Научная статья на тему 'Организация системы обучения основам медицины в духовных семинариях (1837 - 1866)'

Организация системы обучения основам медицины в духовных семинариях (1837 - 1866) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / MEDICINE / СЕМИНАРИЯ / SEMINARY / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Затравкин Сергей Наркизович, Олейникова В.С.

В статье на основании обнаруженных архивных документов представлена историческая реконструкция организации системы обучения основам медицины в духовных семинариях, действовавшая в России в 1837-1866 гг. Называются инициаторы создания и организаторы этой системы, анализируются основные результаты ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Затравкин Сергей Наркизович, Олейникова В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF MEDICINE PRINCIPLES EDUCATION IN THEOLOGICAL SEMINARIES

The article, on the basis of discovered archive documents, a historical reconstruction of organization of system of education of basics of medicine in theological seminaries in Russia in 1837-1866. The initiators of making and organizers of this system are named. The main results of its functioning are analyzed.

Текст научной работы на тему «Организация системы обучения основам медицины в духовных семинариях (1837 - 1866)»

История медицины

История медицины

© Затравкин С.Н., Олейникова В.С., 2018 УДК 61:26

Затравкин С.Н., Олейникова В.С.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ МЕДИЦИНЫ В ДУХОВНЫХ

СЕМИНАРИЯХ (1837 - 1866)

ФГБНУ Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко,105064, г. Москва.

В статье на основании обнаруженных архивных документов представлена историческая реконструкция организации системы обучения основам медицины в духовных семинариях, действовавшая в России в 1837-1866 гг. Называются инициаторы создания и организаторы этой системы, анализируются основные результаты ее деятельности.

Ключевые слова: медицина; семинария; обучение; здравоохранение.

Для цитирования: Затравкин С.Н., Олейникова В.С. Организация системы обучения основам медицины в духовных семинариях (1837-1866). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(1): 53-58. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-53-58

Для корреспонденции: Затравкин Сергей Наркизович, д-р мед. наук, профессор, зав. отделом истории медицины Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, е-mail: zatravkine@mail.ru.

Zatravkin S.N., Oleinikova VS. THE ORGANIZATION OF MEDICINE PRINCIPLES EDUCATION IN THEOLOGICAL SEMINARIES

The Federal state budget scientific institution «N.A. Semashko national research institute of public health»,

105064 Moscow, Russia

The article, on the basis of discovered archive documents, a historical reconstruction of organization of system of education of basics of medicine in theological seminaries in Russia in 1837-1866. The initiators of making and organizers of this system are named. The main results of its functioning are analyzed. Keywords: medicine; .seminary; education; health care.

For citation: Zatravkin S.N., Oleinikova V.S. The organization of medicine principles education in theological seminaries.

Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2018; 26(1): 53-58. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2018-26-1-53-58

For correspondence: Zatravkin S.N., doctor of medical sciences, professor, the head of the department of history of medicine of the Federal state budget scientific institution «N.A. Semashko national research institute of public health». e-mail: zatravkine@mail.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 20.02.2017 Accepted 14.03.2017

Решение об отмене преподавания медицинских дисциплин в духовных академиях и семинариях, принятое в 1808 г. [1], не уничтожило идею обучения семинаристов медицине для последующего привлечения их к оказанию медицинской помощи сельскому населению. К этой идее вновь вернулись во второй половине 30-х годов XIX века.

В феврале 1837 г. помещик Костромской и Ярославской губерний статский советник Аладов направил императору Николаю I всеподданнейшее прошение, в котором изложил подготовленный им «проект об учреждении в Семинариях особых отделений для преподавания медицинских наук с тою целью, чтобы поступающие в Священническое звание могли, в то же время, отправлять в приходах своих обязанности лекаря». Николай перенаправил этот проект на рассмотрение Медицинского совета Министерства внутренних дел, который, отдав должное стремлению Аладова проявить заботу о здоровье и жизни простых крестьян, вместе с тем признал проект «неудо-

боисполнимым», а «соединение в одном лице Духовного и телесного врача» совершенно невозможным.

