УДК 334.723:658.567.1
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЦИКЛИНГА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОТХОДОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПАРТНЕРСТВА
И. А. Эйхлер
Аннотация. Предложен путь решения проблемы накапливающихся автотранспортных отходов на примере организации центра по переработке изношенных покрышек с помощью применения механизмов частно-государственного партнерства. Определены основные принципы организации взаимодействия между центром, поставщиками ресурсов и потребителями.
Ключевые слова: интеграционное взаимодействие, механизмы частно-
государственного партнерства, рециклинг, отходы автотранспортного сектора,
частно-государственное партнерство.
Введение
При модернизации экономики России необходимо решать задачи, связанные с обновлением инженерной инфраструктуры, функционированием жилищно-коммунального хозяйства, развитием территорий, реализация которых не может быть осуществлена только за счет государственных бюджетов. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает взаимодействие государственного и частного секторов при решении социальноэкономических задач развития региона или муниципального образования. [1] Одной из таких проблем, в последнее время, становится проблема утилизации отходов образуемых автотранспортным комплексом. В 2012 году на территории Омской области зарегистрировано 587 074 транспортных средств (без учета мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов) различных марок (по данным управления государственного автодорожного надзора по Омской области). За последние годы наблюдается тенденция устойчивого роста данного показателя: так с 2010 года количество транспортных средств увеличилась на 12,75 процентов. Если учитывать, что одно транспортное средство в среднем образует до 50 тонн отходов в год (20 миллионов тонн в целом по городу), то необходимо решить следующую проблему: как максимально эффективно (с наименьшими экономическими затратами и наибольшим экологическим эффектом) утилизировать такой объем отходов. [2] Имеющихся мощностей и механизмов для полной и экологически-эффективной утилизации данных отходов сейчас нет.
Основная часть
Для решения вышеописанной проблемы предлагается прибегнуть к реализации механизмов частно-государственного партнерства.
Для их реализации необходимо ответить на следующие вопросы:
1) какая форма частно-государственного партнерства будет наиболее эффективна в данном сегменте;
2) каким методам утилизации необходимо отдавать наибольшее предпочтение;
3) какой эффект принесет реализация данного партнерства. [3]
Сначала необходимо выделить тот сегмент, где будут реализовываться механизмы частно-государственного партнерства, определить методы утилизации, которым будут отдаваться предпочтения. В научной литературе все отходы автотранспортного комплекса классифицируются на два типа: твердые (к ним относятся вышедшие из строя АТС, изношенные покрышки и т.д.) и жидкие (отработанные нефтепродукты). [4] На сегодняшний день на федеральном уровне большое внимание уделяется проблеме вышедших из строя транспортных средств, создаются и реализуются программы по их утилизации, однако другим отходам и проблемам их утилизации уделяется гораздо меньше внимания. Если проанализировать структуру отходов автотранспорта, приведенную в сборнике удельных показателей образования отходов производства и потребления, то одну из наибольших долей в удельном весе общих отходов, занимают изношенные покрышки (что подтверждается статистическими данными).
При выборе методов утилизации покрышек необходимо прибегнуть к опыту стран Западной Европы, где проблемам экологии уделяется большое внимание. В Евросоюзе для борьбы с отходами жизнедеятельности человека (в том числе, и с отходами автотранспорта) была принята рамочная директива [5], где приводится иерархия способов борьбы с загрязнением окружающей среды (рисунок 1).
