Научная статья на тему 'Организация системы бюджетного контроля на уровне субъекта Российской Федерации'

Организация системы бюджетного контроля на уровне субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1149
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЯ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / BUDGETARY SYSTEM / TREASURY BUDGET PERFORMANCE / THE CONTROL AND AUDITING ACTIONS / THE DECENTRALIZED BODIES OF FINANCIAL CONTROL / ADMINISTRATIVE PROCESSES / CONTROL COORDINATION / DEPARTMENTAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Елена Сергеевна

Статья посвящена проблемам организации бюджетного контроля, в частности децентрализованным органам контроля на уровне субъекта Российской Федерации. Рассматривается порядок исполнения бюджетов Российской Федерации, основные принципы бюджетной системы, построения сложных управленческих систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY CONTROL SYSTEM ORGANIZATION AT THE LEVEL OF SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Article is devoted to issues in budgetary control organization, more specifically to the decentralized control authorities at the level of the subject of the Russian Federation. Order of budget utilization of the Russian Federation, basic principles of the budgetary system, creation of difficult administrative systems come under review.

Текст научной работы на тему «Организация системы бюджетного контроля на уровне субъекта Российской Федерации»

Ульихин Виктор Сергеевич - главный специалист Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, e-mail: ulikhinvictor@yandex.ru.

Ul’ikhin Victor Sergeevich - Chief Specialist of Buryatia Republic Parliament’s Economic Policy, Natural Resources Use and Environmental Protection Committee, e-mail: ulikhinvictor@yandex.ru.

УДК 336.14 © Е.С. Алексеева

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена проблемам организации бюджетного контроля, в частности децентрализованным органам контроля на уровне субъекта Российской Федерации. Рассматривается порядок исполнения бюджетов Российской Федерации, основные принципы бюджетной системы, построения сложных управленческих систем.

Ключевые слова: бюджетная система, казначейское исполнение бюджета, контрольно-ревизионные действия, децентрализованные органы финансового контроля, управленческие процессы, координация контроля, ведомственный контроль.

E.S. Alexeeva

BUDGETARY CONTROL SYSTEM ORGANIZATION AT THE LEVEL OF SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Article is devoted to issues in budgetary control organization, more specifically to the decentralized control authorities at the level of the subject of the Russian Federation. Order of budget utilization of the Russian Federation, basic principles of the budgetary system, creation of difficult administrative systems come under review.

Keywords: budgetary system, treasury budget performance, the control and auditing actions, the decentralized bodies of financial control, administrative processes, control coordination, departmental control.

Несмотря на многоуровневый характер и сложность решаемых задач, бюджетная система страны должна оставаться единым финансовым организмом, в рамках которого должны осуществляться согласованные процессы управления государственными финансами и обеспечиваться сбалансированное развитие как всех ее элементов, так и системы в целом. Единство бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается наличием единой правовой базы, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, применением санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и территорий. На основе указанных параметров построения и функционирования бюджетной системы страны достигается необходимое единство в управлении государственными финансами Российской Федерации. Единство в управлении логично требует создания стройной системы бюджетного контроля, которая обеспечит законность и единообразие контроля за денежными средствами во всей бюджетной системе России и позволит сопоставить показатели экономичности и эффективности ис-

пользования государственных финансовых ресурсов на разных ее уровнях [1, с. 29].

Большую роль в обеспечении единообразия бюджетного контроля играют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. В первую очередь, это органы федерального казначейства. Территориальные органы казначейства обеспечивают исполнение федерального бюджета в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Функциями и задачами органов Федерального казначейства являются:

- распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;

- осуществление предварительного и текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств бюджетополучателями и управление денежными средствами на счетах казначейства;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и представление соответствующим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях по соответствующему

бюджету и др. Существующая практика исполнения доходной части бюджетов всех уровней предполагает казначейское исполнение в системе федерального казначейства. Федеральное казначейство на своих счетах аккумулирует доходы всех уровней бюджетной системы и прогнозирует поступление доходов. Управление федерального казначейства находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации. Минфин России осуществляет проверку эффективности проводимых операций с государственными средствами на основе контрольноревизионных действий, разрабатывает методическое обеспечение и проверяет деятельность органов ведомственного контроля, предпринимает необходимые меры по реализации контрольных мероприятий. Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Росфиннадзора, Федерального казначейства, других госорганов.