На заседании 23 марта 1837 г. Медицинский совет МВД высказал 5 основных аргументов против предложения Аладова. Во-первых, он напомнил о неудачной попытке введения такого обучения в 18021808 гг. Правда, об основных причинах этой неудачи — отсутствии преподавателей и нехватке средств у духовных училищ для организации и проведения занятий — не было сказано ни слова [1].

Во-вторых, Медицинский совет посчитал недопустимым организацию в семинариях «поверхностного и при том эмпирического изучения медицины», поскольку «врачи сего разряда вместо ожидаемой пользы будут причинять один лишь вред страждущему человечеству». Введение же полноценного обучения семинаристов медицине, по мнению членов Медицинского совета, требовало обязательного создания в каждой семинарии не менее 14 кафедр, минералогического, физического, химического,

History of Medicine

фармацевтического, фармакологического, анатомического, хирургического кабинетов, ботанического сада, химической и фармацевтической лаборатории, аптеки, а также терапевтической, хирургической и акушерской клиник. Преобразования такого масштаба предусматривали значительные капиталовложения. Члены Медицинского совета определили их в 500 тыс. руб. единовременных и 20 тыс. руб. ежегодных выплат. «Столь огромную сумму, — говорилось в заключении Медицинского совета, — неможно отнести на счёт свечной продажи, а тем менее сделать новый налог на целое Государство».

В-третьих, Медицинский совет выразил обеспокоенность в отношении того, что введение преподавания медицины в семинариях, расположенных в святых обителях, может вызвать недовольство со стороны прихожан и таким образом «подать повод к ослаблению в народе тёплой веры к православной Церкви и быть поводом к расколу»1.

В-четвёртых, Медицинский совет ясно дал понять, что не видит необходимости в подготовке дополнительного числа медицинских кадров, поскольку правительством совместно с дворянством приняты исчерпывающие меры по охране здоровья населения страны. «Число Врачей состоящих на службе и занимающихся приватною практикою в России ныне свыше 4000 человек2, а число приватных Аптек более 500, не считая Аптек казённых и разными местами учреждённых из коих производится отпуск лекарств по рецептам врачей и требованиям честных лиц, — читаем мы в "Списке с журнала Медицинского Совета" от 23 марта 1837 г., — следовательно попечительное Правительство приняло деятельные меры к охранению народного здравия и призрения заболевающих людей всех состояний, что подтверждается умеренною смертностью в отношении к другим Государствам Европы. Не только все значительные, но и уездные города в Империи, имеют устроенные больницы, содержимые от приказов общественного призрения, в кои принимаются всякого звания, возраста и пола больные, за самую умеренную плату; не имущие же пользуются в оных безденежно. Российское дворянство, движимое всегда благотворительными пожертвованиями на пользу человечества, обращает должное внимание на сей предмет, и многие из сего благородного сословия особы имеют в своих имениях особых врачей, также больницы и домашние аптеки; малопоместные же владельцы имеют учёных фельдшеров, занимающихся лечением под надзором уездных врачей... Из сего... ясно усматривается, что попечительное Правительство сделало всё то, что благотворительность и призрение больных требовали»3.

Мы умышленно привели здесь столь обширную цитату, поскольку высказанные в ней мысли заслуживают отдельного внимания. Приведённый текст наглядно показывает, что высшие правительствен-

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1297. Оп. 14. Д.473. Л.1.

2 РГИА. Ф. 1297. Оп. 16. Д.384. Л. 6-11.

3 РГИА. Ф. 1297. Оп. 16. Д.384. Л. 7.

ные чиновники от медицины считали свою работу выполненной и не видели необходимости не только в кардинальных преобразованиях, но даже в простом экстенсивном развитии существовавшей системы здравоохранения. Последнее в значительной мере объясняет, почему правительством не предпринималось мер по расширению сети высших медицинских учебных заведений, почему столь низкими темпами шло увеличение числа больниц и их коечной мощности. Оказывается, дело было не только и не столько в дефиците средств, сколько в искренней убеждённости руководителей медицинским делом страны в том, что правительство уже «сделало всё, что благотворительность и призрение больных требовали».

