Научная статья на тему 'Организация расчетов за телекоммуникационные услуги в посткризисный период'

Организация расчетов за телекоммуникационные услуги в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АБОНЕНТСКИЕ БАЗЫ / РОУМИНГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ / БИЛЛИНГ / ТАРИФИКАЦИЯ / ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ / ТАРИФНЫЙ ПЛАН / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ / БЕЗАКЦЕПТНОЕ СПИСАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова Е.В.

В статье рассматриваются отраслевые аспекты организации расчетов за телекоммуникационные услуги. Исследован гражданско-понятийный аппарат, применяемый в сфере оказания услуг сотовой связи. Выявлены и проанализированы наиболее актуальные проблемы в существующем порядке взаиморасчетов. Предложен комплекс мер по улучшению финансовых показателей телекоммуникационных компаний в посткризисный период, даны рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация расчетов за телекоммуникационные услуги в посткризисный период»

Вопросы экономики

Удк 657

организация расчетов за телекоммуникационные услуги в посткризисный период

е. В. ТРЕТЬЯКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: tretyakova-ev@yandex. ru Уральский государственный экономический университет

В статье рассматриваются отраслевые аспекты организации расчетов за телекоммуникационные услуги. Исследован гражданско-понятийный аппарат, применяемый в сфере оказания услуг сотовой связи. Выявлены и проанализированы наиболее актуальные проблемы в существующем порядке взаиморасчетов. Предложен комплекс мер по улучшению финансовых показателей телекоммуникационных компаний в посткризисный период, даны рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: абонентские базы, роумин-говые партнеры, биллинг, тарификация, лицевой счет, тарифный план, дебиторская задолженность, механизм взаиморасчетов, безакцептное списание.

Мировой финансовый кризис проявился в виде ухудшения важнейших экономических показателей большинства стран. По оценке Всемирного банка, кризис в России начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований.

Кризис является всеобщим. Он затрагивает все без исключения виды хозяйства, в том числе и государственные финансы. Поэтому его влияние на сферу связи в России, которая является большей

частью не самостоятельной, а относится к производственной инфраструктуре, обслуживающей другие области народного хозяйства, достаточно велико.

Необходимо отметить следующие последствия активной фазы кризиса для данной сферы:

1) замедление темпов роста по большинству сегментов рынка услуг связи;

2) естественная приостановка многих тенденций последних лет:

— выход компаний телекоммуникационного комплекса на рынок капитала;

— слияние и приобретение;

3) рост конкуренции на всех сегментах рынка;

4) рост просроченной дебиторской задолженности компаниям связи со стороны неплатежеспособных клиентов.

Сфера связи является высокотехнологичной и инновационной. Техническая новация влечет для операторов связи качественное изменение порядка расчетов с абонентами и является важной составляющей финансово-хозяйственной деятельности телекоммуникационных компаний. Важность данной сферы для экономики России, недостаточность теоретических и практических разработок в области финансов, учитывающих ее особенности, при зна-

чительном экономическом потенциале предопределили актуальность изучения ее состояния.

В ходе повседневной хозяйственной деятельности по оказанию услуг операторы связи осуществляют расчеты. Специфическими для компаний телекоммуникационного комплекса являются расчеты с получателями услуг связи, взаимодействующими операторами сетей электросвязи, роуминговыми партнерами. Наибольшая доля у компаний связи приходится на расчеты со своими абонентами за предоставляемые услуги связи.

Абонентские базы компаний исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами номеров, а оказываемые услуги и тарифные планы настолько разнообразны, что ведение расчетов с абонентами бухгалтерскими службами в бухгалтерских программах невозможно.

Организация расчетов с клиентами требует участия практически всех подразделений компании:

— бухгалтерии;

— отдела продаж;

— отдела поддержки абонентов;

— склада и др.

При этом происходит выполнение следующих функций:

1) получение информации с коммутатора о звонках абонентов и предоставленных услугах;

2) управление транзакциями коммутатора:

— активация, деактивация, блокировка, разблокировка абонентов;

— изменение условий подписки абонентов на коммутаторе;

3) тарификация записей коммутатора о звонках и видах услуг;

4) внесение, редактирование, хранение и использование нормативно-справочной информации;

5) внесение, редактирование, хранение и использование информации по контрактам клиентов, данных по абонентам, услугам и оборудованию, платежам клиентов и начислениям;

6) генерация счетов и печать счетов;

7) выполнение кредитного контроля счета клиента;

8) выполнение функций автоинформатора абонентов; генерация отчетов; архивация.

