УДК/UDC 616.31:378.147:378.048.2 EDN KLREOL
Максютенко Сергей Иванович
кандидат медицинских наук, доцент,
доцент кафедры общей стоматологии,
ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский
университет им. М. Горького» Министерства
здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк
Мозговая Наталья Викторовна
кандидат медицинских наук, доцент,
доцент кафедры общей стоматологии,
ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский
университет им. М. Горького» Министерства
здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк
Осипенкова Татьяна Сергеевна
кандидат медицинских наук, доцент,
доцент кафедры общей стоматологии,
ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский
университет им. М. Горького» Министерства
здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк
Трофимец Екатерина Капасовна
кандидат медицинских наук, доцент,
доцент кафедры общей стоматологии,
ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский
университет им. М. Горького» Министерства
здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк
Maksyutenko Sergey I.
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of General Dentistry, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk
Mozgovaya Natalya V.
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of General Dentistry, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk
Osipenkova Tatyana S.
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of General Dentistry, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk
Trofimets Ekaterina K.
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of General Dentistry, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СТОМАТОЛОГОВ В ОРДИНАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО)
ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS OF FUTURE DENTISTS IN RESIDENTIAL STUDIES (USING THE EXAMPLE OF M. GORKY DONETSK STATE MEDICAL UNIVERSITY)
Аннотация. Освещены вопросы преподавания стоматологии врачам-ординаторам стоматологам общей практики. Представлена система оптимизации процесса обучения. Предложены рекомендации и методы по улучшению качества подготовки будущих специалистов, отвечающих современным требованиям. Подчеркнуто, что для улучшения усвоения материала и совершенствования практических навыков широко используются различные способы и методы форм обучения. Отмечается ведущая роль преподавателей-клиницистов в решении подавляющего большинства
педагогических проблем. Все это дает возможность молодому специалисту успешно приступить к самостоятельной работе в общероссийской системе здравоохранения.
Abstract. The issues of teaching dentistry to general dentists are covered. A system for optimizing the learning process is presented. Recommendations and methods are proposed for improving the quality of training of future specialists that meet modern requirements. It is emphasized that to improve the assimilation of material and improve practical skills, various methods and forms of training are widely
used. The leading role of clinical teachers in solving the vast majority of pedagogical problems is noted. All this makes it possible for a young specialist to successfully begin independent work in the all-Russian healthcare system.
Ключевые слова: организация учебного процесса, формы обучения стоматологов в ординатуре, подготовка будущих специалистов.
Keywords: organization of the educational process, forms of training for dentists in residency, training of future specialists.
Введение
Качественная подготовка врача-специалиста имеет первостепенное значение и требует постоянного совершенствования учебного процесса. Это -процесс динамичный, ориентированный на постоянно изменяющиеся потребности здравоохранения в получении профессионально подготовленных специалистов. В связи с проходящими преобразованиями требуется новое осмысление всей системы образования, создание новых программ, усиливающих теоретическую и практическую подготовку обучающихся и отражающих последние достижения современной стоматологии [1; 3]. В этом аспекте наименее изучена и в настоящее время очень важна проблема обучения стоматологов на этапе профессиональной подготовки в ординатуре. Основным направлением совершенствования процесса повышения квалификации врачей-стоматологов на этапе последипломного образования является постепенное внедрение современных форм обучения [1; 2]. Актуальность проблемы заключается в том, что при существующей новой социально-экономической ситуации обучение стоматологов в ординатуре должно осуществляться с позиций усовершенствования и углубления приобретенных знаний и практических навыков.
На современном этапе образования врачей остро стоит вопрос об овладении практическими навыками выпускниками медицинских вузов, в том числе и врачами-стоматологами общей практики. Однако по результатам анкетирования более 80% выпускников считают свою практическую подготовку, полученную на додипломном этапе обучения в вузе, крайне недостаточной, и в первую очередь в области необходимых для профессиональной деятельности врачебных умений и навыков [1; 4]. В связи с этим, основными задачами подготовки врачей-ординаторов стоматологов общей практики на кафедре общей стоматологии факультета непрерывного медицинского и фармацевтического образования (ФНМФО) Донецкого медицин-
ского государственного медицинского университета им. М. Горького являются:
- организация учебного процесса по углубленному изучению методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;
- формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности.
