КОНТ TF.T1T
Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов // Концепт. - 2012. - № 9
научно-методический электронный журнал ^ябрьГ-^АРТ °^127 -ЦеоТ4" п л - URL-
ART 12127 УДК 378.147:629.735 http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -
Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.
Хрунков Сергей Николаевич,
кандидат технических наук, декан факультета морской и авиационной техники ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород [email protected]
Пудалова Елена Игоревна,
руководитель направления по взаимодействию с учебными заведениями департамента управления персоналом ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москва [email protected]
Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов
Аннотация. В статье раскрыты принципы организации процесса профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов. Раскрыта логистическая модель проведения выездных производственных практик во всероссийском масштабе. Показана тематика выездной производственной практики студентов и стажировки преподавателя.
Ключевые слова: авиастроение, самолетостроение, выездная производственная практика, стажировка, профессиональные компетенции.
Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») создано в соответствии с указом Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г. Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г. Общество учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно Приложению 1 к Указу Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г.), а также частными акционерами ОАО «Корпорация «Иркут»». Корпорация создана в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники.
Приоритетными направлениями деятельности ОАО «ОАК» и входящих в Корпорацию компаний, являются разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения. В настоящее время в состав ОАО «ОАК» входят следующие дочерние и зависимые акционерные общества: ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой»; ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. П. О. Сухого»; ЗАО «Гражданские самолёты Сухого»; ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина»; ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова»; ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»; ОАО «ОАК - Транспортные самолёты»; ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина»; ОАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество»; ОАО «Ильюшин Финанс Ко.»; ОАО «Туполев»; ОАО «Казанское авиационное производственное объединение
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm
КОНТ тнгтт
научно-методический электронный журнал ART 12127 УДК 378.147:629.735
Хрурков С. Н., Пудалова Е. И. Оргаризация процесса формировария профессиоральрых компетерций в области авиастроерия при проведерии выездрых производстверрых практик студертов и стажировок преподавателей вузов // Корцепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12127. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.
им. С. П. Горбунова»; ЗАО «Авиастар-СП»; ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»; ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева»; ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева»; ОАО «Финансовая Лизинговая Компания»; ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»; ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева».
Структура ОАО «ОАК» с указанием доли участия Российской Федерации в ее дочерних и зависимых акционерных обществах приведена на рисунке (рис. 1).
Рис. 1. Структура ОАО «ОАК»
Развитие бизнеса ОАО «ОАК» происходит в трех основных сегментах - гражданской, военной и военно-транспортной авиации. Для каждого из сегментов определены стратегические ориентиры, достижение которых обеспечивает реализацию глобальной цели ОАО «ОАК» - выхода на лидирующие позиции в мировом авиастроении. ОАО «ОАК» обеспечивает концентрацию имеющихся материально-технических, финансовых и интеллектуальных ресурсов на нишах с ограниченной конкурентной напряженностью с постепенным переходом к конкуренции на сегментах массового спроса. Комплекс предусмотренных мер обеспечивает динамичное развитие ОАО «ОАК» и связанных с Корпорацией предприятий российской промышленности на основе современных рыночных принципов и механизмов корпоративного управления.
Переход на современный технологический уровень требует глубокой технологической и организационной реструктуризации путем внедрения индустриальной модели, основанной на системе центров компетенций и специализированных производств. В совокупности с другими мерами организационного характера, технологи-
пи пи
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm
1Л. Г а>П^^УП.М|Л,
УДК 378.147:629.735 http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -
Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - 2304-120Х.
Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок
дет 12127
ческая реструктуризация обеспечивает конкурентоспособный уровень издержек и прибыльности основных программ Корпорации. Важнейшим элементом развития ОАО «ОАК» является организация научных работ в обеспечение модернизации выпускаемых и разработки перспективных воздушных судов. При этом необходимо развитие фундаментальных исследований и поисковых работ, реализуемых и координируемых научным сообществом, объединенным в единый авиационный научный центр. Для минимизации затрат, исключения дублирования работ и соблюдения требуемых сроков вывода продуктов на рынок, сформированы несколько крупных межпрограммных проектов, выполняемых в интересах разработки нескольких типов воздушных судов. К таким проектам, в частности, относятся:
- конструктивные элементы самолетов из полимерных композитных материалов;
- новое поколение авиационных двигателей;
- новое поколение интегрированной модульной авионики с открытой архитектурой (применимое также на военных и транспортных самолетах);
- конкурентоспособная система послепродажного обслуживания;
- новые материалы и методики их сертификации.
