УДК 336.567:659.3
Терентьева Т.А., Свиридова Л.А., Каяшева А.С., Васильева Е.Н.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА РАСХОДОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВОЗМЕЩАЕМЫХ ЗА СЧЕТ СУБСИДИИ
В статье обоснована позиция авторов о необходимости раздельного учета выделенной субсидии из областного бюджета и доходов, полученных по основной деятельности в бухгалтерском учете государственных и коммерческих организаций. Предлагаемая детализация расходов по статьям калькуляции будет способствовать обоснованному включению их в стоимость созданного интеллектуального продукта средств массовой информации.
Ключевые слова: средства массовой информации, продукция средств массовой информации, производство и распространение информации, субсидия, обоснование расходов, прямые и косвенные расходы.
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность средств массовой информации, является Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с данным законом, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохро-никальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием [1].
По данным Роскомнадзора на 1 ноября 2012 года в России зарегистрировано около 90 тысяч СМИ, причём абсолютное большинство из них негосударственные [2].
По состоянию на 01.10.2012 г. в Оренбургской области зарегистрировано всего 521 средство массовой информации, в числе которых 324 печатных издания, из них 239 газет, 78 журналов, 3 справочника, 3 сборника, 1 альманах.
В число средств массовой информации входят 192 электронных издания, из которых: 89 телепрограмм; 67 радиопрограмм; 1 видеопрограмма, 19 радиоканалов; 15 телевизионных каналов; 1 электронное периодическое издание. В области также работает 5 информагентств.
По данным регионально-информационного агентства «Оренбуржье» жителям Оренбурга доступна продукция печатных и электронных СМИ. В среднем по подписке на 100 жителей области приходится около 10 экземпляров журналов и газет.
В сфере телевещания к 2015 году предусмотрено охватить 98,8% населения области цифровым телевизионным вещанием, предос-
тавив возможность населению смотреть 8 общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.
Правительством Оренбургской области осуществляется системная государственная поддержка СМИ и полиграфической базы, получателями субсидий являются 56 средств массовой информации. За счет средств господдержки в эфир выходит 26 телепрограмм и 4 радиопрограммы.
38 печатных изданий области зарегистрированы в форме государственных унитарных предприятий - это городские и районные газеты и областная газета «Оренбуржье», которые также получают субсидию из областного бюджета [3].
В связи с тем, что СМИ являются основным источником распространения информации для физических и юридических лиц, Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание вопросам регулирования деятельности данных организаций.
В рамках поддержки средств массовой информации в Оренбургской области принято и действует Постановление Правительства Оренбургской области №49п от 11 февраля 2008 г. (с последующими изменениями и дополнениями) в котором приведены Правила предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям в сфере электронных средств массовой информации, осуществляющим производство и/или распространение социально значимых телерадиопрограмм, организациям в сфере печатных средств массовой информации, реализующим социально значимые проекты, государственным печатным средствам массовой информации (далее по тексту «Правила»).
В соответствии с пунктом 3 Правил, субсидии направляются на выплату авторского гонорара и оплату труда работников с учетом отчислений на социальные нужды согласно законодательству, на оплату полиграфических услуг, возмещение расходов при производстве периодической печатной продукции на собственном полиграфическом оборудовании (расходные полиграфические материалы и краски), приобретение бумаги, оплату расходов на распространение (включая расходы по доставке тиража печатного издания от типографии до редакции или почты, фальцовку, сортировку, доставку до подписчика и превышение веса печатных изданий), на возмещение расходов по созданию, приобретению, поддержанию в исправном состоянии внеоборотных и оборотных активов [4]. Поэтому организациям, получающим выделенные из бюджета денежные средства необходимо обосновывать произведенные расходы и подтверждать их соответствующими оправдательными документами.
Изготовление печатной продукции - это сложный технологический процесс, основанный на широком использовании химических, механических, физико-химических, фотографических и других процессов. Особенность производства печатной продукции - много вариантность технологического процесса. Каждая стадия изготовления печатной продукции имеет соответствующую структуру затрат в зависимости от уровня механизации и автоматизации производственных процессов, используемых материалов.
Кроме того, ассортимент печатной продукции постоянно меняется, выпускаемые издания различаются по сложности изготовления и длительности производственного цикла.
На формирование себестоимости печатной продукции влияют факторы, характеризующие количественную и качественную стороны производимой продукции. К ним относятся:
- тип издания (учебник, детская литература, научно-техническая литература и т. п.);
- характер воспроизводимого оригинала (издания текстовые и иллюстрационные, тек-сто-иллюстрационные, однокрасочные и многокрасочные и др.);
- формат издания и формат полосы набора;
- объем издания;
- тираж;
- характер внешнего оформления;
- срок службы и др.
