Научная статья на тему 'Организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса'

Организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. / PROFESSIONAL COMPETENCE / NETWORKING / NETWORKING EVENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бужинская Н. В., Васева Е. С., Уаисова М. М.

В статье рассматривается роль сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, технического и профессионального образования. Уделено внимание трактовке понятия «сетевое взаимодействие». Представлены задачи организации сетевого взаимодействия в форме события или мероприятия. Предложены этапы организации сетевого мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бужинская Н. В., Васева Е. С., Уаисова М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the role of network interaction between educational institutions in the vocational training of students enrolled in programs of secondary vocational education, technical and vocational education. Attention is paid to the interpretation of the concept of "network interaction". Presents the tasks of organizing network interaction in the form of an event or event. The proposed stages of the organization of the network event.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса»

Бужинская Н. В.

к.п.н., доцент кафедры ИТ, Филиал РГППУ в г.Нижний Тагил

Васева Е. С. к.п.н., доцент кафедры ИТ, Филиал РГППУ в г.Нижний Тагил

Уаисова М. М. преподаватель специальных дисциплин, магистр техники и технологий, магистр экономических наук, КГКП «Костанайский политехнический высший колледж»,

Республика Казахстан

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье рассматривается роль сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, технического и профессионального образования. Уделено внимание трактовке понятия «сетевое взаимодействие». Представлены задачи организации сетевого взаимодействия в форме события или мероприятия. Предложены этапы организации сетевого мероприятия.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, сетевое взаимодействие, сетевое мероприятие.

Buzhinskaya N.V.

Ph. D., associate Professor of the Department of it

Rgppu branch in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

Vaseva E. S.

Ph. D., associate Professor of the Department of it

Rgppu branch in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia Uaisova M. M. teacher of special disciplines Master of Engineering and Technology Master of Economic Sciences, KGKP "Kostanay Construction College ", The Republic of Kazakhstan ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION PARTICIPANTS OF

THE EDUCATIONAL PROCESS Annotation

The article discusses the role of network interaction between educational institutions in the vocational training of students enrolled in programs of secondary vocational education, technical and vocational education. Attention is paid to the interpretation of the concept of "network interaction". Presents the tasks of organizing network interaction in the form of an event or event. The proposed stages of the organization of the network event.

Keywords: professional competence, networking, networking event.

В настоящее время актуальной является подготовка специалистов, которые не только владеют знаниями и умениями в предметной области, но и обладают способностью к самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Совокупность обозначенных выше требований можно объединить в понятие «профессиональная компетентность». В связи с высокой конкуренцией на рынке трудовых отношений, современные работники должны быть мобильны и готовы к действиям в изменяющихся социально -экономических условиях.

Для решения поставленной задачи в учебных заведениях среднего профессионального образования РФ (СПО) и в системе технического и

профессионального образования РК (ТиПО) должны быть созданы условия, направленные на приобретение опыта будущей деятельности. В настоящее время только аудиторная работа не может обеспечить необходимый уровень подготовки будущих специалистов. В учебных заведениях СПО и ТиПО можно акцентировать внимание студентов на участие в различных олимпиадах и конкурсах, получение дистанционного образования по интересной тематике, адаптации на рабочем месте во время прохождения практики и т.д. При этом, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий создает дополнительные возможности для предоставления данных условий. Особое положение занимает сетевое взаимодействие.

В современных педагогических исследованиях сетевое взаимодействие трактуется двояко. С одной стороны термин «сетевое взаимодействие» применяется для обозначения событий, в которых субъектами являются два и более образовательных учреждения. Такое взаимодействие может быть организовано посредством технологий глобальной сети Интернет, сетевых технологий.

В более широком смысле сетевое взаимодействие рассматривается как долговременное предметное сотрудничество различных учреждений и организаций, которое предполагает распределение ресурсов при общей задаче, инициативность всех участников, системность контактов участников [2, 6].

Так М. Ю. Швецов считает, что сетевое взаимодействие - система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов [7].

А. А. Симонова отмечает, что это тип организации, структура которой представляет собой свободную, гибкую, горизонтально организованную сеть принципиально равноправных, разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров [5].

Н. Н. Жуковицкая отмечает, что основной целью сетевого взаимодействия является партнерство, отличных друг от друга, и поэтому полезных участников [1].

В исследовании С.А. Осяк отмечается, что сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться [4].

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [3].

Таким образом, под сетевым взаимодействие будем понимать способ организации деятельности с использованием дополнительного оборудования, направленный на решение проблем образовательного процесса в условиях партнерства участников и их личной заинтересованности.

К основным задачам организации сетевого взаимодействия в форме события или мероприятия можно отнести следующие:

- развитие информационной образовательной среды;

- создание условий для демонстрации индивидуальных возможностей участников;

- установление новых контактов в процессе информационного взаимодействия;

- обмен опытом по определенной тематике;

- формирование и развитие коммуникационной культуры;

- развитие ключевых компетенций участников:

- обновление всех видов ресурсов образовательного учреждения;

- включение инновационных форм в процесс обучения.

Опрос преподавателей и студентов Нижнетагильского государственного социально-педагогического института и Костанайского строительного колледжа, г. Костанай Республики Казахстан позволяет сделать вывод, что самым основным критерием при выборе данной формы организации для преподавателя является - установление новых контактов и обмен опытом (65%), для студентов - возможность посмотреть свой уровень знаний (70% респондентов). К недостаткам сетевого взаимодействия можно отнести повышенные требования к организации мероприятия, что, в свою очередь, вызывает дополнительные затраты времени преподавателя, а также, нежелание вносить изменения в традиционную методику.

Процесс организации сетевого мероприятия предполагает реализацию следующих основных этапов:

- формулировка темы мероприятия;

- выбор проблемы;

- определение хода мероприятия;

- оформление информационного письма;

- рассылка информационного письма, в котором обозначена проблема исследования;

- связь со всеми участниками сетевого взаимодействия;

- выбор и настройка оборудования;

- проверка оборудования;

- проведение мероприятия;

- подведение итогов;

- рассылка грамот и дипломов.

В процессе проведения подобных мероприятий ведущий должен постоянно контролировать ход проведения мероприятия и его регламент.

Благодаря такой форме организации внеаудиторного мероприятия студенты и преподаватели могут осуществлять процесс обучения, общения и

взаимодействия с участниками из разных городов и даже, стран. Сетевое мероприятие позволяет организовать информационную поддержку участников, развивать познавательный интерес учащихся, совершенствовать навыки командной работы, распространять методики использования новых информационных и педагогических технологий в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуковицкая Н. Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе. // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 205-209.

2. Куприянова Г.В. Портфельная модель управления сетевой образовательной программы: «Юный инженер: развитие инженерного мышления у обучающихся дошкольных и начальных образовательных организаций Горнозаводского округа». // Наука и перспективы. 2018. № 2. [Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/18-186 (дата обращения: 01.10.2018).

3. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 01.10.2018).

4. Осяк С. А., Газизова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/article/view?id=18081 (дата обращения: 01.10.2018).

5. Симонова А.А. Дворникова М. Ю. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2018. №5. С. 35-40.

6. Трубина Г. Ф., Зеер Э. Ф., Мащенко М. В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося. //Образование и наука. 2017. № 5. С. 9-32.

7. Швецов М. Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 5. С 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.