Реализация указанных функций осуществляется биллинговой системой, которая является по сути сетевым программно-техническим комплексом.

Обобщенный принцип работы биллинговой системы заключается в следующем. Контроллер

коммутатора записывает информацию о соединениях в память. Информация в виде файлов или блоками с определенной периодичностью передается в компьютер биллинговой системы по каналу связи. Далее проводится тарификация записей о соединениях в соответствии с их продолжительностью, направлением и другими параметрами, определяется их принадлежность, выставляется счет, и выполняется ряд других действий.

Для тарификации и выставления счетов в биллинговой системе хранится необходимая для этого информация. Это сведения о контрактах с клиентами, данные о клиентах, оборудовании, предоставляемых услугах, а также различная нормативно-справочная информация. Кроме того, в биллинговую систему вводится информация о платежах клиентов. Используя данные о начислениях за предоставленные услуги, проданное оборудование и полученных платежах, биллин-говая система осуществляет одну из важнейших функций — кредитный контроль.

На практике эффективная биллинговая система — сложный программно-аппаратный комплекс, который используется практически во всех подразделениях предприятия.

Предоставление телекоммуникационных услуг производится на основании договора возмездного оказания услуг. Стороны договора: в качестве исполнителя — компания связи, в качестве заказчика — пользователь услуг связи, т. е. абонент.

Законом не установлено каких-либо ограничений в отношении участников договора. Поэтому его сторонами могут выступать как физические, так и юридические лица.

Заключив договор с оператором связи, пользователь получает персональный лицевой счет, на который зачисляются платежи абонента, внесенные по договору, с последующим их использованием для оплаты услуг связи по мере их потребления. Таким образом, лицевой счет абонента — это аналитический счет в биллинговой системе, служащий для аккумулирования информации по расчетам с каждым абонентом компании.

На основании сгенерированных в биллинго-вой системе отчетов о начислениях по оказанным услугам связи, поступлениях от абонентов, дебиторской и кредиторской задолженности клиентов бухгалтерский департамент оператора формирует в бухгалтерской программе итоговые проводки по расчетам с абонентами.

Согласно п. 1 ст. 54 Федерального закона от 07.07.2003 N° 126-ФЗ «О связи» оплата телекоммуникационных услуг производится посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. При этом порядок и форма оплаты определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения между абонентами связи и оператором связи также регулируются Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 (далее — Правила).

Согласно п. 33 этих Правил тарифы на услуги подвижной связи могут устанавливаться в виде тарифов (тарифных планов) на отдельные услуги подвижной связи или наборы услуг подвижной связи. Под тарифным планом понимается совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной или несколькими услугами подвижной связи. Тарифным планом вводятся дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, а также по набору и объему оказываемых услуг подвижной связи.

Единица тарификации соединения по сети подвижной связи устанавливается оператором связи, но не может быть более 1 минуты. Учет продолжительности соединения ведется в соответствии с принятой оператором связи единицей тарификации.

Согласно п. 34 Правил при формировании тарифных планов могут применяться следующие виды тарификации:

— абонентская, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг подвижной связи;

— повременная, при которой размер платежа абонента зависит от суммарной продолжительности инициированных абонентом соединений, предоставленных в течение расчетного периода;

— за каждую оказанную услугу подвижной связи, при которой размер платежа определяется фактически оказанными услугами подвижной связи.

Тарифные планы операторов связи, как показывает практика, являются сочетанием нескольких видов тарификации.

Форма и порядок расчетов за оказанные услуги подвижной связи рассматриваются в III разделе

Правил «Порядок и условия исполнения договора». Плата за соединение по сети подвижной связи определяется, исходя из его продолжительности, выраженной в количестве единиц тарификации соединения по сети подвижной связи.

Все расчеты за услуги подвижной связи, оказанные оператором связи абонентам, осуществляются в российских рублях. При этом тарифы могут быть установлены в условных единицах, а компании-операторы вправе устанавливать так называемый внутренний курс условной единицы, для удобства фиксируемый в биллинговой программе в определенном размере. Расчетный период по оказываемым услугам подвижной связи оператор связи определяет самостоятельно. Как правило, он составляет один месяц. Для проведения расчетов за оказанные услуги подвижной связи, согласно п. 42 Правил оказания услуг подвижной связи, абоненту выставляется счет.