Наконец, пятый контраргумент состоял в том, что крестьяне вообще не сильно нуждаются в квалифицированной врачебной помощи: простые люди болеют простыми болезнями, которые излечиваются простыми средствами. «Лечение обыкновенных болезней, случающихся у простого народа, производимое в деревнях домашними средствами, не только не противно врачебным правилам, но достойно всякого одобрения..., — говорится в документе. — Правительство, одобряя сей простой и сообразный с родом жизни простолюдинов способ лечения, издало на сей конец в разные времена многие народные лечебники... Сверх сего, многие врачи, быв руководимы тою же самою мыслью... , издали многие пространные и краткие народные лечебники на российском языке, кои предварительно были рассмотрены высшим медицинским Начальством и одобрены к напечатанию»4.

Такое заключение Медицинского совета МВД поставило крест на инициативе Аладова, но идея «учреждения особых медицинских отделений в Семинариях для образования сельских лекарей» вновь не погибла. К ней вернулись уже осенью 1838 г. по инициативе всесильного министра государственных имуществ графа П.И. Киселёва.

П.И. Киселёв возглавил Министерство государственных имуществ в 1837 г. и ко времени рассматриваемых событий проделал большую работу по ознакомлению с условиями жизни оказавшихся в его подчинении государственных крестьян. П.И. Киселёв много ездил по губерниям и смог увидеть то, чего не видели или не хотели видеть врачи-чиновники МВД. Он получил возможность лично убедиться в том, что существовавшая практика командирования уездных лекарей для оказания медицинской помощи крестьянам из-за чрезмерной длительности оформления этих командировок оказывалась фактически бесполезной. Крестьяне или выздоравливали, или умирали без какой-либо помощи. При этом в распоряжении у самого П.И. Киселёва имелось лишь 5 врачей и 3 больницы в Минской и Могилевской губерниях [3]. Он также убедился в том, что крестьяне очень остро нуждаются в медицинской помощи, а её отсутствие в сочетании с множеством суеверий и предрассудков приводит к существенным потерям среди трудоспособного сельского населения.

4 РГИА. Ф. 1297. Оп. 16. Д.384. Л. 7об.

История медицины

Пользуясь своими возможностями прямого выхода на императора, П.И. Киселёв смог убедить Николая I в целесообразности «обучения медицинским познаниям сельских священников», вследствие чего в том же октябре 1838 г. и МВД, и Синод оказались поставленными перед свершившимся фактом — императорским решением о введении преподавания медицины в духовных училищах. От МВД и Синода требовалось лишь продумать и согласовать конкретные меры по проведению принятого решения в жизнь.

В соответствии с замыслом П.И. Киселёва, в семинариях следовало организовать такой курс обучения «медицинским познаниям», который бы позволил выпускникам, с одной стороны, самостоятельно оказывать медицинскую помощь, с другой — руководить работой фельдшеров, подготовку которых П.И. Киселёв планировал организовать силами Министерства государственных имуществ5. «...Я объяснил [императору] необходимость, — писал позже П.И. Киселёв, — чтобы Священник, входя в дом поселянина для исполнения религиозных обязанностей, мог, в случае болезни, давать полезные советы и руководствовать благоразумными наставлениями тех людей, которые, для ближайшего надсмотра за больными в селениях и исполнения наставлений Священнических, будут особенно приготовлены Министерством...»6. Иными словами, П.И. Киселёв планировал организовать на базе духовных училищ подготовку специалистов, уровень знаний и умений которых не уступал бы уровню лекаря.

