Научная статья на тему 'Организация системы внутреннего контроля и управления рисками в высших учебных заведениях'

Организация системы внутреннего контроля и управления рисками в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренний контроль / система внутреннего контроля / управление рисками / регламенты системы внутреннего контроля / учетная политика / интеллектуальные ресурсы. / internal control / internal control system / risk management / the regulations of the internal control system / accounting policy / intellectual resources.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Людмила Васильевна Каширская, Алексей Александрович Ситнов, Кристина Олеговна Шамашева

Раскрыта особая актуальность деятельности высших учебных заведений в формировании современной системы внутреннего контроля и системы управления рисками, возникающими в ходе деятельности ВУЗов. Авторы предложили свою точку зрения и пути развития методологии и инструментов создания системы внутреннего контроля и управления рисками высших учебных заведений. В результате проведенного исследования авторы обозначили свои предложения практической реализации указанной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL AND RISK MANAGEMENT SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article reveals the special relevance in the activities of higher educational institutions of the formation of a modern system of internal control and risk management system arising in the course of their activities. The authors offered their point of view and ways to develop the methodology and tools for creating a system of internal control and risk management of higher education institutions. As a result of the study, the authors identified their proposals for the practical implementation of this problem.

Текст научной работы на тему «Организация системы внутреннего контроля и управления рисками в высших учебных заведениях»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10044 © Л.В. Каширская, А.А. Ситнов, К.О. Шамашева, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Людмила Васильевна Каширская,

заведующая кафедрой «Национальная безопасность», доктор экономических наук, профессор Астраханский государственный университет (414056, Астрахань, ул. Татищева, д. 20а)

E-mail: kashirskaya76@mail.ru;

Алексей Александрович Ситнов, профессор департамента учета, анализа и аудита, доктор экономических наук

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49)

E-mail: ASitnov@fa.ru;

Кристина Олеговна Шамашева, магистрант кафедры Государственного муниципального управления, учета и аудита Астраханский государственный университет (414056, Астрахань, ул. Татищева, д. 20а)

E-mail: shamasheva1703@mail.ru

Аннотация. Раскрыта особая актуальность деятельности высших учебных заведений в формировании современной системы внутреннего контроля и системы управления рисками, возникающими в ходе деятельности ВУЗов. Авторы предложили свою точку зрения и пути развития методологии и инструментов создания системы внутреннего контроля и управления рисками высших учебных заведений. В результате проведенного исследования авторы обозначили свои предложения практической реализации указанной проблематики.

Ключевые слова: внутренний контроль, система внутреннего контроля, управление рисками, регламенты системы внутреннего контроля, учетная политика, интеллектуальные ресурсы.

ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL AND RISK MANAGEMENT SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Lyudmila V. Kashirskaya,

Head of the National Security Department, Doctor of Economics, Professor Astrakhan State University (414056, Astrakhan, ul. Tatischeva, d. 20a);

Aleksey A. Sitnov, Professor of Accounting, Analysis and Audit, Doctor of Economic Sciences

Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky prosp., d. 49);

Kristina O. Shamasheva,

Master student of the Department of State Municipal Administration, Accounting and Audit Astrakhan State University (414056, Astrakhan, ul. Tatischeva, d. 20a)

Abstract. The article reveals the special relevance in the activities of higher educational institutions of the formation of a modern system of internal control and risk management system arising in the course of their activities. The authors offered their point of view and ways to develop the methodology and tools for creating a system of internal control and risk management of higher education institutions. As a result of the study, the authors identified their proposals for the practical implementation of this problem.

Keywords: internal control, internal control system, risk management, the regulations of the internal control system, accounting policy, intellectual resources.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Каширская Л.В., Ситнов А.А., Шамашева К.О. Организация системы внутреннего контроля и управления рисками в высших учебных заведениях. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):215-26.

Системные преобразования в высшей профессиональной подготовке предполагают структурные изменения в системе образования, выход образовательной системы Российской Федерации на уро-

вень мировых стандартов, развитие инновационных направлений подготовки, повышение доли научных разработок и исследований, осуществляемых высшими учебными заведениями, а также борьбу с не-

эффективными ВУЗами. Указанные преобразования уже коснулись как изменений правового положения ВУЗов, так и финансирования их деятельности.