Оплата услуг связи может производиться посредством авансового платежа либо посредством отложенного платежа.

При оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа (авансовый метод оплаты) осуществляется внесение определенных денежных сумм на лицевой счет абонента, с которого оператор связи снимает платежи за оказанные абоненту услуги подвижной связи. Окончание средств на лицевом счете ведет к приостановке предоставления сервиса, возобновить который можно, пополнив лицевой счет.

Телекоммуникационная компания имеет право установить так называемый неснижаемый положительный остаток на лицевом счете в зависимости от тарифного плана абонента и объема услуг связи. Если остаток на лицевом счете абонента достигает неснижаемого уровня, оператор связи приостанавливает предоставление сервиса либо ограничивает их перечень или объем. Оператор связи вправе предоставлять возможность перерасхода средств, т. е. пользоваться услугами при достижении отрицательного баланса на лицевом счете в установленном объеме.

При расчете за услуги подвижной связи посредством отложенного платежа (кредитный метод оплаты) они оплачиваются по окончании расчетного периода. Срок оплаты услуг подвижной связи оператор связи устанавливает самостоятельно, но, согласно Правилам оказания услуг подвижной связи, он не должен быть менее 10 дней, следую-

щих за днем окончания расчетного периода. Более длительный срок оплаты услуг подвижной связи может быть предусмотрен договором. Возможен кредитный метод оплаты с отсрочкой платежа, т. е. предоставление компанией-оператором отсрочки платежа за услуги на определенное количество дней сверх сроков, установленных договором на оказание услуг связи. Компания связи иногда предоставляет возможность изменения предела кредита — суммы возможной текущей дебиторской задолженности до выставления внеочередного счета, который устанавливается для каждого конкретного лицевого счета. При этом внеочередной счет выставляется абоненту в случае превышения абонентом в течение отчетного периода установленного предела кредитования. Он также может быть выставлен за период продолжительностью менее установленного контрактом расчетного периода.

Оплата телекоммуникационных услуг осуществляется путем наличных или безналичных расчетов, по банковской карте или с помощью карты «Экспресс-оплата». Наличные денежные средства клиенты вносят в кассы внутренних офисов продаж оператора, дилерские салоны связи, терминалы по приему наличных платежей, операционные кассы банков. Безналичные платежи осуществляются абонентами на расчетный счет оператора, указанный в договоре на оказание услуг связи, через банкоматы, по межбанковской системе платежей. Возможна оплата векселем или актом зачета взаимных требований. Вся оплата, поступающая оператору, разносится в биллинговой системе.

Следует отметить экономические особенности, отличающие телекоммуникационную сферу от других отраслей материального производства: в производственном процессе по передаче междугородной информации участвуют несколько компаний связи, вследствие чего возникает необходимость в организации взаиморасчетов за услуги связи между операторами связи, участвующими в едином производственном процессе. Наглядным примером этого является роуминг.

Каждый пользователь сотового телефона знаком с термином «роуминг». Так называется услуга, оказываемая абоненту сотовой сети. Состоит она в том, что абонент одного оператора связи пользуется услугами сотовой связи в зоне действия другого оператора той же сети.

Согласно п. 36 Правил оказания услуг подвижной связи плату за услугу абонент вносит тому опе-

ратору связи, с которым у него заключен договор. В том числе и в случаях, когда он с применением SIM-карты, указанной в договоре, воспользовался услугами подвижной связи другого оператора связи (роуминг), с которым у абонента договор не заключен.

Взаиморасчеты между роуминговыми партнерами могут производиться проведением зачета взаимных требований. Не покрытая взаимозачетом сумма погашается путем безналичных перечислений.

Расчеты с российскими роуминговыми партнерами согласно договору о национальном роуминге производятся в рублях. С иностранными роумин-говыми партнерами — в иностранной валюте. Пересчет средств в расчетах с юридическими лицами, выраженных в иностранной валюте, в рубли в соответствии с действующим законодательством должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте.

