Региональные аспекты психиатрии
УДК 616.89
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХИАТРА В ОМСКОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В.К. Овчинникова
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Омская Центральная районная больница»
Аннотация. В статье показаны основные направления работы врача-психиатра, оказывающего специализированную помощь детям и подросткам, проживающем в пригородном районе крупного сибирского города. Представлена демографическая структура территории. Раскрыты принципы оказания психиатрической помощи детскому населению и проблемы при реализации лечебно-превентивных мероприятий. Сформулированы предложения по улучшению оказания психиатрической помощи детям и подросткам.
Ключевые слова. Омская область, психиатрическая помощь детям и подросткам.
ORGANIZATION OF THE WORK OF CHILD PSYCHIATRIST IN THE OMSK DISTRICT OF THE OMSK REGION V.C. Ovchiimikova
Abstract. The article shows the main areas of work of a psychiatrist providing specialized care to children and adolescents living in a suburban area of a Siberian city. The demographic structure of the territory is presented. The principles of the provision of psychiatric care to the child population and issues in the implementation of preventive treatment activities are disclosed. Improving proposals for the provision of mental health care for children and adolescents are formulated.
Keywords. Omsk region, psychiatric care for children and adolescents.
Состояние психического здоровья является одной из основных ценностей, как отдельного человека, так и общества в целом. Психическое здоровье детей определяет здоровье нации. Детский возраст имеет ряд анатомических, физиологических и нервно-психических отличий от других возрастных периодов развития человеческой психики. В связи с этим сохраняется актуальность выделения детской службы в отдельное звено в цепи психиатрической помощи населению.
Следует выделить задачи детского психиатра.
-Выявление психических расстройств у ребенка; при проведении плановых медицинских осмотров, при первичном обращении по направлению педагогов, при первичном направлении медицинских работников
-Установление нозологического диагноза: сбор анамнеза с динамикой общего развития, перенесённых заболеваниях, оценка психического состояния в совокупности с оценкой общего состояния ребенка, речи, моторики
-Определение тактики лечения и обследования; амбулаторное, стационарное
-Решение социально-педагогических вопросов
-Определение клинического и социального прогноза
-Оказание информационной помощи семье
Психиатрическая помощь детям в Омском районе оказывается на базе центральной районной поликлиники.
Омский район занимает 2,5% территории Омской области; окружает со всех сторон административный центр, радиус обслуживания - от 30 до 100 км.
По количеству жителей это самый большой - 23,3% населения области и самый густонаселённый район.
Основными неблагоприятными факторами, влияющими на здоровье населения Омского района, можно назвать следующие:
- Плохую экологию, что обусловлено близостью расположения к областному центру, наличием в районе крупных промышленных предприятий по мясопереработке.
- Профессиональные вредности, связанные с основными видами сельскохозяйственного производства (животноводство, птицеводство, выращивание и переработка сельскохозяйственных культур).
- Низкий уровень жизни сельского населения.
Общее количество населения Омского района на 01.01.2018 год - 100694 человек, в т.ч.
- детей до 14 лет - 1914;
- подростков 15-17 лет - 2547.
Детский психиатрический участок обслуживает детское население от 0 до 18 лет, проживающее на территории Омского района.
На территории располагаются:
- 45 общеобразовательных школ, в 3-х школах имеются коррекционные классы 7-го вида;
- Красноярская адаптивная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением интеллекта.
- Красноярская лесная школа-интернат для детей больных туберкулезом с коррекционны-ми классами;
- детский дом № 10 для детей - сирот и оставшихся без попечения родителей;
- 17 детских садов, в 12 из которых имеются логопедические группы;
- реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Численность детского населения на участке в 2015г. составляла 21147 человек, а в 2017г. -21695 человек. За последние годы отмечается увеличение численности детского населения.
Количество детей, находящихся под наблюдением психиатра, так же увеличилось: в 2015г. - 338 человека, а в 2017г. - 409 человек.
С ростом численности детского населения на участке, отмечается увеличение количество детей, находящихся под наблюдением психиатра и число детей, обратившихся за консультативной психиатрической помощью. Это говорит не только о возросшей популярности психиатрической помощи, но и о росте нервно-психиатрических расстройств среди детей. Можно предположить, что рост нервно-психической патологии связан с ухудшением социально-экономической обстановки в стране, ухудшением благосостояния каждой семьи и, напротив, всеобщее увлечение телеприставками, компьютерными играми привело к тому, что дети часами проводят время за видеоиграми, что по наблюдениям врачей и педагогов приводит к снижению логического мышления, повышает судорожную готовность головного мозга, вызывает чувство агрессии, невротические проявления.
Первичный осмотр проводится только в присутствии родителей по предъявлению ими паспорта и свидетельства о рождении ребенка или опекуна с соответствующими документами. Объективные анамнестические сведения получаем от законных представителей. Дополняют объективные сведения характеристики из дошкольных и школьных учреждений, от инспекторов ПДН. По показаниям дополнительно используются данные лабораторных обследований (ЭЭГ, РЭГ, глазное дно).