В новых условиях высшим учебным заведениям необходимо решать целый ряд взаимосвязанных задач:

• выполнять все условия государственного задания;

• обеспечивать сохранность и эффективность использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления;

• предоставлять качественные образовательные услуги по ценам, регулируемым учредителем;

• отвечать по своим обязательствам и принимать самостоятельные управленческие решения, способствующие укреплению позиций на рынке образовательных услуг и улучшению материально-технической базы.

Возникшие изменения, связанные с переходом современного общественного развития к информационному обществу, влекут за собой необходимость реформирования системы учета и контроля в образовательных учреждениях высшего образования. Проблема их дальнейшего развития стала как никогда актуальной.

Внутренний контроль деятельности ВУЗов — это значимый и необходимый компонент комплексного и системного управления учебным заведением, а определение его элементов, в свою очередь, представляет собой одну из важнейших и трудных задач, стоящих перед руководителями и сотрудниками [2, с. 19—28].

Для любого экономического субъекта роль системы внутреннего контроля также велика, как и роль учета и управления. Эффективная деятельность высшего учебного заведения совершенно невозможна без правильно организованной системы внутреннего контроля, которая не только обнаруживает ошибки или злоупотребления, но и рассматривает целесообразность совершаемых им бизнес-операций [3].

В свою очередь, система бухгалтерского учета является, с одной стороны, составной частью контрольной среды, а с другой — информационным элементом системы внутреннего контроля.

Плановые и внеплановые инвентаризации, проверка правильности отражения бизнес-операций и

их учета, обеспечение сохранности активов и бухгалтерских записей, относятся к средствам контроля. Но в то же время перечисленные элементы входят и в систему бухгалтерского учета, поскольку представляют собой прямые обязанности бухгалтерии. Отсюда прослеживается тесная взаимосвязь между системами внутреннего контроля и бухгалтерского учета.

Соблюдение методологии бухгалтерского учета позволяет сформировать достоверную бухгалтерскую информацию для заинтересованных в ней пользователей. Критерий полноты требует отражения в финансовой отчетности всех активов, пассивов и результатов хозяйственного оборота, которые должны быть в ней отражены.

В свою очередь достоверность управленческой отчетности может быть обеспечена в том случае, если используемая непосредственно для ее составления информация будет соответствовать правилам, установленным законодательными и иными нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. Полнота управленческой отчетности обеспечивается информацией о наличии и использовании материальных, трудовых, и финансовых ресурсов, о капитале и обязательствах, доходах и расходах, о результатах деятельности образовательного учреждения, о влиянии различного рода внешних и внутренних факторов на полученные результаты, необходимые для обоснования эффективных управленческих решений.

В то же время без системного подхода и единых правил к формированию регистров налогового учета нельзя осуществить эффективный контроль над полнотой и достоверностью налоговых расчетов, следовательно, осуществить контроль над правильным исчислением налоговой базы по налогу прибыль. Для того чтобы сформировать полную и достоверную информацию, следует организовать слаженную систему требований к формированию налоговых регистров и системный подход к формированию образовательного для ВУЗа перечня регистров налогового учета. Установленные требования в системе внутреннего контроля должны обеспечивать образовательное учреждение существенными, а не тривиальными показателями.

Следует учитывать, что в любую систему внутреннего контроля в современных условиях вхо-

Рис. 1. Модель состояния внутреннего контроля в системе принятия решений

дит обнаружение и управление рисками хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Информация о рисках полезна для полного представления сведений о финансовом положении и финансовых результатах высшего учебного заведения.

Что касается учетной политики и внутреннего контроля, то между ними прослеживается как прямая, так и обратная связь. Внутренний контроль способствует совершенствованию способов отражения фактов хозяйственной деятельности и их экономическую целесообразность при формировании указанной учетной политики.

Регламенты системы внутреннего контроля, в свою очередь, разрабатывается в рамках учетной политики образовательного учреждения, которая может послужить механизмом устранения угроз возникновения несостоятельности (банкротства). Это относится, прежде всего, к образовательным учреждениям со сложной организационной структурой. Под сложной организационной структурой в данном контексте следует понимать наличие боль-

шого количества филиалов в различных частях Российской Федерации.

