Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
325
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТБОР / ЭТАПЫ / ГРУППЫ ПОДГОТОВКИ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДИКА / ИГРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / СПОРТ / ТЕСТЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ-ЭКСПЕРТЫ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Царьков А.М., Пудло П.М.

В статье названы этапы прохождения отбора юных хоккеистов в современных условиях, порядок проведения организационных и педагогических мероприятий отбора. Обозначены критерии подготовки и требования, предъявляемые к юным хоккеистам. Определены фазы проведения отбора, результаты тестов, различные показатели и экспертные оценки, по которым идет зачисление в группы подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Царьков А.М., Пудло П.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE SELECTION OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

The article describes the stages of the selection of young hockey players in modern conditions, the order of organizational and pedagogical selection measures. The training criteria and requirements for young hockey players are outlined. The phases of selection, test results, various indicators and expert assessments, according to which enrollment in training groups is underway, are determined.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

А.М. Царьков, доцент

П.М. Пудло, старший преподаватель

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-4-107-111

Аннотация. В статье названы этапы прохождения отбора юных хоккеистов в современных условиях, порядок проведения организационных и педагогических мероприятий отбора. Обозначены критерии подготовки и требования, предъявляемые к юным хоккеистам. Определены фазы проведения отбора, результаты тестов, различные показатели и экспертные оценки, по которым идет зачисление в группы подготовки.

Ключевые слова: отбор, этапы, группы подготовки, юные хоккеисты, обучение, физическое развитие, методика, игровое мышление, спорт, тесты, специалисты-эксперты, скоростно-силовые качества.

Одним из важных элементов работы спортивной школы и тренера является отбор (проведение набора) 5-ти летних детей в группы для занятий хоккеем. Отбор проводится по нескольким видам: отбор; спортивный отбор; профессиональный отбор. Отбор - это комплекс организационно-методических мероприятий, направленных на выбор из группы кандидатов тех лиц, от которых с наибольшей вероятностью можно ожидать высоких и стабильных достижений в будущей спортивной карьере. Начинать, отбор следует с агитации и пропаганды. С помощью средств массовой информации, личного контакта тренера с учителями общеобразовательных школ проводится оповещение о сроках, месте и правилах набора детей в спортивную школу. Действенным средством привлечения детей в ДЮСШ являются показательные выступления хоккеистов с приглашением в качестве зрителей младших школьников. Выявить одаренных в двигательном отношении ребят позволяет просмотр кандидатов в общеобразовательных школах. Учитывая возраст просматриваемых детей, главным критерием отбора на этом этапе является двигательная активность школьников [1]. С этой целью пользуются следующими методами:

- беседы с родителями,

- беседы с учителями физической культуры,

- наблюдение на уроках физической культуры,

- наблюдение за играми детей во внеклассное время.

Обязательным мероприятием при отборе является медицинское обследование, которое позволяет получить данные, характеризующие состояние здоровья и физическое развитие кандидатов. Данные полученные при медицинских осмотрах используются для контроля за физической подготовленностью юных хоккеистов. Задача, тренера состоит в том, чтобы за первые 4-5 лет, то есть к 10 годам, он провел профессиональный отбор и из всех набранных детей в 5-ти летнем возрасте, оставить в команде 22 человека. Команда должна иметь 4 пятерки полевых игроков и 2 вратаря. Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, направленный на выявление спортсменов, которые по своим способностям отвечают требованиям вида спорта хоккей. Спортивный отбор применим как к детям, не занимающимся спортом, так и к действующим спортсменам или отсев лиц, непригодных по своим качествам к данному виду спорта. Отбор входит в систему многолетней подготовки хоккеистов и позволяет выявить наилучших по своим качествам. Спортивный отбор - это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортив-

ную деятельность ее возможного участника. Такой отбор входит в систему многолетней подготовки, при этом качественно видоизменяясь. В систему спортивного отбора рекомендуется включать:

- массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентирования их на занятия спортом;

- отбор перспективных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта «хоккей»;

- просмотр и отбор перспективных спортсменов на тренировочных сборах и спортивных соревнованиях.

