Научная статья на тему 'Организация сопровождения проектной деятельности будущего техника-программиста'

Организация сопровождения проектной деятельности будущего техника-программиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROJECT WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / SUPPORT OF THE PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таспаева Мира Гайзулловна

Модернизация современного образования заключается в повышении качества обучения, формировании готовности будущих специалистов к дальнейшей деятельности и жизни в обществе. В качестве основополагающего подхода изменений системы образования выделен компетентностный подход, предполагающий для преподавателей и обучающихся предоставление условий для формирования совокупности общих и профессиональных компетенций, способствующих формированию конкурентоспособного специалиста. Ряд научных исследований показывает, что внедрение в практику современного образования такой технологии, как метод проектов, способно обеспечить высокий уровень формируемой профессиональной компетентности студентов. Однако вопрос комплексного подхода к организации проектной деятельности на протяжении всего периода обучения студента недостаточно изучен. Профессиональные компетенции не могут быть сформированы в рамках одного учебного курса. Их формирование у студентов должно осуществляться последовательно, начиная с первого курса, через изучение общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, во время прохождения практики в рамках выполнения целостного проекта. При организации проектной деятельности важную роль играют содержание этапов организации проектной деятельности студентов, а также набор компетенций (информационный, личностный, профессиональный), формируемые по итогам прохождения каждого этапа. Процесс подготовки к практике предполагает участие студентов в организационных собраниях, а также присутствие на регулярных консультациях преподавателей колледжа и руководителей от предприятий баз практики. Включение в учебный процесс проектных учебно-исследовательских работ, логично и последовательно связанных между собой на протяжении всего периода обучения, позволяет обучающимся пройти путь от темы проекта до его реализации. Подобная организация учебной деятельности способствует формированию у студентов будущих техников-программистов профессиональных компетенций и дает возможность выбирать студенту собственную траекторию развития профессиональной самостоятельности и ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таспаева Мира Гайзулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES SUPPORT OF THE FUTURE PROGRAMMER

Modernization of modern education is to improve the quality of education, the formation of the willingness of future professionals to further work and life in society. As a basic approach to the changes in the education system, a competence approach has been singled out, providing for teachers and students the provision of conditions for the formation of a set of general and professional competences that help to form a competitive specialist. A number of scientific studies show that the introduction of modern technology into the practice of modern education, such as the method of projects, can provide a high level of the formed professional competence of students. However, the issue of an integrated approach to the organization of project activities throughout the period of the student’s studies has not been sufficiently studied. Professional competencies can not be formed within a single training course. Their formation among students should be carried out consistently, beginning with the first course, through the study of general professional disciplines, professional modules, during the practice in the framework of the implementation of a holistic project. In the organization of project activities, the content of the stages of organization of students’ project activities play an important role, as well as a set of competences (information, personal, professional) formed following the results of each stage. The process of preparation for practice presupposes the participation of students in organizational meetings, as well as the presence at regular consultations of college teachers and managers from business-practice bases. Inclusion in the educational process of design research and development work, logically and consistently connected among themselves throughout the entire period of study, allows students to go from the project topic to its implementation. Such organization of educational activity helps to form professional competencies for students-future technicians-programmers and gives the opportunity to choose the student’s own trajectory of development of professional independence and responsibility.

Текст научной работы на тему «Организация сопровождения проектной деятельности будущего техника-программиста»

УДК 377.5

Таспаева М.Г.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия Е-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ТЕХНИКА-ПРОГРАММИСТА

Модернизация современного образования заключается в повышении качества обучения, формировании готовности будущих специалистов к дальнейшей деятельности и жизни в обществе. В качестве основополагающего подхода изменений системы образования выделен компетент-ностный подход, предполагающий для преподавателей и обучающихся предоставление условий для формирования совокупности общих и профессиональных компетенций, способствующих формированию конкурентоспособного специалиста. Ряд научных исследований показывает, что внедрение в практику современного образования такой технологии, как метод проектов, способно обеспечить высокий уровень формируемой профессиональной компетентности студентов. Однако вопрос комплексного подхода к организации проектной деятельности на протяжении всего периода обучения студента недостаточно изучен.