Внутренний контроль в высшем учебном заведении должен осуществляться непрерывно. Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью, при взаимодействии с учетной политикой, должен проводиться своевременно и в полном объеме, что позволит управлять рисками, тем самым снижая их влияние на эту деятельность. Порядок контроля над бизнес-операциями ВУЗа, в свою очередь, должен утверждаться одновременно с учетной политикой согласно п. 4 ПБУ 1/2008. Исходя из этого, при формировании системы внутреннего контроля в высшем учебном заведении, необходимо обращать внимание на потребности учреждения, запросы пользователей бухгалтерской информации, отраслевые или ведомственные инструкции, сложившуюся практику и пр.

Основные приложения к учетной политике, продемонстрированные на рис. 1, входят в систему внутреннего нормативного регулирования и носят обязательный характер для любого экономического

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 2. Функции управления

субъекта. Учетная политика — элемент регулирования бухгалтерского и налогового учета, который соединяет все аспекты учетной политики в единую структуру и придает документам официальный статус.

Сущность управления, в свою очередь, выражается в его 4 функциях: планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 2).

Суть контроля как функции управления заключается в том, что он создает основу для корректировки деятельности высшего учебного заведения, поскольку главная задача внутреннего контроля заключается в определении причин возникновения ошибок и путей выхода из сложившейся ситуации. Иными словами — проведение профилактики возможных нарушений. В данном контексте функцию контроля следует трактовать как вид управленческой деятельности, с помощью которого высшее учебное заведение осуществляет свою деятельность в нужном (правильном) русле.

Обычно выделяют три аспекта осуществления контроля:

• установление регламентов (технологии, нормативов, критериев и пр.);

• сравнение фактических и плановых показателей;

• коррекция отклонений от плановых показателей.

Кроме того, на практике в данном контексте различают три вида контроля:

• Предварительный — используется в отношении человеческих, материальных и финансовых ресурсов. В области человеческих ресурсов контроль достигается путем анализа профессиональных знаний и навыков, которые необходимы

для выполнения конкретных задач учреждения, в области материальных ресурсов — контроль качества материалов, и, наконец, в области финансовых ресурсов — контроль за бюджетом.

• Текущий — проводится в процессе хозяйственной деятельности, позволяет исключить отклонения от намеченных планов, инструкций и нормативно-правовых актов. Объектом текущего контроля, как правило, являются сотрудники.

• Заключительный — проводится по результатам хозяйственного цикла. Целью заключительного контроля является предотвращение появления ошибок в будущем [3].

В основу создания систем внутреннего контроля ВУЗа должны быть положены следующие критерии:

• эффективность — под данным критерием подразумевается успешность, полезность самого контроля;

• выполнение задач — контроль должен определить соответствие или отклонения в системе управления, способствовать устранению выявленных отклонений и выработке эффективных мер для дальнейшего развития;

• определение границ — контроль должен проводиться в определенных установленных «рамках»;

• своевременность — необходимо своевременно определять и устранять возникшие отклонения;

• гибкость — приспособление к современным условиям;

• соответствие виду деятельности — неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять информацию.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 3. Технология контроля

Рис. 4. Процедура контроля

В управляющей системе обычно существует определенная «технология контроля», представленная на рис. 3. Однако стоит признать тот факт, что какая бы технология контроля ни применялась субъектом, конечная цель состоит в выполнении различных планов и целей любого управления.

В свою очередь следует отметить, что при осуществлении процедуры контроля следует выделить 4 этапа (рис. 4).

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что внутренний контроль находится в тесной взаимосвязи как с учетной политикой высшего учеб-

ного заведения, так и с его управляющей системой. Функции контроля, в свою очередь, выполняются на всех этапах деятельности учреждения, всеми участниками образовательного процесса: от студентов до, непосредственно, ректора.

В то же время к проблемам, которые вынуждают российские высшие учебные заведения совершенствовать качество образования (в том числе посредством реализации современных механизмов контроля), как правило, относятся:

1. Растущие требования абитуриентов. За последние годы потребители образовательных ус-

луг стали более требовательны к качеству образовательного процесса. При этом особое внимание уделяется престижу учебного заведения, его месту на рынке образовательных услуг. Нельзя обойти стороной и материальную составляющую, однако стоит учитывать и то, что между престижем конкретного высшего учебного заведения и стоимостью обучения в нем прослеживается прямая зависимость.

2. Растущая конкуренция на рынке образовательных услуг. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 1 100 высших учебных заведений, каждое из которых использует определенные методы для борьбы с конкуренцией, и особое место здесь занимает маркетинг, ставший неотъемлемым элементом стратегии развития ВУЗов.