С позиции оператора связи, основная проблема при оказании телекоммуникационных сервисов состоит в своевременном предъявлении абонентам стоимости услуг по междугородному и международному роумингу. Информация об оказанных услугах поступает от роуминговых партнеров оператору в конце месяца, т. е. оплата также снимается с лицевого счета абонента в конце месяца. Таким образом, в течение месяца оператор связи продолжает оказывать услуги связи абонентам, на лицевых счетах которых имеется положительный остаток. После предъявления компании связи счетов от роуминговых партнеров стоимость оказанных услуг отражается на счетах абонентов. У некоторых абонентов сальдо лицевого счета становится отрицательным, т. е. появляется дебиторская задолженность. Значительная часть абонентов погашают свою задолженность в установленные договором сроки, но у некоторых потребителей услуг нет возможности своевременно сделать это. Поэтому возникает сомнительная дебиторская задолженность, а также необходимость в отключении абонентов, предъявлении претензий, составлении исковых заявлений на дебиторов для обращения в судебные инстанции.

При этом под сомнительной задолженностью абонентов понимают задолженность перед телекоммуникационной компанией, возникшую в связи с оказанием услуг и не погашенную в сроки, установленные договором (счетом), и не обеспеченную залогом, поручительством, банковской гарантией.

Вследствие этого большое значение приобретает принятие мер, исключающих возникновение сомнительной задолженности. Можно выделить три комплекса таких мер.

Профилактические меры принимаются до выявления сомнительной дебиторской задолженности и включают в себя:

— предварительную проверку контрагентов;

— работу с постоянными клиентами;

— предварительное получение аванса или залога;

— включение в договоры пунктов о штрафных санкциях за нарушение условий оплаты;

— составление графиков платежей и т. д.

Оперативные меры принимаются постоянно

в процессе хозяйственной деятельности оператора и включают:

— регулярную инвентаризацию дебиторской задолженности;

— составление актов сверки расчетов, отправку писем.

Ликвидационные меры направлены на минимизацию ущерба и используются после выявления сомнительной задолженности по результатам инвентаризации. Комплекс таких мер включает:

— выставление претензий;

— разработку предложений о проведении взаимозачета;

— уступку права требования;

— предъявление иска;

— участие в конкурсном производстве при ликвидации дебитора.

Для передачи искового заявления о взыскании задолженности за услуги связи в арбитражный суд или суд общей юрисдикции компания связи должна учитывать срок исковой давности.

Для удобства оплаты услуг связи не только в домашней сети, но и в зоне внутрисетевого роуминга операторы связи создают единую систему взаиморасчетов. Система взаиморасчетов в сфере связи представляет собой совокупность экономических отношений между операторами сети общего пользования. Внедрение системы взаиморасчетов обеспечивает оптимальные условия для эффективной работы, обеспечивающие возможность дальнейшего развития и углубления отношений операторов связи. Для клиентов компаний связи система взаиморасчетов обеспечивает возможность своевременного внесения оплаты услуг связи. Находясь в любом регионе, который входит в систему, абонент может

пополнить свой лицевой счет обычными способами: с помощью карты «Экспресс-оплата» или оплатой наличными в кассы офисов продаж операторов.

Механизм взаиморасчетов между телекоммуникационными компаниями основан на договорных отношениях, которые предусматривают взаимные обязательства компаний связи по приему платежей абонентов и приему экспресс-платежей клиентов, с которыми заключен договор, информированию о принятых суммах и их передаче оператору, взаимной оплаты услуг.

В момент приема платежа оператор вносит в биллинговую систему информацию об абоненте, в пользу которого внесен платеж, его телефонном номере и лицевом счете, телекоммуникационной компании, с которой у абонента существуют договорные отношения, сумме оплаты. При этом на сумму принятого платежа оператором выдаются платежные документы, оформляемые в соответствии с требованиями российского законодательства. Оригиналы платежных документов, должны находиться на хранении у оператора, принявшего оплату, в течение срока, объявленного договором (но не менее законодательно установленного срока хранения первичных документов).

После завершения месяца операторы обмениваются информацией о совершенных платежах в виде отчета по форме, утвержденной контрактом. Срок предоставления отчетов о принятых платежах также определяется в договоре. В них должна быть отражена следующая информация:

— дата платежа;

— сумма платежа;

— телефонный номер абонента;

— номер лицевого счета;

— номер платежного документа.

На основании отчетов, сформированных по итогам отчетного месяца в биллинговой системе, операторы производят взаиморасчеты по принятым оплатам и экспресс-платежам. Сроки и порядок расчетов предусмотрены контрактом о взаиморасчетах. Встречные обязательства по приему платежей операторы вправе погашать путем зачета встречных обязательств, оформляя для этого документы о проводимом зачете требований.

За прием платежей механизмом взаиморасчетов предусмотрено вознаграждение: его размер определяется операторами в договорах. Компании связи имеют право привлекать к приему наличных платежей и экспресс-платежей других контрагентов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формируя с ними соответствующие договорные отношения. Размер вознаграждения для контрагентов также объявляется в договорах на прием платежей. Выплата вознаграждения, рассчитанного по итогам периода, должна быть произведена операторами на основании предъявленных первичных документов в течение оговоренного срока.

В ходе повседневной хозяйственной деятельности многие российские операторы связи нередко сталкиваются с такими проблемами рыночной экономики, как неплатежи должников, рост дебиторской задолженности. Актуальность данной проблемы в настоящее время вызвана экономической ситуацией в нашей стране и в мире в целом.

Дебиторская задолженность абонентов образуется в случае, если договором на предоставление услуг связи предусмотрен кредитный метод оплаты, когда оказанные телекоммуникационные услуги оплачиваются по окончании расчетного периода. Срок расчета за услуги связи должен быть установлен оператором связи в договоре. Также в контракте может быть предусмотрен кредитный метод оплаты с отсрочкой платежа, т. е. предоставление оператором связи отсрочки платежа за услуги на определенное количество дней сверх срока, озвученного в договоре на оказание услуг.

Как уже указывалось, дебиторская задолженность абонентов формируется в случае несвоевременного предъявления абонентам стоимости услуг по междугородному и международному роумингу. Информация об оказанных услугах поступает от роуминговых партнеров оператору связи в конце месяца, т. е. оплата за оказанные услуги связи также снимается с лицевого счета абонента в конце месяца. Таким образом, в течение месяца оператор связи продолжает оказывать услуги связи абонентам, на лицевых счетах которых имеется положительный остаток. После предъявления оператору связи счетов от роуминговых партнеров стоимость оказанных услуг отражается на счетах абонентов, а сальдо лицевых счетов некоторых абонентов становится отрицательным.

Одним из инструментов, используя которые телекоммуникационные компании могли снизить дебиторскую задолженность, было право операторов на безакцептное списание средств за оказываемые услуги связи по действующим тарифам на основании показаний счетчиков и других приборов. Она была установлена постановлением Верховного Совета РФ от 19.05.1993 № 4986-1, учитывая непре-

рывный технологический процесс предоставления услуг связи, в целях ликвидации платежного кризиса, нормализации финансового положения предприятий связи. Данное постановление было принято до введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ», изданные до введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ нормативные акты, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. То есть до принятия такого закона постановление Верховного Совета РФ от 19.05.1993 № 4986-1 подлежало применению, а безакцепное списание являлось правомерным.

Однако был принят (не действующий в настоящее время) Федеральный закон от 16.02.1995 № 15-ФЗ «О связи», который не содержал норм о безакцептном списании средств. Но он не отменял действия постановления Верховного Совета РФ от 19.05.1993 № 4986-1, поскольку не регулировал формы безналичных расчетов за услуги связи.

С 01.03.1996 была введена часть вторая Гражданского кодекса РФ, в соответствии с п. 2 ст. 854 которой списание без распоряжения клиента денежных средств, находящихся на счете, допускалось по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Данное положение применялось с учетом указанной ст. 4 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ». При этом кредитная организация, Банк России не несли ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Затем появился новый Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», в ст. 54 которого оговаривалось, что в случае нарушения пользователем услугами связи — юридическим лицом своих обязательств по оплате услуг связи, установленных договорами об оказании услуг связи, оператор связи вправе производить расчеты без акцепта плательщиков на основании показаний оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг. Новый закон вступил в силу с 01.01.2004. Однако действие названного пункта ст. 54 было приостановлено на срок до 31.12.2004. Впоследс-

твии согласно положению Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный пункт утратил силу.

Поэтому с 01.01.2004 кредитные организации не имеют права в безакцептном порядке списывать средства по требованиям операторов связи. Дело в том, что норма действовавшего ранее постановления Верховного Совета РФ от 19.05.1993 № 4986-1 отменена Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Хотя в этом законе и предусмотрено бесспорное списание средств, но с 2004 г. эта норма не действует.

