Научная статья на тему 'Организация психологического сопровождения юных волейболисток в тренировочном процессе'

Организация психологического сопровождения юных волейболисток в тренировочном процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЮНЫЕ ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / YOUNG FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белякова Н.Н., Романова Н.Н., Латюшин Я.В., Дятлов Д.А.

В статье раскрываются особенности современных требований к юным игрокам в волейбол. Обоснована необходимость организации психологического сопровождения в избранном виде спорта. Представлены методы исследования и результаты, полученные в процессе применения указанных методов. Отмечена роль тренера и спортивного психолога в процессе подготовки юных волейболисток. Перечислены актуальные объективные и субъективные трудности, препятствующие эффективной реализации психологического сопровождения. Показано направление работы спортивного психолога в командном виде спорта. Методы исследования. Анализ научной литературы, опрос, анкетирование, наблюдение, беседа. Материалы. В ходе групповой и индивидуальной работы были диагностированы существующие осознаваемые и неосознанные сложности, ингибирующие результативность юных волейболисток в процессе тренировок. Методы исследования, примененные в работе, позволили собрать, сгруппировать, систематизировать и проанализировать полученную информацию. Качественные данные предоставляют возможность более компетентного выстраивания психологического сопровождения команды. Результаты. В процессе невключенного наблюдения было выявлено, что юным игрокам проблематично концентрировать внимание на особенностях тренировочного процесса, переключать внимание с жизненных, бытовых сложностей, а также трудностей, возникающих в образовательном процессе за пределами спортивной школы, на ситуацию в спортивном зале. В силу возрастных и гендерных особенностей юным спортсменам непросто справляться с возникающими эмоциональными состояниями. Состояния влияют на психические процессы. Процессы, в свою очередь, не позволяют реализовать имеющийся потенциал максимально. Отсутствие у спортсменок информации относительно психологии спорта и недостаток опыта также негативно влияют на результативность тренировочного процесса. Заключение. Организация психологического сопровождения юных волейболисток трудоемкий процесс, требующий пристального внимания как со стороны тренера, так и со стороны спортивного психолога. Данная процедура требует максимального сосредоточения специалистов на деталях вида спорта, персональных особенностях каждого игрока в команде (включая запасных) и задач, поставленных тренерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support organization among young female volleyball players in the training process

The article reveals the main characteristics of modern demands placed on young volleyball players. The article substantiates the necessity to organize psychological support in a chosen kind of sport. The research methods and the results are presented, received during the mentioned methods use. We underline the role of a coach and sports psychologist during the process of young female volleyball players training. Mentioned urgent objective difficulties, which prevent effective psychological support realization, are enumerated. We showed the direction of sports psychologist’s work in a team kind of sport. Research methods. Information sources analysis, survey, questionnaire survey, observation, conversation. Materials. During group and individual work we diagnosed the existing realized and unconscious difficulties, which inhibit the effectiveness of young female volleyball players during trainings. Research methods, used in the work, helped to gather, group, systematize and analyze the received information. The received information gives an opportunity to form more competent psychological team support. Results. During nonparticipant observation we revealed that it is difficult for young players to concentrate attention on the training process peculiarities, switch attention form life, everyday difficulties and the difficulties, which appear in educational process beyond sports school, to the situation at sports gym. In terms of age-related and gender peculiarities it is difficult for young athletes to cope with the appearing emotional states. States influence psychic processes. The processes prevent potential realization. The absence of information, concerning psychology of sport, and lack of experience also have negative influence on the training process effectiveness. Conclusion. Psychological support organization among young female volleyball players is a difficult process, which demands attention from a coach and sports psychologist. This procedure demands maximum specialists’ concentration on the details of the kind of sport, personal characteristics of each player in a team (including substitute players) and the objectives, set by a coach.

