© И.И. Емсп, 2013
И.И. Емец
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНЫХ СКЛАДОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ГОРНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Использование сервисных складов позволяет снизить простои горношахтоного оборудования из-за отсутствия запасных частей и значительно сократить на предприятиях остатки неликвидных запасных частей.
Ключевые слова: сервисный склад, сервисное обслуживание, нормативный срок эксплуатации, планирование ремонтов.
Вразрезоуправлении «Новошахтинское» ОАО «При-морскуголь» в эксплуатации находится экскаваторный парк выпуска периода середины 80—конца 90-х годов прошлого столетия, то есть отработавших уже 20 лет и более (рис. 1).
Экскаваторы отработали свой нормативный срок, что накладывает отпечаток на их техническое состояние и потребность в запасных частях. Специалистам энерго-механических и ремонтных служб предприятий крайне сложно составить корректную заявку на централизованную поставку запасных частей, так как график проведения ремонтов и, соответственно, план закупок запасных частей формируется в четвёртом квартале предыдущего года на год. Такая ранняя разработка программы ремонтов обусловлена длительным сроком изготовления запасных частей в связи с их уникальностью.
В настоящее время срок поставки запасных частей в Приморский край составляет в среднем 120 дней и более. В связи с чем, крайне сложно без разборки агрегата, только по наработке и внешним признакам в период планирования определить со 100 % гарантией, какая запасная часть выйдет из строя через полтора — два квартала, а тем более к концу срока планирования. Совпадение заявки с действительной необходимостью составляет 60—70 %. Из-за чего 30—40 % средств, затраченных на приобретение материально технических ресурсов, ложатся на склад и использованы впустую. Дополнительно на склад
Срок эксплуатации экскаваторного парка РУ "Новошахтинское"
25
21
20
0 менее 5 лет 5лет 10 лет 15 лет 20 лет 6олее 20 лет
Количество экскаваторов, шт. 2 0 0 0 7 21
7
Г
20 лет 6олее 20 лет
7 21
Срок
эксплуатации
Рис. 1
15
10
Остатки на складах на 1 января текущего года, млн.руб.
Рис. 2
поступают запасные части, невостребованные при ремонте, но соответствующие рекомендациям завода-изготовителя; те, что
вышли из строя аварийно в процессе эксплуатации и были заменены на запасную часть Б\У или собственного изготовления. При работе по системе плановых закупок контракты предприятия-покупателя с поставщиками, выигравшими на торгах право поставлять определённую номенклатуру товаров, обязывают выкупать заказанную продукцию. Это означает, что покупатель обязан оплатить и забрать запасные части у поставщика, даже если они, вследствие изменившихся условий, уже стали ему не нужны, или будут нужны в более отдалённый период, или в меньшем количестве. Фактически в 2012 году рост остатков на складах разрезоуправления в сравнении с 2011 годом составил 68 млн руб. (рис. 2).
В настоящее время руководством ОАО «СУЭК» взято направление на повышение производительности горно-шахтного оборудования, в том числе и за счёт внедрения новых высокопроизводительных горных комплексов. Приобретены два экскаватора ХИТАЧИ ЕХ-2500-5 (обратная лопата) с электрогидравлических приводом и ёмкостью ковша 15 м3, производится поставка БелАЗов грузоподъёмностью 130 т. В силу новых экономических взаимоотношений изменился комплект документации, поставляемой с новой техникой. Помимо инструкций по эксплуатации и каталогов запасных частей раньше дополнительно поставлялись деталировочные чертежи, по которым можно было в кратчайшие сроки изготовить на местных РМЗ необходимые запасные части. В настоящее время возникает проблема с оперативным ремонтом вновь введенного оборудования. Практически, предприятие, эксплуатирующее данную технику, должно централизовано покупать рекомендованный производителем комплект запасных частей, предназначенный для всех условий эксплуатации. Такой подход не учитывает фактических условий эксплуатации: или это предварительно разрыхлённые взрывом скальные породы, или целико-вые породы с крепостью предельной для разрыхления.
Таким образом, плановые централизованные поставки не обеспечивают оперативный ремонт агрегатов по факту их фактического износа и приводят к росту неликвидных и сверхнормативных запасов на складах предприятий, эксплуатирующих технику, как отработавшую нормативный срок эксплуатации, так и вновь введенную.