Профессиональные компетенции не могут быть сформированы в рамках одного учебного курса. Их формирование у студентов должно осуществляться последовательно, начиная с первого курса, через изучение общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, во время прохождения практики в рамках выполнения целостного проекта. При организации проектной деятельности важную роль играют содержание этапов организации проектной деятельности студентов, а также набор компетенций (информационный, личностный, профессиональный), формируемые по итогам прохождения каждого этапа. Процесс подготовки к практике предполагает участие студентов в организационных собраниях, а также присутствие на регулярных консультациях преподавателей колледжа и руководителей от предприятий - баз практики.

Включение в учебный процесс проектных учебно-исследовательских работ, логично и последовательно связанных между собой на протяжении всего периода обучения, позволяет обучающимся пройти путь от темы проекта до его реализации. Подобная организация учебной деятельности способствует формированию у студентов - будущих техников-программистов профессиональных компетенций и дает возможность выбирать студенту собственную траекторию развития профессиональной самостоятельности и ответственности.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональные компетенции, компетентност-ный подход, сопровождение проектной деятельности.

На сегодняшний момент в системе образования четко обозначена проблема ее модернизации - повышение качества обучения, формирование готовности будущих специалистов к дальнейшей деятельности и жизни в обществе. Эти изменения определяются стратегией развития Российского образования, введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования Топ-50 [9], [14]. Изменения в сфере образования, отраженные в этих документах, выделяют в качестве основополагающего компетентностный подход, в равной степени имеющий значение для всех субъектов образования.

Компетентностный подход предполагает для преподавателей и обучающихся поэтапное предоставление условий для формирования совокупности компетенций, общих и профессиональных, способствующих формированию конкурентоспособного специалиста. Таким образом, можно выделить факторы, определяю-

щие формирование необходимых компетенций будущего специалиста (рис. 1).

В поставленных условиях задачей современной системы профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, способного проектировать свою профессиональную деятельность, решая поставленные задачи в соответствии с требованиями конкретной производственной ситуации. В таком случае компетентность специалиста

Рисунок 1 - Факторы, определяющие формирование необходимых компетенций будущего специалиста

представляет собой не просто обладание набором общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) или суммой знаний, умений и навыков, а характеризует комплексные профессиональные способности выпускников.

В образовательном процессе у студентов формируются профессиональные компетенции, которые определяют готовность к профессиональной деятельности. Анализ научной литературы (И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Е.С. Полат, О.С. Анисимов, А.В. Хуторский и др.), анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что для востребованности на рынке труда выпускнику необходимо не только обладать набором определенных знаний, умений и навыков, но и владеть способностями к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни [1], [8], [10], [15].

Сложившиеся условия обуславливают необходимость поиска особых технологий подготовки обучающихся, причем подготовки с использованием средств, в первую очередь информационно-коммуникационных, позволяющих не только эффективно осваивать новую деятельность, но и проектировать ее. Отсюда можно сделать вывод о том, что системообразующим подходом, позволяющим развивать возможности образовательных программ и положительно влиять на развитие личности будущего специалиста является проектная деятельность, которую рассматривают как самостоятельную структурную единицу и учебно-воспитательного процесса, и профессиональной деятельности.

Анализ научных работ большого количества исследователей позволяет рассматривать в качестве возможного средства развития профессиональной педагогической компетентности включение студентов в проектную деятельность, как деятельность, направленную на получение нового знания и преобразование действительности, профессионального роста специалистов. В данном случае проектная деятельность может быть рассмотрена как инструментарий освоения профессиональной деятельности.

На сегодняшний день проведен целый ряд исследований, которые показывают, что внедрение в практику современного образования такой технологии, как метод проектов, способно обеспечить высокий уровень формируемой

профессиональной компетентности студентов. Проблеме эффективного использования метода проектов в профессиональном образовании посвящены работы H.A. Забелиной, И.А. Зимней, А.В. Самохвалова, М.С. Чвановой, В.В. Черных и других авторов. В них представлены различные пути формирования профессионально значимых качеств и характеристик будущих специалистов [2], [16].

Использование технологии проектной деятельности возможно во всех видах, формах и способах организации профессионального образования. Использование проектов на лекционных занятиях позволяет активизировать процессы восприятия и запоминания учебного материала, организация проблемно-проектных семинаров способствует поиску области применения теоретических знаний и отработке способов их использования [4], [6].