3. Растущие требования работодателей. Вслед за набирающим обороты научно-техническим прогрессом из года в год значительно возрастают требования к профессионализму рабочих кадров. Следовательно, высшие учебные заведения должны учитывать все уместные факторы для подготовки выпускников с соответствующим багажом перманентно меняющихся в условиях информационного общества знаний [3].

Указанные проблемы можно устранить путем совершенствования технологий и программ обучения, улучшения профессиональных навыков сотрудников, обновления учебных материалов [3].

Кроме того, необходимо отметить, что с одной стороны, государственное образовательное учреждение представляет собой бюджетную организацию, с другой — во многих российских ВУЗах важным источником дохода являются внебюджетные средства (по некоторым данным их доля приближается к 50%).

Как было отмечено ранее, образовательным учреждениям приходится осуществлять свою деятельность в условиях чистой конкурентной среды. Многие учреждения являются не только учебными, но и научными центрами, которые ведут научную деятельность фундаментального и прикладного характера. Из этого следует, что руководство ВУЗа должно иметь в своем распоряжении оперативную и достоверную информацию, которая могла бы использоваться в стратегическом планировании, т.е.

необходимо внедрение такой системы сбора и анализа и оценки информации, которая позволила бы принимать экономически обоснованные управленческие решения и эффективно управлять как ВУЗом в целом, так и его структурными подразделениями. Все это возможно благодаря внедрению отвечающей современным требованиям информационного общества эффективной системы внутреннего контроля.

Необходимость в организации современной эффективной системы внутреннего контроля в высшем учебном заведении обусловлена рядом причин:

• неопределенность, сложность и динамичность среды, в которой учреждение осуществляет свою деятельность. Контроль уменьшает неопределенность, характерную для изменчивой внешней среды экономического субъекта.

• кризисные ситуации. Контроль предупреждает о возникновении кризисных ситуаций, что служит одной из важнейших причин необходимости его осуществления, поскольку каждый экономический субъект (включая образовательные учреждения) должен вовремя фиксировать ошибки и исправлять их до того, как они помешают достижению намеченных целей.

• поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов, плановых показателей и оценки темпа продвижения учреждения к намеченным целям. Тем самым руководство получает возможность определить направления деятельности, которые бы наиболее эффективно способствовали достижению целей учебного заведения.

Именно хорошо налаженная система внутреннего контроля позволяет исключить вероятность возникновения ошибок бухгалтерского и налогового учета, проследить за правильным ходом текущей работы, а «жесткая» система внутреннего контроля, в свою очередь, поможет снизить до минимума вероятность принятия не адекватных сложившимся условиям решений, невыгодных для учебного заведения.

На основании опыта ряда высших учебных заведений можно отметить, что внедрение системы внутреннего контроля в управляющую систему образовательного учреждения способствует:

• четкому позиционированию на рынке образовательных услуг, видению вектора и перспектив развития;

• повышению эффективности деятельности учебного заведения на основе стратегического планирования;

• мобилизации внутренних интеллектуальных и материально-технических ресурсов;

• созданию механизмов привлечения внешних ресурсов (как финансовых, так и гуманитарных) для развития системы высшего образования посредством создания привлекательного имиджа ВУЗа и благоприятного инвестиционного климата для бизнес-структур.

Следует учитывать, что надлежащим образом организованная в ВУЗе система внутреннего контроля позволяет поддерживать на должном уровне профессиональную компетентность работников, обеспечивает добросовестное выполнение работниками возложенных на них функций. Кроме того, система внутреннего контроля посредством различных механизмов способствует улучшению качества предоставляемых образовательным учреждением услуг, тем самым повышая его рейтинг на рассматриваемом рынке.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что для высшего учебного заведения организация системы внутреннего контроля сопровождается рядом проблем (связанных как с недостатком рекомендаций на законодательном уровне, с выбором оптимального способа организации системы внутреннего контроля, так и с эффективной оценкой указанной системы), необходимость организации внутреннего контроля в условиях развития информационного общества служит своего рода «залогом успеха» образовательного учреждения.

Современная система внутреннего контроля образовательного учреждения представляет собой довольно сложный и много процессный комплекс, уровень сложности которого во многом определяется масштабом деятельности учреждения, а также его организационной структурой. Руководству образовательного учреждения, в свою очередь, необходимо с должным вниманием отнестись к данной проблеме, т.к. именно эффективно и непрерывно действующая система внутреннего контроля позво-

ляет организовать работу учреждения наилучшим образом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим организацию внутреннего контроля образовательного учреждения целесообразно осуществлять на основании риск-ориентированного подхода, который позволяет оценить защищенность ВУЗа, выявить возможные риски, а также создать план мероприятий по сведению их к допустимому минимуму [1, с. 31—41].