Важной особенностью развития ОАО «ОАК» является региональный аспект. Концентрация конструкторских, производственных, научных, образовательных ресурсов в специализированных центрах («авиагородах»), расположенных в различных регионах России, и перенос значительной части организаций из Москвы обеспечат значительный синергетический эффект и позволят создать базовые условия для ускоренного развития региональных экономик и самолетостроения в целом.
Развитие ОАО «ОАК» позволит сохранить позиции России как государства, самостоятельно обеспечивающего свои потребности во всех видах военной авиационной техники и являющегося одним из крупнейших её экспортеров, войти в число ведущих мировых производителей гражданской авиационной техники, а также выпускать весь необходимый спектр транспортных самолетов. При этом, становясь международным игроком, Корпорация реализует «открытую модель» ведения бизнеса, предусматривающую формирование альянсов разного типа с зарубежными авиастроительными компаниями.
Организационная структура Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» представлена на рисунке (рис. 2). Обеспечение организации взаимодействия вузов России и ОАО «ОАК» возлагается, со стороны вузов на Совет учебно-методического объединения вузов России по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК) и, со стороны ОАО «ОАК», на Департамент управления персоналом ОАО «ОАК».
Кадровая политика Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» направлена на формирование и развитие инновационной и профессиональной команды единомышленников, способной обеспечить динамичное развитие Корпорации. Основной идеологической установкой кадровой политики ОАО «ОАК» является ее открытость и нацеленность на трансформацию Корпорации и отрасли в целом в привлекательного работодателя. Стратегические задачи кадровой политики ОАО «ОАК»:
- создание системы непрерывного корпоративного обучения, направленного на формирование управленческих навыков, повышение профессиональной квалификации сотрудников Корпорации, а также обеспечивающего трансляцию корпоративной культуры;
«VI О /V»
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 12127 УДК 378.147:629.735
Хрурков С. Н., Пудалова Е. И. Оргаризация процесса формировария профессиоральрых компетерций в области авиастроерия при проведерии выездрых производстверрых практик студертов и стажировок преподавателей вузов // Корцепт. - 2012. - № 9 (сертябрь). - ART 12127. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Рис. 2. Организационная структура ОАО «ОАК».
- формирование базы профильных учебных заведений, способных обеспечить Корпорацию молодыми специалистами, качество подготовки которых соответствует мировым стандартам;
- создание системы ротации, построения карьеры и формирования кадрового резерва, обеспечивающей поступательный профессиональный рост специалистов Корпорации;
- реформирование системы оплаты труда и мотивации персонала, а также создание системы, обеспечивающей зависимость вознаграждения от результатов труда;
- формирование современной корпоративной культуры - основы привлекательности Корпорации как работодателя, а также системы внутренних коммуникаций, обеспечивающей трансляцию культурных норм.
Развитие профессиональных знаний и навыков обеспечивается внедрением системы профессиональных стандартов и инновационных программ в профильных ВУЗах и средних специальных учебных заведениях (в том числе в рамках национального проекта «Образование»). Стратегия развития ОАО «ОАК» предусматривает привлечение в отрасль до 50 000 новых сотрудников и обновление состава персонала предприятий Корпорации на 70%.
Департаментом управления персоналом ОАО «ОАК» разработана и реализуется программа аудита учебных заведений начального, среднего и высшего профес-
rv /j ги
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm
1Л. Г а>П^^УП.М|Л,
УДК 378.147:629.735 http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -
Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - 2304-120Х.
Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок
дет 12127
сионального образования, ведущих подготовку по авиастроительным и сопряженным специальностям.
В данной программе участвует 78 учебных заведений высшего профессионального образования, 34 - начального и среднего профессионального образования. Цель работы - формирование комплекса учебных заведений всех уровней профессионального образования в части подготовки и переподготовки специалистов различных направлений разработки, проектирования, сопровождения, испытания, эксплуатации авиационной техники.
