Научная статья на тему 'Организация работы МАУЗ «Студенческая поликлиника» в системе обязательного медицинского страхования'

Организация работы МАУЗ «Студенческая поликлиника» в системе обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КАЧЕСТВО / ЗДОРОВЬЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / STUDENTS / QUALITY / HEALTH / COMPULSORY HEALTH INSURANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Модонова Туяна Чойнхоровна, Шурыгина Юлия Юрьевна

Проблема охраны здоровья студенческой молодежи и обеспечение их прав на медицинскую помощь остается одной из актуальных проблем социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE WORK OF "STUDENTS CLINIC" IN THE SYSTEM OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE

The protection of students youth’s health and ensuring their rights to health care remains one of the most urgent problems of social orientation.

Текст научной работы на тему «Организация работы МАУЗ «Студенческая поликлиника» в системе обязательного медицинского страхования»

УДК 614.2

© Т.Ч. Модонова, Ю.Ю. Шурыгина

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МАУЗ «СТУДЕНЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА» В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Проблема охраны здоровья студенческой молодежи и обеспечение их прав на медицинскую помощь остается одной из актуальных проблем социальной направленности.

Ключевые слова: студенты, качество, здоровье, обязательное медицинское страхование.

T.Ch. Modonova, Yu.Yu. Shurygina

ORGANIZATION OF THE WORK OF «STUDENTS CLINIC»

IN THE SYSTEM OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE

The protection of students youth’s health and ensuring their rights to health care remains one of the most urgent problems of social orientation.

Keywords: students, quality, health, compulsory health insurance.

Система обязательного медицинского страхования в России дает возможность получения дополнительного источника финансирования здравоохранения путем целевого, стабильного норматива отчисления от фонда оплаты труда, обеспечивает защиту прав граждан РФ в получении бесплатной медицинской помощи гарантированного объема; способствует повышению качества предоставляемой населению медицинской помощи путем введения механизма движения финансовых средств за пациентом; оплачивает медицинскую помощь в зависимости от объема и качества проделанной работы с одновременным контролем целевого использования средств [2].

Студенты, как категория неработающих граждан, имеют равные права с остальными категориями граждан Российской Федерации на бесплатное получение качественных медицинских услуг в рамках перечня, установленного федеральными нормативами, использовать все достижения реформы здравоохранения и системы ОМС.

Существует определенная специфика в медицинском обслуживании студентов, создающая необходимость более пристального внимания к данному процессу именно в условиях обязательного медицинского страхования.

Определяющими факторами специфики являются, во-первых, расширенная нормативноправовая база, регулирующая предоставление медицинской помощи студентам в нынешних условиях. Основными являются федеральный закон №326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» и федеральный закон «Об образовании». С одной стороны, студент получает медицинские услуги в той медицинской организации, в которой со-

стоялось его официальное прикрепление. С другой, образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, предоставляя помещение с соответствующим оснащением для работы медицинского персонала.

Во-вторых, в большинстве случаев студенты плохо знают и, как следствие, не реализуют свои права в момент получения медицинских услуг.

В-третьих, статус учащегося распространяется на студента в течение определенного времени, как правило, три - шесть лет. В этот короткий срок необходимо обеспечить высокую степень качества преемственности при постановке на учет в медицинскую организацию и снятии с учета, а также полноценное наблюдение с проведением необходимых профилактических и лечебных мероприятий в период учебы. Скрупулезность данной процедуры особенно важна на фоне «легкомысленного» отношения студентов к своему здоровью и частыми сменами мест проживания.

МАУЗ «Студенческая поликлиника» входит в республиканский реестр медицинских организаций, имеющих право функционировать в системе обязательного медицинского страхования как полноценное самостоятельное учреждение лечебно-профилактического профиля, с использованием всех возможностей и соблюдением всех обязательств, декларированных на территории Республики Бурятия.

Студенческая поликлиника в территориальной системе обязательного медицинского страхования выстраивает свою работу в нескольких аспектах, основными из которых являются получение финансирования за предоставленную

Т. Ч. Модонова, Ю.Ю. Шурыгина. Организация работы МАУЗ «Студенческая поликлиника» в системе обязательного медицинского страхования

медицинскую помощь студентам и контроль качества их медицинского обслуживания.

В Республике Бурятия действует предоплатный способ финансирования амбулаторнополиклинической помощи, основанный на принципе частичного фондодержания. В основу расчета объема финансирования положен подушевой норматив, помноженный на количество прикрепленных студентов.

До 1.01.2013 г. в тариф на медицинскую услугу входило только пять статей расходов, это: заработная плата, начисление на заработную плату; медикаменты; питание; мягкий инвентарь и недорогостоящий медицинский инструментарий. Начиная с 2013 г. в тариф на медицинскую услугу вошли практически все статьи расходов, включая оплату за коммунальные услуги, связь, транспорт и т.д.

Сформировалась полноценная система одноканального финансирования, дающая поликлиникам большие права в вопросе кредиторас-поряжения и огромную ответственность за рациональное использование предоставленных денежных ресурсов.

В условиях одноканального финансирования, когда, во-первых, амбулаторнополиклинические учреждения становятся фондодержателями, во-вторых, денежные средства направляются к ним на основе предоплатного принципа, наряду с положительными ожиданиями возможны некоторые опасности.

Главная опасность, которая не видна при первом рассмотрении этого способа финансирования, заключается в том, что допускается возможность медицинским организациям неразумно занижать свои расходы, сокращая объем медицинских услуг, в особенности специализированных консультаций, диагностических мероприятий, госпитализаций на стационарное лечение. Именно с этим связано требование Федерального фонда обязательного медицинского страхования к охвату экспертизой случаев лечения (0,8% от общего количества посещений, 8% от количества случаев лечения в дневном стационаре).

