Научная статья на тему 'Организация социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха'

Организация социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2397
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кильдяйкина Лариса Ивановна

Семьи, воспитывающие детей с патологией слуха, имеют большое количество трудностей и проблем, связанных с появлением больного ребенка: педагогических, социальных, соматических, ставящих под угрозу не только психологический климат в такой семье, но и само се существование. Решение многих из этих проблем возможно при комплексном подходе в социальной поддержке таких семей: помощь в освоении жестовой речи, организация взаимодействия родителей со специальными службами — сурдологической, социальной, психологической, педагогической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кильдяйкина Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха»

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Л. И, Кильдяйкина

Семьи, воспитывающие детей с патологией слуха, имеют большое количество трудностей и проблем, связанных с появлением больного ребенка: педагогических, социальных, соматических, ставящих под угрозу не только психологический климат в такой семье, но и само се существование. Решение многих из этих проблем возможно при комплексном подходе в социальной поддержке таких семей: помощь в освоении жестовой речи, организация взаимодействия родителей со специальными службами — сурдологической, социальной, психологической, педагогической.

4

В последние два десятилетия наше общество столкнулось с множеством социальных и экономических проблем, в том числе на поверхности оказались и проблемы семей, воспитывающих детей с дополнительными потребностями. Ранее в нашей стране и на постсоветском пространстве вообще вопрос об инвалидах, а тем более де-тях-инвалидах, и проблемах, связанных с их воспитанием, оставался закрытым. С начала 1990-х гг. XX в. актуализировались проблемы воспитания детей в семье, имеющих психические или физические особенности развития.

Рождение ребенка с отклонением в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связывают с детьми свои надежды, в том числе по реализации своих неисполненных мечтаний, они тем самым как бы поднимаются на более высокую ступень личностного развития, принимая на себя обязанности воспитателей следующего поколения. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. Создается противоречие между созреванием новых отношений в семье и возможностью их осуществления, которое усугубляется в случае единственно возможного ребенка. В большей степени это затрагивает слышащих родителей.

Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек, а лучше всего — семья. Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития лично-

сти любого ребенка, в том числе и с нарушением слуха.

О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи передовые сурдопедагоги говорили в XVII — XIX вв., задолго до появления общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В отечественной сурдопедагогике мысли о необходимости раннего воспитания глухого ребенка в семье были высказаны В. И. Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» [5]. Одним из важнейших факторов развития и формирования личности глухого ребенка ученый считал заботу, внимание и любовь к ребенку, которыми должны окружить его близкие люди, в первую очередь мать. Она же должна стать первым воспитателем ребенка, для которого может сделать очень много.

Глухой ребенок может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депри-вации в отношении общества слышащих. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Однако при активной работе и правильном отношении к ребенку как вне, так и внутри семьи можно добиться значительных успехов в социализации ребенка с нарушением слуха [2, с. 8]. Именно поэтому так важно и актуально на сегодняшний день понимать ценность социальной, психолого-педагоги-ческой работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями слуха.

Потребность в оказании комплексной специализированной помощи таким семьям возникает из-за огромного числа раз-

С) Л. И. Кильдяйкина, 2012

нообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Л. В. Веко, А. В. Боброва выделяют следующие проблемы [3, с. 64—109]:

1. Проблемы социально-правового сопровождения:

— получение информации о правах и льготах для семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха;

— помощь в подготовке необходимых документов для оформления инвалидности: писем, заявлений, документов в различные государственные инстанции и др.

2. Проблемы выбора эффективной медицинской помощи и средств социально-педагогической реабилитации:

— консультирование родителей по медицинским, психолого-педагогическим аспектам развития ребенка в условиях семейного воспитания;

— проведение развивающих занятий с ребенком;

— обучение родителей средствам и приемам абилитации/ реабилитации ребенка с нарушением слуха.

3. Проблемы социальной поддержки семьи (родителей):

— организация контактов с родителями, находящимися в сходной жизненной ситуации;

— снабжение информацией об организациях и учреждениях, оказывающих услуги ребенку с нарушениями слуха и его семье;

— социально-психологическая помощь родителям по преодолению тревог, связанных с появлением в семье ребенка-инвалида с патологией слуха;

— поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей.

Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик [1, с. 62].

Важнейшее значение имеет создание

благоприятной реабилитационной и коррек-ционно-обучающей среды для ребенка с нарушением слуха в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать [4, с. 325].

Мы считаем, что в поддержке семей, имеющих ребенка с патологией слуха, необходимо использовать технологию сопровождения. Сопровождение семьи и ребенка с ограниченными возможностями — это одна из новых технологий социальной работы с семьей, поэтому методологическая основа и нормативная база требуют доработки как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важнейшим механизмом этой технологии является опора на ресурсы семьи. Семья должна воспринять ребенка с нарушением слуха и начать функционировать как системное целое. Одновременно она должна стать реабилитационным пространством для такого ребенка. На нее начинает оказывать влияние множество внешних факторов, с которыми раньше она не сталкивалась. В окружении семьи появляются новые специалисты, она вынуждена выстраивать взаимодействие с различными учреждениями и службами. Чтобы эффективно осуществлять семейную заботу, семейная система должна выйти на новый уровень функционирования, преодолеть естественное для любой системы сопротивление, измениться в соответствии с новыми требованиями своего развития. Все это является задачами сопровождения семьи, т. е. ориентиром для деятельности специалистов социальных служб. Исходя из этого, мы считаем, что целью социального, психолого-пе-дагогического сопровождения будет являться помощь семье в создании для ребенка с нарушением слуха благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации, а также поддерживающей среды для самой семьи. Последовательность технологии сопровождения будет определяться этапами становления и развития семьи, воспитывающей ребенка с патологией слуха:

1) работа с семьей по воспитанию ребенка с нарушением слуха, содействие в создании благоприятных условий для развития и воспитания ребенка в семье;

2) реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка с нарушением слуха и подготовки к посещению об-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № \

разовательных, социальных, реабилитационных и других учреждений;

— составление и реализация индивидуальной программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха;

— сопровождение ребенка с нарушением слуха на первоначальном этапе посещения образовательных, социальных, реабилитационных и других учреждений.

По нашему мнению, решению выделенных проблем будет способствовать развитие межведомственного сотрудничества при проведении различных мероприятий по поддержке семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха. В связи с этим возникает необходимость на региональном уровне (в первую очередь) провести деятельность по:

— совершенствованию нормативно-правовой базы систем здравоохранения, образования и социальной защиты детей с нарушением слуха и семей, их воспитывающих;

— созданию и ведению единого для учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты банка данных о детях-инвалидах и детях с нарушением слуха;

— повышению квалификации специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, оказывающих услуги семьям, воспитывающим детей с нарушением слуха;

— обсуждению специалистами актуальных вопросов комплексной помощи детям с нарушением слуха и воспитывающим их семьям в рамках региональных межведомственных мероприятий: семинары, конференции, «круглые столы» и др.;

— поддержанию волонтерской работы с детьми с патологией слуха.

В настоящее время семье как социальному институту уделяется значительное внимание. Большинство специалистов рассматривают семью как структуру, обладающую значительным реабилитационным потенциалом, существенная доля которого до настоящего времени в специальной психологии была не востребована.

Таким образом, семья, в которой имеется ребенок с нарушением слуха, как правило, не получает системной информационной, психологической и социальной поддержки. Учреждения и службы, способные оказать помощь семье, которая воспитывает ребенка с нарушением слуха, также разобщены — отсутствуют нормы и правила межведомственного взаимодействия. Организационная разобщенность специалистов, работающих в учреждениях разной ведомственной принадлежности, ограничивает возможность реализации комплексного подхода, что в значительной мере снижает эффективность социальной психологической, педагогической, медицинской работы. Особенно остро эти проблемы ощущаются в регионах, где некоторые виды помощи либо отсутствуют, либо родители не имеют возможности получать ее своевременно и системно.

В заключении хотелось бы отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с семьей, воспитывающей ребенка с патологией слуха, позволит решить проблемы развития личности этого ребенка, способствовать успешной его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1

X

1. Боровая Л. П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей / Л. П. Боровая // Соц.-пед. работа. — 1998. — № 6. — С. 59 — 63.

2. Бубен С. С. Интеграция : проблемы и перспективы / С. С. Бубен // Дефектология. —

1996. - № 5. - С. 5-9.

3. Веко Л. В. Развитие форм сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, в Нижегородской области / Л. В. Веко, А. В. Боброва // Служба сопровождения семьи и ребенка : инновационный опыт : метод, сб. — Владимир : Транзит-ИКС,

2010. - С. 64-109.

4. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 1995. -527 с.

5. Флери В. И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе / В. И. Флери. — СПб., 1835. — 310 с.

Поступила 28.11.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.