Научная статья на тему 'Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов'

Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / AN ECONOMIC COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CO-OPERATION / ECONOMIC KNOWLEDGE AND ABILITIES / LEVELS OF THE ECONOMIC COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амелькова Инна Геннадьевна

Одним из условий формирования экономической компетенции студентов вуза является организация сотрудничества между преподавателем и студентами, направленная на восприятие экономических знаний в адекватной ситуации. С учетом реализации рассматриваемого педагогического условия проводится анализ и интерпретация полученных данных опытноэкспериментальным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амелькова Инна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation Organization as a Condition of Forming Students’ Economic Competence

One of the conditions of the economic competence formation of the higher school students is organization of co-operation between a teacher and students, directed on the perception of the economic knowledge in an adequate situation. Taking into account realization of the considered pedagogical condition the analysis and the interpretation of the received data by skilled-experimental way is carried out.

Текст научной работы на тему «Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов»

УДК 37.091.3

И. Г. Амелькова

Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов

Одним из условий формирования экономической компетенции студентов вуза является организация сотрудничества между преподавателем и студентами, направленная на восприятие экономических знаний в адекватной ситуации. С учетом реализации рассматриваемого педагогического условия проводится анализ и интерпретация полученных данных опытно-экспериментальным путем.

Ключевые слова: экономическая компетенция, педагогические условия, сотрудничество, экономические знания и умения, уровни сформированности экономической компетенции.

I. G. Amelkova

Cooperation Organization as a Condition of Forming Students' Economic Competence

One of the conditions of the economic competence formation of the higher school students is organization of co-operation between a teacher and students, directed on the perception of the economic knowledge in an adequate situation. Taking into account realization of the considered pedagogical condition the analysis and the interpretation of the received data by skilled-experimental way is carried out.

Key words: an economic competence, pedagogical conditions, co-operation, economic knowledge and abilities, levels of the economic competence formation.

В теории и практике получила распространение идея о том, что результативность работы любой системы, модели зависит в первую очередь от того, в каких условиях она функционирует. Именно педагогические условия составляют среду продуктивной реализации системы или модели и обеспечивают повышение ее эффективности. Кроме того, немаловажное методологическое значение педагогических условий мы видим в том, что они в информационном плане дополняют представление сущности модели и процедур ее использования в реальном образовательном пространстве.

Условия трактуют как философскую категорию, выражающую отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Кроме того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются. В некоторых исследованиях под условием понимается то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие,

результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия [5].

Однако эти трактовки требуют педагогического переосмысления и обоснования в педагогических исследованиях.

В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. А. С. Белкин, Л. П. Качалова, Е. В. Коротаева и другие рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как педагогически комфортную среду [3].

Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями формирования экономической компетенции мы понимаем совокупность мер, обеспечивающих достижение студентами необходимого уровня сформированности исследуемого вида компетенции; движение от объектного уровня к субъектному в процессе овладения компонентами (функциональный, коммуникативный, мотивационно-волевой, рефлексивный) экономической компетенции.

Выявление педагогических условий, влияющих на эффективность процесса, предполагает

© Амелькова И. Г., 2011

реализацию некоторых процедур, включающих: учет социального заказа к подготовке студентов в высших учебных заведениях, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, определение специфики исследуемой проблемы, выявление особенностей реализации разработанных теоретических положений. Кроме того, выявление педагогических условий детерминировано особенностями исследуемого педагогического процесса, в частности, его направленностью и целями, а также спецификой его компонентов.

Таким образом, мы определили комплекс педагогических условий, способствующих эффективности формирования экономической компетенции студентов: организация сотрудничества между преподавателем и студентами, направленная на восприятие экономических знаний в адекватной ситуации; создание мотивационно-ценно-стного и рефлексивно-творческого пространства; использование комплекса учебных проектов; разработка целевой программы формирования экономической компетенции студентов.

Для проверки этих педагогических условий на практике мы решили провести опытно-экспериментальную работу.

В этой статье мы рассмотрим реализацию одного условия из всего комплекса педагогических условий - организацию сотрудничества между преподавателем и студентами, направленную на восприятие экономических знаний в адекватной ситуации.

Проблема учебного сотрудничества активно разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Х. Й. Лийметс, С. Г. Якобсон, Г. Г. Кравцов, Т. А. Матис, Л. И. Айдарова, В. П. Понюшкин, Г. А. Цукерман, В. В. Рубцов, А. А. Тюков, Д. И. Фельдштейн и др.)

Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов обучаемых [4].

Сотрудничество (по мнению В. И. Дьяченко) - наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности [1].

Именно организация сотрудничества между преподавателем и студентами представляется нам

наиболее эффективным условием в формировании экономической компетенции студентов, так как на основе обобщения проведенных в мире исследований Г. А. Цукерман [6] отмечает, что при совместной учебной деятельности:

- возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;

- растет познавательная активность и творческая самостоятельность студентов;

- меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

- снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

- студенты получают большее удовольствие от занятий;

- меняется характер взаимоотношений между студентами;

- студенты приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;

- преподаватель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности обучаемых, их уровень подготовки, темп работы.

При организации совместной деятельности на занятиях по экономической теории мы соблюдали следующие условия:

- при подаче новой информации заботиться о предоставлении каждому студенту возможности быть не только слушателем, но и активным собирателем дополнительного материала и информатором, желающим поделиться своими знаниями;

- согласовывать действия субъектов (преподавателя и студента) во времени для возможного осуществления личного контакта по обмену информацией;

- давая новые знания, не обнадеживать студентов, что преподаватель говорит неоспоримые истины, а предоставить возможность им самим самостоятельно решать задачи;

- обеспечить плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, предложению другого.

Эффективность условий организации сотрудничества между преподавателем и студентами, направленная на восприятие экономических знаний в адекватной ситуации проверялась нами на факультете механизации сельского хозяйства Курганской государственной сельскохозяйственной академии.

Как было установлено ранее, сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того,

Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов

чтобы студент приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. За основу взаимодействия мы взяли диалог преподавателя со студентами как равное сотрудничество, взаимовыгодное партнерство.

Формирование экономической компетенции происходит в системе общей подготовки через общение студентов на лекционных, семинарских, практических занятиях. Специфика каждого занятия позволяет сосредоточиться на развитии той или иной ее составляющей. Так, на лекционных занятиях сотрудничество устанавливалось при постановке целей, обмене общими идеями, формулировании вопросов. Такой подход к работе со студенческой аудиторией автор использует постоянно.

Решение такого вида задач требовало от студентов применения экономических знаний, владение экономическими терминами по этой теме, умение применять теоретический материал на практике (рассчитывать показатели национального счетоводства, анализировать их в динамике; определять дефлятор ВНП и индекс потребительских цен), экономического стиля мышления, логики.

Но как показала опытно-экспериментальная работа, эффективность такого сотрудничества во

Семинарские занятия в предметном плане посвящены более детальному обсуждению вопросов теоретического характера. Так, например, при изучении темы «Национальная экономика. Система национальных счетов» на семинарском занятии велся не только опрос теоретического материала, но студенты отвечали на дополнительные, наводящие вопросы преподавателя, вступали в дискуссии с преподавателем и друг другом. После усвоения ими теоретического материала студентам предлагалось решить различные экономические задачи, которые требовали обсуждения и знаний, информированности студентов в различных областях экономики.

Приведем конкретные задачи по теме «Национальная экономика. Система национальных счетов», которые решались студентами в процессе их экономической подготовки.

многом определяется наличием у студента достаточного уровня знаний и умений. Поэтому задача преподавателя заключалась в том, чтобы направлять студентов; заботиться о предоставлении каждому студенту возможности быть не только слушателем, но и активным собирателем основного и дополнительного материала (в задачах встречаются термины (понятия), которые не рассматривались в лекционном материале, объяснение их шло в ходе решения экономических задач); акцентировать внимание студентов на содержатель-

Примеры задач:

1. В отчетном году результаты социально-экономического развития страны отразились в следующих макроэкономических показателях (в денежном выражении):

ВНП - 100;

амортизация основного капитала - 10;

расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг - 50;

индивидуальные налоги - 7,5;

чистый экспорт - |-4|;

косвенные налоги - 5;

трансфертные платежи - 2,5.

Определите: чистый национальный продукт (ЧНП); национальный доход (НД); личный располагаемый доход (ЛРД).

2. В таблице представлены данные, характеризующие величину номинального ВНП США за 3 года.

год номинал. ВНП индекс уровня цен, % реал. ВНП

1929 104 121

1933 56 91

1939 91 100

A) Какой год из 3-х является базовым?

