Научная статья на тему 'Организация совместной разработки веб-приложений в рамках социальной сети GitHub'

Организация совместной разработки веб-приложений в рамках социальной сети GitHub Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1594
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ОТКРЫТОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОВМЕСТНАЯ РАЗРАБОТКА / ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / SOFTWARE / SOCIAL NETWORKING SERVICE / OPEN SOURCE SOFTWARE / FREE SOFTWARE / COLLABORATIVE DEVELOPMENT / WEB APPLICATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалтунович Анна Викторовна

В статье произведен обзор социальной сети GITHUB, а также показаны ее преимущества при использовании в процессе обучения специалистов в сфере информационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалтунович Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reviews the social network GITHUB, and also shows its advantages when used in training IT specialists

Текст научной работы на тему «Организация совместной разработки веб-приложений в рамках социальной сети GitHub»

А.В.Шалтунович

Нижневартовск, Россия

A.V.Shaltunovich

Nizhnevartovsk, Russia

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ COLLABORATIVE DEVELOPMENT

РАЗРАБОТКИ ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЙ OF WEB APPLICATIONS IN

В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ GITHUB THE SOCIAL NETWORKING GITHUB

Аннотация. В статье произведен обзор социальной Abstract. This article reviews the social network GI-сети GITHUB, а также показаны ее преимущества THUB, and also shows its advantages when used in train-при использовании в процессе обучения специали- ing IT specialists. стов в сфере информационных технологий.

Ключевые слова: информация; информационные Key words: information; information technologies; технологии; программное обеспечение; социальная software; social networking service; open source soft-сеть; открытое программное обеспечение; свободное ware; free software; collaborative development; web ap-программное обеспечение; совместная разработка; plication; education.

веб-приложение; образование._____________________________________________________________

Сведения об авторе: Шалтунович Анна Викторовна, About the authors: Shaltunovich Anna Viktorovna, as-ассистент кафедры информатики и методики препо- sistant of the department of Informatics and its teaching давания информатики. methodology.

Место работы: Нижневартовский государственный Place of employment: Nizhnevartovsk State University

гуманитарный университет.___________________of Humanities._______________________________

Контактная информация: 628611, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, д. 11; тел. (9028)547428.

E-mail: [email protected]

Тенденции развития современных технологий в области разработки программного обеспечения активно продвигаются в сторону свободно распространяемого и открытого программного обеспечения. Переход на свободное программное обеспечение связан не только с коммерческой выгодой предприятий, использующих его, но и с изменившимся мировоззрением общества в вопросе программного обеспечения и предоставляемой информации. Сегодня абсолютно естественной потребностью человека является необходимость получения открытой информации о состоянии любого объекта или процесса в информационном обществе.

Совместно с развитием информационных технологий, как известно, меняются и способы ведения различных видов деятельности. Так, например, в области организации переговоров большой популярностью пользуются системы онлайн-конференций. Для организации бизнес-процессов широкое применение получили корпоративные порталы, позволяющие организовать деятельность предприятия на удаленной основе. В сфере образовательных услуг активно распространяются системы дистанционного обучения.

Таким образом, сегодня для того чтобы обладать необходимой актуальной информацией в рамках определенной цели, достаточно иметь доступ к сети Интернет с персонального компьютера любого класса.

В связи с этим и в организации образовательного процесса также назревают изменения. Если говорить о традиционной организации обучения, когда вуз считается центром передовой и наиболее актуальной информации, то данная модель претерпевает некоторый кризис. Сегодня отмечено преобразование связи между ценностью и доступностью информации. Раньше информация в стенах вуза была труднодоступной, а потому ценилась достаточно высоко, важным было присутствие на занятиях, так как в противном случае всю необходимую информацию приходилось добывать из множества различных источников.

С течением времени большинство операций и действий стали автоматизированными, а огромное количество источников информации предоставлено в сети Интернет, поиск которых теперь занимает гораздо меньше времени. Сегодня записанный под диктовку материал лекции не представляет для современных студентов никакого интереса, т.к. весь этот

материал они могут отыскать в Интернете за пару минут. Кроме того, динамика современной жизни заставляет более рационально и целесообразно относиться к планированию и распределению времени.

Социум требует адаптировать учебные мероприятия к современным условиям, что должно повысить их ценность и важность. Задания, имеющие практическую значимость, а не решение типовых задач, проблемные ситуации, а не простое изложение материала, нацеленность на совместное проектирование, а не на одиночную разработку — такими должны быть занятия. Все эти практические навыки гораздо больше востребованы студентами, чем традиционные методы обучения и знания, полученные при решении классических задач.