На приеме при первичном обращении на каждого ребенка оформляется амбулаторная карта. После осмотра ребенка, согласно «Закона о психиатрической помощи...» родителям сообщается информацию о характере заболевания, целях и методах лечения, и побочном действии препаратов. Согласие на лечение больного ре-
бенка родители подтверждают письменно в амбулаторной карте.
Осматриваются дети по представлению учителей при обязательном согласии и присутствии родителей.
Организованные дети дошкольного возраста осматриваются выборочно по рекомендации невропатолога и по представлению воспитателей в присутствии родителей. Как правило, это дети с речевой патологией, с недоразвитием предпосылок интеллекта, с нарушением поведения. Обязательно осматриваются дети из подготовительных групп на предмет подготовки к школе, дается рекомендация о профиле школы, при необходимости направляются на ПМПК, приглашаются на прием, где проводится обследование. В логопедических группах проводится осмотр каждого ребенка, совместно с логопедом для оценки динамики речевого развития и выявления причин, мешающих логопедическим занятиям, и назначения соответствующего медикаментозного лечения, физиолечения и т.д.
Немаловажная роль в работе - это социальная помощь детям. Можно выделить некоторые аспекты:
а) Разрешение школьных конфликтов, а также конфликтов в детских дошкольных учреждениях путем осмотра ребенка в присутствии родителей и педагога, перевода на домашнее обучение или обучение с индивидуальным подходом, щадящим режимом.
б) Решение конфликтных ситуаций между больным ребенком и родителем путем приглашения на прием обоих родителей и проведением психологической работы с ними.
в) Проведение профессиональной ориентации.
Пациенты с интеллектуальной недостаточностью направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о профиле дальнейшего обучения (коррекцион-ная программа V, VII, VIII видов, специализированный детский сад для умственно-отсталых детей, компенсирующие группы детского сада для детей с речевой патологией). При наличии показаний заполняется направление на МСЭ.
В обследовании больных используются методы клинико-психопатологического подхода с оценкой общесоматического и неврологического состояния, и элементы психологического обследования. Кроме того, в комплексном обследовании используются параклинические методы: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, КТ, рентгенография костей черепа. Для более полного обследования важны заключения и рекомендации других специалистов (психолога, логопеда, невропатолога и др.). С целью уточнения диагноза и подбора лечения детям, проводятся консультации на кафедре психиатрии ОГМА.
Дети с психическими расстройствами получают лечение в соответствии с их клинической
симптоматикой. Дети с непсихотическими психическими расстройствами и умственной отсталостью получают ноотропы, транквилизаторы, корректоры поведения, витамины, дегидрата-ционные препараты и другие симптоматические средства. Помимо лекарственных препаратов широко используются физиолечение, массаж, ЛФК и т.д. При необходимости пациенты направляются к психотерапевту, психологу, логопеду. Детям с психозами проводится подбор нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов, противосудорожных препаратов.
Работа детского участкового психиатра включает раннее выявление детей с психическими расстройствами, диспансеризацию, а также систему лечебно - оздоровительных мероприятий, реабилитационные мероприятия и социальную помощь, работу по подготовке детей, состоящих под наблюдением у психиатра, к призыву в армию.
Оперативно получить необходимую информацию для проведения анализа своей деятельности позволяет использование в БУЗ ОО КПБ им. Н.Н. Солодникова автоматизированной системы управления. С 2015г. в связи с расширением автоматизированной системы появился доступ к базе данных психиатрической службы Омской области, что существенно облегчило работу с пациентами, переехавшими из других районов.
Остановимся на основных проблемах, которые существенно влияют на работу детского психиатра. Большая площадь района, демографическая ситуация, социально-экономические
проблемы значительно усложняют работу детского психиатра. Кроме того, стигматизация детей с психическими расстройствами препятствует раннему обследованию и комплексному лечению. Имеют место проблемы с обучением детей с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-волевыми нарушениями, и их социальная адаптация. Отсутствие клинического логопеда затрудняет раннюю диагностику и своевременную коррекцию речевых расстройств у детей
Сформулируем предложения по улучшению оказания психиатрической помощи детям и подросткам:
- Внедрение в практику лечения больных детей препаратов нового поколения.
- Улучшение взаимосвязи с медицинскими работниками школьных и дошкольных детских учреждений
- Использование помощи социальных педагогов в обучении детей с нервно-психическими отклонениями и ориентировать их на помощь социально-неблагополучным семьям и проведение индивидуальной работы с детьми, признанными ПМПК необучаемыми с целью обучения, общения и социальной адаптации
- Улучшение взаимосвязи с инспекторами ОППН для предупреждения социально-опасных действий и ранней диагностики психических заболеваний среди детей в неблагополучных семьях.
- Совершенствование коррекционной работы с детьми с помощью специалистов: врачей, психологов, логопедов, дефектологов.
Омская центральная районная больница