Основной задачей территориальных управлений Росфиннадзора в субъектах Федерации является осуществление в пределах своей компетенции последующего бюджетного контроля на территории соответствующего субъекта Федерации. Важными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются непосредственная организация и проведение финансового контроля по линии органов исполнительной власти. Ряд других федеральных органов исполнительной власти осуществляют бюджетно-финансовый контроль на несистематической основе, например органы прокуратуры, органы внутренних дел. Несмотря на единство бюджетной системы России, которая обеспечивается едиными бюджетными классификациями и формами бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой и другими параметрами, необходимо создавать на уровне территорий децентрализованные органы финансового контроля, ответственные перед населением соответствующих территорий.

Ситуация, когда сложные процессы развиваются не за счет централизованного воздействия, а за счет локального взаимодействия элементов, широко распространена в управленческих процессах. В больших, сложных системах часто приходится переходить от централизованного

управления к децентрализованному. Такая необходимость определена как плата за сложность, присущую большим системам. Так и в организации бюджетного контроля не следует выстраивать централизованную систему органов бюджетного контроля [2, с. 85]. Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает создания высшего органа финансового контроля на уровне субъекта Российской Федерации, а предполагает создание системы органов бюджетного контроля, которая состоит из органов, создаваемых законодательными органами субъекта Российской Федерации, и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная система органов бюджетного контроля на уровне субъекта Российской Федерации должна обеспечить полный и всесторонний бюджетный контроль.

В научной литературе под координацией понимается установление согласованности, целесообразного соотношения действий подсистем той или иной системы для достижения общих целей с наименьшими затратами (в данных условиях) усилий и средств. С учетом отмеченного Е.В. Шорина определяла, что координация контроля означает согласование и установление целесообразного соотношения действий органов контроля [3, с. 274]. Организованные исполнительной властью и ей подотчетные органы финансового контроля проводят внутренний контроль деятельности ее структур, помогают более эффективно организовать управление республиканскими ресурсами. Наделенные сравнительно более широкими полномочиями счетные палаты субъектов проводят внешний, независимый от исполнительной власти, контроль. Созданные законодательные условия способствуют замкнутости финансового контроля по уровням бюджетной системы Российской Федерации, что приводит к развитию положений о внешнем финансовом контроле в рамках законодательства субъектов Российской Федерации.

Полномочия контрольно-счетной палаты республики определяются Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Республики Бурятия от 05.05.2011 №2087-ГУ «О Счетной палате Республики Бурятия». В соответствии с данным законом Счетная палата Республики Бурятия является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Народным Хуралом Республики Бурятия и подотчетным ему. Счет-

ная палата Республики Бурятия строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением доходов и расходов республиканского бюджета по всем видам и направлениям. Контрольно-счетный орган не должен ограничиваться в рамках государственных финансов в выборе конкретных направлений контроля. Это в большей степени способствует маневренности и эффективности контроля и обеспечивает возможность быстрого реагирования на все процессы накопления и перераспределения финансовых ресурсов республики. Способом воздействия Счетной палаты на выявленные в ходе контрольных мероприятий нарушения выступают представления и предписания. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Народный Хурал Республики Бурятия. Сама же Счетная палата применять санкции неправомочна, что снижает эффективность ее деятельности. Счетная палата в процессе исполнения республиканского бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями республиканского бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ. Ежегодные бюджеты выполняют функцию разработки и проведения государственной политики в области доходов и расходных программ. Поэтому при принятии ежегодных бюджетов, утверждении отчетов об исполнении бюджетов проверяется эффективность теоретических разработок и результативность бюджетной политики. Следует отметить, что Счетная палата, находясь вне структуры исполнительной власти, должна более полно осуществлять внешний финансовый контроль за рациональным формированием государственных ресурсов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств и государственной собственности высшими исполнительными органами власти, министерствами и ведомствами при реализации крупных стратегических и межведомственных программ.