Текст научной работы на тему «Организация психологического сопровождения юных волейболисток в тренировочном процессе»

УДК 159.9:796.966 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-73-76

Организация психологического сопровождения юных волейболисток в

тренировочном процессе

Белякова Н.Н.1, Романова Н.Н.2*, Латюшин Я.В.2, Дятлов ДА.2

'Спортивная школа олимпийского резерва «Юность-Метар» Челябинск, Россия ORCID: 0000-0002-7979-2607, romanova-natasha@mail.ru 2Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск, Россия ORCID: 0000-0002-6373-6096, romanova-natasha@mail.ru* ORCID: 0000-0003-1968-2315, valeas'@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0962-4704, dokchel@mail.ru

Аннотация: В статьераскрываютсяособенностисовременных требований к юным игрокам в волейбол. Обоснована необходимость организации психологического сопровождения в избранном виде спорта. Представлены методы исследования и результаты, полученные в процессе применения указанных методов. Отмечена роль тренера и спортивного психолога в процессе подготовки юных волейболисток. Перечислены актуальные объективные и субъективные трудности, препятствующие эффективной реализации психологического сопровождения. Показано направление работы спортивного психолога в командном виде спорта. Методы исследования. Анализ научной литературы, опрос, анкетирование, наблюдение, беседа. Материалы. В ходе групповой и индивидуальной работы были диагностированы существующие осознаваемые и неосознанные сложности, ингибирующие результативность юных волейболисток в процессе тренировок. Методы исследования, примененные в работе, позволили собрать, сгруппировать, систематизировать и проанализировать полученную информацию. Качественные данные предоставляют возможность более компетентного выстраивания психологического сопровождения команды. Результаты. В процессе невключенного наблюдения было выявлено, что юным игрокам проблематично концентрировать внимание на особенностях тренировочного процесса, переключать внимание с жизненных, бытовых сложностей, а также трудностей, возникающих в образовательном процессе за пределами спортивной школы, на ситуацию в спортивном зале. В силу возрастных и гендерных особенностей юным спортсменам непросто справляться с возникающими эмоциональными состояниями. Состояния влияют на психические процессы. Процессы, в свою очередь, не позволяют реализовать имеющийся потенциал максимально. Отсутствие у спортсменок информации относительно психологии спорта и недостаток опыта также негативно влияют на результативность тренировочного процесса. Заключение. Организация психологического сопровождения юных волейболисток - трудоемкий процесс, требующий пристального внимания как со стороны тренера, так и со стороны спортивного психолога. Данная процедура требует максимального сосредоточения специалистов на деталях вида спорта, персональных особенностях каждого игрока в команде (включая запасных) и задач, поставленных тренерами.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, юные волейболистки, тренировочный процесс.

Для цитирования: Белякова Н.Н., Романова Н.Н.*, Латюшин Я.В., Дятлов Д.А. Организация психологического сопровождения юных волейболисток в тренировочном процессе. Педагогико-психологические и мделико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 90-94. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-73-76

Psychological support organization among young female volleyball players

in the training process

NatalyaN. Belyakova1, NatalyaN. Romanova2*, Yan V. Latyushin2, Dmitriy A. Dyatlov2

'Sports school of the Olympic reserve "Yunost-Metar"

Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0002-7979-2607, romanova-natasha@mail.ru 2Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0002-6373-6096, romanova-natasha@mail.ru* ORCID: 0000-0003-1968-2315, valeas1@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0962-4704, dokchel@mail.ru

Abstract: The article reveals the main characteristics of modern demands placed on young volleyball players. The article substantiates the necessity to organize psychological support in a chosen kind of sport. The research methods and the results are presented, received during the mentioned methods use. We underline the role of a coach and sports psychologist during the process of young female volleyball players training. Mentioned urgent objective difficulties, which prevent effective psychological support realization, are enumerated. We showed the direction of sports psychologist's work in a team kind of sport. Research methods. Information sources analysis, survey, questionnaire survey, observation, conversation. Materials. During group and individual work we diagnosed the existing realized and unconscious difficulties, which inhibit the effectiveness of young female volleyball players during trainings. Research methods, used in the work, helped to gather, group, systematize and analyze the received information. The received information gives an opportunity to form more competent psychological team support. Results. During nonparticipant observation we revealed that it is difficult for young players to concentrate attention on the training process peculiarities, switch attention form life, everyday difficulties and the difficulties, which appear in educational process beyond sports school, to the situation at sports gym. In terms of age-related and gender peculiarities it is difficult for young athletes to cope with the appearing emotional states. States influence psychic processes. The processes prevent potential realization. The absence of information, concerning psychology of sport, and lack of experience also have negative influence on the training process effectiveness. Conclusion. Psychological support organization among young female volleyball players is a difficult process, which demands attention from a coach and sports psychologist. This procedure demands maximum specialists' concentration on the details of the kind of sport, personal characteristics of each player in a team (including substitute players) and the objectives, set by a coach.