В результате применения указанного подхода руководство учреждения и его сотрудники сосредотачивают свои усилия на построении внутреннего контроля главным образом в тех сферах деятельности, в которых выявлен наиболее высокий уровень рисков.

Критериями эффективности системы внутреннего контроля, в данном случае будет являться соблюдение ряда основополагающих принципов:

• принцип ответственности — каждый субъект контроля несет ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

• принцип своевременного оповещения об отклонениях — необходимо своевременно и в полном объеме сообщать информацию об обнаруженных отклонениях лицам, непосредственно принимающим решения по устранению указанных отклонений, т.к. в противном случае риски значительно возрастают;

• принцип распределения обязанностей — выполняемые функции должны быть распределены между работниками так, чтобы надлежащим образом выполнялись требования к формированию контрольной среды;

• принцип добросовестности, честности и профессиональной компетентности субъектов внутреннего контроля. Принцип профессиональной компетентности состоит в проявлении высокого уровня знаний в рассматриваемой сфере и предполагает обязательное пополнение багажа знаний посредством участия в курсах повышения квалификации, различных семинарах и тренингах, а также самообразования. Субъекту внутреннего контроля необходимо быть в курсе последних изменений в законодательстве, изучать опыт и новые методы контроля;

• принцип сбалансированности — выполнение субъектом контрольных функций должно быть

закреплено соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и измерительные устройства) средствами для их исполнения;

• принцип интеграции — все элементы управления (будь то планирование, нормирование или учет) взаимосвязаны между собой. Система внутреннего контроля, как было сказано ранее, представляет собой часть управляющей системы и должна посредством методов контроля выполнять функции корреляции ее деятельности;

• принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем — степень сложности системы внутреннего контроля образовательного учреждения должна соответствовать степени сложности ее структуры. Следует учитывать, что у ряда ведущих ВУЗов России имеются филиалы по всей стране. Следовательно, необходимо координировать работу в рамках контроля с целью эффективной деятельности на всей территории Российской Федерации;

• принцип постоянства — эффективное непрерывное функционирование системы внутреннего контроля поможет вовремя предупредить руководство образовательного учреждения высшего образования о возможных существенных отклонениях от плановых заданий и норм, а также своевременно выявить их посредством проверок.

• принцип разрешения и одобрения — в образовательном учреждении высшего образования должно обеспечиваться документальное разрешение всех совершаемых бизнес-операций руководителями различных уровней в рамках их полномочий. Обязательным условием является наличие процедур санкционирования.

Для того, чтобы деятельность высшего учебного заведения осуществлялась надлежащим образом, согласно разработанной политике и стратегии, чтобы бизнес-операции были достоверными и отражались в учете исключительно на основании соответствующего разрешения, чтобы сохранялось и контролировалось имущество, а все виды учета осуществлялись строго на основании принятого нормативно-правового поля, следует придерживаться перечисленных выше принципов. Контроль, в свою очередь, необходимо осуществлять на основе чет-

кого взаимодействия всех подразделений и служб конкретного учреждения.

Кроме того, при изучении системы внутреннего контроля целесообразно провести анализ сильных и слабых сторон высшего учебного заведения, его возможностей и угроз, т.е. SWOT-анализ.

При этом сила — это то, в чем образовательное учреждение преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший университет, лучшие преподаватели, высокая доля трудоустроенных студентов, высокая доля выпускников с красным дипломом, использование новейших технологий и пр.).

В свою очередь слабость — это отсутствие чего-то значимого для функционирования образовательного учреждения или нечто, ставящее его деятельность в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать образовательное учреждение уязвимым, способствовать снижению его конкурентоспособности.

Слабые и сильные стороны ВУЗа, полученные в результате проведения SWOT-анализа, могут оказать помощь при разработке плана проведения внутреннего контроля, а также позволят выделить наиболее уязвимые места.

