий будет подвергаться постоянной доработке и корректировке с целью получения более качественных тестов.
Литература
1. А.В. Юсупова, Г.В. Завада, А.В. Фролов. Современные технологии обучения и контроля знаний: Учебное пособие. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. - С. 74-75.
2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.В.Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010.- 432 с.
3. А.В.Юсупова, Л.М.Романова. Работа с банками тестовых заданий, интегрированными в адаптивную среду тестирования: Учебное пособие.- Казань: КГЭУ, 2008. - 45с.
4. Г.У. Матушанский, А.Г. Фролов, А.В. Юсупова. Современные технологии обучения и контроля знаний: Учеб. Пособие. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2004. -87 с.
© Ж. И. Айтуганова - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков КГЭУ, [email protected]; А. Т. Галиахметова -канд. пед. наук, доц. той же кафедры, [email protected].
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 15.09.13. по 20.12.13.