Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов по геометро-графическим дисциплинам'

Организация самостоятельной работы студентов по геометро-графическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / PROFESSIONALISM / SELF-STUDY / PROFESSIONAL COMPETENCE / INTELLECTUAL CAPACITY / EDUCATIONAL STANDARD / GEOMETRICAL AND GRAPHICAL SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эвранова Светлана Римовна, Сагадеев Владимир Владимирович

В статье рассматриваются вопросы по организации самостоятельной работы студентов в освоении новых образовательных стандартов по геометро-графическим дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK ORGANIZATION FOR STUDENTS ON GEOMETRICAL AND GRAPHICAL SUBJECTS

The article raises the issues about the organization of independent work of students in the development of new educational standards on geometrical and graphical subjects.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов по геометро-графическим дисциплинам»

Эвранова С.Р., Сагадеев В.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ГЕОМЕТРО -ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

В статье рассматриваются вопросы по организации самостоятельной работы студентов в освоении новых образовательных стандартов по геометро-графическим дисциплинам.

Ключевые слова, самостоятельная работа, профессиональная компетенция, образовательный стандарт, геометро-графические дисциплины.

В современном мире, где с раннего детства человек погружен в информационное пространство и имеются существенные изменения в системе образования подрастающего поколения, настала необходимость разработать иной подход к обучению и преподаванию на всех этапах подготовки молодого человека профессиональным навыкам и формированию профессиональных компетенций будущих специалистов. К таким дисциплинам можно отнести «Начертательную геометрию» и «Инженерную графику». На данный момент возникла потребность во внедрении инновационных технологий в методику преподавания графических дисциплин, а особенно в систему самоподготовки обучающихся.

С самого начала получения высшего образования важным и основополагающим является развитие способности студента к эффективной работе по специальности на уровне российских и мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности. В настоящее время в России с введение новых образовательных стандартов по бакалавриату и магистратуре идет углубленное изучение предметов, непосредственно связанных с «компетенциями», «профессиональными компетенциями». Переосмыслению подвергаются даже основополагающие термины, не говоря уже о введении совершенно новых подходов к формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.

Начертательная геометрия является геометрическим инструментарием инженерного мышления, т.е. составной частью профессиональной компетенции будущего специалиста, формируя у студентов способность к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности [1]. Как учебная дисциплина «Начертательная геометрия» должна способствовать глубокому усвое-

нию методов геометрического моделирования пространств различного числа измерений, таких как построение геометрических моделей, что является важным этапом проектирования современной техники, оптимизации технологических процессов, организации и управления производством. Новые образовательные стандарты предполагают снижение аудиторных занятий и соответственно увеличение времени на самоподготовку студентов, а также текущий и выходной контроль уровня их подготовки.

Роль самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает: освоение учебных планов и программ в рамках существующих ГОСов, при этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для обучающихся; внедрение в учебный процесс новых технологий, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал; совершенствование текущего контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования; совершенствование методики проведения практик и научноисследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.

Самостоятельная работа рассматривается как средство вовлечения студента в учебную работу. Для этого необходимо четко сформулировать поставленную перед ним задачу Не новым является тот факт, что студенты не одинаково ответственно и с должным интересом относятся к возложенным на них учебным нагрузкам, как к аудиторной ее части, так и самостоятельно работая над поставленными стандартами и лично преподавателем нагрузках.

При увеличении роли самостоятельной работы студент должен не только успешно освоить учебную дисциплину, но и научиться главному -учиться. Самостоятельная работа является основой процесса обучения студентов при их взаимодействии с преподавателем. Без самостоятельной работы общение студента с преподавателем становится неэффективным и нереальным, что предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, переход от поточного к индивидуальному обучению. В широком смысле, под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателями и в его отсутствии.

Роль преподавателя в современных условиях сводится к необходи-

мости комплекса учебных задач, обеспечению методическими пособиями и программами, контролю хода самостоятельного освоения теоретического и практического материала студентами и решения ими практических заданий, к проведению индивидуальных и групповых консультаций. Иными словами, основой в учебном процессе является самостоятельная деятельность студента по освоению теоретического и практического объема знаний и приобретение в результате этой деятельности профессиональных компетенций. Роль преподавателя в данном процессе значительно возрастает в плане управления и методического обеспечения [2].

Учебный процесс по начертательной геометрии включает следующие формы обучения: лекции, практические занятия, выполнение индивидуальных графических заданий, самостоятельную работу и контроль знаний по темам курса, экзамен. Все большее применение находит метод преподавания начертательной геометрии с использованием компьютерных технологий как средства, заменяющего традиционную форму обучения. В преподавании общетехнических и специальных дисциплин также широко используются средства зрительной наглядности: модели, макеты, схемы, таблицы, графики и т.д. Однако, при чтении лекций по начертательной геометрии для потока порядка 100 студентов невозможно использование моделей и плакатов с наглядными изображениями. Поэтому в качестве носителей зрительной учебной информации, используемой студентами, предлагается печатный раздаточный материал.