Таким образом, уровень и структура затрат в целом и на отдельных технологических операциях создания печатной продукции постоянно меняются [5].
В отношении производства телепрограмм также можно отметить, что это сложный технологический процесс. В создании телепрограммы заняты режиссеры, операторы, ведущие, корреспонденты, редакторы, водители и другие сотрудники телеканала.
Наряду с выпуском социально-значимого продукта, расходы на который возмещаются некоторым телеканалам из бюджета, в этих организациях производятся и транслируются другие программы, имеющие коммерческую направленность, финансируемые полностью или частично за счет рекламы. В связи с этим возникает необходимость разделить в учете информацию о расходах.
С этой целью авторами статьи на примере формирования расходов по производству телевизионной продукции, предлагается разработать и вести регистры учета расходов, возмещаемых за счет субсидии, полученной из бюджета.
Для формирования информации о расходах, подлежащих возмещению из бюджета, в указанных регистрах, необходимо своевременно регистрировать факт совершения операций, направленных на создание социально-значимого продукта или печатного издания и производить стоимостную их оценку. Для этого предлагается использовать первичные документы, специально предназначенные для этих целей, в частности накопительный Заказ-наряд, который открывается на каждый социально-значимый проект.
Средства массовой информации, как и другие организации, ведут учет затрат на производство в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Такие организации, как правило, применяют позаказный метод учет затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Объект учета и калькулирования при позаказном методе учета затрат - отдельный производственный заказ. На основании договоров с заказчиками заказы открывают в бухгалтерии. В заказе обозначают наименование работы, подлежащей выполнению, объем (количе-
ство эфиров и хронометраж трансляций), сроки исполнения, исполнителей и плановую себестоимость.
Главная цель использования позаказного метода - разделение затрат между заказами. В решении этой задачи помогает внедрение основных элементов нормативного метода учета затрат по всем операциям и работам, производимым при выполнении заказов.
Модификация классического позаказного метода в позаказно-нормативный связана с требованиями пунктов 3 и 5 Постановления Правительства Оренбургской области от 11.02.2008 г. №49-п «Об утверждении правил представления за счет средств областного бюджета субсидий организациям в сфере электронных и печатных средств массовой информации».
Размер субсидий определяется исходя из плановых затрат на производство и/или распространение социально значимых телерадиопрограмм как совокупность следующих расходов (данный перечень статей затрат установлен также в целях управления организацией):
- оплата труда штатных и нештатных работников;
- социальных отчислений, взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- коммунальных услуг;
- услуг связи;
- транспортных расходов;
- командировочных расходов (проезда, суточных, проживания);
- аренды студий, помещений, транспортных средств, аренды или приобретения технических средств, необходимых для производства программного социально значимого продукта и его доведения до зрителя;
- приобретение реквизита, костюмов, расходных материалов, изготовления декораций, использования архивных материалов, компьютерной графики, права использования аудио-и видеоматериалов;
- услуг связи по распространению социально значимых телевизионных и радиопрограмм;
- на амортизационные отчисления по техническим средствам, необходимым для производства.
Этот метод делает возможным разделение затрат между заказами, обеспечивает базу для
планирования затрат и продажных цен по будущим проектам. Метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам путем расчета отклонений между плановыми и фактическими данными.
Основная характеристика выбранного средствами массовой информации метода заключается в том, что вся информация относится к конкретному заказу, а не к отчетному периоду и не является полученной в результате усреднения.
Учет прямых затрат по отдельному заказу ведется на основании первичных документов по понесенным затратам. Косвенные расходы не имеют непосредственного отношения к производству определенных видов продукции, поэтому они не могут быть отнесены на их себестоимость прямым счетом и распределяются между отдельными заказами пошаговым методом. Прямые затраты относятся непосредственно на выполняемые заказы. При использовании данного метода учет ведется на счете 20, где последовательно нарастающим итогом собираются все фактические затраты.
К основным статьям прямых расходов на производство социально-значимой телерадиопрограммы («Заказа») относятся:
- прямая, косвенная заработная плата исполнителей проекта и командировочные (счет 70);
- страховые взносы, начисленные на нее (счет 69);
- затраты на приобретение топлива (счет 10.3);
Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ, относятся к косвенным затратам:
- заработная плата административного и вспомогательного персонала (счет 70);
- страховые взносы, начисленные на нее (счет 69);
- расходные материалы (счет 10.6);
- расходы на услуги связи (счет 60);
- затраты по выпуску продукта в эфир (счет 76);
- арендная плата (счет 76);
- амортизация оборудования (счет 02).
Они подразделяются на две группы: общепроизводственные (собираются на счете 25) и общехозяйственные (счет 26) и подлежат распределению.
Прямая, косвенная заработная плата исполнителей проекта и командировочные рас-
ходы определяются в соответствии с рядом взаимосвязанных документов:
- смета;
- гонорарная ведомость;
- Регистр-расчет №1 (в данном документе учитывается фактически отработанное сотрудниками время, необходимое для выполнения Заказа).