Однако Медицинский совет МВД категорически отверг этот замысел П.И. Киселёва. По результатам обсуждения на заседании 17 марта 1839 г. Медицинский совет полностью повторил своё заключение, данное им в 1837 г. на проект Аладова: «Медицинский совет... должен повторить и ныне прежнее своё мнение, что основательного врачебного образования в Семинариях духовному юношеству дать невозможно»7. Однако, если проект Аладова можно было просто отвергнуть, то не считаться с высочайшей волей было нельзя, и Медицинский совет предложил компромиссный вариант. «...Принимая в уважение высокую мысль попечительного Правительства, стремящегося изыскивать все способы к облегчению страдающего человечества, ... — говорилось в письме на имя обер-прокурора Святейшего правительствующего синода Н.А. Протасова от 13 марта 1839 г., — Медицинский Совет полагал бы полезным и сообразным с человеколюбивою целью Правительства дать духовному юношеству некоторые познания о подании первоначального пособия больным, домашними средствами, по составленному на сей конец особому руководству в виде народного лечебника»8. Весь объём знаний, который, по мнению Медицинского совета, должны были освоить семинаристы, включал три основных раздела:

5 РГИА. Ф. 1297. Оп. 16. Д.384. Л. 7об.

6 Согласно данным Российского медицинского списка за 1837 г. в Российской Империи было 5685 врачей [2].

7 РГИА. Ф. 1297. Оп. 16. Д.384. Л. 8-8об.

8 РГИА. Ф. 1297. Оп. 16. Д.384. Л. 9.

♦ диагностика и лечение «простых» внутренних и наружных болезней «простыми» домашними средствами;

♦ обучение приготовлению «простых» домашних лекарств и объяснение их лечебного действия;

♦ обучение навыкам оказания неотложной медицинской помощи «мнимо-умершим, угоревшим, отравленным, утопшим, замерзшим, задохнувшимся и проч.». Преподавание должен был осуществлять опытный врач. Теоретические лекции следовало совмещать с практическими занятиями у постели больного.

В условиях возникшего расхождения мнений Синод встал на сторону Медицинского совета МВД. Единственными дополнениями к заключению Медицинского совета со стороны синода стали рекомендации по установлению 2-летнего срока обучения медицине и настоятельная просьба к Медицинскому совету подготовить для семинаристов специальное учебное пособие.

Возражать против единодушного мнения Медицинского совета МВД и Синода ни П.И. Киселёв, ни Учёный комитет Министерства государственных имуществ не стали, согласившись «ограничиться в семинарском преподавании изложением одних только общих начал..., сколько сие нужно, чтобы Священники, в отношении к Медицине, могли давать поселянам полезные советы при употреблении изданных лечебников и руководствовать в надсмотре за больными тех людей, которые для того приготовлены будут...».

Согласованное всеми заинтересованными сторонами решение было доложено императору, который и утвердил его 7 июля 1840 г. Уже в сентябре 1840 г. преподавание «начал медицины» было введено в семинариях Московского и Казанского учебных округов, а в 1841 г. — в семинариях Киевского и Санкт-Петербургского учебных округов. Дальнейшее внедрение преподавания «начал медицины» было приостановлено в связи с отсутствием специального единого учебного пособия, которое удалось подготовить, опубликовать и разослать во все епархии только в 1844 г. Его автором стал член Медицинского совета профессор Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии С.Ф. Хотовицкий, а пособие получило название «Врачебно-народное наставление для духовных училищ».

Наставление С.Ф. Хотовицкого состояло из двух основных разделов [4]. Первый раздел целиком посвящался «вразумлению народа» от слепого следования распространённым суевериям и предрассудкам в отношении к заболевшим людям, а также разъяснению опасностей самолечения, бесконтрольного использования лекарственных средств, обращения к шарлатанам. Во втором приводилось краткое описание средств и методов оказания первой доврачебной помощи домашними средствами при различных «видах болей» (головной, зубной, глазной, «в горле», «в груди», «в животе», «в пояснице»), при кашле, рвоте, поносе или запоре, сыпях, язвах, ушибах, ранах, переломах, грыжах. Разбирались приёмы оказания

History of Medicine

неотложной помощи при ожогах, обморожениях, отравлениях, при «обмирании от утопления», «угара», «удавления», «ушиба», «удара молнии». Отдельное внимание уделялось описанию правил поведения и «предосторожностей» при возникновении эпидемий «повальных и заразительных» болезней.