Далее стоит рассмотреть коренные изменения в коммуникационной жизни общества, в частности, продвижение технологий социальных сетей и интернет-общения. Информационные средства сетевого общения позволили по-новому организовать способы коммуникации между людьми, а вместе с тем и некоторые виды проводимых учебных работ. Студенту уже недостаточно быть простым пассивным слушателем в процессе обучения, его повседневная жизнь в интернет-сообществах позволяет быть активным автором за пределами учебного заведения. Поэтому необходимо предоставить всем участникам образовательного процесса возможность для творческого мышления и активного продвижения своих идей и проектов, особенно в рамках организации самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельную проектную деятельность необходимо организовывать в качестве совместной работы над проектом группы студентов. При этом каждый студент сможет реализовать наиболее развитые способности именно на своем функционально обоснованном месте в группе. Прошли те времена, когда разработкой программных продуктов занимался один программист. Сегодня выпуск готового программного продукта и его успех на рынке — это результат труда команды разработчиков, службы внедрения и сопровождения, специалистов в области рекламы и продвижения товаров, технического и обслуживающего персонала [1].

При создании любого программного продукта неизбежным является разделение полномочий и обязанностей при реализации частей приложения или функциональных модулей. Создание программного продукта — сложный и кропотливый процесс, состоящий из нескольких этапов.

1. Создание проекта и определение требований, предъявляемых к программному продукту.

2. Разработка информационной системы.

3. Тестирование и отладка.

4. Эксплуатация и сопровождение.

Для эффективной работы по созданию информационной системы необходимо правильно и рационально координировать работу всей группы специалистов, работающих над данным проектом. Кроме того, нужно не только распределить обязанности каждого члена группы, но и его уровневое назначение на том или ином этапе создания программного продукта. Уровневое назначение предполагает наличие двух взаимосвязанных подсистем — это контролирующая и рабочая группы. Соответственно, рабочая группа отвечает за непосредственную реализацию поставленной задачи, а контролирующая группа — за мониторинг эффективности, правильности, адекватности, своевременности и актуальности решения задачи.

Современные сетевые средства общения позволяют не только выступать в качестве автора некоторых идей, но и являться активным критиком и вносить свои собственные изменения в предложенные концепции. Так, в области разработки программного обеспечения организованно сообщество для совместной работы над проектами на базе социальной сети GITHUB (github.com).

GITHUB — это веб-сервис для размещения проектов и их совместной разработки. Данная социальная сеть основана на технологии GIT, являющейся распределенной системой управления версиями файлов. Проект был создан Линусом Торвалдсом для управления разработкой ядра Linux, первая версия выпущена 7 апреля 2005 г. Примерами проектов, использующих Git-технологии, являются ядро операционной системы Linux, система управления содержимым Drupal, библиотека векторного рендеринга Cairo, веб-браузер Chromium, библиотека jQuery и некоторые дистрибутивы Linux.

В случае с проприетарным или коммерческим программным обеспечением данная социальная сеть будет представлять собой определенную угрозу, а для свободного и открытого программного обеспечения, наоборот, организует множество дополнительных возможностей: по обмену профессиональным опытом между специалистами, модификации существующего программного кода.

В процессе обучения будущих инженеров-программистов данная социальная сеть должна занять свою нишу при совместной разработке. Эта система позволит не только отслеживать изменения в версиях программных продуктов, но и практико-ориентрованными методами показать студентам способы организации и ведения совместной работы над проектами. Кроме того, на младших курсах студенты обмениваются опытом программирования и приобретают навыки работы в команде.

Особой популярностью данная социальная сеть пользуется у программистов Java Script. Предпочтения программистов, использующих социальную сеть, относительно языков программирования распределены следующим образом:

Objective-C

C++

Perl

PHP

C

Java

Shell

Python

Ruby

JavaScript

2%

4%

7%

7%

7%

[]8%

19%

116%

20%

Спектр языков программирования, используемых в проектах этого сообщества, гораздо более широкий: ActionScript, Ada, Arc, Arduino, ASP, Assembly, AutoHotkey, Boo, C, C#, C++, Clojure, CoffeeScript, ColdFusion, Common Lisp, D, Delphi, Dylan, Eiffel, Emacs Lisp, Erlang, F#, Factor, Fancy, FORTRAN, Go, Gosu, Groovy, Haskell, HaXe, Io, Ioke, Java, Java-

Script, Lua, Matlab, Max/MSP, Mirah, Nemerle, Nu, Objective-C, Objective-J, OCaml, ooc, Parrot, Perl, PHP, Prolog, Pure Data, Python, R, Racket, Rebol, Ruby, Rust, Scala, Scheme, Self, Shell, Smalltalk, Standard ML, SuperCollider, Tcl, Turing, Vala, Verilog, VHDL, VimL, Visual Basic, XQuery.

GITHUB предоставляет доступ к проектам как для рабочей (группы разработчиков), так и для контролирующей групп. При этом зоны действия полномочий обеих групп не пересекаются. Группа разработчиков работает непосредственно со средой разработки, а контролирующая группа может просматривать ход выполнения работы в предоставленном тестовом варианте приложения, внося свои комментарии и замечания за счет дополнительных средств коммуникации (wiki, форум, блог и др.).

Таким образом, использование профессионально-ориентированных социальных сетей позволяет организовать учебный процесс, в частности самостоятельную деятельность студентов, на базе наиболее популярных средств сетевой коммуникации, и следовательно наиболее простым образом заинтересовать студентов совместной разработкой приложений любого уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осокина Е.В. Результаты внедрения методической системы обучения будущих ИТ-специалистов коллективной разработке прикладных информационных систем // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2(27).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.