Профессиональный отбор это, комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфике вида спорта хоккей, или отсев лиц, непригодных для данной работы.

Для каждой хоккейной школы отбор юных хоккеистов на протяжении многолетней подготовки был и будет одним из самых важных этапов. От этого процесса зависит развитие команды, клуба и их успехи. Методика отбора включает в себя систему тестов и экспертных оценок. Современную систему отбора в хоккее, можно разделить на три этапа.

Первый этап - первичный отбор, он проходит в возрасте 5-7 лет. Детские школы на этом этапе берут всех желающих, создавая спортивно-оздоровительные группы. Тренировочный процесс носит техническую направленность, детей учат кататься, правильно держать клюшку и т.д. Его целью является - определение уровня двигательной подготовки детей, желающих заниматься хоккеем. Для данного возраста нормативы редкость и как следствие отчисления по инициативе тренера (руководства), по спортивным показателям встречаются редко. Часть детей прекращают занятия хоккеем ввиду разных объективных причин (время тренировок, отсутствия интереса у ребенка и т.д.).

Второй этап - начальный отбор и самое интересное действие начинается в возрасте от 7 до 10 лет. Этап разделен на две части:

- этапы начальной подготовки освоения двигательных навыков при освоении технико-тактических приемов хоккея;

- освоение системы игры в атаке и обороне.

Детей переводят в группу начальной подготовки (далее ГНП). Обычно происходит деление на 2 состава и в каждом из них может заниматься от 15 до 30 человек. Занятия носят уже более специализированный характер, детей обучают основам индивидуальной и групповой тактики. От того, как будет построена подготовка в этот период, в значительной мере зависит эффективность последующего процесса спортивного совершенствования. Начинаются товарищеские игры, поездки на турниры. Теперь, начинается начальный отбор. Его цель - отбор самых талантливых в двигательном отношении детей на основе выявленных во время тренировок различных способностей: двигательных, координационных, психических функциональных и состояния здоровья. В конце каждого учебного года, тренер проводит тестирование на льду и вне льда, по результатам которых принимается решение о дальнейшем обучении в данной школе. При этом на этапе начальной подготовки первоочередное значение имеет техническая подготовка хоккеистов. С ростом спортивного мастерства возрастает роль тактической и физической подготовок.

Третий этап - специализированный отбор, это самый длинный этап в многолетнем отборе. Длится он примерно с 10 лет и согласуется с периодами спортивного совершенствования (15-17 лет) и высшего спортивного мастерства (18-20 лет), когда происходит дальнейшее улучшение технической и тактической подготовленности, обеспечение стабильности спортивных результатов. Теперь осуществляется специализированный отбор. Его цель - определение специфических предрасположенно-стей ребенка необходимых для хоккея. Во главу угла ставят спортивный результат команды и роль в нём отдельно взятых игроков, их техническое, тактическое умение, антропометрию игрока и т.д. Например, если в расположение команды придёт игрок, который лучше выполняет отведённые ему обязанности на льду, он вытеснит из состава, а в дальнейшем из команды, слабейшего игрока. Процесс, отбора явля-

ется очень трудным для понимания родителями. И кроме всем хорошо знакомых нормативов (лёд, земля) включает в себя множество других компонентов для правильной его реализации. Отбор, в процессе многолетней спортивной подготовки осуществляется на нескольких уровнях. Выделяют: начальный отбор; текущий, связанный с этапами спортивной подготовки; отбор при переходе из юношеских команд в молодежные и взрослые. На последних уровнях наблюдается значительные потери состава. Интерес к хоккею выявляется в педагогических наблюдениях за поведением хоккеиста и выполнением им заданий, а также путем заполнения анкеты, включающей вопросы о мотивах выбора хоккея, отношения к нему, стремлению к высоким результатам, трудностях их достижения. Для определения физической подготовленности и уровня двигательных качеств используют комплекс тестов вне льда и на льду [3]. Для выявления способностей к хоккею определяют темп прироста результатов. С этой целью сравнивают тестирование, проведенное в первой и второй фазах отбора (через 1-2 года). Разница в баллах между двумя тестированиями и будет показателем способностей к игровой деятельности. Для определения подготовленности спортсмена используются действенные способы оценки: визуальные наблюдения; статистика; экспертное оценивание и педагогические наблюдения; тестирования.