Обеспечение семинарий учебным пособием послужило формальным основанием для того, чтобы уже со следующего года открыть «классы медицины» во всех 45 существовавших на тот момент духовных семинариях [5]. Обязанность преподавания основ медицины по «Наставлению» С.Ф. Хотовиц-кого была возложена либо на штатных врачей при семинарских больницах, либо на медицинских чиновников территориальных врачебных управ, которым за эту работу полагалось особое жалование, выплачивавшееся семинариями.

Однако, как свидетельствуют обнаруженные нами архивные документы, «Врачебно-народное наставление для духовных училищ» С.Ф. Хотовицкого служило основой для преподавания медицины далеко не во всех семинариях. Нам удалось обнаружить целый ряд свидетельств того, что врачи, взявшие на себя обучение семинаристов, посчитали «Наставление» С.Ф. Хотовицкого явно недостаточным для достижения цели обучения будущих священнослужителей основам медицины.

Так, например, из отчёта Владимирской семинарии за 1846/1847 учебный год следовало, что преподававший в этой семинарии медицину статский советник М. Алмиринский читал курс на основании собственной учебной программы. Эта программа включала в себя:

♦ подробное введение в медицинскую специальность, содержавшее такие разделы как «Значение врача-священника» и «Особенная польза для общества от знания медицины сельскими священниками»;

♦ анатомию и физиологию;

♦ общую и частную патологию;

♦ общую и частную терапию;

♦ «краткое описание вида и способа приготовления внутренних и наружных врачебных средств» с отдельным подкурсом «домашние врачебные средства».

В Санкт-Петербургской семинарии в 1849/1850 учебном году также читались анатомия, физиология, диететика, терапия. Из отчёта семинарии следовало, что в ходе изучения анатомии слушателям было «дано понятие о составных частях человеческого тела, как плотных так и жидких..., рассмотрены внутренности лежащие в полостях головы, груди, брюхе..., пособием для чего служили Анатомические таблицы Вебера, принесённые в дар Семинарии». «Из физиологии, — говорилось далее в отчёте, — изложены процессы: пищеварения, дыхания, кровообращения, и отправлений, совершающихся на поверхности тела. По возможности объяснены: деятельность нервной системы и движение. Из Диетики: питательные вещества, питье: описаны свойства различных вод и, в случае порчи, средства к поправлению. Воздух чи-

стый и испорченный и средства к поправлению его. Одежда, обувь, постель, жилище. Влияние занятий на здоровье. Душевное влияние на здоровье. Движение и покой, сон и бдение. Из терапии — описаны лихорадочные воспалительные и сыпные болезни с указанием средств как содержать себя в диетическом отношении и подавать первоначальные пособия. Указан способ прививания оспы. Изложено пособие о скоропостижных случаях, как то: пострелах (ударах) и обмороках, сообразно причинам. Объяснены признаки мнимой и истиной смерти».

Учебная программа Вологодской семинарии включала разделы «анатомия, физиология, патология, наука о лекарственных веществах, диетика, наука о болезнях внутренних, хирургия или учение о болезнях наружных и гигиена». Из отчётов Тамбовской семинарии следует, что курс основ медицины преподавался не на основании Наставления Хотовицкого. «Начальные основания анатомии, с показанием изложенных в оной частей тела человека на анатомических таблицах Лодера и раскрашенных известного профессора Пирогова, краткая физиология и таковая же гигиена, главный очерк патологии общей и частной, — говорилось, в частности в отчёте за 1855 г. — Терапия с показанием общего плана врачевания болезней человеческих и частного способа как наружных, так чаще всего случающихся в народе телесных недугов, причём преимущественно обращено было внимание учащихся на заразительные и повальные болезни». Перечень подобных примеров может быть легко продолжен на основании отчётов Ярославской, Владимирской, Смоленской семинарий. В семинариях, где имелись больницы, преподавание велось в том числе и у постели больного9, где семинаристы «следили при кроватях больных за ходом их телесных недугов и за употреблявшим для них методом врачевания».

