Научная статья на тему 'Организация социального питания в структуре потребительской кооперации'

Организация социального питания в структуре потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
878
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО ПИТАНИЯ / ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Меделяева З. П., Данькова Л. В.

Представлен процесс формирования социального и корпоративного питания в системе потребительской кооперации. Предложен механизм формирования системы производства, переработки, поставок и реализации продукции как единой логистической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социального питания в структуре потребительской кооперации»

В условиях роста интенсивности труда, ненормированности рабочего дня на многих производствах появляется необходимость разработать направления совершенствования общественного питания, позволяющие, с одной стороны, обеспечить население здоровым питанием, с другой - способствовать увеличению производства отечественной сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведении до потребителя.

На наш взгляд, данную нишу вполне могла бы занять потребительская кооперация. Потребительская кооперация на протяжении долгого периода времени являлась многоотраслевой системой, осуществляющей свою деятельность, в основном, в сельской местности. Являясь частью АПК, в то же время она образует отдельный специфичный сектор экономики, основными отраслями которого являются торговля, общественное питание, промышленность, заготовки, транспорт. Значительное место в работе потребительской кооперации занимают заготовки сельскохозяйственной продукциии и сырья, в том числе в личных подсобных хозяйствах населения и фермерских хозяйствах. Эта отрасль деятельности организаций потребительской кооперации имеет, наряду с торговлей, наибольшее социальное значение с точки зрения возрождения села и развития сельской инфраструктуры. Организации потребительской кооперации дают возможность сельским жителям повышать свои доходы за счет реализации сельскохозяйственной продукции и сырья. Потребительская кооперация является не только заготовителем, но и основным потребителем продукции. Закупаемая у сельского населения продукция, в первую очередь, используется для продажи через розничную торговую сеть, для изготовления готовой продукции в перерабатывающих цехах потребительской кооперации, для приготовления пищи в предприятиях общественного питания, т. е. имеет внутрисистемный характер [1].

Наращивание объемов заготовительной деятельности имеет большое значение для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года и защиты интересов продовольственной безопасности страны. В соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации РФ до 2015 года в заготовительной деятельности данной структуры должны были осуществляться процессы, направленные на развитие материально-технической базы закупок сельскохозяйственной продукции; привлечение большего числа производителей сырья к участию в заготовительной деятельности; привлечение к сбыту розничных торговых предприятий; обеспечение эффективного транспортирования, хранения и переработки заготовляемого сырья; ориентирование сбыта заготовляемой сельскохозяйственной продукции на крупных и системных покупателей; привлечение краткосрочного финансирования у кредитных организаций для закупок; формирование стратегии обеспечения финансовой безопасности предприятия [2].

Одним из направлений формирования устойчивого спроса на безопасные и качественные продовольственное сырье и пищевые продукты российского производства является обеспечение пищевыми продуктами системы коллективного (социального и корпоративного) питания. Это позволит не только реализовать положения Доктрины продовольственной безопасности страны, но и повысить качество жизни граждан, и в первую очередь, трудоспособного населения. Система социального питания рассматривается нами как важный инструмент дальнейшего реформирования аграрного сектора, развития малых и средних форм хозяйствования и регулирования рынка сельхозпродукции и продовольствия.

Во многих регионах имеется опыт использования в школьных образовательных учреждениях для питания детей молока, однако, нередко коммерческие структуры осуществляют поставки некачественной молочной продукции.

Организация здорового питания позволит, с одной стороны, обеспечить организованные коллективы безопасным и качественным питанием, а с другой - создать экономические стимулы для притока капитала в АПК с целью формирования логистической системы производства, поставок, переработки, реализации сельскохозяйственного сырья и готовой продукции. Система коллективного питания даст стимул развитию целой специализированной отрасли, где будут формироваться рабочие места. Формирование логистических систем предусматривается на уровне административных районов с учетом полного использования сельскохозяйственной продукции сельхозтоваропроизводителей всех форм хозяйствования [3]. Приоритетное развитие при этом получат:

- производство на специализированных предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности пищевых продуктов функционального назначения, продуктов детского, диетического питания;

- производство на индустриальных предприятиях питания готовых блюд и полуфабрикатов и комплектование с применением продуктов функционального назначения сбалансированных рационов для питания организованных коллективов;

- производство социального питания на селе на основе развития данной сферы в деятельности потребительской кооперации;

Для нормативно-правового обеспечения решения задач в данной сфере велись работы по разработке проектов федеральных законов «О коллективном питании в Российской Федерации» и Технический регламент «О безопасности пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов».

В проекте федерального закона «О коллективном питании в Российской Федерации» предлагалось предусмотреть:

- законодательное закрепление функций органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, муниципалитетов (с возложением ответственности за организацию питания в данной сфере на субъекты);

- достижение до 2020 г. полного охвата сбалансированным горячим питанием организованных коллективов;

- требования и механизмы создания и содержания материально технической базы объектов по производству питания, создания условий для заключения долгосрочных контрактов (на период полной или частичной окупаемости инвестиций в создание комбинатов питания или окупаемости вложений в реконструкцию и переоснащение предприятий питания в учреждениях);

- гармонизацию условий и оснований предоставления налоговых, имущественных льгот, государственной поддержки и непосредственного участия государства в создании и функционировании предприятий в данной сфере.

При разработке проекта федерального закона Технический регламент «О безопасности пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов» предлагается определить:

- требования к безопасности продукции для коллективного питания для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

- совершенствование организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы;

- разработку унифицированных требований к системам контроля на пищевых предприятиях и переход пищевой индустрии на комплексную систему контроля безопасности и мониторинга качества.