Т. к. профессиональные компетенции не могут быть сформированы в рамках одного учебного курса, то их формирование у студентов должно осуществляться последовательно, начиная с первого курса, через изучение общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, во время прохождения учебной и производственной практик. Анализируя роль всех перечисленных учебных курсов и практик в формировании и развитии общей компетентности будущих техников-программистов, можно выделить следующие наборы компетенций: личностный, информационный и профессиональный (рис. 2).

Причем компетентностный подход предполагает введение в образовательный процесс проектного обучения, с помощью которого студентом осуществляются все этапы учебной деятельности: от обсуждения и формулировки темы проекта до его воплощения. Одну из главных ролей при решении такого рода образовательной задачи обеспечивает подготовка и включение

Рисунок 2 - Компонентная модель формирования общей компетенции будущего специалиста

будущих техников-программистов в проектную деятельность в процессе прохождения учебных и производственных практик. Учебная и производственная практики - обязательный момент в учебном процессе подготовки будущего специалиста. Можно отметить, что недостаточный опыт практической профессиональной подготовки -одна из причин низких показателей трудоустройства выпускников, т. к. конкурентоспособность специалиста во многом определяется имеющимся у него опытом прохождения практики.

В Университетском колледже Оренбургского государственного университета к ведущим направлениям образовательной деятельности относятся применение современных технологий обучения, обеспечивающих достижение современного качества образования. Кроме того, особое внимание уделяется разработке и реализации новых форм и методов обучения и диагностики. Подготовка к практике предполагает участие студентов в организационных собраниях, а также присутствие на регулярных консультациях преподавателей колледжа и руководителей от предприятий - баз практики. Студентам предоставляется возможность использовать методическое сопровождение по вопросам реализации проектов.

Таким образом, организация сопровождения проектов студентов на практику осуществляется путем выстроенной и запланированной системы консультаций, обеспечивающей качество подготовки проектной деятельности студентов Университетского колледжа ОГУ.

Рассмотрим осуществление проектной деятельности в рамках организации учебной практики профессионального модуля Разработка и администрирование баз данных для студентов специальности Программирование в компьютерных системах. Учебная практика организуется предметно-цикловой комиссией информационных технологий [12]. Задачами учебной практики являются:

- освоение принципов построения структур баз данных на концептуальном, логическом, а также физическом уровнях, реализации механизмов защиты данных;

- приобретение навыков работы в конкретной системе управления базами данных;

- изучение методов разработки приложений взаимодействия с базой данных;

- обеспечение мотивации студентов использовать полученные теоретические знания в процессе создания прикладных сред с целью организации взаимодействия пользователей в сети.

В целом, процесс сопровождения проектной деятельности студентов включает в себя несколько этапов:

1. Поисково-исследовательский (проблемно-целевой) этап. Создание условий для определения студентов в выборе направления работы в рамках проектной деятельности, темы проекта с последующей организации взаимодействия с преподавателем-руководителем проекта.

Тема проекта должна быть обоснована необходимостью внедрения информационной базы данных в определенной предметной области. Преподаватель акцентирует внимание на межпредметную связь с общепрофессиональными дисциплинами и содержанием других междисциплинарных курсов. После этого студентам предлагается самостоятельная работа с различными источниками информации, их обработкой и систематизацией.

2. Организационно-подготовительный этап. Ознакомление студента с планом, графиком процесса осуществления проектной деятельности, а также со всей имеющейся методической документацией. Кроме того, для поддержки процесса осуществления проектной деятельности могут быть использованы информационные технологии. Преподаватель отмечает, каким образом будут проводится аудиторное и самостоятельное выполнение каждого проекта, очные и дистанционные консультации.

3. Этап практической работы. Реализация проекта выбранного направления и тематики, разработка содержания проекта. На данном этапе осуществляется активное взаимодействие с руководителем проектной работы.

Студенты проектируют и разрабатывают базу данных для заданной предметной области предприятия на серверной СУБД и клиентское приложение для сформированной базы данных для ввода необходимых данных, а также их обработки.

4. Презентативный этап. Защита разработанного проекта. Данный этап включает экспертный анализ полученных результатов, подготовку доклада и презентации. В оценке принимают участие студенты и преподаватели предметно-цикловой комиссии.