Согласно данной иерархии наиболее приоритетными для внедрения являются технологии, позволяющие минимизировать образование отходов или вернуть их в цикл производства в качестве сырья. Такой технологией является способ восстановления покрышек, однако, бесконечно восстанавливать автомобильные покрышки невозможно, и для небольших предприятий и владельцев частных автомобилей этот метод практически не применим. Согласно ресурсному подходу то, что является отходами в одной отрасли, может являться сырьем в других отраслях промышленности. Поэтому, предлагается, более детально остановится на методах, позволяющих повторно использовать изношенные покрышки уже в других отраслях. На сегодняшний день в
Омской области существуют несколько небольших фирм занимающихся утилизацией данного вида отходов различными методами. Основными компаниями, утилизирующими изношенные покрышки, являются - Омскэлек-тро (использует технологию сжигания), ООО «Новый Город» (перерабатывает покрышки в мазут) и ЗАО Полигон по утилизации промышленных отходов (складирует покрышки на площадях). Методы, применяемые данными предприятиями, не позволяют эффективно бороться с данным видом отходов, и поэтому предлагается использовать метод переработки покрышек в резиновую крошку, которая имеет широкий спектр применения.
Рис. 1. Иерархия способов утилизации отходов
Далее необходимо выбрать форму, в которой частно-государственное партнерство будет реализовываться. На сегодняшний день все формы, которые может принимать частногосударственное партнерство можно структурировать представленным в таблице 1 образом.
Проанализировав все формы взаимодействия государства и бизнеса, автор пришел к заключению, что наиболее подходящей формой для решения поставленных задач является создание коммерческой организации с долевым участием, так как работа с небольшими предприятиями по переработке имеет следующие недостатки:
1. Небольшой объем переработки ограничивает возможности по реализации дан-
ного ресурса и не приносит желаемого экологического эффекта в рамках региона;
2. Требуются большие денежные и временные затраты на организацию данного предприятия, прохождения необходимых процедур по сертифицированию и лицензированию производства;
3. Остается не затронутым сектор личного транспорта и индивидуальных предпринимателей, на котором образуется большой объем отходов и где их утилизация обычно не ведется;
4. На небольших цехах невозможно обеспечить переработку полного спектра подлежащих утилизации покрышек [7].
Таблица 1 - Основные формы частно-государственного партнерства [6]
Формы ЧГП, ориентированные на выполнение функций управления Формы ЧГП, ориентированные на реализацию программ и проектов Формы ЧГП, ориентированные на участие общественности
Концессия Создание коммерческой организации (государство и частная компания) Попечительские Советы
Создание некоммерческой организации (государство и частная компания)
Аутсорсинг Заключение договора простого товарищества (государство и частная компания) Управляющие Советы
Передача функций управления учреждениями Управляющим компаниям Соглашение о сотрудничестве /протокол о намерениях
Формирование Фондов «Целевого капитала» некоммерческой организации
Данные недостатки можно устранить путем организации крупной территориальной единицы на основе механизмов частногосударственного партнерства. Данная форма реализации механизмов частно-
государственного партнерства так же позволит обеспечить максимальную защиту инте-
ресов обеих сторон, четко распределить права и обязанности, эффективно контролировать использование финансовых ресурсов и проводить мониторинг результатов деятельности юридического лица для реализации целей партнерства.
Рис. 2 .Принцип организации совместного предпринимательства
При организации данного комплекса по переработке изношенных покрышек необходимо решить следующие основные задачи:
- организация сбора покрышек у крупных предприятий;
- организация сбора покрышек у владельцев личного транспорта и индивидуальных предпринимателей;
- организация центра по переработке собранных покрышек;
- организация сбыта полученной продукции [8].
Основными принципом, на котором будет строиться партнерство с поставщиками сырья, должно являться понимание того, что изно-
шенные покрышки выступают сырьем, принадлежащим владельцам транспорта, поэтому, как и любое сырье, оно должно оплачиваться. На сегодняшний момент законодательно прописано, что ответственность за утилизацию отходов целиком возлагается на предприятия, и они обязаны оплачивать затраты, которые несут фирмы по утилизации. Данный подход приводит к тому, что небольшие компании утилизируют свои отходы не по правилам.
Однако, при концепции повторного использования, отходы становятся сырьем, и образуемая территориальная единица будет получать доход от продажи произведенного из
отходов материала, поэтому, по мнению авторов, экономически правильным будет именно «скупка» необходимых отходов - при данном принципе обе стороны будут заинтересованы в сотрудничестве. [9]
Однако помимо того, чтобы наладить поступление сырья необходимо организовать и сбыт продукции. Основными потребителями данных продуктов в городе Омске являются строительные компании, дорожностроительные управления, шинный завод, другие фирмы выпускающие резинотехнические изделия.