Анализ экономической эффективности работы с сервпсн на РУ "Новошахтинское" ОАО ' затщпюд 1012010-31.12.2 ыми складами запчастей к экскаваторам Приморскуголь" 110 гг.
Л® Наименование шгасса, подкласса материалов, полученных о сервисных складов Едлзм. Получено Причина простоя технического средства ¿аварийный выход узла из строя; изношенность технического средства и сложность в связи с этим форзарования прогноза отказов отдельных узлов и включения их в илш, несвоевременное включение в план; другие причины) Сравнительный анализ о5 изменении временных затрат на ремонт Расчет экономического эффекта
Кол-во Наименование технического средства, марка, зав.№ (снижение риск ]Г потерь от аварийного ростоя)
Наименование материала (запасных Время на ремонт стандартной схемы снабжения (рабочих дней. Время на ремонт успут сервисного -ДТ* (рабочих дней, смец> времени простоя в ремоше при использовании ъчс сервисного склада, час. (CT.11-CI 12}*24 Стоимость 1 экскаваторов, руб. (постоянные затраты) Экономический эффект, руб.
Е Е 5 Е > 10 п • 12 • 13 Е 14 - 15 Е
'4 Венец зубчатый шт i ЭШ-11 70 №2 Замена в связи с износом 120 30 2160 856,00 1 848 960,И
's Втулка шт i
'б Коронка ЭШ-20'90 шт 6 Э1П-2090 №49 Аварийный износ 90 1 2136 1 459,00 3 116424,И
'п Звено гусеничное шт ; ЭЕГ 12,5 ,VsS2 Аварийный износ 90 2 2112 637,00 1 345 344,И
'28 Ковш20мЗ ЭШ20 90 шт i ЭШ-2» 90 №49 Аварийный износ 120 4 27S4 1 459,00 4 061 856 „ОС
'50 Зуб ковша шт ; Э1П 10/70 J6S Аварийный износ 90 1 2136 1104,00 2 358 144 ОС
51 Зуб ковша шт 6 ЭКГ-5А №2 Аварийный износ 90 1 2136 443,00 946248.0С
'52 Манжета шт 4 ЭКГ-10 Ж Аварийный износ 120 35 2040 903,00 1 842 120,ОС
53 Торсион шт 2
54 Шестерня шт 2
55 Шестерня ведущая шт 4
'56 Зуб ковша шг 10
57 Зуб ковша шт ; ЭЕГ-5А№6 Аварийный износ 90 1 2136 443,00 946 248, ОС
Итого: на ремонт 7 050 250 163 200 271 132 344,ОС
Рис. 3
Рис. 4
Для устранения данной проблемы предлагается использовать сеть сервисных складов поставщиков оригинальных запасных частей заводов-изготовителей. Эксперимент с поставкой запасных частей для эксплуа-
тации экскаваторного парка разрезоуправления через сеть сервисных складов проводился в 2010—2011 годах. Результаты предоставлены на рис. 3.
При проведении плановых и аварийных ремонтов горношахтной техники с использованием сервисных складов в период 2010—2011 годов с учётом убытков от простоев техники, связанных с отсутствием запасных частей и оперативным использованием МТР с сервисных складов, экономический эффект составил в 2010 году — 271 132 тыс. руб., в 2011 году — 1 198 983,4 тыс. руб. Итого: 1 470 115,4 тыс. руб.
Для повышения эффективности использования сервисных складов, РУ «Новошахтинское» производит работу по заключению ряда договоров с официальными поставщиками техники на создание не только сервисных складов, но и на проведение сервисного обслуживания поставленной ими техники. Это позволит «Сервисантам» самим определять номенклатуру запасных частей на складах на основе фактического состояния оборудования по результатам плановых диагностик. На рис. 4 представлена фотография, иллюстрирующая процесс сервисного обслуживания нового экскаватора ХИТАЧИ ЕХ-2500-5. ЕШ
Емец Игорь Иванович — аспирант, главный механик Разрезоуправления «Новошахтинское» ОАО «Приморскуголь» ОАО «СУЭК», [email protected]
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
д