Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов неязыковых вузов'

Организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЗНАНИЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ОБЪЁМ / ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ / НАВЫКИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Гулшод Умарбоевна

В данной статье рассматривается организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов неязыковых вузов. А также анализируются классификации заданий по самостоятельной работе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Гулшод Умарбоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов неязыковых вузов»

Список литературы

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход -основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе, 2002. № 2. С. 11-15.

2. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию / Выпуск 2. Самара: Профи, 2007. 92 с.

3. Известия Научно-координационного центра по профилю «Филология» (ВГПУ -ВОИПКиРО). Выпуск IX. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2011. 466 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Ахмедова Г.У.

Ахмедова Гулшод Умарбоевна - преподаватель, кафедра «Языки»,

Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов неязыковых вузов. А также анализируются классификации заданий по самостоятельной работе студентов. Ключевые слова: самостоятельная работа, знания, учебный материал, объём, внеаудиторные занятия, высокий уровень, навыки, мотивация.

Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе является особой формой самообразования. Она носит многофункциональный характер и помогает овладеть иностранным языком как необходимой профессиональной составляющей современного специалиста, способствует формированию навыков автономного приобретения знаний и развитию информационной культуры.

Введение новых государственных образовательных стандартов привело к тому, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия студентов. При этом содержание и объём программ не претерпели существенных изменений. Несоответствие между объёмом знаний, которые должен усвоить студент, и отводимым на эту работу временем, заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной работы студентов (СРС) по освоению дисциплины, которые позволили бы избежать снижения качества подготовки специалистов.

Самостоятельная работа наиболее точно определена И.А. Зимней: «Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне

мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет объекту обучения удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» Эффективность самостоятельной работы студента обусловливается рядомфакторов, среди которых важнейшими являются:

- готовность обучаемого к самостоятельной работе;

- оптимальная организация самостоятельной работы и коррекция ее педагогом.

Готовность студентов к самостоятельной работе определяется:

- наличием оптимальной мотивации к овладению иностранным языком;

- сформировавшимися навыками самостоятельной работы в области чтения, говорения, аудирования, письма;

- владением навыками эффективной работы со справочной литературой, словарями и умением работать с техническими средствами обучения (ТСО) [1; с. 152].

Таким образом, целью СРС по иностранному языку в неязыковом вузе является формирование навыков работы с иноязычными профессионально-ориентированными источниками информации (чтение, перевод, творческое переосмысление информации, ее личностная оценка и последующее использование), а также формирование навыков устной речи (говорение и аудирование).

Существует несколько классификаций заданий по самостоятельной работе студентов:

- обучающие задания, при которых преподаватель предъявляет студентам задание и показывает, как его делать

- тренировочные задания - выполнение задания по образцу;

- поисковые задания - самостоятельно выполненные студентами. Задания для самостоятельной работы студента должны быть четко сформулированы, разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем

должен быть определен часами, отведенными в учебной программе. Результаты самостоятельной работы студента должны контролироваться преподавателем.

Следует отметить, что задания для СРС должны дифференцироваться. На ранних этапах обучения СРС по иностранному языку носит по большей части репродуктивный характер. Студенты овладевают алгоритмами выполнения практических действий, выполняют упражнения, предназначенные для развития всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, письма, разговорной речи. Задания могут носить как групповой, так и индивидуальный характер. На более поздних этапах доминируют задания творческого характера (проекты, рефераты, рецензирование студенческих работ самими студентами, составление глоссариев, подготовка и написание научных статей и т.д.) По мере формирования у студентов навыков и умений постепенно усложняются и задания; помощь педагога приобретает консультативный характер, а самостоятельность самих студентов увеличивается; повышается качество учебной деятельности.

Самостоятельная работа студента по изучению иностранного языка так же включает в себя заучивание лексических единиц, овладение правилами словообразования и грамматики, чтение текстов вслух в соответствии с правилами чтения, построение вопросов и ответов к текстам, перевод на русский язык (устный и письменный) и т. д.

Список литературы

1. Андронкина Н.М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности / Н.М. Андронкина // Обучение иностранным языкам в школе и вузе. СПб., 2001. С. 150-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.