однако, подразумевает, что ученики активно помогают друг другу достигнуть поставленной перед ними задачи.
Список литературы
1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык ЗАО Курсы, 2016.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Туробова Р.Р.
Туробова Раъно Рустамовна - учитель технологии, Школа № 8, Вобкентский район, Бухарская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрыта организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии. Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
Ключевые слова: самостоятельная работа, урок технология, общеобразовательная школа.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что в свою очередь составляет основу развития ключевых компетенцией, определяющих современное качество содержания образования.
В современных условиях важнейшей задачей образования является формирование у школьников самостоятельности, ответственности и правового самосознания, духовности и культуры инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В методическом письме о преподавании учебного предмета «Технологии» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования говорится, что именно в образовательной области «Технология», успешно реализуется самостоятельная работа с ее большими возможностями творческого развития учащихся, их самостоятельного продвижения от возникновения идеи до выпуска готовых изделий и их реализации [1].
На базовом уровне обучения в старшей школе происходит дальнейшее формирование способности школьников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы. Приучать школьников к самостоятельной работе является важным не только для общества, но и для формирования полноценной личности, готовой к вступлению во взрослую жизнь.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают - процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.
Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.
Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
При организации самостоятельной работы предложенное учителем конкретного задания учащимся влечет за собой появление мотивационной установки. Задание играет роль комплексного внешнего раздражителя, стимулирующего аналитико-синтетическую деятельность под влиянием мотивационных возбуждений [2].
Первое - анализируя содержание полученного задания, сопоставляя его с накопленным в памяти запасом знаний и предшествующем практическим опытом, учащиеся с должной глубиной осознают и обдумывают цель задания, предусматривают предстоящие действия, необходимые для его выполнения, самостоятельно намечают (программируют) те результаты, которые необходимо получить и на которые нужно ориентироваться, выполняя задание.
Второе — это осуществление намеченных практических действий. На этой ступени учащиеся выполняют полученное задание.
После этого осуществляется третье — анализ достигнутых результатов действия, их сопоставление с намеченной целью и предполагавшимися результатами, т.е. учащиеся осуществляют самоконтроль выполнения задания.
Если при этом намеченная цель и предполагавшиеся результаты самостоятельной работы совпадают с полученными результатами и полезный эффект действительно обеспечен, то возбуждение коры головного мозга затухает. Если же обнаруживается несоответствие намечавшихся и полученных результатов, то контроль над действием усиливается, поиски нужных результатов продолжается, пока цель не будет достигнута и задание не будет выполнено. Учитель подводит итоги самостоятельной работы всех учащихся.
Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:
1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.
3. Минимум шаблонности, т.к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Технология может служить одним из средств развития школьника как самостоятельной личности. Для этого, независимо от формы организации учебного процесса, учащимся, во-первых, сообщается информационный аспект развития самостоятельности, т.е. раскрывается сущность понятия «самостоятельность» и его важность в жизни каждого полноценного человека; во-вторых, развитие самостоятельности объявляется целью занятий, а конкретная технологическая тема лишь средством достижения этой цели, и, в-третьих, все занятия организуются таким образом, чтобы на каждом из них были поставлены воспитательные цели, чтобы эти цели были осмыслены и приняты учениками для саморазвития и ученики самостоятельно моделировали свое познание и поведение на занятии.
Список литературы
1. Давлатов К.Д. Практические тренинги по теории и методологии занятости и профессионального образования, обучения и выбора профессии: Учебное пособие для студентов-учителей. «Учитель», 1995. 132 стр.
2. Шарипов Ш. и др. Профессиональная педагогика (методическое пособие). Т: TDPU, 2006. 104 стр.
REDUCING TEACHER TALK: A STUDENT-CENTERED APPROACH TO TEACHING Umarov B.N.
Umarov Bobir Norboevitch - Teacher, DEPARTMENT OF PRACTICAL ASPECTS OF THE ENGLISH LANGUAGES, ENGLISH
LANGUAGES FACULTY 3, UZBEKISTAN STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the present article deals with the problems of forming a student-centered classroom. The balance of talk time in the classroom should reflect the new student-centered methods in teaching language. The author offers a summary of student-centered learning and the rationale for reducing or adjusting teacher talk time and provides some guidelines for the classroom.
Keywords: communicative language teaching, teacher-talk, student-talk, student-centered, learner-centered, collaborative activities, flipped classroom.
The best teachers are passionate about sharing the subject matter they teach. However, that enthusiasm may result in an imbalance of teacher talk and student talk in the classroom. "Teaching is much more than a performance by the teacher. Above all, a successful lesson makes the learners - rather than the teacher - the focus of the lesson" [1, 120]. The ways students receive, retain, and use content is the appropriate focus. Teachers are no longer viewed as "a tap pouring water into an empty vessel," or "conductors of orchestras" but instead as "a gardener, supplying materials for growth...and rearranging the environment...for this to happen" [3, 46].
Communicative language teaching (CLT) focuses on developing communicative competence and facilitating the use of meaningful, authentic interaction. In supporting student interaction, the issue of "teacher talk" in the classroom arises. The following paragraphs will explore the concepts of the student-centered approach and the need for reducing teacher talk in the classroom. Finally, some guidelines for classroom implementation will be explored.
Student-centered or learner-centered approaches employ the teacher in multiple roles that focus on student needs, motivations, and collaboration. The teacher in a student-centered model finds ways to teach new content in engaging ways, makes connections between new and previous content, and gives students the chance to analyze, reflect, apply, and reinforce the concepts. The teacher should model the language as well as support and guide learning. Additionally, the teacher uses comprehensible language, provides examples of how language is used and opportunities to use it, uses questioning techniques to guide, and understands nonverbal communication [3, 145].
The student-centered approach, sometimes referred to as the flipped learning model, includes an emphasis on ongoing informal assessment and feedback, as well as the integration of project-based learning [1, 432-433]. The teacher is an observer and knowledgeable facilitator,