The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (5) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-317-320
History of medicine
© Олейникова В.С., 2016 УДК 61:93:268
Олейникова В.С.
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ВВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДУХОВНЫХ АКАДЕМИЯХ И СЕМИНАРИЯХ
ФГБУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, Москва
Статья посвящена первой попытке введения преподавания медицинских дисциплин в духовных академиях и семинариях. Причиной появления "класса медицины" в духовных училищах послужило бедственное положение крестьян, связанное с практически полной невозможностью получения ими медицинской помощи. Инициатором введения преподавания медицины в духовных училищах выступила Русская Православная Церковь. В 1802 г. по указу Александра I преподавание медицинских дисциплин было включено в программу обучения в духовных училищах. В работе над императорским указом принимали участие известные государственные деятели: статс-секретарь Д.П. Торощинский, директор Медицинской коллегии А.И. Васильев, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий и другие члены Священного Синода. Курс медицины, читавшийся в духовных училищах, был представлен анатомией, физиологией, терапией, ботаникой, фармакологией, оказанием неотложной медицинской помощи. Однако во многих семинариях положения указа реализовать не удалось по причине нехватки преподавателей. В середине 1808 г. императорский указ был отменен. Ключевые слова: духовные училища; медицина; церковь; медицинская помощь. Для цитирования: Олейникова В.С. Первая попытка введения преподавания медицинских дисциплин в духовных академиях и семинариях. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (5): 317—320. DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2016-24-5-317-320
Для корреспонденции: Олейникова Валерия Сергеевна, лаборант-исследователь Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, Москва, [email protected]
Oleinikova VS.
THE FIRST ATTEMPT OF INTRODUCING OF TEACHING OF MEDICAL DISCIPLINES IN RELIGIOUS ACADEMIES AND SEMINARIES
The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia The article is devoted to the first attempt of introduction of teaching of medical disciplines in religious academies and seminaries. The cause of appearance of "medicine class» in religious schools served miserable condition ofpeasants related to factually total impossibility to receive medical care. The Russian orthodox church acted as an initiator of introduction of teaching of medicine in religious schools. In 1802, Alexander I by hiss Ukaz introduced teaching of medical disciplines into programs of religious schools. The Emperor Ukaz was developed by such well-known statesmen as .secretary of state D.P. Toroschinskii, director of medical board A.I. Vasiliev, metropolitan Novgorodskii and Sankt-Peterburgskii Amvrosii and other members of Holy Synod. The course of medicine taught in religious schools was presented by anatomy, physiology, therapy, botanics, pharmacology, emergency medical care. However, in many religious schools the clauses of Ukaz were not implemented because of lacking of teachers. And in the middle of1808 the emperor Ukaz was abrogated.
Keywords: religious school; medicine; church; medical care
For citation: Oleinikova V.S. The first attempt of introducing of teaching of medical disciplines in religious academies and seminaries. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (5): 317—320. (In Russ.) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2016-24-5-317-320
For correspondence: Oleinikova V.S., lab assistant-researcher. e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support
Received 15.01.2015 Accepted 28.01.2016
На протяжении XIX—XX века в Российской империи существовала система подготовки священнослужителей, способных оказывать медицинскую помощь. Эта система была создана совместными усилиями органов государственной власти и Священного Синода, и, как свидетельствуют обнаруженные архивные документы, только за период 1848—1856 гг. духовными академиями и семинариями, на базе которых формировалась эта система, было выпущено 32 857 священников, обученных азам медицины и способных оказывать медицинскую помощь. Вместе с тем о существовании и деятельности этой системы в историко-медицинской литературе практически ничего не сообщается1. Настоящая статья призва-
на восполнить существующий пробел и посвящена первой попытке введения преподавания медицины в духовных училищах.