Основой отбора и контроля за подготовленностью юных хоккеистов являются контрольные испытания - тесты. По результатам этих тестов тренер имеет возможность на основе объективных данных проводить начальный и текущий отбор, судить о степени прохождения учащимися программного материала и об отстающих звеньях в его подготовке. Необходимо как можно раньше, объективно и без ошибок выявить одаренных детей, способных в перспективе достичь вершин спортивного мастерства. Это позволит обеспечить однородный состав групп, что положительно повлияет на процесс обучения. Низкое качество отбора снижает эффективность подготовки юных хоккеистов и приводит к

большому отсеву из спортивных школ на разных этапах обучения.

Эффективность отбора определяется двумя основными факторами - его организацией и методикой проведения. Организацию отбора условно подразделяют на три фазы: в первой фазе важно вызвать интерес ребенка к занятиям, установить контакт с родителями, выявить их отношение к занятиям сына хоккеем; во второй фазе с помощью экспертной оценки и системы тестов выявить задатки, одаренность и способности юных хоккеистов; - в третьей фазе после определенного испытательного срока подводят окончательные итоги отбора на основе сопоставления результатов тестирования в начале и конце фазы и экспертной оценки. Оценивается способность к овладению технико-тактическими приемами, способности, определяющие развитие тактического мышления и мастерства, психологическую устойчивость и такие качества, как интерес к занятиям, настойчивость, трудолюбие, инициативность, дисциплинированность, решительность, выдержка и самообладание.

Для оценки физического развития используют антропометрические измерения роста и веса, окружности грудной клетки, бедра, голени, плеча и спирометрию. Для определения физической подготовленности и уровня двигательных качеств используют комплекс тестов на земле и на льду. Для определения комплекса игровых способностей, проявление которых в игре зависит от ряда качеств, быстроты реакции, ловкости, сообразительности, оперативности мышления, используют различные подвижные игры, а также различные эстафеты. За успешные действия в игре занимающийся получает определенное количество баллов, за ошибки - штрафные очки. Для определения игрового мышления у юных хоккеистов используется метод экспертной оценки. С этой целью каждый экзаменующийся должен сыграть в 35 контрольных матчах с разными партнерами против разных соперников. Его игру оценивают специалисты-эксперты, 3-5 человек, в баллах по следующим характеристикам: быстрота ориентировки и выбора действий; эффективность действий; спо-

собность прогнозировать ход игровых действий.

С целью оценки технической подготовленности применяют комплекс «ледовых» тестов [1]. Для оценки уровня общей физической подготовленности хоккеистов 710 лет рекомендуются контрольные испытания: сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Тест определяет силу рук хоккеистов; подтягивание на перекладине. Тест определяет силу рук хоккеистов; бег на 60 м. Тест позволяет определить уровень скоростных качеств хоккеистов; бег на 300 м. Тест определяет уровень скоростной выносливости хоккеистов; прыжок в длину с места. Тест позволяет определить уровень скоростно-силовых качеств нижних конечностей хоккеиста; комплексный тест на ловкость. Тест определяет специфическую ловкость хоккеиста.

По результатам проведенных тестов юный хоккеист может продолжить свою спортивную карьеру. Такое тестирование проводится после каждого этапа спортивной подготовки, со своими тестами, для перехода на следующий этап подготовки [4]. Если на одном из этапов результаты спортсмена не соответствуют требованиям, установленным Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «хоккей», к прохождению следующего этапа спортивной подготовки он не допускается. Необходимым условием объективного отбора в хоккее является наличие квалифицированных специалистов в этом виде спорта, которые смогли бы провести профессиональный анализ, зрительный контроль технической и тактической подготовленности хоккеистов и определить достойных воспитанников для дальнейшего спортивного роста.