Согласно официальным отчётам обер-прокурора Синода ежегодно в духовных училищах курс медицинской подготовки (той или иной степени сложности и насыщенности) проходили от 3100 до 4000 воспитанников. Так, в 1848 г. их было 3355 человек, в 1849 г. — 3621, в 1850 г. — 3185; в 1851 г. — 3995; в 1852 г. — 3925; в 1853 г. — 3922; в 1854 г. — 3809; в 1855 г. — 3476; в 1856 г. — 3569 [5]. В общей сложности за период 1845-1866 гг., по нашим подсчётам, было подготовлено и выпущено около 38 500 воспитанников, которые имели представление об основах медицины и в случае необходимости могли самостоятельно оказать первую доврачебную помощь.

Такое количество выпускников духовных семинарий, прошедших медицинскую подготовку, несомненно послужило серьёзным подспорьем в деле организации медицинского обеспечения деревенских жителей.

Во-первых, эти выпускники, особенно те из них, которые стали священно- и церковнослужителями, положили начало проведению санитарно-просве-тительской работы среди крестьян, о чём имеются

9 Фельдшерская школа на 150 учеников была организована МГИ во

второй половине 1840-х гг. [3]

История медицины

прямые указания в отчётах обер-прокурора Синода. «По отзыву некоторых Преосвящённых, значительно умножается число таких пастырей, которые поучают не в одних храмах, при Богослужении, но также и вне оных, при посещении прихожан в домах. По наблюдению других, с умножением образованных Священников, начинают смягчаться грубые понятия и нравы паствы и исподволь улучшается их домашний быт: есть опыты и наставления поселян в правилах хозяйства и в подавании им врачебной помощи», — говорилось в отчёте обер-прокурора Синода за 1848 г.10

Во-вторых, выпускники духовных семинарий занимались активной пропагандой среди населения оспопрививания и непосредственно участвовали в практической реализации прививочной компании, осуществлявшейся МВД.

В-третьих, сохранились прямые указания на деятельное участие семинаристов в борьбе с эпидемиями. «Замечательнейшие плоды преподавания медицины открылись в особенности в семинарии Владимирской, — читаем мы в отчёте обер-прокурора Синода за 1848 г. — Два воспитанника оной, Иван Виноградов и Федор Сапорский, по засвидетельствованию инспектора Врачебной управы и местного Холерного комитета, с самоотвержением действовали во время свирепствовавшей эпидемии и спасли жизни многих жителей Владимира»11.

В-четвёртых, выпускники духовных семинарий внесли реальный вклад в повседневную работу по оказанию медицинской помощи крестьянам. В 1843 г. для обеспечения этой работы Священный правительствующий синод и Медицинский совет МВД приняли решение о подготовке и издании специального лечебника «в пользу сельских Священников»12. Разработка плана такого лечебника была поручена члену Медицинского совета лейб-медику Е.И. Рауху. И хотя в итоге замысел подготовки официального лечебника не осуществился, в 50-70-х гг. XIX века вышло в свет сразу несколько лечебников, предназначавшихся для использования священниками в практической работе по оказанию медицинской помощи населению [6-8].

О том, что практическая деятельность священнослужителей по оказанию медицинской помощи населению была достаточно эффективной, косвенно свидетельствует реакция широкой общественности, губернаторов, высших церковных иерархов и самих семинарий на прекращение обучения семинаристов основам медицины.

Решение об отмене преподавания основ медицины в семинариях последовало в 1866 г. и стало частью масштабной реформы духовных училищ, реализованной годом позже. Однако как только такое решение было принято, и епархии перестали получать священнослужителей, подготовленных в области медицины, в МВД и Священный прави-

10 РГИА. Ф. 1297. Оп.16. Д.384. Л. 1.

11 РГИА. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1848 год. СПб., 1849 г. Л. 48-49.