Keywords: psychological support, young female volleyball players, training process.

For citation: Natalya N. Belyakova, Natalya N. Romanova*, Yan V. Latyushin, Dmitriy A. Dyatlov.

Psychological support organization among young female volleyball players in the training process. Russian

Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(3): 90-94. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-73-76

ВВЕДЕНИЕ

Игровые виды спорта предполагают наличие у спортсменов широкого спектра психологических характеристик. Необходимые личностные и профессиональные черты позволят игрокам выдерживать плотный график регулярного чемпионата, а также игр плей-офф, стойко переносить давление тренерского штаба, руководства клубов и спортивных школ, судейской коллегии, соперника, трибун, воздерживаться от чрезмерного влияния негативных эмоций на собственное поведение, экологично переживать проигрыши, в том числе и затяжную серию неудачных матчей.

Волейбол как представителя игровых видов спорта отличает малая численность игроков на площадке, в связи с этим - повышенная ответственность за каждое действие, за каждое принятое решение. Оперативная смена маневров соперника, блокировка нападающих ударов, обманные действия относительно

выбора волейболистов и места на площадке для реализации намеченных игровых комбинаций усиливают прессинг на каждого игрока в отдельности. Если учесть, что при этом существует перманентный дефицит времени для осуществления намеченных планов, несложно представить психологическое состояние любого игрока команды после проведенного матча.

Насегодняшнийденьруководствоспортивных школ и тренерский состав сталкиваются с целым рядом затруднений при попытке организовать психологическое сопровождение как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. Это и поиск квалифицированных кадров, обладающих достаточным опытом, а не только информированных с теоретической точки зрения, и недостаток финансирования, и скептическое, а иногда и протестное, отношение спортсменов и их родителей к работе спортивного психолога. Прежде чем приступить к претворению имеющихся идей по улучшению

качества тренировочного процесса в жизнь, необходимо преодолеть ряд прямых и скрытых трудностей.

Спортивный психолог также встречается с целым рядом препятствий и нюансов, которые должен непременно учитывать в своей профессиональной деятельности. Значимым является установление контакта с воспитанниками, выстраивание необходимой психологической дистанции, позволяющей доверительно и информативно общаться, донесение до каждого игрока позитивности своих намерений и важности применения знаний по спортивной психологии в процессе тренировок. В силу возрастных и гендерных особенностей игроки нередко стараются продемонстрировать независимость своих суждений, умаляют заслуги спортивной психологии с целью оградить себя от необходимости открывать доступ к личной информации для незнакомого человека. Страх быть непонятым, отвергнутым или преданным в силу распространения частной информации также оказывается велик.

Несмотря на то, что это лишь часть существующих проблем, нам представляется важным проведение работы по организации психологического сопровождения

спортсменов. Актуальность изучаемого вопроса подтверждается рядом исследований различного временного диапазона, посвященных психологической подготовке спортивного резерва в разноплановых условиях, таких как высшее образование [5; 6; 7; 8; 9] и этапы многолетней подготовки в спорте [1; 2; 3; 4; 10].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе опытно-экспериментальной работы мы взаимодействовали с игроками Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Юность-Метар», г. Челябинск. В качестве испытуемых были выбраны волейболистки 11-14 лет в количестве 33 человек.

В процессе исследования на начальном этапе нами применялись следующие методы, касающиеся практической стороны вопроса: анализ научной литературы, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование.

Далее подробно представим результаты, полученные в процессе применения каждого из перечисленных методов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ научной литературы позволил нам подтвердить актуальность исследуемого процесса. Мы сопоставили литературные источники разных лет, как было указано

нами выше, касающиеся различной степени подготовленности спортсменов и разного уровня исследований. Данные научные работы касались спортивных школ, спортивных клубов, профессиональной подготовки спортсменов-студентов в условиях высшего физкультурно-спортивного образования. В каждом из перечисленных источников мы нашли подтверждение актуальности вопроса психологического сопровождения спортсменов.