Таким образом, анализ показывает, что эффективное функционирование системы внутреннего контроля в высшем учебном заведении неразрывно связано с соблюдением ряда принципов, а SWOT-анализ, в свою очередь, широко используемый экономическими субъектами, полезен при разработке плана проведения конкретных контрольных мероприятий.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод относительно того, что высшее образование представляет собой достаточно специфическую область, для которой характерны особые риски. При этом подавляющий интерес вызывает деятельность высших учебных заведений в контексте качества образования, а именно — степень подготовки специалистов. Качество образования должно соответствовать установленным стандартам и нормам, включать в себя необходимые ресурсы: образовательные программы, интеллектуальный капитал, уровень абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансирование и пр. Кроме того, элементом оценки качества образования, исхо-

Таблица 1

Риски высшего учебного заведения

№ Название

1 Обеспечение должного уровня качества образовательных услуг

2 Несоответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка

3 Высокая цена образовательных услуг

4 Имидж образовательного учреждения на рынке

5 Снижение качества образования за счет развития сети филиалов или «слияния» ВУЗов

6 Структура управления образовательным учреждением

7 Недостаточное развитие материальной базы

8 Неэффективная кадровая политика (повышение квалификации преподавателей, программы обмена преподавателями, привлечение сторонних специалистов и др.)

9 Низкий уровень заработной платы сотрудников

10 Неэффективное использование внебюджетных средств для стимулирования профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала

дя из анализа, служит качество результатов деятельности высшего учебного заведения (текущие и итоговые результаты обучения, участие в различного рода конкурсах, конкурентоспособность на рабочем рынке и т.п.).

В большинстве своем ведущие высшие учебные заведения используют собственную систему оценки рисков, при этом учреждения сталкиваются с рядом проблем. К таковым можно отнести:

• отсутствие стандартизированных методик и недостатки применяемых;

• отсутствие сравнительной базы экономических показателей;

• отсутствие специалистов по части управления рисками.

Риски, как уже отмечалось ранее, с которыми сталкиваются высшие учебные заведения, отличаются по месту и времени возникновения и в разной степени влияют на эффективность деятельности образовательного учреждения. Изменение одного вида риска нередко приводит к изменению и большинства остальных, именно по этой причине важно не только своевременно их обнаружить, но и оценить степень влияния на достижение главной цели образовательного учреждения — предоставление качественных образовательных услуг.

Основные риски, влияющие на качество подготовки выпускников, представлены в табл. 1.

Для всех заинтересованных сторон, как правило, наибольшая доля рисков приходится на риски, зависящие от качества подготовки работников университета. Следовательно, данный компонент качества наиболее важен, и ему следует уделять должное внимание.

Дополнив риски образовательного учреждения, влияющие на качество подготовки специалистов, можно разбить их по группам (табл. 2).

Стоит отметить, что большая доля приходится именно на недостаток теоретической и практической базы со стороны преподавателей высшего учебного заведения. В современном динамично развивающемся обществе необходимо уделять должное внимание происходящим изменениям. В особенности это касается таких сфер, как юриспруденция, бухгалтерский учет и аудит, налоги и налогообложение.

Кроме того, необходимо разработать единую базу учебных материалов для каждой дисциплины, поскольку нередко один и тот же предмет читается на протяжении 2 лет обучения, при этом происходит смена преподавателей, каждый из них разрабатывает собственную методику проведения занятий,

Таблица 2

Риски, влияющие на качество специалистов высшего учебного заведения

№ Название риска Обоснование

1 Риски университета • недостаточное финансирование; • недостаток квалифицированных кадров; • недостаточное информационное обеспечение научно-образовательного процесса; • несовершенство материально-технической базы; • несоответствие учебно-методического обеспечения современным требованиям; • низкий уровень подготовки абитуриентов; • отказ организаций от сотрудничества с учреждением, отсутствие программ практической подготовки; • слияние вузов; • низкое качество образовательных услуг; • недостаточное качество подготовки; • недостаточный уровень трудоустройства выпускников; • несоответствие результатов выделенным средствам

2 Риски личности • нехватка теоретической базы; • недостаток практического опыта; • недостаточный уровень квалификации; • корыстные цели (взяточничество)

в результате чего студентам тяжело освоить дисциплину в целом. Тем самым теряется ценность образовательного процесса.

