Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОРАЗВИТИЯ
Аннотация. Целью данной статьи является обоснование роли самостоятельности работы студентов в контексте преподавания истории в вузе как средства формирования личностного и профессионального саморазвития будущих специалистов. В работе изучены теоретические аспекты самостоятельной работы студентов как одной из форм учебно-познавательной деятельности. В исследовании рассмотрены основные традиционные и современные формы и методы организации самостоятельной работы студентов, которые могут применяться на занятиях по истории с целью повышения эффективности образовательных результатов.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, самообразование, саморазвитие, преподавание истории в высшей школе, формы, методы, контроль, методическое обеспечение, высшее профессиональное образование.
Annotation. The purpose of this article is to substantiate the role of independence of students in the context of teaching history at the University as a means of formation of personal and professional self-development of future specialists. The paper studies the theoretical aspects of students ' independent work as a form of educational and cognitive activity. The study considers the main traditional and modern forms and methods of organization of independent work of students, which can be used in history classes to improve the effectiveness of educational results.
Keywords: independent work of students, self-education, self-development, teaching history in high school, forms, methods, control, methodological support, higher professional education.
Введение. Анализ требований современного общества к личности будущего специалиста позволяет говорить о том, что сегодня государство нуждается в конкурентоспособных профессионалах высокого уровня, активных, умеющих мыслить нестандартно, способных в течение жизни к самостоятельному и непрерывному образованию путем получения знаний и профессиональной информации из различных источников.
Динамичное развитие социума, внедрение инновационных технологий во многие сферы человеческой жизни требует от современных профессионалов постоянного усвоения и совершенствования знаний, должного интеллектуального развития, коммуникативных способностей, самостоятельного и творческого подхода к принятию решений. В этой связи задачами современного высшего профессионального образования являются ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу студентов, создание условий для их саморазвития, обеспечение соответствующей образовательной среды для формирования их личностной активности.
Учет того факта, что современная система высшего образования ориентирована на переход от парадигмы обучения к парадигме образования и самообразования, обосновывает значимость самостоятельной работы студентов, которая является не только важной формой учебного процесса, но и составляет его основу.
Обеспечение необходимой доли самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов обосновывает изучение методических аспектов данной педагогической проблемы. В частности, в данном исследовании интерес представляет изучение сущности и форм самостоятельной работы студентов, реализуемой в контексте изучения исторических дисциплин в высшей школе.
Изложение основного материала статьи. Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях истории, безусловно, предполагает сочетание различных форм его организации. В основном ведущими формами организации учебной деятельности студентов остаются следующие: лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, спецкурсы, спецсеминары, практика, консультации, коллоквиумы, контрольные, курсовые и квалификационные работы.
Бесспорно, несмотря на появление инновационных эффективных форм и методов работы со студентами в высшей школе, в частности в контексте преподавания цикла исторических дисциплин, ведущей академической формой, направленной на формирование системы исторических знаний студентов, была и остается лекция во всем ее видовом разнообразии.
По мнению Р.А. Гакаева, «Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке» [1, с. 62].
Разделяя мнение Р.А. Гакаева о широком дидактическом потенциале лекции, в данном ключе все же стоит уточнить, что лекция занимает важную роль в организации учебно-воспитательного процесса отечественного вуза. Однако значение лекции познается только в тесном единстве со всеми другими формами организации учебно-воспитательной работы, прежде всего, во взаимодействии ее с семинарскими занятиями и самостоятельной работой.
Так, одним из основных условий обеспечения эффективности процесса профессиональной подготовки будущих специалистов и качества их образования является организация необходимой доли самостоятельной работы студентов.
Усиление роли самостоятельной работы студентов предполагает реализацию принципиально нового подхода к учебно-воспитательному процессу, так как результаты образовательной деятельности будущих специалистов непосредственно связаны с уровнем организации самостоятельной работы студентов. Важность
данного вида деятельности обучающихся обосновывается тем, что система высшего образования призвана не только дать определенную систему знаний, но и сформировать профессиональные качества будущих специалистов, развить в них умение учиться, сформировать способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний.
