Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов с помощью элективных курсов для профессиональной социализации будущих специалистов'

Организация самостоятельной работы студентов с помощью элективных курсов для профессиональной социализации будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТ СТУДЕНТОВ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INDEPENDENT WORKS OF STUDENTS / ELECTIVE COURSES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Наталья Викторовна

Статья посвящена рассмотрению вопросов реализации академических прав обучающихся высших учебных заведений на участие в формировании содержания собственного профессионального образования и обучения по индивидуальному плану. В качестве решения данного вопроса предлагается воспользоваться часами самостоятельной работы студентов, которые предусмотрены ФГОС ВПО и элективными курсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of independent work of students by means of elective courses for professional socialization of future experts

Article is devoted to consideration of questions of realization of the academic rights of being trained higher educational institutions on participation in formation of the content of own professional education and training according to the individual plan. As the solution of the matter it is offered to use for hours of independent work of students which are provided by FGOS VPO and elective courses.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов с помощью элективных курсов для профессиональной социализации будущих специалистов»

УДК 378.14 ББК 74.58

Хохлова Наталья Викторовна

магистр факультета информатики Российский государственный профессионально-педагогическии университет

г. Екатеринбург Khokhlova Natalia Viktorovna master of faculty of informatics Russian state professional and pedagogical university

Yekaterinburg [email protected] Организация самостоятельной работы студентов с помощью элективных курсов для профессиональной социализации будущих специалистов The organization of independent work of students by means of elective courses for professional socialization of future experts

Статья посвящена рассмотрению вопросов реализации академических прав обучающихся высших учебных заведений на участие в формировании содержания собственного профессионального образования и обучения по индивидуальному плану. В качестве решения данного вопроса предлагается воспользоваться часами самостоятельной работы студентов, которые предусмотрены ФГОС ВПО и элективными курсами.

Article is devoted to consideration of questions of realization of the academic rights of being trained higher educational institutions on participation in formation of the content of own professional education and training according to the individual plan. As the solution of the matter it is offered to use for hours of independent work of students which are provided by FGOS VPO and elective courses.

Ключевые слова: самостоятельная работ студентов, элективные курсы, образовательная среда, индивидуальная образовательная программа.

Key words: independent works of students, elective courses, educational environment, individual educational program.

Прошло не так много времени, когда мы из эпохи индустриализации перешли в эпоху информатизации. Количество информации на сегодняшний день удваивается с каждым годом, параллельно ускоряется процесс ее передачи и обработки. В связи с этим меняется характер труда самого человека. Современный специалист должен уметь ориентироваться в информационном пространстве, быстро перерабатывать большие объемы информации, уметь применять инновационные технологии и методы в своей деятельности, другими словами, уметь адаптироваться в условиях быстро изменяющейся среды. Для этого, се-

годняшний специалист должен обладать определенным уровнем знаний и навыков, уметь ими оперировать и применять на практике для решения профессиональных задач, т.е. специалист должен обладать определенными профессиональными компетенциями.

Для того чтобы сформировать у специалистов профессиональные компетенции повышающие их уровень социализации и отвечающие требованиям современного общества, необходимо обеспечить адекватные условия их формирования. Данные условия может обеспечить только открытая, идущая в ногу со временем система образования. В связи с этим современное российское общество сделало закономерный шаг к переходу от традиционной системы к открытой системе образования.

Принимаются образовательные законы, разрабатываются новые образовательные стандарты. Еще в 1992 году вступил в силу Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в котором уже предлагался переход к более гибкой образовательной системе. 11 февраля 2002 года вступила в действие Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., в которой система образования рассматривается как открытая. В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия поставила свою подпись под Болонской декларацией, обязавшись до 2010 года внедрить основные принципы Болонского процесса. Было принято постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы», в котором предлагалось полностью перейти от традиционной системы обучения и создать открытое образовательное пространство [3].

В этот же период начинают разрабатываться и внедряться новые федеральные государственные образовательные стандарты. В свете Болонского процесса был принят ряд федеральных законов и Постановлений, для данного этапа развития российской системы образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон об образовании от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Пункты 4, 5, 7 и 8 статьи 3 данного закона отражают ряд основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, а именно [5]:

^ ф единство образовательного пространства на территории РФ (п. 4);

^ ф создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе (п. 5);

^ ф свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования и обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах предоставленных системой образования, а также возможность педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (п. 7);

^ ф обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (п. 8).

Таким образом, российская система образования, претерпев ряд многолетних изменений, стала более открытой и прозрачной. Однако не- смотря на то, что в новом федеральном законе об образовании № 273-ФЗ прописаны основные академические права обучающихся на участие в формировании содержания собственного профессионального образования, обучение по индивидуальному плану и право на выбор факультативных и элективных учебных предметов и курсов, до сих пор остается открытым вопрос об эффективном методическом и техническом обеспечения данных прав. Система образования, несмотря на свою открытость и прозрачность, должна предоставлять соответствующие методы, формы, средства и технологии, обеспечивающие формирование про-

фессиональных компетенций будущих специалистов, отражая требования современного общества.

