Научная статья на тему 'Организация сервисных складов как средство повышения производительности горных комплексов'

Организация сервисных складов как средство повышения производительности горных комплексов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНЫЙ СКЛАД / SERVICE WAREHOUSE / SERVICE MAINTENANCE / НОРМАТИВНЫЙ СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ / STANDARD OPERATION LIFE / ПЛАНИРОВАНИЕ РЕМОНТОВ / REPAIR PLANNING / СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Емец Игорь Иванович

Использование сервисных складов позволяет снизить простои горношахтоного оборудования из-за отсутствия запасных частей и значительно сократить на предприятиях остатки неликвидных запасных частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF SERVICE WAREHOUSES AS A TOOL OF MINING MACHINE COMPLEX PRODUCTIVITY IMPROVEMENT

Implementation of service warehouses will reduce mining equipment idle time due to lack of spare parts and cut down available excess spare parts.

Текст научной работы на тему «Организация сервисных складов как средство повышения производительности горных комплексов»

© И.И. Емсп, 2013

И.И. Емец

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНЫХ СКЛАДОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ГОРНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Использование сервисных складов позволяет снизить простои горношахтоного оборудования из-за отсутствия запасных частей и значительно сократить на предприятиях остатки неликвидных запасных частей.

Ключевые слова: сервисный склад, сервисное обслуживание, нормативный срок эксплуатации, планирование ремонтов.

Вразрезоуправлении «Новошахтинское» ОАО «При-морскуголь» в эксплуатации находится экскаваторный парк выпуска периода середины 80—конца 90-х годов прошлого столетия, то есть отработавших уже 20 лет и более (рис. 1).

Экскаваторы отработали свой нормативный срок, что накладывает отпечаток на их техническое состояние и потребность в запасных частях. Специалистам энерго-механических и ремонтных служб предприятий крайне сложно составить корректную заявку на централизованную поставку запасных частей, так как график проведения ремонтов и, соответственно, план закупок запасных частей формируется в четвёртом квартале предыдущего года на год. Такая ранняя разработка программы ремонтов обусловлена длительным сроком изготовления запасных частей в связи с их уникальностью.

В настоящее время срок поставки запасных частей в Приморский край составляет в среднем 120 дней и более. В связи с чем, крайне сложно без разборки агрегата, только по наработке и внешним признакам в период планирования определить со 100 % гарантией, какая запасная часть выйдет из строя через полтора — два квартала, а тем более к концу срока планирования. Совпадение заявки с действительной необходимостью составляет 60—70 %. Из-за чего 30—40 % средств, затраченных на приобретение материально технических ресурсов, ложатся на склад и использованы впустую. Дополнительно на склад

Срок эксплуатации экскаваторного парка РУ "Новошахтинское"

25

21

20

0 менее 5 лет 5лет 10 лет 15 лет 20 лет 6олее 20 лет

Количество экскаваторов, шт. 2 0 0 0 7 21

7

Г

20 лет 6олее 20 лет

7 21

Срок

эксплуатации

Рис. 1

15

10

Остатки на складах на 1 января текущего года, млн.руб.

Рис. 2

поступают запасные части, невостребованные при ремонте, но соответствующие рекомендациям завода-изготовителя; те, что

вышли из строя аварийно в процессе эксплуатации и были заменены на запасную часть Б\У или собственного изготовления. При работе по системе плановых закупок контракты предприятия-покупателя с поставщиками, выигравшими на торгах право поставлять определённую номенклатуру товаров, обязывают выкупать заказанную продукцию. Это означает, что покупатель обязан оплатить и забрать запасные части у поставщика, даже если они, вследствие изменившихся условий, уже стали ему не нужны, или будут нужны в более отдалённый период, или в меньшем количестве. Фактически в 2012 году рост остатков на складах разрезоуправления в сравнении с 2011 годом составил 68 млн руб. (рис. 2).

В настоящее время руководством ОАО «СУЭК» взято направление на повышение производительности горно-шахтного оборудования, в том числе и за счёт внедрения новых высокопроизводительных горных комплексов. Приобретены два экскаватора ХИТАЧИ ЕХ-2500-5 (обратная лопата) с электрогидравлических приводом и ёмкостью ковша 15 м3, производится поставка БелАЗов грузоподъёмностью 130 т. В силу новых экономических взаимоотношений изменился комплект документации, поставляемой с новой техникой. Помимо инструкций по эксплуатации и каталогов запасных частей раньше дополнительно поставлялись деталировочные чертежи, по которым можно было в кратчайшие сроки изготовить на местных РМЗ необходимые запасные части. В настоящее время возникает проблема с оперативным ремонтом вновь введенного оборудования. Практически, предприятие, эксплуатирующее данную технику, должно централизовано покупать рекомендованный производителем комплект запасных частей, предназначенный для всех условий эксплуатации. Такой подход не учитывает фактических условий эксплуатации: или это предварительно разрыхлённые взрывом скальные породы, или целико-вые породы с крепостью предельной для разрыхления.