Итоговым документом по учету заработной платы является Регистр-расчет №2.
Заработная плата административного и вспомогательного персонала, относящаяся к конкретному Заказу определяется в два этапа:
1) фиксируется время, затраченное каждым работником администрации и вспомогательного производства на выполнение определенной функции (контроль, документирование, транспортировка), путем заполнения «Табеля учета рабочего времени»;
2) рассчитывается приходящаяся на конкретный Заказ заработная плата, равная произведению дневной тарифной ставки (в соответствии со Штатным расписанием) и затраченного работником времени.
Расчет оформляется в Регистре-расчете №2.
Размер страховых взносов с заработной платы и командировочных расходов производственного, административного и вспомогательного персонала рассчитывается в соответствии с установленной Законодательством ставкой и отражается в Заказе-наряде.
Затраты на приобретение ГСМ рассчитываются, исходя из пройденного конкретным автомобилем расстояния для производственных целей, количества израсходованного на это топлива (Авансовые отчеты, Служебные задания, Путевые листы), установившихся рыночных цен на горючее, а также разработанных технической службой организации «Норм расхода топлива». Результаты вычислений заносятся в Регистр-расчет №9.
Затраты на вспомогательные материалы невозможно отнести на конкретный заказ, поэтому при калькулировании себестоимости социально значимой телерадиопрограммы применяется метод пропорционального распределения.
Суть метода заключается в использовании коэффициента распределения, который представляет собой процент выручки от реализации Заказа (полученной в прошлых периодах) в общей величине полученной ранее выручки:
КР =
по статье
х100%
(1)
В (общая )
где КР- коэффициент распределения;
В (по статье) - выручка от выполнения Заказа, полученная за предыдущий квартал;
В (общая) - совокупная выручка от всех видов деятельности, полученная за предыдущий квартал.
Размер материальных затрат на производство Заказа находится как произведение коэффициента распределения на общую величину материальных затрат. Расчет оформляется в Регистре-расчете №3.
Услуги связи также используются при производстве нескольких программных продуктов, соответственно, актуально применение метода пропорционального распределения. Стоимость услуг определяется на основании счетов контрагентов, договоров, актов выполненных работ, оказанных услуг, относящихся к предыдущему кварталу. Расчет осуществляется в Регистре-расчете №4.
Затраты по выпуску в эфир программного продукта распределяются между выполняемыми заказами в соответствии с первичными документами, полученными от поставщиков при помощи коэффициента распределения. Базой распределения выбрана выручка от реализации т. к. длительность эфирного вещания подвержена изменениям вследствие трансляции повторов, пожеланий заказчика. Расчет оформляется в Регистре-расчете №5.
Арендуемые организацией площади используются в производственных, управленческих и административных целях для выполнения ряда отдельных проектов.
Соответственно, распределение величины арендной платы должно происходить в два этапа:
1) на конкретный заказ относятся платежи за аренду производственных помещений, рассчитанные с применением коэффициента распределения (т. к. невозможно точно определить время нахождения каждого работника в определенном помещении);
2) затраты на аренду непроизводственных помещений относятся на проекты пропорционально времени работы находящихся в них сотрудников.
Требуемая для расчетов информация находится в Приложении к договору аренды нежилых помещений (поэтажный план здания) и
Расчетной ведомости. Для расчета используется формула:
(2)
где АЗ - величина арендной платы за месяц, приходящейся на каждое помещение в разрезе Заказа;
АП - величина арендной платы за месяц, приходящейся на каждое непроизводственное помещение;
Э - количество дней, в течение которых помещение эксплуатировалось в связи с участием сотрудников для целей исполнения Заказа в соответствии с Регистром-расчетом №2;
Т - длительность отчетного периода (число дней в исследуемом месяце).
Результаты расчета оформляются в Регистре-расчете №7.
Затраты на амортизацию оборудования также нельзя отнести на конкретный заказ, поэтому при расчете себестоимости социальнозначимой программы применяется метод пропорционального распределения. Информация об амортизируемом оборудовании собирается на счете 02 «Амортизация основных средств».
Для оформления служит Регистр-расчет
№8.
Сводным регистром для расчета себестоимости выполнения Заказа служит Заказ-наряд, в котором собираются все понесенные за период расходы в разрезе этапов производства.
Типовые бухгалтерские записи при формировании себестоимости Заказа отражены в таблице №1.
В управленческих целях в организации ведется учет отклонений плановых показателей затрат от фактических (Регистр-расчет 10).
Более подробное описание порядказапол-нения предлагаемых регистров-расчетов и их структуру авторы планируют осветить в последующих публикациях.