Цель и задачи настоящей работы - обосновать результативность учебного процесса и охарактеризовать его особенности в подготовке будущих стоматологов в ординатуре на базе кафедры общей стоматологии ФНМФО Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Обучение врачей-ординаторов по специальности «Стоматология общей практики» в Донецком государственном медицинском университете им. М. Горького проводится на кафедре общей стоматологии ФНМФО, которая имеет 3 клинических базы: в учебно-научно-лечебном комплексе «Университетская клиника», городской стоматологической поликлинике № 2 г. Донецка и городской стоматологической поликлинике № 3 г. Макеевки.
Подготовка клинических ординаторов на кафедре проходит стандартно в течение 2-х лет по индивидуальному плану, который обсуждается на заседании кафедры и составлен на основании учебного плана и рабочей программы по специальности «стоматология общей практики». Индивидуальным планом предусматривается сдача зачетов по основным дисциплинам учебного плана, в том числе и по стоматологии общей практики и промежуточной аттестации перед производственной практикой (на первом и втором году обучения) и по итогам первого года обучения. Весь учебный процесс завершается сдачей учащимися государственной итоговой аттестации. На протяжении всего обучения ординаторы обязаны совершенствовать свою теоретическую подготовку по специальности. Для этого они посещают лекции профессоров и доцентов кафедры, участвуют в клинических и научно-практических конференциях и семинарах.
Очный цикл ординатуры начинается с определения исходного уровня знаний. С этой целью всем ординаторам, начинающим обучение на кафедре, предлагается набор тестовых заданий и клинических задач по всем разделам стоматологии общей практики (6 вариантов буклетов). Анализ контроля базового уровня знаний ординатора позволяет преподавателю судить об уровне подготовки учащегося и ориентироваться, каким вопро-
сам в дальнейшем следует уделить особое внимание на практических занятиях.
На каждом занятии в соответствии с изучаемой темой занятия врачам-ординаторам предоставляются тестовые задания и клинические задачи для оценки текущего уровня знаний с последующим разбором ошибок в клиническом зале. В конце занятий для определения усвоения полученных знаний проводится тестовый заключительный контроль, который позволяет систематизировать фактический материал. Для оптимизации процесса обучения на кафедре создан банк тестов и клинических задач по всем темам, предусмотренным учебной программой специальности «стоматология общей практики», отдельно по терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии. Положительный момент тестирования заключается в возможности унифицированного проведения контроля уровня знаний одновременно у всей группы ординаторов. Центральным и наиболее важным элементом обучения служат методические указания для врачей-ординаторов к практическим занятиям и методические рекомендации для преподавателей по их проведению. Обеспеченность методическими рекомендациями на кафедре составляет 100%. Они предназначены для управления обучением врачей ординаторов и самоуправления в процессе работы обучающийся -преподаватель.
Формированию клинического мышления ординаторов-стоматологов способствуют и семинары, проводимые с учетом углубления знаний по наиболее актуальным вопросам стоматологии.
Работа ординатора в клиническом кабинете предусматривает освоение и усовершенствование практических навыков. Все сотрудники кафедры являются врачами высшей и первой врачебной категории. Прежде чем доверить курирование пациента ординатору, преподаватель-клиницист должен хорошо знать мотивацию каждого учащегося, уровень его теоретической, деонтологической и практической подготовки, его коммуникабельность. Большое внимание уделяется клиническим осмотрам, в которых ординаторы принимают непосредственное участие и докладывают данные о курируемых пациентах с изложением анамнеза заболевания, диагноза, тактики лечебных мероприятий, что обеспечивает возможность развития клинического мышления.