Причиной создания этой системы стало бедственное положение крестьян, связанное с практически полной невозможностью получить медицинскую помощь. В результате многие заболевания, например чесотка, воспалительные заболевания глаз, травмы и повреждения конечностей, приводили к инвалиди-зации, а иногда даже к смерти крестьян. "Несносно видеть страждущую чернь различными болезнями, — говорилось в одном из документов того времени. — Она часто от маловажных причин безвременно прекращает дни свои. Потому что не имеет
'Краткое упоминание о подготовке в духовных учебных заведениях священнослужителей, способных оказывать медицинскую по-
мощь, содержится лишь в опубликованной в 1851 г. книге Я.В. Ха-ныкова "Очерк истории медицинской полиции в России" [1].
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (5)
318_РР! http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-317-320
История медицины
надлежащих пособий от состоящих врачей. Ибо они отстают от городов до пограничных мест уезда более иногда ста верст, а иногда за множеством народа выполнять им свою должность весьма неудобно"2.
Активные поиски решения этой проблемы начались в период правления Павла I. В 1798 г. было высказано предложение подготовить специальное наставление для крестьян с описанием простейших болезней и списком растений, из которых они могли бы сами составить лекарства3. Одновременно митрополит Новгородский Гавриил выступил с инициативой отправлять на обучение к "лекарскому ученику" по несколько семинаристов, чтобы они обучились методам лечения и ухода за больными. 31 октября 1798 г. даже последовал Синодальный указ "О порядке учения в Духовных академиях и Семинариях", которым предписывалось, "употреблять по очереди, в помощь лекарскому ученику по нескольку из семинаристов, которые бы, присматриваясь к образу лечения, замечали при том, какие для какой болезни более употребляют лекарства, а паче о таких, которые бы можно было простому народу получать в своих селениях из тамошних произрастаний, ... чтобы ученики имели некоторое понятие о врачевании" [2]. Однако никаких практических последствий этот указ не имел.
К решению проблемы оказания медицинской помощи крестьянам вновь вернулись в 1802 г. Инициатором выступил Слободской священник Илья Морозов из Подгорной слободы Острогожского уезда Слободско-Украинской губернии, направивший письмо на имя Александра I. И. Морозов вновь отметил бедственное положение крестьян и выступил с предложением ввести преподавание медицинских дисциплин в духовных училищах, включив их в программу обучения богословских и философских классов4.
Инициатива священника была одобрена императором и 17 июля того же года, был издан императорский указ "О замене в селениях недостатка врачебных учреждений заведением в духовных училищах к сему познаний" [3]. Над ним работали статс-секретарь Д.П. Торощинский, директор Медицинской коллегии А.И. Васильев, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий и другие члены Святейшего Синода, а также лично Александр I.
В указе говорилось, что из-за острого дефицита врачей даже самые простые болезни и травмы для крестьян становятся смертельными. "Известно что в поселениях, где нет врачей, по невежеству, закоренелому обычаю и приемам пользования болезней противных естеству и здравому разуму, часто самые легкие припадки делаются смертоносны". В целях обеспечения необходимой медицинской помощи крестьянам император повелел организовать
2Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 468. Оп. 43. Д. 386. Л. 70—72.
3РГИА. Ф. 307. Оп. 83. Л. 3.
4РГИА. Ф. 468. Оп. 43. Д. 386. Л. 71 "В таковых обстоятельствах
бедствующая чернь получа часто не такие опасные болезни, но со
временем остаются оные не излечимыми. Нельзя так же без при-
скорбия объяснить и бедную участь младенческого возраста, коли
по оной во время оспы и других болезней злостраждет, а иногда и
совсем прерывается".
в духовных училищах обучение азам медицины семинаристов: "Желая открыть поселянам по сей части нужную и столько же простую, как и близкую к образу жизни их помощь, Я признал за благо возложить сию обязанность на духовенство, доставив ему способы с познаниями, сану его свойственными, соединить некоторое понятие и о врачебной науке" [3]. Для достижения же этой цели, императором предписывалось следующее.