Одним из основных направлений взаимодействия профильных учебных заведений и предприятий является участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов профильных специальностей с учетом разработанных профессиональных стандартов и компетенций отрасли.
Представители ОАО «ОАК» включены в базовые УМО (МАИ, МГТУ) для совместной работы по государственным образовательным стандартам (ГОС) и по развитию системы подготовке специалистов для авиастроительной отрасли.
Начиная с 2009 года, ОАО «ОАК» установила долгосрочные отношения сотрудничества с рядом авиационных ВУЗов России, в целях организации и проведения производственной практики студентов и стажировки преподавателей на предприятиях ОАО «ОАК».
В 2011 году Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева вошел в число вузов-участников программы ОАО «ОАК» по организации названных практик и стажировок. Между НГТУ и ОАО «ОАК» заключено соответствующее долгосрочное соглашение о сотрудничестве №222-103-03/11 от 06 апреля 2011 года.
Основанием для заключения соглашения стал план обеспечения подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием с учетом потребностей ОАО «ОАК» на 2009-2015 годы, утвержденный Президентом ОАО «ОАК» и одобренный Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации (протокол заседания Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации №1сс от 28 января 2009 года, пункт 11). Целью проведения производственной практики студентов и стажировок преподавателей является повышение качества подготовки специалистов профильных специальностей [1] в соответствии с требованиями авиастроительных предприятий и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава авиационных вузов.
Учебные производственные практики студентов и стажировки преподавателей предусмотрены учебными планами подготовки специалистов-самолетостроителей и планами работы кафедр авиационных вузов по всей России. Однако в новых экономических условиях организация длительных выездных практик и стажировок существенно затруднена вопросом организации проживания практикантов и стажирующихся преподавателей [2]. Подавляющее большинство предприятий авиационной отрасли промышленности не имеет возможности в настоящее время размещать для проживания прибывающие группы студентов и стажирующихся преподавателей. Поэтому организация и проведение выездных производственных практик стала в авиационном образовании редким событием, что существенно ограничивает трудовую и образовательную мобильность персонала авиационной промышленности.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm
КОНТ тнггт
научно-методический электронный журнал ART 12127 УДК 378.147:629.735
Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12127. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Решение названной проблемы было найдено в создании корпоративной образовательной площадки, состоящей из базового авиационного вуза и базового авиационного предприятия, расположенного в одном городе (рис. 3).
Рис. 3. Корпоративная образовательная площадка ОАО «ОАК»
Создание корпоративной образовательной площадки позволило объединить ограниченные ресурсы вуза и предприятия, использовать одновременно в рамках одного проекта производственные мощности предприятия и жилые площади вузовских общежитий.
Для проведения производственных практик студентов и стажировок преподавателей было выбрано наиболее удобное время - июль месяц. В этот период времени снижается нагрузка на студенческие общежития ВУЗов, так как большинство проживающих студентов, сдав сессию, возвращаются к месту постоянного проживания, откуда прибыли на учебу. Кроме того, в июле не проводятся лекционные и практические занятия, поэтому стажировка преподавателя с его отрывом от основного места работы не связана в июле с его заменой на аудиторных занятиях. Участие ОАО «ОАК» позволило эффективно организовать взаимодействие большого количества участников такой практики как в 2009, так и в 2010 и в 2011 годах (рис. 4).
Таким образом, при координирующей роли ОАО «ОАК», в современных экономических условиях удалось организовать и проводить на постоянной основе мероприятия, развивающие академическую мобильность студентов и преподавателей авиационных вузов, что имеет принципиальное значение. При этом стажировки преподавателей носят длительный характер (более трех недель), с отрывом от основного места работы и с глубоким погружением в новую для преподавателя образовательную и производственную среду. Осуществляется процесс взаимного обогащения новыми учебными, методическими и производственными приемами и материалами.