Структуру процесса организации проектной деятельности можно представить в виде ГОБРО-модели (рис. 3-4).

Проанализировав задачи, поставленные перед студентами в рамках учебной практики, можно выделить планируемые результаты обучения, характеризующие этапы формирования

компетенций [13]. Перечень формируемых компетенций указан в таблице 1.

Исходя из этого можно «наполнить» рассмотренную ранее компонентную модель формирования общей компетенции будущего специалиста согласно формируемых компетенций в рамках учебной практики (рис. 5).

Рисунок 3 - Контекстная диаграмма процесса организации проектной деятельности

Таблица 1 - Компетенции, формируемые по этапам проекта учебной практики профессионального модуля

Разработка и администрирование баз данных

Набор компетенций Компетенции ФГОС специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах Этапы

1 2 3 4

Информационный ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития + + +

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности + + + +

Личностный ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес + + + +

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность + + + +

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями + + + +

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий + + + +

Профессиональный ПК 2.1 Разрабатывать объекты базы данных +

ПК 2.2 Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (СУБД) +

ПК 2.3 Решать вопросы администрирования базы данных +

ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных +

Рисунок 4 - Диаграмма декомпозиции процесса организации проектной деятельности

Рисунок 5 - Компоненты модели формирования общей компетенции будущего специалиста в рамках

организации учебной практики

Полученные данные анализа процесса последовательного и системного внедрения метода проектов в процесс обучения оказывает значительное влияние на формирование профессиональных и личностных компетенций будущего техника-программиста.

Таким образом, заключаем, что включение в учебный процесс проектных учебно-

исследовательских работ, позволяющих обучающимся пройти путь от темы проекта до его реализации, способствует формированию у студентов-будущих техников-программистов профессиональных компетенций и дает возможность выбирать студенту собственную траекторию развития профессиональной самостоятельности и ответственности.

11.05.2017

Список литературы:

1. Корякина, И.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Корякина. - Хабаровск, 2013.

2. Миняева, Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента: теория и практика: монография / Н.М. Ми-няева. - Оренбург : ООО «Никос», 2011. - 315 с.

3. Правительство Российской Федерации (распоряжение от 3 марта 2015 г. № 349-р, Москва). Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы.

4. Сериков, В.В. О методологии обоснования педагогических средств / В.В. Сериков // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов ХХХ междунар. психол.-пед. чтений. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - Ч. 1. - С. 581-587.

5. Синкина, Е.А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза / Е.А. Синкина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2012.

6. Таспаева, М.Г. Роль проектной деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / М.Г.Таспаева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф., 4-6 февраля 2015 г. - Оренбург. гос. ун.-т. - Оренбург: ОГУ 2015.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

8. Чванова, М.С. Организация проектной деятельности в системе открытого образования / М.С. Чванова, М.В. Храмова // Педагогическая информатика. - №4. - 2012.

9. The Axiological Approach to the Analysis of the Problems of Modern University Education [Электронный ресурс] / Aida V. Kiryakova et al. // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. - Vol. 6, №2, S. 3. - P. 22-28.

10. Strelova, O.J. (2009) Project activities as a way of formation of professional competence of the student and the teacher (based on international educational project) / O.J. Strelova, M.G. Tsyrenova, I.G. Ayushieva. - Ulan-Ude: Izdatel'stvo Buryatskogo gosuniversiteta. - 2009.

11. Hye-Jung, L. Project-Based Learning: What Do Students Find Important? / L. Hye-Jung, L. Cheolil // Journal of Educational Technology and Society. - 2012. - 15(4). - P. 214-224.

12. Markham, T. Project Based Learning / T. Markham // Teacher Librarian. - 2011. - 39(2). - P. 38-42.

13. Zare, P. Classroom Debate as a Systematic Teaching / Learning Approach / P. Zare, M. Othman // World Applied Sciences Journal. -2013. - 28 (11). - P. 1506-1513.

Сведения об авторах:

Таспаева Мира Гайзулловна, аспирант очной формы обучения кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, преподаватель предметно-цикловой комиссии информационных технологий Университетского колледжа Оренбургского государственного университета 460026, г Оренбург, ул. Одесская,148, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.