УДК 712.253
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
УРОВНЯ ЖИЛОГО РАЙОНА
Василенко А.О., студент группы 12ДАС(б)ОП, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: nastya_13aug@mail.ru
Воронцова О.Н., ст. преподаватель кафедры архитектуры, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail:belaya_vorona_07@mail. ru
Рекреационная зона - особо выделенная городская или пригородная территория, которая предназначена для организации мест отдыха населения и включает в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.
Наиболее важной целью и социальной задачей является комфортный отдых и оздоровление людей в естественной природной среде, в котором учитываются потребности населения, уделяется внимание различным социальным слоям. Особую актуальность приобретает изучение рекреационного потенциала территории, выявление и резервирование новых зон для отдыха, а так же оценка уже существующего природопользования и разработка рекомендаций по оптимизации.
Из этого следует учитывать несколько принципиальных положений. Рекреационная деятельность как одно из направлений хозяйственной деятельности, которая усиливает антропогенную нагрузку на природную среду, не должна способствовать развитию негативных природных явлений и препятствовать природоохранным целям и задачам специально выделенных территорий и объектов и соответствующим мероприятиям.
Ключевые слова: рекреация, ландшафт, городское озеленение, гуманизация среды, экология.
Взаимодействие общества с окружающей" природной" средой" вызвало множество отрицательных последствий, что диктует необходимость последовательного формирования равновесного природопользования. Разумный" баланс во взаимодействии человека и природы может быть достигнут только при условии грамотного использования естественного базиса развития производительных сил.
По мере роста городов выявились и обострились новые проблемы. В результате чрезмерных техногенных нагрузок погибли многие ценные ландшафты в ближайших пригородах. В крупнейших городских агломерациях продолжается процесс сближения соседних городов. Ухудшается состояние воздушного бассейна, водных ресурсов.
Высоко урбанизированная среда отрицательно влияет на самочувствие людей, вызывая утомление и, как следствие, расстройства нервной системы.
Самое простое и действенное средство оздоровления современной экологии города -развитие оптимально сформированной системы зеленых насаждений. Кроме экологической роли, они снижают уровень городского шума и защищают от ветра. Поэтому так необходимо, сохраняя существующие в городе взрослые деревья, одновременное проведение в широких масштабах работ по увеличению площадей зеленых насаждений - садов, парков, скверов, бульваров, защитных зеленых зон и лесопарков.
Отчетливо проявилась тенденция специализации городских садов и парков, что вызвано не только дефицитом больших территорий, необходимых для многофункциональных парков, но и с расширением интеллектуальных интересов жителей, развитием структуры досуга.
Одна из важнейших градостроительных задач - сочетание прогрессивных архитектурно - планировочных решений с возможностями массового индустриального строительства при соблюдении единства с природой.
В плане санитарно-гигиенических условий особую роль играют зеленые разрывы в городской застройке, которые связывают город «ручейками» зелени в единый каркас, переходящий во внешний зеленый пояс.
Помимо экологического вопроса, следует так же рассмотреть вопрос гуманизации городской среды.
Окружающая человека предметная среда и в том числе и городская играет важную роль, влияя на самочувствие и здоровье, на его эмоциональное и психологическое состояние и, наконец, на мироощущение и формирование его эстетического чувства.
Гуманизация - принцип мировоззрения, в основе которого лежит высшее культурное и нравственное отношение к людям, забота о них, убеждение в их возможностях к самосовершенствованию.
Необходимость гуманизации среды - актуальная проблема современного города. При включении элементов природы в урбанизированный" ландшафт и при его визуальном и функциональном преобразовании для повышения уровня комфорта не следует ограничиваться внешним украшением. Создание благоприятной" городской" среды должно стать внешним проявлением экологизации искусственной" среды и уменьшения негативного влияния человеческой" цивилизации на природу.
Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать окончательный вывод о том, что организация городских рекреаций имеет очень большое значение для развития города. Поэтому необходимо продолжать грамотно формировать, развивать и сохранять озелененные территории.