В целом ФГОС ВПО предоставляет обучаемым возможность в каждом цикле дисциплин учебного плана выбирать факультативные и вариативные дисциплины. Считается, что своим выбором они принимают непосредственное участие в формировании содержания собственного профессионального образования. Если смотреть на эту ситуацию широко, то действительно это право выбора реализуется, но реализуется глобально. За этим выбором не видно индивидуальности. Система образования пока еще не настолько подвижна и открыта, чтобы учитывать индивидуальные предпочтения каждого обучающегося. При выборе факультативных и вариативных дисциплин, на данном этапе развития системы образования, чаще всего учитывается либо предпочтение самого учебного заведения, и это предпочтение навязывается обучаемым, либо, в лучшем случае, предпочтение большинства обучаемых. В результате, та часть обучаемых, которая осталась в меньшинстве, вынуждена подчиниться предпочтению большинства.

Для более полного обеспечения прав обучающихся, которые прописаны в законе об образовании, а также отраженные в федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования, необходимо воспользоваться теми возможностями, которые данный закон и стандарты предоставляют. Сказанное предполагает уменьшение аудиторных часов на изучение дисциплин, следовательно, увеличение количества часов, отведенных на самостоятельную работу. В связи с этим, количество часов, отведенных на самостоятельную работу, можно использовать как для предоставления обучающимся возможности принять непосредственное участие в формировании содержания своего профессионального образования, так и для формирования индивидуального плана обучения. Все это можно реализовать путем предоставления обучающимся возможности выбора элективных курсов.

Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783, под элективными курсами понимает обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы [4]. В переводе с латинского языка «элективный» означает - избирательный [2, стр. 940]. Новый федеральный закон об образовании № 273-ФЗ предусматривает возможность использования элективных курсов после получения основного общего образования [5], следовательно, использовать их можно не только на старшей ступени школы. Элективные курсы вполне могут найти свое применение в высшем профессиональном образовании, в частности для углубленного изучения некоторых разделов базовых и профильных дисциплин в часы самостоятельной работы студентов (см. рисунок ниже).

Рисунок - Место элективных курсов в схеме изучения дисциплины При использовании элективных курсов студентам предоставляется реальная возможность осуществить осознанный выбор и спроектировать индивидуальный план обучения в рамках каждой, отдельно взятой из учебного плана, дисциплины. В этом случае возможно учесть как индивидуальные потребности и интересы самих обучаемых, так и требования, предъявляемые ФГОС ВПО к уровню профессиональных компетенций будущих специалистов.

На наш взгляд, использование элективных курсов при организации самостоятельной работы студентов имеет следующие преимущества:

^ ф удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, склонностей и потребностей каждого обучающегося, в результате которого не пострадает мотивационная составляющая образовательного процесса;

> ф выстраивание индивидуальных образовательных программ, т.е. в рамках каждой конкретной учебной дисциплины обучающимся предоставляется реальная возможность участвовать в формировании собственной программы обучения, как того требует стандарт;

> ф повышение качества освоения профильных курсов, с одной стороны, и обеспечение интенсификации учебного процесса, с другой, за счет более глубокого изучения отдельных тем и разделов;

> ф использование часов самостоятельной работы обучаемых за счет того, что освоение элективных курсов выносится на самостоятельную работу с последующим контролем усвоения знаний и умений;

^ ф обеспечение формирования профессиональных компетенций или элементов компетенций, предусмотренных стандартом.

Однако важно отметить, что разработка элективного курса требует хорошей методической подготовки преподавателя и глубокой проработки материала. Кроме того, педагог должен быть готовым к тому, что на него ляжет большая нагрузка, как по разработке набора элективных курсов, так и по отслеживанию индивидуальных планов обучения студентов. Сложность заключается в том, что индивидуальные планы обучения должны осваиваться студентами в часы самостоятельной работы, следовательно, преподаватель должен обладать, высоким уровнем профессионализма по преподаваемой дисциплине, а так же иметь в своем арсенале современные средства диагностики и оценки качества усвоения знаний.

Методическим вопросам разработки элективных курсов посвящены труды таких исследователей, как А.Г. Каспржак, Т.Ю. Невзорова, Г.А. Рогова, А.А. Колесникова, А.А. Кузнецова, Д.С. Ермакова, Г.Д. Петрова, Т.И. Рыбкина и др. Анализируя обозначенные работы ученых-педагогов, можно сформулировать ряд требований, которым, на наш взгляд, должны отвечать тематика и содержание элективных курсов.

Во-первых, необходимо определить место курса в образовательном процессе. Либо это будет курс, обеспечивающий изучение дисциплины в целом, так называемый курс по выбору, либо это будет набор небольших курсов, обеспечивающих более углубленное изучение отдельных тем и разделов профильных дисциплин. В рамках организации самостоятельной работы студентов второй вариант является более предпочтительным. Кроме того, необходимо оценить, какие межпредметные связи будут реализоваться при изучении элективного курса, какие профильные умения и навыки, профессиональные компетенции или их элементы будут развиваться, каким образом будет обеспечиваться мотивация обучаемых к изучению элективного курса [1, стр. 9].

Во-вторых, сформулировать цели и задачи изучения курса. Понять, для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса он удовлетворяет.