Одной из форм практической работы с ординаторами является работа в четыре руки врач - ассистент врача. Первым этапом формирования их практических навыков является запоминание алгоритма оказания врачебной помощи при ассистировании своему руко-
водителю. Выполнение функций помощника врача дает возможность ординатору совершенствовать свои умения по выполнению целого ряда конкретных манипуляций: обезболивание зубов, наложение коффердама, подготовка материалов к пломбированию, снятие слепков и т. п. При этом преподаватели имеют возможность объективно контролировать и оценивать качество выполняемых ординаторами манипуляций, наглядно демонстрировать и обсуждать конкретные клинические ситуации и корректировать выполнение мануальных навыков на всех этапах лечебного процесса. Целью ординатуры является достижение врачом автоматического выполнения той или иной манипуляции, когда исчезает сознательный поэтапный контроль процедуры выполнения навыка. В процессе обучения используются мультимедийный проектор, рентгенографические атласы, данные компьютерной томографии челюстей. По учебным рентгенограммам и на конкретных клинических примерах изучаются основные стоматологические заболевания, особенности их диагностики и планируется лечение.
Кафедра общей стоматологии ФНМФО имеет немалый опыт создания учебных фильмов. На кафедре в процессе обучения используются мультимедийный проектор, компьютерный класс и видеотека из видеофильмов по терапевтической, ортопедической и хирургической стоматологии. Имеются фильмы информационно-познавательные и инструктивные. Для изучения эффективности видеоматериалов учитывались данные анкетирования врачей-ординаторов. Создавая видеофильмы, мы исходили из программ курса учебного плана. Видеофрагменты использовались на лекциях, тематические фильмы - на практических занятиях. Цель видеофрагмента - отразить основные этапы обследования или лечения пациентов для формирования у врачей-интернов умений и навыков. Экранизировались фрагменты оперативных вмешательств, методы и способы восстановления зубов и зубных рядов. Учебные фильмы на практических занятиях использовались нами либо в качестве иллюстрации перед самостоятельным выполнением той или иной манипуляции, либо для закрепления пройденного материала. Учебный фильм дает возможность интернам видеть явления, недоступные для непосредственного наблюдения. Кадры крупным планом позволяют фиксировать основные наиболее важные этапы вмешательств, благодаря замедленной их демонстрации. В целях фиксации внимания стоматологов на отдельных особо важных моментах используется также «стоп-кадр». Учебный фильм является необходимым дополнительным компонентом практического тематического занятия.
Возможность использования таких видеофильмов как компонента проблемного обучения достигается построением фильма по специальному сценарию, отражающему все логические этапы клинической мысли.
Для получения «обратной связи» врачам - ординаторам была предложена анкета, с вопросами, позволяющими дать оценку использованным на занятиях учебным видеоматериалам. Всего проанализировано 50 анкет. На вопрос, является ли просмотр учебных фильмов полезным элементом практического занятия, 100% опрошенных ответили утвердительно. Баллы, которыми ординаторы оценили влияние использованных на практических занятиях видеофильмов на качество итоговых знаний по стоматологии, оказались достаточно высокими - при оценке по пятибалльной шкале средний балл составил 4,68+0,23. Также высоко ординаторы-стоматологи оценили и содержание самих видеофильмов - средняя оценка составила 4,82+0,13 балла.
На вопрос, оптимален ли объем времени, потраченный на занятии для работы с видеофильмами, 74 % опрошенных ответили утвердительно, 22 % посчитали, что время можно было бы и увеличить, 4% указали, что фильмам на занятии уделено слишком много времени. Все 100% анкетированных согласились, что подобные видеофильмы необходимо создавать и по другим циклам стоматологии (рис. 1.) Таким образом, ординаторы-стоматологи высоко оценили внедрение видеофильмов в учебный процесс, при этом мнение обучающих и преподавателей в целом совпало.
Проведение занятий с использованием видеофильмов можно рекомендовать по следующему сценарию.