Отчетным периодом при получении за счет средств областного бюджета субсидий является квартал. В начале каждого нового квартала на основании данных о размере ранее полученных доходов рассчитывается коэффициент распределения, который используется при распределении затрат между выпускаемыми программами в течение календарного месяца. В конце квартала итоговые показатели, отраженные в Заказе-наряде за каждый месяц, с учетом всех понесенных прямых и косвенных затрат, суммируются и отражаются в соответствующем финансовом отчете об использовании средств областного бюджета.
Таблица 1. Типовые бухгалтерские записи при формировании себестоимости Заказа на выпуск
социально значимой телепрограммы
. ОІ ^ "л Содержание Подтверждающие документы Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 Начислена заработная плата сотрудникам вспомогательных производств, управления и администрации Регистр-расчет № 8 23, 25, 26 70
2 Начислены взносы на социальное страхование и обеспечение Регистр-расчет № 8, Заказ-наряд 23, 25, 26 69
3 Расходы по приобретению вспомогательных материалов отнесены к косвенным затратам Регистр-расчет № 1 23, 25, 26 10.6
4 Распределены расходы на услуги связи Регистр-расчет № 2 23, 25, 26 60
5 Расходы по выпуску в эфир отнесены к косвенным затратам Регистр-расчет № 3 25 76 (60)
6 Величина арендной платы за непроизводственные помещения отнесена к косвенным затратам Регистр-расчет № 5 23, 25, 26 76 (60)
7 Величина амортизационных отчислений отнесена к косвенным затратам Регистр-расчет № 6 23, 25, 26 02
8 Заработная плата работников, занятых в производстве социально значимой программы, отнесена на себестоимость Заказа Регистр-расчет № 8 20. Заказ 70
9 Величина арендной платы за производственные помещения отнесена на себестоимость Заказа Регистр-расчет № 4 20. Заказ 76 (60)
10 Стоимость ГСМ отнесена на себестоимость Заказа Регистр-расчет № 7 20. Заказ 10.3
11 Косвенные расходы отнесены на себестоимость Заказа Заказ-наряд 20. Заказ 23, 25, 26
12 Себестоимость Заказа списана на Реализацию - 90.1 20. Заказ
Предлагаемый в статье порядок распределения расходов по выполняемым заказам средствами массовой информации будет способствовать четкому обоснованию тех расходов, которые произведены за счет средств соответствующего бюджета, полученных в виде субсидии.
Ведение накопительных регистров-расчетов и Заказ-нарядов позволит своевременно группировать информацию в финансовый отчет, представляемый контрольным органам, проверяющим правильность и обоснованность расходов, покрываемых за счет бюджетных субсидий.
08.11.2012
Список литературы:
1. О средствах массовой информации. Закон РФ от 27.12.1991 г. №2124-1
2. Роскомнадзор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsoc.ru/
3. Оренбуржье. Портал Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwworenburg-gov.ru/
4. Постановление Правительства Оренбургской области №49п от 11 февраля 2008 г. «Об утверждении правил представления за счет средств областного бюджета субсидий организациям в сфере электронных и печатных средств массовой информации».
5. Финансовая газета. Региональный выпуск. - 1999. - № 4 (Материал подготовлен экспертной группой Международного еженедельника «Финансовая газета»).
Сведения об авторах:
Терентьева Татьяна Александровна, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук Свиридова Лариса Александровна, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук Каяшева Анастасия Сергеевна, студентка группы 09 БУА(у)
Оренбургского государственного университета Васильева Екатерина Николаевна, студентка группы 09 БУА 1 Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. 372472, e -mail: [email protected]
UDC 336.567:659.3
Terentyeva T.A., Sviridova L.A., Kayasheva A.S, Vasilyeva E.N.
Orenburg state university, e -mail: [email protected]
ORGANIZATION OF SEPARATE ACCOUNT OF THE CHARGE OF THE MEDIA, RECOVERED THROUGH SUBSIDIES
In the article the authors’ position on the need to separate accounting subsidies allocated from the regional budget and income derived from operating activities in the accounting of government and commercial organizations. Detailing proposed costs under calculation will help to justify the inclusion of the cost of the intellectual product created by the media.
Bibliography:
1. About mass media. The law of the Russian Federation №2124-1 of 27 December 1991.
2. Federal Service for Supervision in the Sphere of Telecom, Information Technologies and Mass Communications (ROSKOMNADZOR) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.rsoc.ru/
3. Orenburzhye. The portal of The Government of Orenburg region [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.orenburg-gov.ru/
4. Decree of the Government of Orenburg region №49d of 11_February 2008. About approval rules of providing subsidy at the expense of means by budget of region to organizations in the Sphere of electronic and printed mass media.
5. Financial newspaper. Regional release. - 1999. - № 4 (The material was prepared by the expert group of the International weekly «Financial newspaper»).