Б) Как изменился уровень цен в период с 1929 по 1933 год.?

B) Как изменился уровень цен в период с 1933 по 1939 год.?

Г) Рассчитайте реальный ВНП для каждого года и укажите, в каком случае вы использовали дефлятор и инфлятор ВНП? 3. ВНП = 5000 долл. Потребительские расходы = 3200 долл., государственные расходы = 900 долл., а чистый экспорт = 80 долл. Рассчитайте:

A) величину инвестиций;

Б) объем импорта при условии, что экспорт = 350 долл.;

B) ЧНП при условии, что сумма амортизации составляет 150 долл.;

Г) В этом примере чистый экспорт выражается положительной величиной. Может ли она быть отрицательной? В каком случае?

ном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего); предоставлять возможность студентам быть информаторами, желающими поделиться своими знаниями и умениями.

Таким образом, нами была подтверждена опытно-экспериментальным путем эффективность введения педагогического условия - организация сотрудничества между преподавателем и студентами, направленная на восприятие экономических знаний в адекватной ситуации, которое было нацелено прежде всего на формирование экономической компетенции студентов, а также функционального компонента исследуемого вида компетенции. Основными показателями функционального компонента экономической компетенции мы определили следующее:

- уметь воспроизводить по памяти экономические факты, законы, термины, определения;

- интерпретировать учебный материал, сравнивать факты, объекты, выделять противоречия, противоположные свойства объектов;

- понимать причины экономических явлений, а также вытекающие из этого последствия;

- уметь применять комплексные экономические знания, позволяющие достигать поставленной цели с минимально возможными затратами;

- иметь представление об окружающем мире, понимать роль человека в экономике.

После проверки такого педагогического условия на практике мы получили данные, пригодные для сравнения. Сравнительный анализ данных нулевого и итогового срезов опытно-экспериментальной работы показывает значительные изменения в уровнях сформированности экономической компетенции в экспериментальной группе. На оптимальном уровне оказалось 27 % студентов (после нулевого среза таких было лишь 7 %), на допустимом уровне - 65 % (после нулевого среза было 80 %), на критическом уровне - 8 % (после нулевого среза - 13 %).

В контрольной группе, где обучение не было специально ориентировано на проверяемое нами педагогическое условие, а работа студентов проходила в обычном традиционном режиме высшей школы, также наблюдался рост, однако, он был менее интенсивным и качественно отличался от показателей в экспериментальной группе. Это проявилось, прежде всего, в том, что снизилось количество студентов с критическим уровнем до 29 % (после нулевого среза - 37 %), допустимого уровня достигли 63 % (57 %), оптимального - 8 % (6 %). Этот прогресс не столь значителен по сравнению с

тем, который достигнут студентами экспериментальной группы в процессе целенаправленного внедрения педагогического условия - организация сотрудничества между преподавателем и студентами, направленная на восприятие экономических знаний в адекватной ситуации, что обеспечило, прежде всего, снижение числа студентов с критическим уровнем экономической компетенции и значительное увеличение числа студентов с оптимальным уровнем.

Проведенное нами сопоставление результатов экспериментальной и контрольной групп дает обобщенное представление о сдвигах, произошедших в уровне экономической компетенции. Таким образом, на основании анализа проведенных срезов по уровню сформированности экономической компетенции у студентов вуза, а также, в целом, можно сделать вывод о положительных результатах и эффективности проводимого нами исследования.

В результате согласованности действий преподавателя и студентов в значительной мере повысилась познавательная активность студентов, уверенность в себе и своих знаниях. Студенты, которые обладали низким уровнем экономической компетенции, перешли на более высокий уровень и стали активно включаться в обсуждение теоретических вопросов, в разрешение экономических задач.

Библиографический список:

1. Дьяченко, В. И. Сотрудничество в обучении [Текст] / В. И. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1991. - 140 с.

2. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Кан-Калик. - М. : Просвещение, 1987. - 190 с.

3. Качалова, Л. П. Педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учения студентов педагогического вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Качалова. - Екатеринбург, 1995. -187 с.

4. Концепция общего среднего образования (проект) [Текст] // ВНИК «Школа». - М., 1988. - С. 16-17.

5. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. - М. : Сов. энциклопедия, 1983. - С. 707.

6. Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться [Текст] : автореф. дис. ... докт. психол. наук / Г. А. Цукерман. - М., 1992. - 20 с.

Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.