Любая творческая работа, в том числе и учебная, должна включать в себя деятельность, связанную с изучением и переосмыслением имеющегося опыта, анализом технических прототипов, аналогов, преобразованием исходных данных. При разработке системы творческих задач по инженерной графике следует смоделировать условия, которые требовали бы от студента выполнения перечисленных действий. Естественно, в каждом конкретном случае они выступают в разных сочетаниях и пропорциях, развивая различные стороны творческого мышления, однако каждой задаче характерно общее качество: алгоритм ее решения неизвестен студентам, хотя для решения имеются все необходимые данные. Обязательной особенностью творческих задач является многовариантность их решения, так как в этом случае возникает индивидуальный поиск, логическим завершением которого и является субъективно новый результат. Современные компьютерные технологии позволяют резко повысить доступность восприятия теоретических основ начертательной геометрии, эффектив-

ность учебного процесса [3].

На практике по начертательной геометрии преподаватель проверяет самостоятельное освоение студентами теоретического материала, отвечает на вопросы, которые возникают у них в процессе его изучения. Затем в аудитории подробно разбирается несколько примеров решения графических задач, при этом постоянно подчеркивается связь теоретических знаний с алгоритмом решения задач, т.е. расставляются акценты, позволяющие структурировать теоретический материал, подчеркивая его главные и важные моменты. На практическом занятии идет геометрический диалог между преподавателем и студентами, позволяющий упрочить и углубить полученные теоретические знания, а также сформировать навык по их применению. Аудиторные занятия способствуют активизации самостоятельной работы, т.к. преподаватель наблюдает за работой студентов, осуществляя обратную связь, отслеживает особенности геометрического восприятия графического решения задачи студентами.

При разработке схемы организации самостоятельной работы студентов учитываются условия, обеспечивающие продуктивную самостоятельную работу студентов в режиме, например, новой образовательной технологии, к которым относятся наличие учебных программ, владение средствами информации, использование качественного дидактического обеспечения. Важно рационально организовать учебный труд студента, индивидуализацию графиков усвоения учебного материала, соблюдение эргономических условий, наличие программы непрерывного контроля и самоконтроля учебной работы. Необходимо также обеспечить промежуточную и оперативную обратную связь с преподавателем, психологическую готовность студентов к новой образовательной технологии, учет состояния их здоровья, обеспечить помощь в организации формирования умения применять полученные знания. Требования, предъявляемые к объему изучаемого материала и времени, отводимому для усвоения этого материала, противоречивы. Объем материала растет, а количество часов, отводимых на усвоение этого материала чаще всего уменьшается. Поэтому появляется проблема разработки эффективных технологий обучения, учитывающих условия и ограничения реального процесса обучения в современном технологическом вузе [4].

Одним из главных противоречий современной образовательной практики является то, что студент выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, не достаточно активен в учении и не всегда способен самостоятельно организовать собственную

учебно-познавательную деятельность. Поэтому задача преподавателя -помочь студенту не только правильно организовать его учебную деятельность, но и грамотно сориентировать на самостоятельную работу, указав на её не последнюю роль в организации учебного процесса в целом. Не менее важно, чтобы каждый преподаватель чётко знал нормы времени, необходимые студентам на выполнение того или иного задания в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Самостоятельная работа студентов как специфическая форма учебной деятельности требует особого внимания со стороны каждого педагога. Как показало исследование, организация самостоятельной работы студентов находится в прямой зависимости от подготовленности к ней самого преподавателя. Это подчеркивает важность организующей и управляющей функций преподавателя и в то же время необходимость осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

Источники

1. Варенцова T.A., Егоров A.R, Писканова E.A. Компетентностный подход в организации самостоятельной работы студентов: Научно-методические проблемы графической подготовки в техническом вузе на современном этане. Aстрахань, 2010. С.28-31.

2. Иващенко T.A., Блинова Т.И. Гуманизация геометро-графической подготовки специалистов технического профиля // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 25-26. 2QQ9. №62. С.113-117.

3. Сагадеев В.В., Эвранова С.Р. Роль и значение самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении геометро-графических дисциплин // Вестник Казан. гос. энерг. ун-та, 2Q11. №4(11), С.98-Ю4.

4. Сагадеев В.В., Эвранова С.Р.Эффективность занятий но дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика» как условие конкурентоспособности специалиста: материалы Международной науч.-практич. конф-ции К^СУ. Казань: К^СУ. 2Q12, С.245-247.

References

1. Varencova T.A., Egorov A.G., Piskanova E.A. Kompetentnostnyj podhod v organizacii samostoja-tel'noj raboty studentov: Nauchno-metodicheskie problemy graficheskoj podgotovki v tehnicheskom vuze na sovremennom jetape. Astrahan', 2Q1Q. S.28-31.

2. Ivawenko G.A., Blinova T.I. Gumanizacija geometro-graficheskoj podgotovki specialistov tehni-cheskogo profilja // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury. Vypusk 25-26. 2009. №62. S.113-117.

3. Sagadeev V.V., Jevranova S.R. Rol' i znachenie samostojatel'noj uchebnoj dejatel'nosti studentov pri izuchenii geometro-graficheskih disciplin // Vestnik Kazan. gos. jenerg. un-ta, 2011. №4(11), S.98-1Q4.

4. Sagadeev V.V., Jevranova S.R. Jeffektivnost' zanjatij po discipline «Nachertatel'naja geometrija, in-zhenernaja grafika» kak uslovie konkurentosposobnosti specialist: materialy Mezhdunarodnoj nauch.-praktich. konf-cii KGASU. Kazan': KGASU. 2Q12, S.245-247.

Зарегистрирована 20.08.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.