При одноканальном финансировании повышается значимость экспертной деятельности страховых медицинских организаций. При этом необходимо выстраивать новые подходы к достижению качественных медицинских услуг и контролю их исполнения.

Руководство студенческой поликлиники, понимая важность вопроса управления качеством, сотрудничает со всеми страховыми медицинскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Республики

Бурятия. В рамках данного сотрудничества и федеральных нормативов поликлиника ежемесячно направляет в страховые медицинские организации амбулаторные карты пролеченных пациентов для проведения вневедомственной экспертизы. По результатам экспертизы качества оказанных медицинских услуг проводится согласительная комиссия с участием представителей поликлиники и страховых медицинских организаций. Затем подписывается итоговый акт и предлагаются рекомендации на проведение мероприятий по повышению качества медицинской помощи. Пунктуальная реализация запланированных мероприятий приводит к поступательному повышению качества предоставляемых медицинских услуг.

Известно, что около 5-15% проблем качества обусловлено индивидуальными нарушениями медицинских работников, а 85-95% являются результатом дефектов самой системы. Следовательно, при организационном обеспечении высокого качества на всех этапах лечебнодиагностического процесса можно существенно сократить усилия, затрачиваемые на достижение определенного уровня качества. При этом результат лечения должен быть измерим, поэтому необходимо создать стандарты оценки качества исходов [3].

А. Донабедиан впервые высказал мысль о том, что качество медицинской помощи должно рассматриваться с позиций «структуры, процесса и результата». Он призвал обратить внимание на процесс, технологию, и фактически его работы послужили толчком к созданию стандартов медицинской помощи и клинических руководств, являющихся и сегодня приоритетным направлением повышения качества услуг в здравоохранении [1].

Оценку качества медицинской помощи необходимо проводить а совокупности следующих основных критериев:

- эффективность - степень достижения желаемого клинического результата;

- экономическая эффективность - достижение желаемого результата при оптимальном отношении затрат и получаемых результатов;

- приемлемость - соответствие оказанной помощи ожиданиям пациента;

- справедливость - достижение общедоступности медицинской помощи.

Руководствуясь этими критериями, можно создать эффективную систему всеобщего управления качеством в здравоохранении, основными принципами которой должны являться:

1. Систему здравоохранения и ее работу формируют нужды пациентов.

2. Обеспечение качества является приоритетной целью деятельности отрасли здравоохранения.

3. Высокое качество медицинской помощи является следствием качественных систем организации помощи, технологических процессов и ресурсов.

4. Достижение высокого качества невозможно без принципиального изменения системы менеджмента в здравоохранении.

Таким образом, лечебно-профилактические учреждения могут быть конкурентными на рынке медицинских услуг при условии предоставления им хозяйственной самостоятельности и внедрения модели целевого планирования процесса управления качеством медицинской помощи;

Улучшение качества требует дополнительные ресурсы - это утверждение справедливо отчасти или в той степени, что работы по улучшению качества требуют вложений времени и усилий сотрудников. Существует другая концепция, которая говорит, что имеется обратная связь между затратами и качеством - с ростом качества уменьшаются потери в системе, что повышает ее продуктивность.

Целесообразно внести в штатную структуру поликлиники должность менеджера по качеству для исполнения технической стороны вопроса

управления качеством и взаимодействия с экспертами страховых медицинских организаций.

Нечеткие стандарты лечения и неясные задачи производственных систем в ЛПУ могут быть источником проблем в обеспечении качественной медицинской помощи. Вместо того чтобы критиковать людей, работающих в этих системах, за плохую работу, деятельность по обеспечению качеством включает людей в мероприятия по профилактике, обнаружению и решению проблем внутри производственных систем с целью улучшить качество медицинских услуг.

Для контроля качества медицинских услуг необходимо анкетировать не только пациентов, но и врачей, проводить для них обучающие семинары и тренинги.

Литература

1. Гришин В.В. Финансово-экономические проблемы развития ОМС // Экономика здравоохранения. -1996. - №1. - С. 12-14.

2. Деятельность медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования // Обязательное медицинское страхование в Российской федерации. - 2012. - №4. - С.22.

3. Всероссийское совещание по вопросам организации защиты прав застрахованных в сфере обязательного медицинского страхования и заседание межрегионального координационного совета по организации защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС // Обязательное медицинское страхование в Российской федерации. - 2012. - №3. - С. 4-9.

Модонова Туяна Чойнхоровна - главный врач государственного автономного учреждения здравоохранения «Студенческая поликлиника», тел. 89021664535, e-mail: modont@mail.ru

Шурыгина Юлия Юрьевна - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, тел. 89148468497, e-mail: juliaju@mail.ru

ModonovaTuyanaChoynkhorovna - chief doctor of public health autonomous institution «Student Health Center.», ph. 89021664535, e-mail: modont@mail.ru

Shurygina Yulia Yurevna - doctor of medical sciences, professor, head of the department of social technologies, East Siberian State University of Technology and Management, ph. 89148468497, e-mail: juliaju@mail.ru

УДК 616.72-002.775-053.9

© Т.И. Батудаева, А.М. Данчинова, Т.Е. Спасова

АНАЛИЗ ТЕРАПИИ ОСТЕОАРТРОЗА СИМПТОМАТИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ У ПАЦИЕНТОВ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Проведено сравнительное исследование эффективности и переносимости мелоксикама, ацеклофенака, ке-топрофена и диклофенака у пациентов пожилого возраста, страдающих остеоартрозом. Выявлено, что все использованные препараты сравнимы по эффективности.

Ключевые слова: остеоартроз, нестероидные противовоспалительные препараты, побочные эффекты, диспепсия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.