Еще одной причиной снижения качества предоставляемых услуг служит слияние высших учебных заведений в рамках реформы по созданию Федеральных университетов. С одной стороны, объединение высших учебных заведений позволяет решить проблему разумной оплаты работы преподавателей без их перегрузки, с другой — довольно часто уровень преподавателей присоединенного учреждения находится не на столь высоком уровне, что приводит к недовольству со стороны студентов и снижению качества образования в целом по ВУЗу. Для того, чтобы данная реформа принесла положительные результаты, необходимы существенные временные затраты. Кроме того, необходимо разработать определенные требования к квалификации преподавателей в каждом учебном заведении с целью отбора лучших специалистов при слиянии двух и более ВУЗов.

Следует учесть, что в качестве показателей степени риска можно использовать коэффициенты риска, показывающие вероятность неблагоприятных исходов при достижении цели определенного уровня одной из заинтересованных сторон.

В основу управления рисками учреждения должны быть положены подходы, позволяющие осуществлять их прогнозирование, количественное

измерение, финансирование мероприятий, направленных на предупреждение возникновения рисков, создание резервов для ликвидации последствий наступления рисков, четкое описание процедур и механизмов управления рисками. Решение данных вопросов возможно путем использования следующих стратегий управления риском в деятельности ВУЗа:

• уклонение от риска;

• снижение риска;

• овладение риском;

• локализация риска;

• передача риска.

Выбор стратегии управления рисками определяется общей стратегией развития ВУЗа, а базой ее разработки и реализации служит научно-педагогический и экономический потенциал учреждения.

При реализации стратегий управления рисками в высших учебных заведениях необходимо применять такие методы риск-менеджмента как:

• диссипация (распределение) риска, которая предполагает использование механизма диверсификации: источников финансирования учреждения, образовательных программ, образовательных технологий, географическую диверсификацию деятельности;

• передача риска, заключающаяся в возможности передачи риска третьему лицу (строительные контракты, договора аренды, обслуживания, аутсорсинга и т.д.);

• компенсация риска, исключающая появление причин и нейтрализацию факторов риска путем применения таких инструментов как стратегическое планирование, прогнозирование социально-экономической среды учреждения, активный целенаправленный маркетинг, создание системы финансовых резервов. Таким образом, нестабильность уровня спроса и предложения, постоянно развивающаяся конкуренция, высокие темпы развития техники и технологий, а также многие другие факторы, характерные для текущего состояния экономики и развития информационного общества, создают условия возникновения риска в деятельности высшего учебного заведения. Поэтому непременной частью управления качеством образовательного процесса выступает необходимость внедрения и использования системы управления рисками в образовательной деятельности.

Как уже отмечалось ранее для эффективного управления высшим учебным заведением использование традиционных финансово-хозяйственных показателей на современном этапе развития теряет свою актуальность.

Любому ВУЗу следует проводить оценку эффективности своей деятельности так, чтобы она была связана со стратегией и миссией университета, обеспечивала улучшение результатов в будущем, учитывая при этом возможные угрозы посредством анализа текущей деятельности и активности предыдущих лет. Инструментом для реализации стратегии и перманентной оценки ее эффективности может служить сбалансированная система показателей.

При этом главной проблемой на современном этапе развития является отсутствие на территории Российской Федерации закона о финансовом контроле, содержащего сведения о структуре, объектах и субъектах указанного контроля. Ко всему прочему, отсутствует законодательное определение сущности, процедур и методики внутреннего контроля в системе бюджетных учреждений, к которым главным образом относятся и учреждения высшего образования.

Деятельность системы внутреннего контроля, как уже отмечалось ранее, должна быть строго регламентирована внутренними документами и осуществляться представителями специального под-

разделения с целью оказания помощи руководителю в управлении учреждением. Особенно важна роль внутреннего контроля при наличии филиалов, что характерно для ведущих ВУЗов страны. Проблема, связанная со сложной организационной структурой, а именно — наличием большого числа филиалов по всей стране, может быть частично решена посредством внедрения автоматизированных систем управления филиалами.

Следующая проблема заключается в слабой организации внутреннего контроля, отсутствии надлежащего административного надзора и подотчетности. Причин этому может быть множество: как недостаток специалистов с соответствующим уровнем профессиональной компетентности, так и халатное отношение руководства к организации системы внутреннего контроля. Зачастую в высших учебных заведениях отсутствуют планы проведения мероприятий внутреннего контроля, либо не уделяется должное внимание выявленным нарушениям, т.е. служба внутреннего контроля носит формальный характер. Если выявленным нарушениям не уделяется должное внимание, причины их появления не устраняются, следовательно, с течением времени последствия могут носить глобальный характер.