В рамках исполнительной ветви власти Правительство республики обладает обширными полномочиями в области бюджетного контроля, поскольку контроль является одним из звеньев возложенной на него функции управления финансовыми и материальными ресурсами. Его задачей является также организация системы финансового контроля в исполнительной власти

республики, включающей органы межведомственного и ведомственного контроля, и обеспечение эффективности ее функционирования. В соответствии с Законом Республики Бурятия от 21 июня 1995 года № 140-Г «О Правительстве Республики Бурятия», правительство республики обеспечивает исполнение республиканского бюджета; готовит отчеты об исполнении республиканского бюджета для внесения Президентом Республики Бурятия на рассмотрение Народного Хурала РБ. Уполномоченным финансовым органом является Минфин республики. Согласно Постановлению Правительства Республики Бурятия от 9 октября 2007 г. № 308 «О Министерстве финансов Республики Бурятия», Министерство финансов осуществляет:

- реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере финансовой, бюджетной, налоговой политики, государственного долга Республики Бурятия;

- составление проекта республиканского бюджета и подготовку отчетов об его исполнении;

- функции по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных обязательных общепринятых правил поведения в финансово-бюджетной сфере и соблюдению бюджетного законодательства.

Минфин осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за ведением операций с республиканскими бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, других участников бюджетного процесса. Главные распорядители и распорядители республиканских бюджетных средств осуществляют бюджетный контроль в отношении подведомственных получателей бюджетных средств согласно законодательству. Таким образом, на уровне субъекта Федерации выстраивается децентрализованная система органов бюджетного контроля, которая ответственна перед населением соответствующих территорий.

Литература

1. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2010.

2. Василенко В.И., Жовтун Д.Т., Петренко Е.Л. Управление модернизаторскими процессами и характеристиками. - М.: РАГС, 2004.

3. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. - М.: Наука, 1981.

Алексеева Елена Сергеевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического факультета Бурятского государственного университета. E-mail: alsle-na22@yandex.ru

Alexeeva Elena Sergeevna, Candidate of Legal Sciences, Senior lecturer at Constitutional, Administrative and Municipal Law Chair, Law Faculty of Buryat State University. E-mail: alslena22@yandex.ru

УДК 342.55 © Е.М. Шайдулина

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН ОБЩЕСТВЕННЫМИ СОВЕТАМИ ПО ВОПРОСАМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, СОЗДАВАЕМЫМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье рассматривается правовой статус общественных советов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, создаваемых на муниципальном уровне. Исследуются правовые акты органов местного самоуправления с точки зрения полномочий таких советов по защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, общественные советы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, защита прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, органы местного самоуправления.

E.M. Shaydulina

SOME FEATURES OF THE CITIZENS’ RIGHTS PROTECTION BY PUBLIC COUNCIL FOR HOUSING AND UTILITIES CREATED AT THE MUNICIPAL LEVEL

The paper considers legal status of Public Councils for Housing and Utilities, being created at the municipal level. Local government legal acts are examined from the standpoint ofprocuracy of these councils for the protection of citizens’ rights in the housing and utilities sphere.

Keywords: Housing and Utilities, Public Councils for Housing and Utilities, protection of citizens’ rights in the housing and utilities sphere, local self-government authorities.

Согласно ст. 34 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольно-счетный орган, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Это так называемые типичные (традиционные) органы, которые создаются во всех без исключения муниципальных образованиях. Однако на муниципальном уровне функционируют также иные органы, деятельность которых направлена в т.ч. на защиту прав граждан в жилищно-коммунальной сфере. Так, среди органов, создаваемых на местном уровне и осуществляющих защиту прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее -ЖКХ), можно назвать такие нетипичные (нетрадиционные) органы, как общественные советы по вопросам ЖКХ. Одной из причин создания указанных советов на местном уровне является

функционирование аналогичных органов на уровне субъектов РФ (Республика Ингушетия [2], Еврейская автономная область [3], Иркутская [4], Калининградская [5], Кемеровская [6], Костромская [7], Смоленская [8, с. 28], Томская [9] области). В Республике Ингушетия и Кемеровской области органам местного самоуправления напрямую рекомендовано создать в муниципальных образованиях аналогичные координационные советы. Наименования данные советы носят различные: координационные [10; 11], общественные [12; 13; 14, С. 18; 15], наблюдательные [16] советы по вопросам ЖКХ, хотя их функции и полномочия во многом схожи. Созданы данные советы в качестве совещательных коллегиальных органов, как правило, при главах муниципальных образований [17].

Проведенный анализ муниципальных нормативных правовых актов о координационных советах по вопросам ЖКХ показал, что основной целью создания таких советов является организация взаимодействия и координации деятельности органов местного самоуправления, организаций коммунального комплекса, объединений граждан-собственников помещений в многоквартирных домах, управляющих и обслужи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.