Таким образом, плановые централизованные поставки не обеспечивают оперативный ремонт агрегатов по факту их фактического износа и приводят к росту неликвидных и сверхнормативных запасов на складах предприятий, эксплуатирующих технику, как отработавшую нормативный срок эксплуатации, так и вновь введенную.

Анализ экономической эффективности работы с сервпсн на РУ "Новошахтинское" ОАО ' затщпюд 1012010-31.12.2 ыми складами запчастей к экскаваторам Приморскуголь" 110 гг.

Л® Наименование шгасса, подкласса материалов, полученных о сервисных складов Едлзм. Получено Причина простоя технического средства ¿аварийный выход узла из строя; изношенность технического средства и сложность в связи с этим форзарования прогноза отказов отдельных узлов и включения их в илш, несвоевременное включение в план; другие причины) Сравнительный анализ о5 изменении временных затрат на ремонт Расчет экономического эффекта

Кол-во Наименование технического средства, марка, зав.№ (снижение риск ]Г потерь от аварийного ростоя)

Наименование материала (запасных Время на ремонт стандартной схемы снабжения (рабочих дней. Время на ремонт успут сервисного -ДТ* (рабочих дней, смец> времени простоя в ремоше при использовании ъчс сервисного склада, час. (CT.11-CI 12}*24 Стоимость 1 экскаваторов, руб. (постоянные затраты) Экономический эффект, руб.

Е Е 5 Е > 10 п • 12 • 13 Е 14 - 15 Е

'4 Венец зубчатый шт i ЭШ-11 70 №2 Замена в связи с износом 120 30 2160 856,00 1 848 960,И

's Втулка шт i

'б Коронка ЭШ-20'90 шт 6 Э1П-2090 №49 Аварийный износ 90 1 2136 1 459,00 3 116424,И

'п Звено гусеничное шт ; ЭЕГ 12,5 ,VsS2 Аварийный износ 90 2 2112 637,00 1 345 344,И

'28 Ковш20мЗ ЭШ20 90 шт i ЭШ-2» 90 №49 Аварийный износ 120 4 27S4 1 459,00 4 061 856 „ОС

'50 Зуб ковша шт ; Э1П 10/70 J6S Аварийный износ 90 1 2136 1104,00 2 358 144 ОС

51 Зуб ковша шт 6 ЭКГ-5А №2 Аварийный износ 90 1 2136 443,00 946248.0С

'52 Манжета шт 4 ЭКГ-10 Ж Аварийный износ 120 35 2040 903,00 1 842 120,ОС

53 Торсион шт 2

54 Шестерня шт 2

55 Шестерня ведущая шт 4

'56 Зуб ковша шг 10

57 Зуб ковша шт ; ЭЕГ-5А№6 Аварийный износ 90 1 2136 443,00 946 248, ОС

Итого: на ремонт 7 050 250 163 200 271 132 344,ОС

Рис. 3

Рис. 4

Для устранения данной проблемы предлагается использовать сеть сервисных складов поставщиков оригинальных запасных частей заводов-изготовителей. Эксперимент с поставкой запасных частей для эксплуа-

тации экскаваторного парка разрезоуправления через сеть сервисных складов проводился в 2010—2011 годах. Результаты предоставлены на рис. 3.

При проведении плановых и аварийных ремонтов горношахтной техники с использованием сервисных складов в период 2010—2011 годов с учётом убытков от простоев техники, связанных с отсутствием запасных частей и оперативным использованием МТР с сервисных складов, экономический эффект составил в 2010 году — 271 132 тыс. руб., в 2011 году — 1 198 983,4 тыс. руб. Итого: 1 470 115,4 тыс. руб.

Для повышения эффективности использования сервисных складов, РУ «Новошахтинское» производит работу по заключению ряда договоров с официальными поставщиками техники на создание не только сервисных складов, но и на проведение сервисного обслуживания поставленной ими техники. Это позволит «Сервисантам» самим определять номенклатуру запасных частей на складах на основе фактического состояния оборудования по результатам плановых диагностик. На рис. 4 представлена фотография, иллюстрирующая процесс сервисного обслуживания нового экскаватора ХИТАЧИ ЕХ-2500-5. ЕШ

Емец Игорь Иванович — аспирант, главный механик Разрезоуправления «Новошахтинское» ОАО «Приморскуголь» ОАО «СУЭК», EmetsII@suek.ru

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.