12 РГИА. Ф.1297. Оп.16. Д.384. Л.48.

тельствующий синод стали поступать обращения с просьбами и предложениями восстановить в учебных программах семинарий курс медицины. Так, уже в 1867 г. Смоленский губернатор обратился в Медицинский департамент МВД с просьбой разрешить «введение в курс семинарий медицинских знаний»13.

1 октября 1880 г. Духовщинское уездное земское собрание приняло решение обратиться в Священный правительствующий синод с ходатайством о введении в семинариях преподавания основ медицины и гигиены. В постановлении местного земского собрания прямо указывалось, что «в силу грамотной пользы, которую духовные пастыри могли бы приносить населению своими врачебными советами о соблюдении по возможности гигиенических и санитарных условий в жизни крестьянина и оказанием первоначальной необходимой медицинской помощи больному, ходатайствовать о преподавании в Духовных Семинариях народной гигиены»14.

И хотя Священный Синод каждый раз отказывал просителям, в 80-х—90-х гг. XIX столетия преподавание основ медицины и гигиены в духовных семинариях было вновь восстановлено. Оно не носило системного характера, как это имело место в 18451866 гг., однако число семинарий, в которых преподавались основы медицины и гигиена, превышало количество духовных училищ без этого курса. Так, в 1909/1910 учебном году преподавание основ медицины и гигиены осуществлялось в 27 из 49 действовавших семинарий.15

В одних случаях семинарии сами изыскивали средства для оплаты работы преподавателей, в других деньги преподавателям выплачивали местные земства. О заинтересованности земств в подготовке семинаристов в области медицины наиболее ярко свидетельствуют события, развернувшиеся в 18951902 гг. в Олонецкой губернии. Так, в 1895 г. по решению епископа Олонецкого и Петрозаводского Павла в Олонецкой семинарии было введено преподавание основ медицины воспитанникам 5 и 6 классов по «два урока» в неделю. Тогда же Александро-Свир-ское братство обратилось через губернскую управу к губернскому земскому собранию с просьбой изыскать 120 руб. на годовое содержание преподавателя. Губернское собрание в 1896 г. рассмотрело это обращение и не только поддержало его, но и предложило повысить ассигнования до 300 руб. с тем, чтобы увеличить количество «уроков» в семинарии до 5 в неделю [9].

Более того, в 1902 г. губернское земское собрание Олонецкой губернии разрешило местной управе ассигновать ещё 500 руб. для закупки домашних аптечек, которыми снабдила священников «для удобной подачи врачебной помощи» [9]. Суммируя сказанное выше, заметим, что нам представляется совершенно невероятным, чтобы столько усилий и средств тра-

13 РГИА. Ф.797. Оп.39. От.1. Стол 2. Л.1.

14 РГИА. Ф.797. Оп. 51. От.1. Стол 2. Д. 30. Л. 1.

15 РГИА. Ф. 802. 0п.10. Д.22. Л.3-5.

History of Medicine

тилось на осуществление замысла, который не приносил ощутимой пользы населению.

Таким образом, обнаруженные нами архивные документы позволяют констатировать, что в 18381845 гг. была организована и в 1845-1866 гг. успешно функционировала система обучения семинаристов основам медицины в духовных училищах. За указанный период было подготовлено и выпущено около 38 500 воспитанников, освоивших основы медицины. Они принимали участие в борьбе с эпидемиями, оспопрививании, оказывали первую медицинскую помощь и проводили санитарно-просветительскую работу среди крестьянского населения, чем внесли важный вклад в дело организации медицинского обеспечения государственной деревни в XIX столетии. Высокая востребованность в выпускниках духовных семинарий, прошедших подготовку в области медицины, привела к тому, что даже после упразднения курса основ медицины из учебных программ семинарий, последовавшего в 1866 г., в части семинарий преподавание основ медицины было вновь восстановлено и продолжалось вплоть до 1919 г.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Олейникова В.С. Первая попытка введения преподавания медицинских дисциплин в духовных академия и семинариях. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 6: 317-8.