Беседа как метод, позволяющий получать информацию посредством продолжительного обмена мнениями, предоставил нам сведения относительно настроя волейболисток на работу спортивного психолога, ожиданий от этой работы, представлений перспектив для каждого спортсмена и команды в целом. Спортсмены высказали свои опасения, поделились причинами страха и волнений. В частности, волейболистки сомневались в возможности доверять незнакомому человеку и в возможности проведения открытых, прямых разговоров с учетом индивидуальности каждого игрока и сложившихся взаимоотношений в команде. Более всего юные воспитанницы не были решительны именно в вопросах доверия.

Спортсменок интересовал момент распространения сторонним специалистом полученной личной информации и использования ее для повышения результатов конкурирующих команд в последующем, или представления данного материала тренеру, родителям или руководству спортивной школы без согласия игроков. Озвученные сомнения значительно упростили установление контакта спортивного психолога с командой, поскольку в открытом решении спорных вопросов появляется необходимый доверительный тон, сокращается психологическая дистанция и оперативно устанавливаются необходимые правила ведения диалога и полилога. В процессе откровенных ответов на интересующие волейболисток вопросы все протестные, тревожные и агрессивные реакции были сняты, все конфликтные ситуации решены конструктивными способами. Нами был установлен положительный контакт с командой, позитивный настрой к деятельности психолога, несмотря на недостаток информации относительно всех подробностей предстоящей работы.

Далее в ходе реализации метода беседы нами была получена информация, касающаяся препятствий психологического порядка, возникающих у игроков в ходе тренировок и соревнований. Юные спортсмены сошлись во мнении, что им трудно концентрировать внимание на происходящем и удерживать значительное количество объектов в поле

зрения. Эта ситуация осложняется тем, что трудности, возникающие в семейных и внутрикомандных отношениях с учетом гендерных различий, а также в образовательных учреждениях, выступают как сбивающий фактор, усугубляют ситуацию на площадке. Они отметили положительное отношение тренера к каждому игроку, его стремление оказать посильную помощь при необходимости. При этом большинство спортсменок указало на то, что существуют проблемы в систематизации имеющихся эклектичных данных, недостаток знаний относительно специальной

психологической подготовки к соревнованиям.

Методом невключенного наблюдения, предполагающего, что исследователь получает информацию об изучаемой группе, не присоединяясь к ходу событий и не становясь на определенном отрезке времени членом этой группы, мы получили подтверждение высказанных в ходе беседы мнений спортсменок, а также отметили ряд задач, касающихся других свойств внимания. Помимо объема, концентрации и распределения, затруднения касались также переключаемости и устойчивости данного познавательного психического процесса. Также было выявлено, что гендерный аспект в значительной мере влияет на все показатели внимания спортсменок, влияет на их психическое и эмоциональное состояние, уменьшает результативность тренировочного процесса, снижает уровень позитива в команде в целом.

Вербально-коммуникативный метод

опроса, направленный на осуществление взаимодействия между исследователем и респондентами посредством получения от последних ответов на поставленные вопросы, и анкетирование, осуществляемое путем опосредованного общения, позволили нам подтвердить результаты, полученные в ходе беседы и наблюдения. Это исключило случайность, ситуативность ответов

спортсменок, позволило удостовериться в истинности собранной информации.

Психологическую подготовку спортсмена мы рассматриваем с позиции следующих составляющих:

- подготовки к продолжительному тренировочному процессу;

- коррекции психических состояний на заключительном этапе подготовки к соревнованиям;

- общей подготовки к соревнованиям;

- специализированной подготовки к соревнованиям.

В качестве структуры организации психологического сопровождения юных волейболисток в тренировочном процессе мы

предлагаем последовательное применение следующих методов исследования и форм психологической работы.

1. На начальном этапе применяются методы опроса, анкетирования, наблюдения, беседы.

2. Далее, после сбора качественной информации, предполагается проведение:

- психологической диагностики (стандартизированного и проективного тестирования, контент-анализа);

- психологического консультирования (по запросу юных спортсменок, по итогам психологического тестирования, в зависимости от психического и эмоционального состояния в рамках отдельного тренировочного дня);

- психологических тренингов (для групповой отработки личностных и профессиональных трудностей, командного сплочения, поиска способов открытого отреагирования эмоций, принятия экологичных моделей поведения);

-игровыхметодов(деловые,организационно-деятельностные, имитационные игры);

- дискуссионных методов (свободные и направленные дискуссии).