Принятие вышеназванных законов позволило бы:

- обеспечить здоровым питанием основных социально- демографических групп населения за счет развития специализированных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

- ввести государственные и корпоративные гарантии (обязательства) в области обеспечения пищевыми продуктами организованных коллективов;

- нормативно закрепить нормы потребления пищевых продуктов для различных социально -демографических групп населения;

- использовать механизмы и формы государственной поддержки создания и функционирования предприятий в данной сфере;

- развивать сырьевые зоны для обеспечения индустриальных производственно-логистических центров отечественной сельскохозяйственной продукцией;

- формировать технологические цепочки и вертикально интегрированные структуры, в том числе создавать региональные «агропромышленные парки», которые будут включать перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, районные производственно- логистические центры, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельскохозяйственных организаций;

- обеспечить участие организаций потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования как поставщиков продукции и возможных участников технологических цепочек и интегрированных структур, а также как организаторов питания в сельской местности;

- применять специальные меры государственной поддержки, направленные на увеличение производства отечественного сырья в производстве продукции для обеспечения питания организованных коллективов.

Однако необходимо отметить, что вышеназванные законы так и не были приняты. В феврале 2013 г. общественной палатой Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему «Продовольственная безопасность граждан России» были одобрены рекомендации по созданию условий для обеспечения населения России доступным, качественным продовольствием. При обозначении существующих проблем в данном вопросе было правильно отмечено «отсутствие товаропроводящей инфраструктуры, обеспечивающей прозрачные обратные связи между конечным потребителем продуктов питания, производителем и переработчиком сырья, что нарушает взаимодействие всех отечественных участников рынка производства и потребления продовольствия, исключает возможность влияния на процесс ценообразования и не позволяет осуществлять контроль качества по всем параметрам во всех критических с точки зрения пищевой безопасности точках» [4].

По итогам дискуссии были приняты рекомендации Правительству Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства, Министерству здравоохранения, другим законодательным и исполнительным органам с целью активизации работы по принятию необходимых законодательных актов, направленных на обеспечение трудовых коллективов, детских дошкольных и школьных учреждений качественным питанием.

В стране уже имеются положительные примеры организации питания на региональном уровне. Наглядным примером индустриального подхода к производству питания стало открытие комбината питания «КОНКОРД» производительностью 120 тыс. порционов в сутки под Санкт-Петербургом.

Комбинат является крупным производственным комплексом, основанным на применении инновационной технологии CapKold®, не имеющей до настоящего времени аналогов в России. Технология позволяет получить готовую продукцию, способную храниться без какой- либо потери качества в течение 15-20 суток, а по отдельным позициям - до 45 суток. При этом количество отходов при производстве готовых продуктов и полуфабрикатов снижается на 12- 37%. Это позволяет существенно снизить затраты на приготовление и в конечном счете стоимость продукции. При производстве продукции используется в основном сельскохозяйственное сырье, закупаемое в хозяйствах Ленинградской области. Большой объем потребления, а это свыше 20 тыс. т сырья в год, позволяет заключать с хозяйствами взаимовыгодные долгосрочные соглашения.

Развитие рынка сбыта сельскохозяйственной продукции для отечественных сельхозпроизводителей, направленное на полное обеспечение системы социального питания пищевыми продуктами, предусмотренными рациональными нормами потребления, позволит увеличить производство сельскохозяйственного сырья в регионах страны. При этом возможно:

- развитие сырьевых зон для обеспечения предприятий, занятых производством продуктов питания, сельскохозяйственной продукцией российского производства;

- формирование технологических цепочек и вертикально интегрированных структур, в том числе создание региональных структур, которые будут включать перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, районные логистические центры и осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельскохозяйственных организаций;

- обеспечение участия организаций потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования как поставщиков продукции, возможных участников технологических цепочек и интегрированных структур, а также организаторов питания в сельской местности;

- разработка специальных мер, направленных на увеличение производства сырья российского производства при производстве пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов, стимулирование производителей сельскохозяйственной продукции за счет долгосрочных заказов в большем объеме;

- включение в установленном порядке в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на соответствующий период положений о развитии производства пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов.

Предлагаемые мероприятия позволят увеличить инвестиции в человеческий капитал. В более широком плане можно обеспечить устойчивый спрос на отечественную сельскохозяйственную продукцию, сформировать новую, современную отрасль производства в экономике региона, добиться оздоровления населения страны. Это будет способствовать развитию сельских территорий, о чем много говорится в настоящее время [5; 6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Организационно-экономические аспекты устойчивого развития потребительской кооперации: монография / З.П. Меделяева, О.А. Барулева. Воронеж: ВГАУ, 2013. 186 с.

2. Жученко А.А. Пути оптимизации системы «здоровье - питание - ресурсы» / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. №6. С.8-15.

3. Меделяева З.П. Организация социального питания как фактор роста производительности труда и здорового образа жизни / З.П. Меделяева, Е.В. Закшевская // Вестник Воронежского государственного аграрного университета 2012. Вып.1 (32). С. 99-102.

4. Рекомендации общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему «Продовольственная безопасность граждан России» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://akt-zakon.ru/akts/18928/index.html (дата обращения 20.12.2015).

5. Савченко Т.В. Развитие аграрного потенциала сельских территорий / Т.В. Савченко, Ю.А. Просянникова, А.В. Улезько. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2015. 175 с.

6. Улезько А.В. Обеспечение конкурентоспособности малых форм хозяйствования / А.В. Улезько, Н.В. Алексеева. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2015. 179 с.

•к к к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.