Первое. Необходимо направлять врачей во все духовные училища, для преподавания курсов медицинских дисциплин семинаристам, пока сами семинарии не будут иметь собственных преподавателей. "Медицинская коллегия. дает всем врачебным Управам предписание, чтобы они по требованиям Епархиальных Архиереев отряжали искуснейших врачей, для преподавания в духовных училищах . первых начал врачебной науки, доколе не заведут они собственных своих учителей" [3].
Второе. Для того чтобы в семинариях появились собственные преподаватели, необходимо отправлять по несколько семинаристов в медико-хирургические академии, для обучения их медицинским дисциплинам в полном объеме. "К числу 50 человек студентов5 из духовных училищ, в Медицинские институты отправляемых, на том же коште иметь оных быть отряжаемо по нескольку человек для образования их в тех институтах врачебной науке, дабы по обучении их и возвращении в Епархии могли они сами в духовных училищах преподавать сие искусство" [3].
Кроме того, Медицинской коллегии надлежало подготовить и издать специальный "лечебник" для крестьян, который включал бы краткие описания наиболее распространенных болезней и список лекарств, возможных для приготовления в домашних условиях. Тираж издания должен был соответствовать числу семинарий и приходских церквей для распространения его среди населения. Конкретные шаги по реализации данного указа было поручено продумать и осуществить директору Медицинской коллегии А.И. Васильеву и митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Амвросию.
За императорским указом последовал Синодальный указ "О заведении в семинариях обучения медицинским наукам", исполнение которого поручалось епархиальным архиереям Московской синодальной конторы [4].
В обязанность архиереев входили отбор студентов, взаимодействие с врачебными управами для решения конкретных проблем, связанных с введением преподавания медицины в семинариях, предоставление рапортов и ведомостей о направлении семинаристов в академии в Святейший Синод. "Преосвященные Епархиальные Архиереи ... отряжали из Духовных Училищ в Медицинские институты студентов, выбирая из них таких, кои могут быть способны для образования их в тех Институтах врачебной науке".
5Согласно указу императора от 22 декабря 1796 г., по распоряжению Медицинской коллегии, необходимо было направлять по 50 человек семинаристов в Медико-хирургические академии, для обучения их оказанию медицинской помощи солдатам в воинских частях.
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (5)
DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-317-320_319
History of medicine
В процессе обсуждения количества отправляемых семинаристов в медико-хирургические академии А.И. Васильевым было принято решение направить по 5 человек в Московскую и Санкт-Петербургскую академии. Для сокращения времени пребывания студентов в медико-хирургических академиях, предлагалось отправлять учеников, уже получивших некоторые знания по медицине в семинариях.6 Отметим, что все семинаристы, направленные в 1802 г. в медико-хирургические академии, успешно окончили обучение в 1807 г. В 1805 г. также было принято решение направить на обучение еще 27 человек для увеличения числа преподавателей медицины7.
В свою очередь митрополитом Амвросием был представлен список семинарий, ученики которых должны были быть отправлены на обучение в медико-хирургические академии: в Санкт-Петербургскую направлялись учащиеся из Александро-Невской академии и Новгородской, Ярославской, Тверской и Вологодской семинарий, в Московскую — из Московской славяно-греко-латинской академии, из семинарии при Троицкой Сергиевой лавре, а также Рязанской, Владимирской и Тульской семинарий. Остальные же семинарии должны были ждать дальнейших распоряжений8.
В середине июля 1802 г. последовала рассылка реестров в 43 семинарии, где должна была преподаваться "медицинская наука"9. Одновременно Медицинская коллегия поручила врачебным управам направлять врачей для преподавания курсов медицинских дисциплин в семинариях и осуществлять контроль над процессом преподавания.
Благодаря обнаруженным рапортам за 1803— 1805 гг. можно реконструировать организацию и содержание учебного процесса в духовных училищах. Занятия проводились 3 раза в неделю по 1—2 ч. По предписанию врачебных управ во всех семинариях на занятиях использовались учебники лучших авторов того времени. В частности, курс анатомии читался по учебнику Ю.Х. Лодера "Руководство по анатомии". Физиология преподавалась по учебникам И.Ф. Блюменбаха "Физиология, или наука о естестве человеческом" и М.Х. Пекена "Начальные основания физиологии или науки о естестве человеческом", патология и "врачебное веществословие" — по руководству И.Д. Гауба "Начальные основания врачебной патологии, то есть науки о свойстве, причинах, припадках и различных болезней, в человеческом теле случающихся", терапия и хирургия — по книге Г. Гуме "Начальные основания врачебной науки". Курс ботаники читался по руководству знаменитого профессора К. Линнея "Ботаника". Большинство этих учебников было переведено на русский язык и использовалось для преподавания на медицинском факультете Московского университета и в медико-хирургических академиях.
6РГАДА. Ф. 344. Оп. 3. Д. 1. Л. 245. 7РГИА. Ф. 797. Оп. 1. Д. 2906. 8РГАДА. Ф. 344. Оп. 3. Д. 1. Л. 251. 9РГИА. Ф. 307. Оп. 83. Л. 60—61.
На занятиях по анатомии учащиеся изучали строение костей и мышц, органов брюшной и грудной полости, головы с отдельным изучением уха, глаз, носа, рта и глотки10. Для наглядности обучения использовались таблицы и рисунки. В некоторых семинариях, в частности в Орловском духовном училище, студентам демонстрировали внутренние органы на трупах животных11. В курс физиологии входило изучение систем кровообращения, дыхания, пищеварения, органов чувств и процессов осязания, обоняния, вкуса, зрения и слуха. Также на занятиях студентам рассказывали о процессе дыхания, глотания, пищеварения, кроветворения. Занятия по физиологии для большей наглядности проходили совместно с курсом анатомии.
Хирургия включала в себя общую хирургию, где рассматривались методы лечения язв, различного рода воспалений и др., и травматологию с лечением вывихов, переломов костей, "свежих ран", ушибов и термических ожогов. Также семинаристов обучали технике кровопускания, прикладывания пиявок, шпанских мух, промывания желудка, постановке клизм и удаления гнилых зубов. Терапия была представлена изучением методов лечения лихорадочных состояний, пневмоний, поносов и инфекционных заболеваний. Особое внимание уделялось обучению семинаристов выполнению операции оспопрививания. В курс обучения входил и раздел, посвященный оказанию неотложной медицинской помощи. В нем рассказывалось о помощи женщинам и детям, роженицам, неотложной помощи при солнечном ударе и утоплении.
По окончании каждого семестра семинаристы сдавали экзамены, на которых присутствовали члены консистории, "гражданские начальники" и чиновники врачебных управ. По результатам сдачи экзаменов семинаристы аттестовались, а списки с успехами экзаменующихся направлялись в Медицинскую коллегию12.
Однако спустя год в семинариях возникли трудности в исполнении императорского указа. Как свидетельствует рапорт Псковской духовной семинарии, из-за отсутствия интереса учеников к предмету студенты могли прийти на занятия не в полном составе, либо вовсе отсутствовать13. В рапорте Сло-бодско-Украинской и Харьковской семинарии настоятель выражал особую просьбу о замене преподавателя, поскольку из-за плохого зрения и слишком тихого голоса лектора семинаристы плохо усваивали материал14. В некоторых семинариях практически полностью приостановилось преподавание медицины по причине нехватки учителей. В отчете "О преподавании в духовных училищах медицинской на-
10Рапорт оператора 4-го класса Никитникова из Полтавской (бывшей Малороссийской) Переяславской семинарии РГИА. Ф. 1294. Оп. 1. Св. 22. Д. 25. Л. 1—3.
"РГИА. Ф. 1294. Оп. 1. Св. 22. Д. 28. Л. 1—2.
12РГИА. Ф. 1294. Оп. 1. Св. 22. Д. 31. Л. 1.
13РГИА. Ф. 307. Оп. 83. Л. 227.
14РГИА. Ф. 307. Оп. 83. Л. 243.
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (5) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-317-320
уки" министр внутренних дел15 дал пояснения по отсутствию преподавания медицинских дисциплин в духовных училищах:
♦ из-за неукомплектованности императорских войск и гражданских учреждений докторами местное начальство не может предоставить семинариям врачей в качестве преподавателей;
♦ имеющиеся на службе иностранные доктора настолько плохо знают русский язык, что не представляется возможным привлечь их к преподавательской деятельности;
♦ даже те медицинские чиновники, которые находятся непосредственно во врачебных управах, не могут исполнять роль лектора, так как они часто находятся в командировках по уездам и воинским частям.
Острая нехватка преподавателей и невозможность решить эту проблему сыграла ключевую роль в судьбе первой попытки обучению семинаристов основам медицины. 18 июля 1808 г. последовал указ Александра I об отмене преподавания медицины в духовных училищах. "Хотя указом Нашим в 17 день Июля 1802 года Синоду данным, и повелели Мы в духовных училищах учредить класс врачебной науки, с тем, чтобы для преподавания оной, доколе не будут сии училища иметь собственных своих учителей, отряжать врачебным управам искусных членов, или из других по городам находящихся медицинских чиновников; но как из дошедших сведений видим Мы, что во многих семинариях совсем не преподаются врачебные лекции, за недостатком медицинских чиновников, да и в начертании правил о обра-
История медицины
зовании впредь духовных училищ, класс врачебной науки по Семинариям более уже не полагается"16. К этой проблеме вновь вернутся лишь спустя 30 лет. Исследование не имело спонсорской поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ханыков Я.В. Очерк истории медицинской полиции в России. СПб.; 1851.
2. О порядке учения в Духовных академиях и Семинариях (№ 18.726). В кн.: Полное собрание законов Российской империи 1798—1799 гг. СПб.; 1798; т. 25: 426.
3. О замене в селения недостатка врачебных учреждений заведением в духовных училищах к сему познаний (№ 20.334). В кн.: Полное собрание законов Российской империи 1802—1803 гг. СПб.; 1802; т. 27: 194.
4. О заведении в Семинариях обучения Медицинским наукам (№ 20.346). В кн.: Полное собрание законов Российской империи 1802—1803 гг. СПб.; 1802; т. 27: 204.
Поступила 15.01.2015 Принята в печать 28.01.2016
REFERENCES
1. Khanykov Ya.V. Essay on the History of Medical Police in Russia. [Ocherk istorii meditsinskoy politsii v Rossii]. St. Petersburg; 1851. (in Russian)
2. On the order of exercises in the Theological Academy and Seminary (№ 18.726). In: Complete Collection of Laws of the Russian Empire 1798—1799. [Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii 1798—1799]. St. Petersburg; 1798; Vol. 25: 426. (in Russian)
3. Replacement of villages lack of medical institutions institution in religious schools towards this knowledge (№ 20.334). In: Complete Collection of Laws of the Russian Empire 1802—1803. [Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii 1802—1803]. St. Petersburg; 1802; Vol. 27: 194. (in Russian)
4. About the place in the seminary training of Medical Sciences (№ 20.346). In: Complete Collection of Laws of the Russian Empire 1802—1803. [Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii 1802— 1803]. St. Petersburg; 1802; Vol. 27: 204. (in Russian)
15С 1803 г. с образованием министерств Медицинская коллегия
вошла в состав Министерства внутренних дел в качестве Экспедиции государственной медицинской управы.
16РГИА. Ф. 796. Оп. 89. Д. 572. Л. 1.