Данный подход, по нашему мнению, позволит в последующем устанавливать психологический контакт в минимальные сроки, осуществлять сбор необходимой информации без потерь, систематизировать полученные данные, оперативно решать возникающие сложности, предотвращая появление затяжных конфликтов, переходящих в стадию длительного игнорирования и высказывания личных претензий на площадке в условиях тренировки и соревнований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация психологического

сопровождения юных волейболисток -энергозатратный процесс, направленный на достижение максимального результата относительного каждого игрока. От профессионализма спортивного психолога, информированности руководства спортивной школы и тренерского состава во многом зависит успех деятельности и стабильность полученного результата.

Юным спортсменам в силу возрастных особенностей и гендерных нюансов нередко бывает сложно самим справиться с психологическим давлением, жизненными и профессиональными проблемами. Им недостает опыта в решении непростых вопросов выстраивания конструктивных отношений даже в ситуации столкновения мнений, удержания всех свойств внимания на высоком уровне для достижения поставленных тренером цели и задач, а также воплощения персональных

профессиональных идей.

Таким образом, компетентно организованное психологическое сопровождение

тренировочного процесса волейболисток 1114 лет позволит своевременно раскрывать потенциал каждой спортсменки, эффективно организовывать тренировочный процесс, решать конфликты без потерь времени и застревания на негативных эмоциях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер. 2008: 352.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение. 1987: 287.

3. Надргулов А.Р. Психологические аспекты подготовки хоккеисток 14-17 лет. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы; сб. науч. тр. молодых ученых, посвященный Дню российской науки. 2018: 143-146.

4. Павлючков А.А. Особенности формирования дивергентного мышления юных футболистов. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы; сб. науч. тр. молодых ученых, посвященный Дню российской науки. 2019: 180182.

5. Рендикова А.В. Возможности оптимизации психологического сопровождения студентов УралГУФК. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: матер. XXIX регион. науч.-метод. конф. Челябинск: УралГУФК. 2019: 185-187.

6. Рендикова А.В. Психологическое сопровождение студентов Уральского государственного университета физической культуры. Оптимизация учебно-

воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: матер. XXVIII регион. науч.-метод. конф. Челябинск: УралГУФК. 2018: 147-148.

7. Романова Н.Н. Методика развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.

2014; 4(29): 155-160.

8. Романова Н.Н. Целостный подход в профессиональной подготовке студентов вуза физической культуры: монография. Челябинск: УралГУФК. 2019: 138-167.

9. Романова Н.Н. Экспериментальное обоснование эффективности методики развития рефлексии эмоциональных состояний будущих специалистов по физической культуре. Теория и практика физической культуры. 2010; 1: 13-15.

10. Хрисанфова Н.В., Латюшин Я.В. Исследование свойств нервной системы легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 57-7: 299305.

11. Hughes G., Watkins J., Owen N. Gender differences in knee kinematics during landing from volleyball block jumps. Human Movement Studies. 2007; 53: 1-20.

12. Pisot R., Valencic V., Simunic B., Praprontnik U. Influence of biomechanical properties of particular skeletal muscles on child motor development. In Proceedings of the International Sport Medicine Conference. 26-29 September 200'. 2001: 176-177.

13. Salci Y., Kentel B.B., Heycan C., Akin S., Korkusuz F. Comparison of landing maneuvers between male and female college volleyball players. Clinical Biomechanics. 2004; 19: 622-628.

Статья поступила в редакцию: 07.08.2019

Белякова Наталья Николаевна - тренер, Спортивная школа олимпийского резерва «Юность-Метар», 454031, Россия, г. Челябинск, ул. Черкасская дом 1, e-mail: romanova-natasha@mail.ru

Романова Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе дом 1, e-mail: romanova-natasha@mail. ru

Латюшин Ян Валерьевич - доктор биологических наук, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе дом 1, e-mail: valeas1@yandex.ru

Дятлов Дмитрий Анатольевич- доктор биологических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе дом 1, e-mail: dokchel@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.