В настоящее время во многих государствах Европы ландшафтная архитектура стала неотъемлемой частью градостроительства, а сохранение природы, создание новых озелененных территорий являются первостепенной задачей, регламентированной принятыми законами.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ОЛИМПИЙСКИЙ ПАРК МЮНХЕНА (ГЕРМАНИЯ) ЯРКИЙ ПРИМЕР ДОПОЛНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ЛАНДШАФТА ПРИРОДНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ -ОЛИМПИЙСКИЙ ПАРК МЮНХЕНА. ОГРОМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ АВТОСТОЯНКИ В ОБЫЧНЫЕ ДНИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ИГР. ЕЕ ПЛОЩАДЬ ПОКРЫТА ПЛИТАМИ С ТРАВЯНЫМИ ШВАМИ. РАЗДЕЛЕННАЯ РЯДАМИ ДЕРЕВЬЕВ.»
РЕИНСКИИ ПАРК К КЕЛЬНЕ (ГЕРМАНИЯ! ПАРК СОЗДАН НА МЕСТЕ СТАРЫХ ИЗВЕСТНЯКОВЫХ, ПЛОЩАДЬ 20 ГА ПЛАНИРОВОЧНЫМ ЦЕНТРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ВОДОЕМ СО СКАЛИСТЫМ ПОЛУОСТРОВОМ, НА КОТОРОМ УСТРОЕНЫ ВИДОВЫЕ ПЛОЩАДКИ, АЛЬПИНАРИЙ. ГЛАВНЫМ АРХИТЕКТУРНЫМ ПЛАНИРОВОЧНЫМ УЗЛОМ ЯВЛЯЕТСЯ ОТКРЫТЫЙ ЛЕТНИЙ ТЕАТР. ПОСТРОЕННЫЙ В ФОРМЕ АМФИТЕАТРА И РАССЧИТАННЫЙ НА 7 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ.
ПАРК «КОСМИЧЕСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ» (ДАМФРИС, ШОТЛАНДИЯ) САД КОСМИЧЕСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ НОСИТ СТАТУС ОДНОГО ИЗ САМЫХ ОРИГИНАЛЬНЫХ И ИНТЕРЕСНЫХ НА ПЛАНЕТЕ ДАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗВЕСТНЫМ АРХИТЕКТОРОМ ДЖЕНКСОМ И ЕГО ЖЕНОЙ. У СУПРУГОВ ЗАРОДИЛАСЬ ИДЕЯ СОЗДАНИЯ МИНИАТЮРНОГО САДА-ВСЕЛЕННОЙ. В КОТОРОМ ВСЕ БУДЕТ ПОСВЯЩЕНО ПРОЦЕССУ ЕЕ РОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, МЕСТУ ЧЕЛОВЕКА В ЭТОМ НЕОБЪЯТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. И ТОМУ. ЧТО НАУКА - ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ МАЛЕНЬКИЙ ЛУЧИК В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ НЕОПОЗНАННОГО.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
«ДЕНДРАРИЙ» (СОЧИ) В 1892 ГОДУ ОН БЫЛ СОЗДАН ХУДЕКОВЫМ С.Н. И СЕЙЧАС «ДЕНДРАРИЙ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК, НО И ПОИСТИНЕ ПАМЯТНИК САДОВОГО И ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ЗДЕСЬ СОБРАНО БОЛЕЕ 2000 УНИКАЛЬНЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ, МНОГИЕ ИЗ КОТОРЫХ СЧИТАЮТСЯ ЭКЗОТИЧЕСКИМИ, ИХ ПРИВОЗИЛИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ИЗ ДАЛЕКИХ СТРАН. ЗДЕСЬ ТАКЖЕ ЖИВУТ РЕДКОСТНЫЕ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ. РЯДОМ С ПАРКОМ НАХОДЯТСЯ КРАСИВЕЙШИЕ ГОРЫ И МОРЕ.
«ПАРК ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» (КАЗАНЬ) ПО ПЕРИМЕТРУ ПАРКА РАСПОЛОЖЕНА ОГРАДА ФИГУРАМИ ЗИЛАНТОВ У КАЖДЫХ ИЗ СЕМИ ВОРОТ. ВНУТРЕННЯЯ ТЕРРИТОРИЯ ПАРКА ПОЛНОСТЬЮ ПЕШЕХОДНАЯ. ВСЕ ДОРОЖКИ СХОДЯТСЯ В ЦЕНТРЕ
СТАНОВЛЕНИЯ ГОРОДА. НЕПОДАЛЕКУ РАСПОЛОЖЕН ПАМЯТНИК БОЛГАРСКОМУ ПОЭТУ КУЛ ГАЛИ.