Заключение
При данном методе организации частногосударственного партнерства, можно говорить о реализации интеграционного взаимодействия участников рассматриваемой схемы переработки и утилизации автотранспортных отходов. В этом случае выстраивается цепочка «мягкой» сбалансированной вертикальной интеграции, которая объединяет участников по ресурсной и маркетинговой направленности [10]
Основным преимуществом предлагаемого центра перед конкурентами, перерабатывающими небольшие объемы отходов, являются:
1. Возможность обеспечения постоянного объема поставок.
2. Более низкий уровень переменных издержек, что отразится на уровне цен.
3. Унификация технологии и обеспечение качества переработки отходов.
4. Экологическое соответствие установленным нормативам по защите окружающей среды и охране труда персонала.
В заключении можно сделать вывод, что использование механизма ГЧП может являться действенным средством для решения изложенной выше проблемы, однако, перед принятием решения об использовании данного механизма необходимо провести комплексную оценку рисков и финансовоэкономический анализ.
Библиографический список
1. Колесникова К. И. Частно-государственное
партнерство: опыт зарубежных стран и перспективы для России [электронный ресурс] // Научный вестник уральской академии государственной службы: сайт. - URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-
ш^ие/2008/03/16/ (дата обращения: 28.02.2013).
2. Сборник удельных показателей образования
отходов производства и потребления [электронный ресурс] - URL:
http://www.waste.rU/uploads/library/specific_showing.p df (дата обращения: 28.02.2013).
3. Климов П. Е. Государственно-частное партнерство как механизм финансирования модернизации инфраструктуры [электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - URL: http://www.uecs.ru/uecs-35-352011 /item/791 -2011-1117-06-04-34 (дата обращения: 28.02.2013).
4. Станкевич О. С. Обращение с отходами транспортного комплекса // Рециклинг отходов -2008. №6 - С. 14-19.
5. Директива Совета 75/442/ЕЭС / Законодательное и нормативное обеспечение при обращении с отходами в Российской Федерации. URL: http://www.waste.ru (дата обращения 28.02.2013)
6. Формы и механизмы частно-
государственного партнерства [электронный ресурс] - URL:
http://www.mirkin.ru/_docs/_partnerfin/chgp/1_1_2009 _3.pdf (дата обращения: 28.02.2013).
7. Чепелева Н. Н., Эйхлер И. А. Application of auto recycling at Omsk Transport Company// Actual Scientific Researches of the Russian Scientists -Germany, MQnchen - 2011, С. 37 - 43.
8. Хаиров Б. Г. Формирование отношений властных и предпринимательских структур региона на принципах логистического администрирования деятельностью // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. - Омск: СибАДИ,2012. - № 5 (27)-С. 148-152
9. Портер М. Э. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.
10. Эйхлер Л. В. Исследование перспективных форм интеграции на автомобильном транспорте с учетом конкурентных преимуществ организа-ции.//Вестник ИНЖЕКОНА Серия: Экономика. 2009
ORGANIZATION OF RECYCLING OF WASTE OF AUTOTRANSPORT WITH APPLICATION OF MECHANISMS OF PRIVATE-STATE PARTNERSHIP
I. A. Eychler
In this article author offers a path to solve a problem of rising waste of autotransport on example of organization of a center of recycling of worn out tires with application of mechanisms of private-state partnership. Are defined basic principles organization of interaction between center, suppliers and consumers.
Эйхлер Иван Андреевич - преподаватель кафедры «Экономика и управление предприятиями» Сибирская государственная автомобильнодорожная академия (СибАДИ). Основное направление научной деятельности - предпринимательство, организация производственного процесса; общее количество публикаций - 8. e-mail: vaniaeichler@rambler. ru