В рамках данного исследования под термином «самостоятельная работа студента» будем понимать учебную деятельность будущего специалиста, которую научно-педагогический работник планирует вместе с обучающимся, но выполняет ее студент согласно запланированным задачам и под методическим руководством и контролем преподавателя без его прямого участия. Обобщая данное определение целесообразно охарактеризовать самостоятельную работу студентов в значении основного средства овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий [51.
По мнению Е.В. Щербаковой, в современных условиях реализации профессионального образования в вузе «систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов» [6, с. 1891. Самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя исследовательница рассматривает как основное средство обеспечения развития целевой готовности к профессиональному самообразованию [61.
Е.В. Емельянова, анализируя категорию самостоятельной работы студентов, определяет ее основные функции. Среди них исследовательница выделяет следующие:
- развивающую (самостоятельная работа активизирует умственный труд студентов, приобщает их к творческим видам деятельности, интеллектуально обогащает);
- информационно-обучающую (самостоятельная работа повышает уровень учебной деятельности студентов);
- ориентирующую и стимулирующую (самостоятельная работа студентов улучшает и углубляет процесс обучения);
- воспитывающую (самостоятельная работа формирует и развивает профессиональные качества будущих специалистов);
- исследовательскую (организация самостоятельной работы способствует развитию профессионально-творческого мышления студентов) [21.
Относительно места, времени, характера руководства и форм организации и проведения самостоятельной работы студентов Е.В. Щербакова выделяет следующие ее виды:
- самостоятельную работу студентов во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
- самостоятельную работу студентов, реализуемую под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов;
- внеаудиторную самостоятельную работу студентов, реализуемую при выполнении ими домашних заданий учебного и творческого характера [61.
В контексте образовательного процесса под самостоятельной работой понимают виды задач, которые усваиваются студентами во внеаудиторное время. В данном ключе можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
- обязательная линия (проводится в процессе подготовки к текущим аудиторным занятиям);
- вспомогательная (проводится по специальному учебному плану), которая направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических умений по проблемам дисциплины.
Несмотря на признание важности роли самостоятельной работы студентов теоретиками педагогической науки, в современных условиях она все еще не организована надлежащим образом: нет четкого определения объемов и видов учебных заданий для самостоятельной работы и единых критериев их оценки. В этой связи преобладает невысокая результативность и недостаточность интереса студентов к заданиям для самостоятельной работы.
Для активизации самостоятельной работы студентов в контексте преподавания исторических дисциплин в высшей школе важное значение имеет мотивация. Среди критериев наличия интереса к самостоятельной работе основными считаются:
- желание получить больше знаний в области истории;
- положительное отношение к учебному материалу (заинтересованность в получении дополнительной исторической информации) и к учебно-познавательной деятельности;
- интеллектуальная активность студентов;
- стремление к самообразованию в рамках предмета и в контексте профессионально-личностного становления.
Роль преподавателя-историка по организации самостоятельной работы студентов не должна быть пассивной. Педагогу вышей школы необходимо правильно организовать самостоятельную работу студентов, создать необходимое учебно-методическое и информационно-методическое обеспечение такой деятельности студентов при изучении ими истории.
Важным аспектом при организации самостоятельной работы студентов в контексте преподавания истории в вузе является вопрос контроля. Отсутствие постоянного контроля за осуществлением студентами заданий для самостоятельной работы является основным препятствием в ее организации. Самостоятельная работа студентов, реализуемая под должным руководством преподавателя, позволяет определять посильный объем заданий и систематически и целенаправленно контролировать уровень усвоения предлагаемого учебного материала. Осуществление контроля над самостоятельной деятельностью студентов стимулирует их к регулярной познавательной активности и тем самым повышает успеваемость. Важная роль в данном аспекте отведена также самоанализу и самоконтролю студентами собственной самостоятельной познавательной деятельности [41.
Самостоятельная работа предусматривает реализацию студентами различных видов учебно-познавательной деятельности, в частности выполнение студентами заданий дома и во время аудиторных занятий.
Традиционно для реализации самостоятельной работы студентов при изучении ими истории используются такие формы, как написание рефератов, изучение архивных документов, конспектирование научных исторических трудов, работа над составлением справочников исторических персоналий, хронологических таблиц, исторических карт и т.п.
