УДК 338
О.В. Круглова, О.В. Силякова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье раскрыт процесс управления в МБДОУ детский сад «Ягодка д.Теряево Богородского района. Программно -целевой метод управления позволяет организовывать работу ДОУ в режиме развития, своевременно выявлять проблемы и принимать своевременные правильные решения в распределении ресурсов, приспособлении к внешней среде, в организации внутренней координации, в прогнозировании дальнейшей деятельности ДОУ.
Ключевые слова: эффективное управление; дошкольное учреждение; стратегические цели развития; программно -целевой подход в управлении.
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением является одной из самых давних и сложных в теории и практике образования. Основными факторами, определяющими в настоящее время направления функционирования и развития ДОУ, являются общественно-экономические преобразования в стране, формирование рынка образовательных услуг и интеллектуального труда [1]. Сегодня мы уже не можем строить управление традиционными способами. Работа в режиме развития заставляет переосмысливать и по-новому строить систему управления. Ориентирами здесь являются для нас Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [2], Концепция развития образования [3], местные нормативно-правовые акты [4], локальные акты ДОУ.
Осуществляя выбор путей обновления образовательного процесса и эффективного управления ими, мы учитывали основные функции нашего МБДОУ детский сад «Ягодка», запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ягодка» функционирует с 1982 года в д.Теряево Богородского района.
Управление детским садом построено по типу линейно-функциональной структуры. Наряду с административным управлением существуют функциональные подразделения, которые специализированы на выполнение определенных видов управленческих действий и обладают функциональными полномочиями в конкретных областях деятельности. Это позволяет более качественно решать определенные задачи. Роль функциональных подразделений в управляющей системе детского сада выполняют административный образовательный совет, педагогический совет, методический совет, родительский комитет.
Программно-целевой метод управления позволяет организовывать работу ДОУ в режиме развития, своевременно выявлять проблемы и принимать своевременные правильные решения в распределении ресурсов, приспособлении к внешней среде, в организации внутренней координации, в прогнозировании дальнейшей деятельности ДОУ [5].
Миссия ДОУ на 2008-2013 гг.: самоопределение - от роли к позиции.
Стратегическими целями деятельности образовательного учреждения являются:
1. Изменение содержания и организации образовательного процесса, используемых технологий обучения и воспитания детей, которые обеспечат позитивную динамику состояния здоровья и личностного развития детей.
© Круглова О.В., Силякова О.В., 2013.
Рис. 1. Схема управления МБДОУ детский сад «Ягодка»
2. Включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноот-ветственных партнеров, формирование у родителей чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка, создание новой нетрадиционной формы своего дошкольного учреждения - консультативного пункта по воспитанию и развитию детей и обучению родителей, с 01.11.2013г, что позволит организовать работу по оказанию помощи и поддержке семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад на постоянной основе. Консультирование будут осуществлять педагог ДОУ через:
- создание банка данных детей д.Теряево дошкольного возраста,
- маркетинговую деятельность по выявлению причин непосещения детьми детского сада и выяснению потребностей семей в образовательных услугах,
- оказание помощи в воспитании и обучении детей родителям,
- проведение занятий с детьми, родителями.
Цели объединяют в единое целое содержание, технологии и виды деятельности ДОУ для детей с 1,5 до 7-ми лет.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», по основным направлениям по модернизации системы общего образования Богородского муниципального района Нижегородской области [4], по направлению - сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, в 2013 году детским садом «Ягодка» начата реализация программы: «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста».
Опираясь на предпочтения обобщенного заказа к МБДОУ, на возможности, которые имеются в учреждении сейчас, на ресурсную базу, а также на необходимость решения реально существующих и выявленных проблем, педколлективом был осуществлен выбор модели, которая будет конструироваться в МБДОУ до 2014 года. Это - «Детский сад здоровья».
«Детский сад здоровья» по-прежнему будет муниципальным образовательным учреждением со смешанным контингентом воспитанников, но в нем будет действовать комплексная программа содействия формированию, сохранению и укреплению здоровья детей, построенная на «здравосозидающих» и «здравоохранительных» идеях [6].
Программно-целевой подход к управлению ДОУ способствует достижению нового современного качества дошкольного образования, ориентированного на:
- индивидуализацию обучения и воспитания,
- выявление потенциальных возможностей и способностей каждого ребенка,
- открытость образования,
- интеграцию качественных образовательных услуг в структуру района и области [5].
В управлении ДОУ большую роль играет управляющий совет, который утверждает, согласовывает, помогает осуществлять различные мероприятия по стратегии развития детского сада.
Программно-целевой подход позволяет проводить критериальную оценку деятельности учреждения. Критериальная оценка качества образования позволяет оценить не только деятельность конкретного педагога или группы, но и деятельности ДОУ в целом, сравнить свой детский сад с дошкольными учреждениями Нижегородской области. Ежегодно проводимый мониторинг качества образовательного процесса ДОУ, а также промежуточный (в конце календарного года) и итоговый (в конце учебного года), анализ деятельности учреждения, достижения каждого воспитанника и педагога, позволяют выявить проблемы и определить перспективу развития детского сада.
Основными критериями оценки качества образования в конкретной группе являются:
- наполняемость и посещаемость детьми группы,
- заболеваемость,
- обучение детей по основной общеобразовательной программе дошкольного образования,
- создание высокостимулирующей развивающей среды,
- разнообразные формы работы с родителями,
- уровень квалификации педагогов,
- уровень образования педагогов,
- участие педагогов в проектной деятельности, в работе методических объединений района, инновационной методической площадке ДОУ.
Итак, дошкольное образование в России переживает этап интенсивного реформирования и развития. На современном этапе развития дошкольной отрасли системы народного образования основной целью работы дошкольных учреждений является повышение качества предоставляемых образовательных услуг и создание наиболее оптимальных условий для развития каждого ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей, закладки основ полноценной личности.
Главной задачей управления в данных условиях является определение путей и средств и методов перевода дошкольного образовательного учреждения в режим активного развития, творческого поиска и постоянного совершенствования. Потребность в высококвалифицированных руководителях - менеджерах, профессионально осуществляющих функции управления, способных реально организовать работу дошкольного учреждения в соответствии с новой образовательной парадигмой — возрастает с каждым днем.
В сегодняшние дни к менеджеру образования предъявляются довольно высокие требования. Дошкольное учреждение, являясь сложной педагогической системой, требует от руководителя глубоких знаний теоретических основ управленческой деятельности. Этим объясняется особое внимание к изучению различных сторон управления дошкольным учреждением при подготовке будущих педагогических кадров. Формирование прочных знаний в области управления образовательным учреждением, научной организации труда менеджера способствует существенному повышению качества педагогического труда и результатов работы всего дошкольного учреждения.
Библиографический список
1. Львова Л.С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ // Управление ДОУ. 2012. № 5.
С. 32.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
3. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы" // Собрание законодательства РФ, 28.02.2011, № 9, ст. 1255.
4. Постановление администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от27.03.2013 № 931 Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Богородского муниципального района Нижегородской области в 2013 году и на период до 2020 года.
5. АлебастроваА.А. Справочник заведующего ДОУ. М.: ВАКО, 2011. 208 с.
6. Антонов Ю.Е. Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» // Управление ДОУ. 2012. № 1. С. 112.
КРУГЛОВА Ольга Валентиновна - кандидат экономических наук, преподаватель кафедры менеджмента Нижегородского института менеджмента и бизнеса.
СИЛЯКОВА Ольга Владимировна - магистрант факультета менеджмента и маркетинга Нижегородского института менеджмента и бизнеса.