Таким образом, основным моментом организационного этапа построения системы внутреннего контроля является разработка организационно-распорядительных документов по его осуществлению. В частности, Положения о внутреннем контроле, приказов о проведении внутреннего контроля, планов мероприятий внутреннего контроля и пр. Перечисленные документы должны носить обязательный к исполнению характер. Более того, следует разработать некий «шаблон» в качестве руководства организацией системы внутреннего контроля в высших учебных заведениях, а также предусмотреть раздел об отражении результатов проверки.

Внутренний контроль деятельности высшего учебного заведения должен носить системный характер, т.е. проводиться на всех уровнях организационной структуры. Опираясь на международный опыт, в частности на концепцию COSO, следует использовать иерархическую модель, согласно которой организационная структура высшего учебного заведения будет разделена на уровни контроля.

При этом контрольная среда распространяется на иерархию в целом, начиная от ректора, заканчивая факультетами и департаментами, информационная связь и взаимодействие осуществляется между всеми структурными единицами, а оценка рисков производится проректорами и руководителями функциональных служб. Мониторингу следует уделять особое внимание — он проводится по отчетной информации, исходящей от подразделений высшего учебного заведения, работниками университета (управленческим персоналом).

На основании успешного функционирования модели COSO в ряде зарубежных стран, можно сказать, что данная модель универсальна и служит ориентиром при формировании системы внутреннего контроля ВУЗа.

Говоря о независимости контролеров, следует иметь в виду создание такой структурной подчиненности, при которой руководство учреждения не будет оказывать непосредственное давление на работников внутреннего контроля. Для решения этой проблемы необходимо спланировать порядок работы службы внутреннего контроля так, чтобы она представляла собой определенную последовательность работы контролеров: составление плана контрольных мероприятий, непосредственное проведение проверок, составление заключения по итогам проверки, принятие управленческих решений по ликвидации выявленных нарушений и представление отчета о результатах ректору университета.

Подбор кадров также играет особую роль для повышения эффективности системы внутреннего контроля, поскольку именно работники представляют собой важную часть указанной системы. Следовательно, работники должны обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, действовать честно и добросовестно, иначе эффективность любой системы внутреннего контроля будет сведена на нет.

Кроме того, стоит выделить проблему автоматизации работы службы внутреннего контроля, которая носит скорее системный характер. Информационные системы, которые используются в целях автоматизации бухгалтерского, налогового и управленческого учета довольно часто носят дублирующий характер, однако разработка единой базы, способной заменить все вышеперечисленные, на

сегодняшний день довольно трудно выполнимая задача, требующая внушительных затрат, и далеко не все ВУЗы могут себе позволить ее решить.

Подводя итоги, становится очевидно, что внутренний контроль в высших учебных заведениях — один из главных критериев эффективной работы всего учреждения, однако организация данного процесса на сегодняшний день весьма затруднительна. Именно поэтому государству следует внимательно отнестись к указанной проблеме, разработав единые требования по осуществлению СВК в государственных учреждениях, в том числе учреждениях высшего образования, в которых подробно будут прописаны условия, сроки проведения, исполнители, а также меры наказания.

Что касается самих высших учебных заведений, то необходимо отметить следующее: методика проведения внутреннего контроля высших учебных заведений должна четко следовать регламенту проведения внутреннего контроля, отвечать поставленным целям по нахождению недочетов и слабых мест в образовательном процессе для дальнейшего исправления и совершенствования всех инструментов обучения. Решать данные проблемы высшим учебным заведениям России необходимо посредством внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, совершенствования профессиональных навыков сотрудников и профессорско-преподавательского состава.

Литература

1. Ефимова О.Е., Каширская Л.В., Сит-нов А.А. Организация системы внутреннего контроля и управления рисками дебиторской задолженности в газоснабжающих организациях / О.Е. Ефимова, Л.В. Каширская, А.А. Ситнов // Аудитор. № 6, 2018.

2. Вяткина Е.О., Ситнов А.А. Концепция внутреннего аудита состояния системы дистанционного образования в высших учебных заведениях / Е.О. Вяткина, А.А. Ситнов // Аудиторские ведомости. № 5, 2016.

3. Вяткина Е.О., Ситнов А.А. Организация внутреннего контроля в системе дистанционного образования высших учебных заведений: монография / Е.О. Вяткина, А.А. Ситнов. М.: РУСАЙНС, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.