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Просмотр видеофильма.
3. Ответы преподавателя на возникшие вопросы.
4. Обсуждение логики построения клинического диагноза и плана лечения по представленному в фильме пациенту.
5. Задание ординаторам: провести развернутый дифференциальный диагноз по представленному в фильме клиническому случаю. Обсуждение результатов.
6. Обсуждение значимости и результатов дополнительных методов исследования, представленных в фильме.
7. Задание: по клиническому случаю из фильма назначить лечение, доказать целесообразность применения выбранных пломбировочных материалов. Обсуждение отдаленных результатов.
В данном случае представлен примерный общий план обсуждения; в каждом конкретном случае в зависимости от темы занятия и фильма могут быть допол-
□ Время оптимально
И Время необходимо увеличить
■ Время необходимо уменьшить
Рис. 1. Результаты опроса студентов об оптимальности объема времени, потраченного на работу с видеофильмами
нительные задания. Так, после просмотра фильма по пародонтологии, может быть дано задание каждому интерну провести пробу Шиллера-Писарева с курируемым пациентом. После просмотра фильма «Лечение пульпитов и периодонтитов» целесообразно каждому врачу-ординатору выдать прицельную рентгенографию с заданием провести дифференциальную диагностику, поставить окончательный диагноз и выбрать метод пломбирования каналов. Фильм «Постэндодонтическое восстановление зубов» может быть дополнен обсуждением выбора методики пломбирования.
Так же в компьютерном классе на кафедре имеется выход в интернет-сеть, что позволяет использовать видеоматериалы, не только созданные кафедрой, но и информацию из других источников.
В процессе обучения большое значение уделяется совершенствованию мануальных навыков врачей-ординаторов стоматологов. С этой целью на кафедре разработаны и изготовлены стоматологические тренажеры (рис. 2-3).
Тренажер представляет собой модель челюсти, изготовленную на 3Д-принтере с различными группами зубов фронтальных и боковых сегментов. В каждом зубе сформированы различные кариозные полости I, II класса для отработки навыков восстановления анатомической формы зуба.
На предложенных тренажерах врачами-ординаторами тщательно отрабатываются навыки по реставрации зубов по методике послойного восстановления с использования пластических масс различных цветов, что позволяет максимально визуализировать и отработать навыки эстетического восстановления анатомических структур зуба (рис. 4). Все занятия на тренажерах проводятся под руководством преподавателя, который проверяет уровень выполнения клинических манипуляций на каждом этапе восстановления анатомической формы зубов и проводит коррекцию мануальных навыков, разбор ошибок.
Рис. 2-3. Образцы стоматологических тренажеров
Для самостоятельной работы ординаторов разработаны и используются электронные учебники, которые представляют на сегодня полный аналог своего бумажного варианта. Включение в него большого количества иллюстраций, наличие видеофрагментов повышают его образовательную роль в сравнении с бумажным вариантом. Особую трудность для врачей-ординаторов представляет чтение первоисточников, поскольку они методически не адаптированы к учебным занятиям. В данном случае в помощь ординаторам сотрудниками кафедры разработан сайт.
В процессе обучения большое значение уделяется ведению медицинской документации (амбулаторная карта стоматологического больного, направления на дополнительные методы обследования, заполнение ежедневного листка учета принятых больных -форма 37, форма 39, консультативных заключений). Амбулаторная карта заполняется в соответствии с «Протоколами оказания стоматологической помощи», которые содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.
Особого внимания заслуживает возможность оптимизации научной работы ординаторов. Они участвуют в клинических и научно-практических конференциях. При этом они не только являются участниками этих мероприятий, но и сами готовят доклады для выступления. Врачи-ординаторы 2-го года обучения привлекаются к научно-исследовательской работе, что способствует развитию аналитического и творческого врачебного мышления.