Сегодня формы и методы организации образовательного процесса совершенствуются и обновляются. Данные процессы должны оказывать влияния не только на форму проведения аудиторных занятий по истории, но и на организацию самостоятельной работы студентов. В частности, в современном образовании широко применятся средства инновационных информационных технологий. По нашему мнению, организация самостоятельной работы студентов посредством информационных средств обучения способствует формированию высокой культуры умственного труда, развитию приемов и навыков к самостоятельному обучению и мышлению, умений разумно тратить и распределять время, производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и т.п.) [71.
Эффективным для организации самостоятельной работы студентов в контексте преподавания исторических дисциплин в высшей школе является метод создания обучающимися электронных презентаций. Целесообразность использования метода презентаций обусловлена тем, что процесс их подготовки и представления способствует не только развитию аналитических и коммуникативных умений, но учит логическому мышлению, развивает навыки организации вещания, его логического построения и структурирования (формулировка цели, изложения выводов), учит различным приемам получения и передачи информации. Презентация как форма самостоятельной продуктивной деятельности студентов предполагает готовность и стремление сотрудничать с другими, способствует совершенствованию исторических знаний, фактологического ориентирования, навыков ведения конструктивной коммуникации с партнерами, развития креативности и информационной компетентности будущих специалистов [3].
Не менее эффективным в рамках изучаемой педагогической проблемы является методов проектов. Проект в обучении истории можно определить как комплекс задач, которые предусматривают организованную, длительную, значимую для студентов самостоятельную исследовательскую деятельность, в процессе которой обучающийся пребывает в определенном историческом контексте, реализуемую во внеурочное время, целью которой является создание определенного конечного продукта по выбранной проблематике.
При выборе форм и методов организации самостоятельной работы студентов при изучении ими истории необходимо создание соответствующей мотивации и обеспечение творческого контекста заданий. Ведь креативный характер самостоятельной учебной деятельности способствует развитию познавательной самостоятельности студента, формированию умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке исторической информации.
Выводы. На основе вышеизложенного заключим, что на современном этапе развития общества и государства обосновывается потребность в творческих, креативных, нестандартно мыслящих, быстро обучающихся специалистах. Учет данных требований обосновывает усиление доли самостоятельной работы студентов в высшей школе, в том числе при изучении истории.
Однако в данном ключе стоит подчеркнуть, что грамотное планирование и организация анализируемого нами вида учебно-познавательной деятельности студентов является задачей преподавателя и требует соответствующего информационного и методического обеспечения, а также контроля данной деятельности.
Систематичность и организованность самостоятельной работы студентов в контексте преподавания истории высшей школе способствует достижению цели стимулирования их профессионального интереса и самосовершенствования, формирования у них навыков самостоятельной деятельности, самообразования, способности к саморазвитию и выработки способности самостоятельно принимать обоснованные решения.
Литература:
1. Гакаев Р.А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования // Педагогика высшей школы. - 2015. - №3. - С. 62-64. - URL https://moluch.ru/th/3/archive/14/450/ (дата обращения: 04.04.2019).
2. Емельянова Е.В. Активизация самостоятельной работы студентов (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета) // Молодой ученый. - 2015. - №19. - С. 573-575. - URL https://moluch.ru/archive/99/22265/ (дата обращения: 05.04.2019).
3. Иванов О.В., Глазунов М.А. Электронная поддержка самостоятельной деятельности студентов -будущих учителей истории // Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования / Материалы международной научной конференции 17-18 декабря 2013 года. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - С. 553-557.
4. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. 2000. - № 1. - С. 114-115.
5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: Учеб. пособие. -М.: Педаг. общ-во России, 2004. - 112 с.
6. Щербакова Е.В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе // Молодой ученый. - 2010. - №8. Т. 2. - С. 188-190. - URL https://moluch.ru/archive/19/1929/ (дата обращения: 05.04.2019).
7. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения. Рост. Гос. Ун-т. - Ростов на Дону, 2001. - 167 с.