2. Затравкин С.Н., Щепин В.О., Олейникова В.С. Обеспеченность населения врачами в Российской империи в Х1Х - начале ХХ веков. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(4): 236-40.

3. Историческое обозрение 50-летней деятельности Министерства государственных имуществ. 1837-1887. Спб.: 1888.

4. Хотовицкий С.Ф. Врачебно-народное наставление для духовных училищ. СПб.: 1844.

5. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1843-1856 годы. СПб.: 1844-57.

6. Паулицкий Ф.К. Сельский домашний лечебник. Руководство для помещиков, сельских священников, управляющих имениями и сельских хозяев, содержащее в себе краткие и ясные наставления, как сберечь свое здоровье, предохранить себя от болезней или излечиться от них простыми домашними и недорогими средствами. СПб.: 1855.

7. Дерикер В. Народный лечебник. Руководство к пользованию болезней простыми, домашними и гомеопатическими средствами для сельских священников, домохозяев и грамотных знахарей. СПб.: 1863.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Гуссинский Практический лечебник или краткое руководство для сельских священников — подавать своевременное пособие заболевающим крестьянам. Каменец-Подольск: 1875

9. Олонецкие губернские ведомости. 1902; 14 февраля.

Поступила 20.02.217 Принята в печать 14.03.2017

REFERENCES

1. Olejnikova V.S. The first attempt of introducig the teaching of medical disciplines in the religious academies and seminaries. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2016; 6: 3178. (in Russian).

2. Zatravkin S.N.,Shhepin V.O., Olejnikova V.S. Security of the population with doctors in the Russian Empire in the 19th — early 20th centuries. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2017; 25(4) : 236-40. (in Russian).

3. Historical review of 50 years of activity of the Ministry of State Property. 1837-1887 [Istoricheskoe obozrenie 50-letnej dejatel'nosti Ministerstva gosudarstvennyh imushhestv. 1837-1887]. St. Petersburg: 1888. (in Russian).

4. Hotovickij S.F. Medical-popular instruction for religious schools [Vrachebno-narodnoe nastavlenie dlja duhovnyh uchilishh]. St. Petersburg: 1844. (in Russian).

5. Extract from the report of the Chief Procurator of the Holy Synod of the 1843-1856 years [Izvlechenie iz otcheta ober-prokurora Sv-jatejshego Sinoda za 1843-1856 gody]. St. Petersburg: 1844-57 (in Russian).

6. Paulickij F.K. Rural Family Medicine. Guide for landlords, village priests, estate managers and farmers, containing a brief and clear instructions on how to preserve their health, to protect themselves from disease or recover from them by simple and inexpensive means of household [Sel'skij domashnij lechebnik. Rukovodstvo dlja po-meshhikov, sel'skih svjashhennikov, upravljajushhih imenijami i sel'skih hozjaev, soderzhashhee v sebe kratkie i jasnye nastavleni-ja, kak sberech' svoe zdorov'e, predohranit' sebja ot boleznej ili izlechit'sja ot nih prostymi domashnimi i nedorogimi sredstvami]. St. Petersburg: 1855. (in Russian)

7. Deriker V. Folk medical. Guide to the use of simple diseases, home and homeopathic remedies for rural priests, householders and competent healers [Narodnyj lechebnik. Rukovodstvo k pol'zovaniju boleznej prostymi, domashnimi i gomeopaticheskimi sredstvami dlja sel 'skih svjashhennikov, domohozjaev i gramotnyh znaharej]. St. Petersburg: 1863. (in Russian)

8. Gussinskij Practical medical manual or quick reference guide for rural priests — to submit timely benefit farmers fall ill [Prakticheskij lechebnik ili kratkoe rukovodstvo dlja sel'skih svjashhennikov — podavat' svoevremennoe posobie zabolevajushhim krest'janam]. Kamenetz-Podolsk: 1875.(in Russian)

9. Oloneckie gubernskie vedomosti. 1902: 14 February. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.