«СОЛНЕЧНЫЙ ОСТРОВ» (КРАСНОДАР) ПАРК СОЛНЕЧНЫЙ ОСТРОВ - ЭТО ОТЛИЧНОЕ МЕСТО ДЛЯ ВЕСЕЛОГО ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЯ С ДРУЗЬЯМИ. ЛЮБИМЫМИ ЛЮДЬМИ. СЕМЬЕЙ. РАЗМЕРЫ ЕГО ДОВОЛЬНО-ТАКИ ВЕЛИКИ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ САМОМУ ПАРКУ ВМЕЩАТЬ В СЕБЯ КУЧУ ИНТЕРЕСНЫХ МЕСТЕЧЕК И ЗАКОУЛКОВ. ТАМ ВСЕГДА ЧИСТО И ОПРЯТНО. ЧТО УЖЕ НУЖНО ОТНЕСТИ К БОЛЬШОМУ ПЛЮСУ.
Рисунок 1 - Отечественные и зарубежные проекты ландшафтного дизайна
Основные тенденции развития ландшафтного проектирования:
1. Дополнение искусственного ландшафта природными элементами. Развиваются парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах), вводятся искусственные элементы формирования рельефа, например геопластика.
2. Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природной и городской среде. Создаются многочисленные развязки дорог, мосты, каналы.
3. Разработка озелененных территорий специального назначения:
- создание выставочных, спортивных комплексов, мемориальных, аквапарков.
- появляются сады и парки однофункциональные, тематические.
4. Ведение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крыше сооружений или в интерьерах или натуроцентризм. В городах в связи с дефицитом земель под озеленение устраиваются сады на крышах, а из-за климатических условий - под крышами.
5. Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанированной средой появляются уголки «естественной природы».
6. Экономия ландшафта или «эстетизм» ландшафта, - стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая сооружения под землей. Большая площадь часто закрыта сверху газоном, цветами, открыта лишь та часть здания, где необходим солнечный свет. Обычно он проникает через специальные заглубления или световые дворики, которые невидны со стороны. При помощи загущенных зарослей, располагаемых по периферии сада посетитель избавляется от урбанизированного фона.
7. Создание мини-парков. Такие локальные парки (сады) размещают в крупных архитектурных комплексах и символизируют неразрывную связь человеческой культуры и естественной природы
8. Расширение стилевых направлений (супрематизма, авангардизма, инновационости и пр.) Поиск идей для вдохновения ведется в искусстве прошлого, заимствования приемов из различных стилей, а так же в новых инновационных технологиях будущего.
9. Широкое использование новых уникальных материалов или применение традиционных (бетон, стекло, текстиль и т.п.)
10. Взаимопроникновение восточных, европейских и американских методов и стилей. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации и созерцания. В моде Фэн Шуй и сады, устроенные по такому принципу. А на востоке применяется расширение европейских и американских приемов композиции садов и парков.
11. Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парки и сады производственных предприятий). Это достигается за счет озеленения участков между зданиями (а так же крыш, стен), дорог, парковок и различных инженерных коммуникаций
12.Возврат к традициям прошлых эпох, создание благоустроенных внутренних дворов - патио, «зеленых крыш», применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом строительстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, стриженные формы используются как в обширных парках, так и в небольших по площади, садовые эфемериды наиболее актуальны в зимнее время.
13. Развитие теории «аттракциона», т.е сочетание несочетаемого, эффект рамки, эффект отражения, расчет на удивление. Эта территория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, праздничные, фестивальные, конкурсные программы, шоу-бизнес, рекламу и т.п. В садово-парковом искусстве используют резкие противопоставления различных материалов, ярко окрашенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окружению, символика, «анимация» в ландшафте, отражение от стен зданий и т.д.
Литература
1. Курбатов, Ю.И. Охрана природного ландшафта и архитектуры / Ю.И. Курбатов. - СПб.: Знание, 1979. - 36 с.
2. Ландшафтный дизайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.landstyle.ru/. - (дата посещения: 15.01.17).
3. Маргайлик, Г.И. Справочник озеленителя / Г.И. Маргайлик. - Мн.: Полымя, 1999. - 144 с.
4. Николаевская, И.А. Благоустройство городов: учебник / И.А. Николаевская. -М.: Высш. шк., 1990. - 160 с.
5. Смирнова, А. «Жилые ландшафты» Сергея Непомнящего / А. Смирнова // Ландшафтный дизайн. - 2004. - № 3. - С. 14.