В-третьих, осуществить отбор содержания курса. Определить, на сколько глубоко должны быть рассмотрены отдельные темы или разделы дисциплины, какой материал должен быть вынесен на теоретические и практические занятия, каким образом содержание курса будет способствовать формированию профессиональных компетенций будущих специалистов. При изучении каких дисциплин, могут быть полезны знания, полученные в ходе освоения предлагаемого элективного курса.

В-четвертых, разработать форму представления материала учебного курса, так, чтобы его можно было при необходимости быстро обновить или расширить. Продумать технологии и методы работы с содержанием вводимого

курса. Особое предпочтение отдать методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность обучаемых, что является немаловажным моментом при самостоятельной работе обучающихся с различными источниками учебной информации [1, стр. 10].

В-пятых, продумать формы организации учебных занятий: коллективная работа, индивидуально-групповая, самостоятельная работа обучаемого. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования большее предпочтение, в выборе формы организации учебных занятий, отдается индивидуально-групповой и самостоятельной работе обучаемых.

В-шестых, определить ожидаемый результат изучения элективного курса и продумать систему контроля качества усвоения учебного материала как в условиях индивидуально-групповой работы обучаемых, так и в условиях самостоятельной работы.

Продумав методическую составляющую элективных курсов, важно так же учесть их техническую реализацию. В условиях интенсивной информатизации и компьютеризации образовательной сферы было бы более правильным, на наш взгляд, реализовывать элективные курсы средствами ИКТ, которые способны обеспечить как интерактивную форму представления учебного материала, так и познавательную активность обучаемых. Можно выделить следующие преимущества реализации элективных курсов средствами ИКТ:

1) быстрота и оперативность получения нужной учебной информации. Сокращается время поиска информации;

2) возможное расширение горизонта знаний путем увеличения количества учебной информации. При необходимости обучаемый самостоятельно может определять для себя глубину изучения дисциплины в целом или ее разделов;

3) создание оптимальных условий для реализации самостоятельного и индивидуального обучения. Появляется возможность с помощью программных

средств не только управлять процессом обучения, но и варьировать учебным материалом;

4) интерактивность представления учебного материала, его наглядность и способы подачи с использованием мультимедийных информационных технологий естественным образом обеспечивают мотивационную составляющую образовательного процесса, а также позволяет более глубоко проникнуть и осмыслить суть какого-либо процесса или явления;

5) реализация объективной системы контроля качества, освоения учебного материала. Возможность реализации оперативной обратной связи с преподавателем средствами сетевых коммуникаций;

6) гибкое управление учебным процессом.

Учитывая выделенные преимущества реализации элективных курсов средствами ИКТ, можно сделать вывод о том, что элективные курсы являются одним из эффективных средств для решения многих образовательных задач, возникших в связи с переходом от традиционной образовательной системы к открытой, открытому образовательному пространству и в конечном итоге созданию единого информационного пространства.

Таким образом, сочетание базовых и профильных курсов с элективными курсами на базе ИКТ, позволит готовить конкурентно способных специалистов, адаптированных к изменяющимся условиям внешней социальной среды, которые обладают профессиональными компетенциями и удовлетворяют современным требованиям работодателей.

Библиографический список

1. Ермаков, Д.С., Рыбкина, Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения [Текст] / Д.С. Ермаков, Т.И. Рыбкина. // Профильная школа. - №3. - 2004.- С. 6-11.

2. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л.П. Крысин. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

3. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы»

[Электронный ресурс] / официальный сайт компании «КонсультантПлюс». -Режим доступа - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=

LAW;n=111726 (дата обращения: 21.09.2013).

4. Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении

Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Электронный ресурс] / официальный сайт компании «КонсультантПлюс». -Режим доступа - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=

EXP;n=308747 (дата обращения: 21.09.2013).

5. Федеральный закон об образовании от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

[Электронный ресурс] / официальный сайт компании «КонсультантПлюс». -Режим доступа - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=

LAW;n=149753 (дата обращения: 21.09.2013).

Bibliography

1. Ermakov, D.S., Rybkina, T.I. Elektivnye courses: requirements to development and assessment of results of training [Text] / D.S. Ermakov, T.I. Rybkina. // Profile school. - No. 3. - 2004. - Page 6-11.

2. Krysin, L.P. Tolkovy dictionary of foreign-language words [Texts] / L.P. Krysin. M.: Eksmo, 2008. - 944 pages.

3. The resolution of the Government of the Russian Federation of December 23,

2005 No. 803 «About the Federal target program of a development of education for

2006 - 2010» [An electronic resource] / an official site of the KonsultantPlus company. - Mode of access of http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW; n=111726 (address date: 21.09.2013).

4. The order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 18.07.2002 No. 2783 «About the approval of the Concept of profile training at the senior step of the general education» [An electronic resource] / an official site of the KonsultantPlus company. - Mode of access of http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=EXP; n=308747 (address date: 21.09.2013).

5. The federal law on education of December 21, 2012 No. 273-FZ [An electronic resource] / an official site of the KonsultantPlus company. - Mode of access of http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=149753 (address date: 21.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.