Педагогика
УДК 37.04
кандидат педагогических наук, доцент Бережная Ольга Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Гузева Мария Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация. В статье представлена модель формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ, состоящая из взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, организационный, результативно-оценочный). Определены и охарактеризованы уровни готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей-инвалидов.
Ключевые слова: формирование готовности, семья, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, ребенок-инвалид.
Annotation. The article presents a model of formation of readiness of parents to actively participate in solving the problems of education and upbringing of children with disabilities, consisting of interrelated components (target, meaningful, organizational, effective evaluation). The levels of readiness of parents for active participation in solving the problems of education and upbringing of children with disabilities are defined and characterized.
Keywords: formation of readiness, family, child with disabilities, disabled child.
Введение. Современная система образования нормативно предусматривает включение в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормально развивающимися детьми. Однако проблема принятия детей с ОВЗ сверстниками, родителями детей с нормой развития остается не решенной. С сожалением можно констатировать лишь частичную готовность всех участников образовательного процесса к эффективному взаимодействию и сотрудничеству. Особое место в данном вопросе принадлежит семье детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ряде концептуальных документов - статьи Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Конвенции о правах инвалидов, Конвенции о правах ребенка, - огромное внимание уделяется проблемам получения качественного полноценного образования детьми, независимо от состояния их здоровья, привлечению семьи к активному участию в процессе их воспитания и обучения. В связи с чем, к уровню подготовки и готовности родителей к участию в образовательном процессе данной категории детей предъявляются повышенные требования, особенно в контексте инклюзивного образования.
Выражение дети с ОВЗ активно применяется в законодательных документах. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007 N 120-ФЗ, употребляемые в нормативных документах понятия дети «с отклонениями в развитии», «аномальные дети», заменены термином «дети с ОВЗ» [1]. Но в законе не дано точное определение этого понятия, что привело впоследствии к тому, что термин был воспринят как близкий к термину «инвалиды».
Изложение основного материала статьи. Особое место в структуре инклюзивного образования принадлежит семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, являющийся, к сожалению, реальностью нашего времени, приводит к трансформации структурно-функциональных характеристик современной семьи. Дети с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в помощи и поддержке различных специалистов: врачей, учителей, психологов, но в первую очередь - своих родителей. Процесс социализации и адаптации детей с ОВЗ достаточно сложен и не всегда успешен. Сегодня существует достаточное количество разнообразных программ помощи, коррекции и реабилитации, реализуемых специалистами, работающими с данной категорией детей. Необходимо отметить, что за минувшие десятилетия вектор исследований проблем детей с ОВЗ сместился с глубокого исследования медицинских аспектов к разбору трудностей формирования ребёнка как личности. Однако, на наш взгляд, работ, посвященных исследованию возможностей активизации ресурсов самой семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, не достаточно.
Испокон веков семья играла важную роль в жизни каждого человека. Определяя семье ведущую роль в процессах воспитания и образования подрастающего поколения, педагогическое сообщество отмечает недостаточный уровень готовности родителей к его осуществлению. Трансформация духовно-нравственных норм, негативные явления в детско-юношеской, подростковой среде, разрушение семейных идеалов крайне неблагоприятно сказывается на институте семьи в целом [4].
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья усложняет нормальное функционирование семьи и является серьезным испытанием для всех ее членов, испытывающих острую нехватку объективной актуальной информации, помощи и поддержки. Выделяясь в некую отдельную общность, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, демонстрирует свою особую составляющую, проявляющуюся в отрицательном настрое против окружающего общества, замкнутости, моделях поведения в целом. Нередко происходит утрата социальных связей и социального статуса семьи, в результате чего формируется определенный психологический портрет родителей детей с ОВЗ, стереотип их собственного поведения и вариантов детско-родительских отношений в данной категории семей. Совокупность перечисленных аспектов делает семью с ребёнком - инвалидом уязвимой к воздействиям различных негативных факторов и обуславливает необходимость стимулирования активной позиции родителей в вопросах воспитания и социализации ребенка-инвалида, формирования готовности членов семьи участвовать в решении проблем образования и развития ребенка с ОВЗ.
Понятие «готовность» в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова трактуется как, - «...согласие сделать что-нибудь и ... состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [3].