В настоящее время порядок безакцептного списания за предоставленные услуги операторами связи законодательством не предусмотрен. Но необходимость в нем очевидна, учитывая непрерывность технологического процесса предоставления телекоммуникационных услуг.

Такая ситуация в принципе возможна. В соответствии с п. 2 ст. 854 Гражданского кодекса РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на расчетном счете в банке, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договорами между банком и клиентом. Автор предлагает внести изменения в действующее законодательство: добавить пункт о праве оператора в случае нарушения абонентом своих обязательств по оплате услуг, установленных контрактами, производить расчеты без акцепта плательщиков на основании показаний оборудования связи, учитывающего объем оказанных телекоммуникационных услуг.

Возвращение к исходной редакции действующего Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» по исследованному вопросу позволит уменьшить как текущую, так и сомнительную дебиторскую задолженность абонентов операторам связи. Что значительно увеличит оборачиваемость денежных средств в расчетах и повысит деловую активность компаний связи.

Итак, можно сделать следующие выводы. Расчеты за телекоммуникационные услуги характеризуются большим разнообразием форм. Это вызвано тем, что количество абонентов операторов связи исчисляется миллионами, которым необходимы различные способы проведения расчетов.

В ходе повседневной хозяйственной деятельности многие российские операторы связи нередко сталкиваются с неплатежами контрагентов за предоставленные услуги связи, часть которых являются недобросовестными абонентами, часть — не располагает достаточным количеством денежных средств. У операторов возникает дебиторская задолженность, взыскание и предупреждение возникновения которой является одной из главных задач. В настоящее время для предупреждения дебиторской задолженности компании связи внедряются современные биллинговые системы, которые позволяют производить начисление за услуги не раз в месяц, а каждый день и не дают абонентам пользоваться мобильными услугами при кредитовом сальдо на лицевом счете. Также для предупреждения образования дебиторской задолженности производится предварительная проверка клиентов, обеспечивается получение аванса, залога, гарантии банка, поручительства или других обеспечительных мер.

При возникновении дебиторской задолженности операторами ведется активная работа по ее досудебному взысканию путем направления писем, осуществления телефонных переговоров, персональных встреч с должниками, проверок биллинговой системы на наличие других лицевых счетов абонента с положительным остатком и принудительным списанием переплаты на кредитовый лицевой счет. Также направляются исковые заявления в судебные инстанции, осуществляется взаимодействие с коллекторскими агентствами, занимающимися взысканием дебиторской задолженности.

В качестве эффективной меры по улучшению финансовых показателей телекоммуникационных компаний в посткризисный период следует отметить внесение изменения в действующее законодательство за счет добавления пункта о праве оператора связи в случае нарушения абонентом своих обязательств по оплате услуг, установленных контрактами об оказании услуг связи, производить расчеты без акцепта плательщиков на основании показаний оборудования связи, учитывающего объ-

ем предоставленных услуг. Можно предположить, что такой шаг позволит уменьшить дебиторскую задолженность контрагентов операторам связи. Это в свою очередь значительно увеличит оборачиваемость средств в расчетах и повысит деловую активность компаний.

Взаиморасчеты между телекоммуникационными компаниями — сложная динамичная система, которая требует:

— постоянного совершенствования в направлении более полного учета вклада каждого оператора в конечные результаты хозяйственной деятельности в условиях изменения технической базы и технологии производственных процессов;

— улучшения схем построения сетей связи в зависимости от общеэкономических и внутрипроизводственных процессов, что особенно актуально в посткризисный период.

Список литературы

1. Вострикова Л. Г. Комментарий к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности». М.: Юстицинформ. 2007.

2. Голубицкая Е. А., ЖигульскаяГ. М. Экономика связи: учебник. М.: Радио и связь. 2003.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Закиров З. Г. и др. Сотовая связь стандарта GSM. Современное состояние, переход к сетям третьего поколения. М.: Экотрендз. 2004.

5. О мерах по улучшению расчетов за услуги связи: постановление Верховного Совета РФ от 19.05.1993 № 4986-1.

6. Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи: постановление Правительства РФ от 25.05.2005 № 328.

7. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

8. О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.