Научная статья на тему 'Организация психиатрической помощи в Вятской губернии после 1917 года'

Организация психиатрической помощи в Вятской губернии после 1917 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация психиатрической помощи в Вятской губернии после 1917 года»

Общественное здоровье и организация здравоохранении, гигиена и экология человека

Е. В. Старкова, профессор С. А. Куковяким

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ ПОСЛЕ 1917 ГОДА

Кировская государственная медицинская академия

Острым продовольственный кризис в Вятской губернии в декабре 1917 г. достиг крайнего предела. Местные продовольственные органы оказались бессильными обеспечить город необходимым количеством хлебных продуктов. Острота положения усугублялась финансовым крахом: денежные ресурсы земства истощались [4].

Чтобы обеспечить губернскую больницу продовольствием земство прикладывало все силы. Оно неоднократно обращалось к продовольственным органам с просьбами об отпуске хлеба, но последние отпустить хлеб не могли за неимением его. Земство посылало служащих в разные концы губернии для покупки хлеба, но там его купить не удава-

Вятский медицинский вестник, 2004, № 2-4

лось или в случае приобретения небольших партий, приходилось платить очень дорого за доставку его до г. Вятки [9].

При создавшемся положении остановка всей земской работы была неизбежна. К надвигающейся ликвидации лечебных заведений необходимо было подготовиться заранее. В психиатрических отделениях на полном иждивении земства находилось более 1200 душевнобольных со всех концов губернии. Положение оказалось бы трагическим, если бы управа хотя бы один день оказалась не в состоянии доставить им пропитания. Управа вынуждена была поставить на очередь вопрос о немедленном сокращении больных в лечебных заведениях губернского земства

[4].

На заседании психиатрического совета 1 декабря 1917 г. на обсуждение были предложены вопросы: в каком количестве и каких душевнобольных можно отправить на родину из вятского психиатрического отделения, а какая категория душевнобольных должна быть оставлена и как кормить оставшихся больных [3].

Психиатрический совет постановил, что на родину могут быть отправлены спокойные хроники и слабые душевнобольные в количестве 50-55% всех содержащихся в психиатрическом отделении больных. К больным, которые должны были быть оставлены в Вятском психиатрическом отделении относились следующие категории: «опасные для окружающих; арестанты; статейные; солдаты из воинских частей; военные; военнообязанные; острые, требующие лечения; рабочий барак; неизвестные; испытуемые по распоряжению губернских и уездных военных присутствий и по распоряжению окружного суда». В отношении отправки душевнобольных на родину и содержания оставшихся вопрос остался открытым [2].

Постановление психиатрического совета было зачитано на земско-медицинском совете 11 декабря 1917 г. После обсуждения этого вопроса земско-ме-дицинский совет, признав единственным выходом из создавшегося положения постепенное сокращение числа больных и призреваемых в благотворительных заведениях губернского земства, постановил: 1) сократить число больных в психиатрических отделениях за счет указанных психиатрическим советом категорий на 50%; 2) немедленно предупредить волостные управы об отправке неопасных психических больных в их семьи с указанием, что если семья окажется не в состоянии принять данного больного, то он должен будет поступить на прокорм и попечение общества. Семье или обществу может быть назначено пособие по 6 руб. в месяц на уход за больным; 3) известить воинские присутствия и части о невозможности дальнейшего приема психических больных на испытание из-за продовольственного кризиса; 4) в психиатрические отделения принимать только острых, а также опасных для окружающих больных, прием спокойных хроников прекратить. В слу-

чае доставки в психиатрические отделения неопасных для окружающих душевнобольных и признания их по освидетельствовании подлежащим на госпитализацию - временно, до устранения продовольственного кризиса, в лечебное заведение не принимать, а оставлять их на попечении родственников с выдачей им ежемесячного пособия по 6 руб.; 5) поручить психиатрическим отделениям немедленно приступить к составлению списка больных, подлежащих отправке по домам; 6) все постановления, касающиеся Вятского психиатрического отделения полностью распространить на все уездные психиатрические отделения губернии [1, 12].

На заседании губернского земского собрания 60-й чрезвычайной сессии (18 декабря 1917 г.) все положения доклада вятской губернской земской управы «О порядке сокращения числа больных в лечебных заведениях губернского земства в связи с продовольственным кризисом и недостатком денежных средств» были приняты [12].

Губернской управой во все уездные земские управы 23 декабря 1917 г. были отправлены отношения о правилах сокращения числа душевнобольных в уездных психиатрических отделениях Вятской психиатрической лечебницы [7].

Губернским психиатром по просьбе губернской управы были составлены списки душевнобольных, выписываемых из Вятской психиатрической лечебницы на основании постановления губернского земского собрания. В указанном списке больные были распределены по уездам с точным указанием места приписки (уезд, волость, деревня). Из списка душевнобольных вятского психиатрического отделения, назначенных к отправке на родину видно, что в г. Вятку отправлялось 19 человек, в Вятский уезд -56 человек, в Уржумский уезд - 37 человек, в Орловский уезд - 44 человека, в Глазовский - 83 человека, в Сарапульский - 3 человека, в Нолинский - 31 человек, в Елабужский - 8 человек, в Малмыжский -45 человек, в Котельнический - 33 человека, в Яран-ский - 31 человека, в Слободской - 52 человека [5].

Эвакуация душевнобольных на родину началась с января 1918 г. и к 8 марту уже было отправлено 300 человек, в отделении к тому времени осталось около 600 душевнобольных [11].

Все больные, отправляемые на родину, свидетельствовались врачами и отправлялись только спокойные и безопасные для окружающих душевнобольные, требующие лишь призрения. Однако немало больных под видом «опасных» и «буйных» возвращались обратно в Вятскую психиатрическую лечебницу, что нередко не соответствовало действительности, а было вызвано нежеланием родственников душевнобольных держать их дома и ухаживать за ними. Для сокращения этого потока врачебно-сани-тарный отдел просил не направлять выписанных уже душевнобольных обратно без предварительного освидетельствования их местным врачом, который должен был дать удостоверение о том, что данный боль-

Общественное здоровье и организация здравоохранения, гигиена и экология человека

ной находится в гаком положении, что помещение его в больницу безусловно необходимо [10].

Тем временем в Вятской психиатрической лечебнице происходило следующее. В виду состоявшегося постановления губернского земского собрания о немедленном сокращении числа больных в губернской больнице и в психиатрической лечебнице на территории больницы освободились 2 барака (4 и 9), где ранее помещались соматические больные. В эти бараки были переведены душевнобольные из городских приютов, помещающихся в наемных квартирах [6].

Сокращение числа больных в психиатрической лечебнице повлекло за собой и сокращение медицинского персонала (уволена была одна надзирательница) [8].

Таким образом, сложившийся в 1917 г. продо-

вольственный и финансовый кризис не мог не отразиться негативно на качество оказываемой в губернии медицинской и, в частности, психиатрической помощи.

Список литературы

1. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 1, 2.

2. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 1, 3.

3. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 3.

4. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 4.

5. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 8, 15-39.

6. ГАКО. фонд. 616. он. 6. д. 251. л. 9.

7. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 12.

8. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 48.

9. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 67.

10. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 68.

И. ГАКО. фонд. 616. оп. 6. д. 251. л. 71.

12. ГАКО. фонд. Р-1322. оп. 1. д. 49. л. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.