Понятие «отбора» следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, это определение в ходе многолетней подготовки наиболее приспособленных спортсменов; во-вторых, это процесс выбора игроков в связи с созданием конкретной команды к определенному турниру. Следует, обращать внимание и на существующие проблемы в хоккее. Соблазн тренера сократить время ожидания серьезных результатов может иметь катастрофические по-

следствия для дальнейшей карьеры спортсмена. Это называют «форсированием» подготовки. Тренер, сориентированный на достижение высоких результатов, вместо того чтобы дать системам организма планомерно развиваться, способствует включению дополнительных ресурсов организма юных спортсменов. Тренер и сам спортсмен становятся заложниками такого противоречия [2]. Пока существует и проблема коррупции в хоккее. Начинается она еще в детском хоккее. Есть хоккеист со средними результатами, конкуренцию он не выдерживает и его местом становится скамейка запасных. И тут влиятельные родители применяют свои возможности «пробить» сыну место в основном составе. Вопрос решается или тренер или руководство клуба. В результате, кто заслужил это место своими результатами остается за бортом, а его место занимает посредственность. В итоге «блатной» спортсмен не показывает хорошей игры, но играет, а из-за отсутствия игровой практики хороший хоккеист ухудшает свои показатели.

Когда игрокам наступает 12 лет, внутри команд проходит новый виток ротаций. Более 90 процентов спортсменов заканчивают играть в хоккей, а среди оставшихся идет соревнования возможностей родителей. Вторые составы в клубах полностью ликвидируются и начинается взрослый хоккей. В физическом плане спортсмены примерно на одном уровне. Кто более состоятельней, тот сможет отстоять место своему ребенку в спортивной школе [5]. Кто откреплен, тот идет в клубы второго и третьего уровней. После определения составов снова начинается тесное сотрудничество с тренером. А после выпуска с спортивной школы опять стоит вопрос: куда дальше? Попасть в молодежную команду любого клуба КХЛ - это еще продлить спортивную жизнь и иметь слабую перспективу на место во взрослой команде. А вынуждены уходить ребята, которые талантливее своих товарищей, но их вытесняют сыновья влиятельных родителей. К сожалению, коррупция остается неотъемлемой составляющей большого спорта, ведь большой спорт - это всегда большие деньги, а там, где крутятся большие день-

ги, всегда найдется тот, кто захочет ими соких достижений, ведь спорт - это не воспользоваться. И хотя предпринимаются только результаты и оценки, но также зре-некие попытки борьбы с коррупцией, пока лищные события и накал эмоций. Возраст, никто не изобрел универсального способа стаж, профессиональная подготовка тре-искоренить ее на всех уровнях. Поэтому нерского состава, принципиальность в от-сообщения о коррупции еще долго будут стаивании своего мнения позволят произ-появляться в СМИ. Но это не должно ме- водить более качественный отбор спортс-шать зрителям наслаждаться спортом вы- менов в лучшие хоккейные клубы.

Библиографический список

1. Букатин А.Ю. Юный хоккеист. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

2. Занковец В.И. Проблема обратной связи в управлении подготовкой в современном профессиональном хоккее. - М.: Спорт, 2016.

3. Ильин Н.Л. Психология тренера. - СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2016.

4. «Спортивные игры». Учебник для студентов педагогических институтов под редакцией В.Д. Ковалева. - М.: «Просвещение» 2002. - С. 102-114.

5. Сайт: bstudy.net Анализ результатов анкетного опроса тренеров профессиональных клубов и национальных сборных.

ORGANIZATION OF THE SELECTION OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

A.M. Tsarkov, Associate Professor P.M. Pudlo, Senior Lecturer

P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article describes the stages of the selection of young hockey players in modern conditions, the order of organizational and pedagogical selection measures. The training criteria and requirements for young hockey players are outlined. The phases of selection, test results, various indicators and expert assessments, according to which enrollment in training groups is underway, are determined.

Keywords: selection, stages, training groups, young hockey players, training, physical development, methodology, game thinking, sports, tests, expert specialists, speed and strength qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.