После окончания очного цикла при подведении итогов определяется рейтинг успеваемости каждого ординатора и проводится промежуточная аттестация,
Рис. 4. Образец стоматологического тренажера
по результатам которой учащиеся могут быть допущены к производственной практике. Проводимый контроль позволяет объективно оценить уровень подготовки, выживаемость знаний врачей-ординаторов и сделать заключение об эффективности преподавания всех циклов стоматологии, наметить пути устранения недостатков в процессе обучения. Вопросы оказания стоматологической помощи выносятся на научно-практические конференции, проводимые для врачей-стоматологов.
По окончании обучения проводится Государственная итоговая аттестация, состоящая из компьютерного тестирования, собеседования и практически ориентированного экзамена.
Заключение
Таким образом, при обучении врачей-ординаторов на кафедре общей стоматологии ФНМФО решается задача не только овладения учащимися новыми зна-
ниями и умениями, но главным образом возможности применения этих знаний в конкретных клинических ситуациях. Проведение практических занятий у врачей-стоматологов в ординатуре с использованием наших методологических приемов показывает свою эффективность и способствует повышению качества овладения практическими навыками. Представленные материалы свидетельствуют о том, что существующая форма организации обучения врачей-ординаторов по специальности «Стоматология общей практики» является положительным опытом, который, по нашему мнению, может быть полезным в совершенствовании учебного процесса, преподавания и овладения необходимыми мануальными навыками у будущих специалистов. В итоге, подобная подготовка поможет молодому специалисту уверенно приступить к самостоятельной работе в структурах практического здравоохранения и в дальнейшем позволит врачу-стоматологу успешно пройти первичную специализированную аккредитацию.
Литература
1. Арутюнов С. Д., Кудрявая Н. В., Труфанова Е. И. Горизонтальные и вертикальные связи при подготовке стоматологов общей практики в интернатуре // Сборник материалов научно-практической конференции «Перспективы развития
последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные вопросы стоматологии». Посвящается 15-летию образования стоматологического факультета РМАПО. М.: 2003. С. 30-33.
2. Захаров Г. Н., Фурсаев В. А. Фильмотека своими силами // Вестник высшей школы. 1975. № 12. С. 32-34.
3. Андреев А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика): учебное пособие. М.: МЭСИ, 2000. Кн.1. 141 с.
4. Проблемы последипломного образования врачей-стоматологов общей практики / Еричев В. В., Нижник В. Г, Аксенова Т. В., Марьяненко Л. М., Столяр Р. И., Драган Э. В. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 132-135.
References
1. Arutyunov S. D., Kudryavaya N. V., Trufanova E. I. Horizontal and vertical connections in the training of general dentists in internship. Collection of materials from the scientific and practical conference "Prospects for the development of postgraduate education of dental specialists. Current issues in dentistry". Dedicated to the 15th anniversary of the formation of the Faculty of Dentistry of the RMAPO. M., 2003, pp. 30-33. (In Russian).
2. Zakharov G. N., Fursaev V. A. Film library on our own. Bulletin of Higher School, 1975, no. 12, pp.32-34. (In Russian).
3. Andreev A. A. Pedagogy of higher school (Applied pedagogy): textbook. M.: MESI, 2000, Book 1, 141 p. (In Russian).
4. Problems of post-graduate education of dentists in general practice Erichev V. V., Nizhnik V. G., Aksenova T. V., Maryanenko L. M., Stolyar R. I., Dragan E. V. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 4-1, pp. 132-135. (In Russian).
УДК/UDC 378.4 EDN KFEVVS
Рожнева Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры иностранных языков,
ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический
университет имени Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово
Rozhneva Elena M.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Foreign Languages, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
PEDAGOGICAL DESIGN AS A TOOL FOR IMPROVING STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Аннотация. На основе анализа научных материалов зарубежных и отечественных исследователей в статье представлена характеристика категорий и компонентов педагогического дизайна: образовательная среда (как информационный компонент данной категории),
образовательный ресурс (как различные вспомогательные источники учебно-воспитательной информации), образовательное средство обучения и воспитания (как материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носите-