В частности, в ходе стажировки преподавателя НГТУ имени Р.Е. Алексеева в городе Ульяновск в Институте Авиационных Технологий и Управления (ИАТУ) Ульяновского государственного технического университета и в ЗАО «Авиастар СП» было изучено следующее:
- особенности учебного процесса в ИАТУ;
- взаимодействие ИАТУ с ЗАО «Авиастар СП» и родственными вузами;
- организация всех видов практик в ИАТУ;
- работа лаборатории информационных технологий, оснащенная САПР иЫ1-GRAPHICS ЫХ 4;
- работа лаборатории аэродинамики и гидравлики ИАТУ, в частности работа аэродинамической трубы и гидравлического стенда;
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm
КОНТ TF.T1T
Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок
научно-методический электронный журнал ИШ^иТГиТ " ?RL-
ART 12127 УДК 378.147:629.735 http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -
Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.
библиотеки ИАТУ и методическое обеспечение
студентов-
- работа авиастроителей;
- учебные классы и мастерские Ульяновского авиатехнического колледжа;
- музей предприятия ЗАО «Авиастар СП»;
- работа отдела охраны труда ЗАО «Авиастар СП», производства окончательной сборки, металлургического и заготовительно-штамповочного производств, производства изделий из композиционных и полимерных материалов, механосборочного и агрегатно-сборочное производств, цеха входного контроля ЗАО «Авиастар СП»;
- работа управленческих структур ЗАО «Авиастар СП» и взаимодействие названных производств.
Итоги участия НГТУ им. Р. Е. Алексеева в программе производственных практик и стажировок преподавателей ОАО «ОАК» в соответствии с долгосрочным соглашением о сотрудничестве №222-103-03/11 от 06 апреля 2011 года рассматривались на заседании Совета факультета морской и авиационной техники НГТУ. Опыт участия НГТУ в названной программе был признан весьма успешным, рекомендовано его распространение на образовательный процесс подготовки кадров в области кораблестроения, океанотехники и системотехники морской инфраструктуры.
Нижний Новгород
НГТУ им. Р.Е. Алексеева + ОАО « Н АЗ « С ок о л»
х
V
Казань
КГТУ (КАИ) + ОАО 4*
«Казанское авиационное производственное объединение Ч им. С.П. Горбунова» / \
Ч А / \
4 1 / I
Москва
— —► МАИ (ГТУ) +
ОАО «РСК«МиГ»
Ульянов ск
УлГГУ + ЗАО «Авиастар СП»
ОАК
У
V
ч
*
ч
ч
Воронеж
В ГТУ + ОАО ^.......
«Воронежское акционерное самолёто стр оительно е обшество»
Новосибирск
НГТУ + ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова»
у
Ч
Ч
Иркутск
Ир ГТУ + ОАО «НПК «Иркут»
Рис. 4. Схема организации выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей авиационных ВУЗов по программе ОАО «ОАК» в 2011 г.
Ссылки на источники
1. Хрунков С. Н., Грамузов Е. М., Сандаков М. Ю. Воспитательная работа со студентами ФМиАТ на ознакомительной плавательной практике // Инновационные технологии современного учебного процесса: стратегия, задачи, внедрение: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Нижний Новгород: НГТУ, 2011. - С. 137-140.
2. Хрунков С. Н., Зуев В. А. Кораблестроительное образование в Нижегородском государственном техническом университете. Развитие и перспективы // Современные технологии в кораблестроительном и авиационном образовании, науке и производстве: материалы Всероссийской научнотехнической конференции. - Нижний Новгород: НГТУ, 2009. - С. 51-53.
PU "7 fu
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm
КОНТ тнггт
научно-методический электронный журнал ART 12127 УДК 378.147:629.735
Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12127. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.
Khrunkov Sergey,
candidate of Technical Sciences, Dean of the Faculty of marine and aircraft technology, of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R. E. Alexeyev, Nizhny Novgorod [email protected] Pudalova Elena,
head of the interaction with the educational institutions of the Department of Personnel Management Open
Joint Stock Company "United Aircraft Corporation" (JSC "UAC"), Moscow
Organization of the process of formation of professional competence in the field of aviation at a field of practical training of students and training of teachers of universities
Abstract. In the article the principles of the process of professional competencies in the field of aviation at a
field of practical training of students and teachers training colleges. Disclosed logistic model of the mobile production practices on a national scale. Shown themes visiting practical training of students and training teachers.
Keywords: aircraft, aviation, field practical training, internships, professional. competence.
ISSN 2304-120X
977230412012809
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm