Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЕЯТЕЛЯМИ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЕЯТЕЛЯМИ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА / ЭПИДЕМИИ / ЗАРАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ / КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алешин Павел Николаевич

Введение. Органы земского самоуправления, созданные в 1864 г. и постепенно распространяющиеся по территории Российской империи, выполняли важные социальные функции: развитие образования, медицины, осуществление помощи в сложных обстоятельствах (недороды, пожары) и др., причем эта деятельность была направлена в первую очередь на крестьянское население. Важнейшими направлениями работы земств были предотвращение эпидемий и осуществление медицинской помощи в случае их начала. В губерниях создавалась уездная сеть врачебных и фельдшерских пунктов, которые вели постоянное наблюдение за эпидемиологической обстановкой на местах, в ряде губерний открывались специальные санитарные пункты. Противоэпидемиологические мероприятия осуществлялись за счет средств губернского земства по представлению губернатора. Для сокращения числа больных и для тяжелобольных в период эпидемии открывались специальные заразные бараки. Служащие земских больниц проводили объяснительные беседы с населением о соблюдении санитарных норм, необходимости прививок для детей; осматривали заболе-вших и назначали лечение; вели медицинскую статистику. Методы. Для написания работы, кроме нарративного и историко-генетического, были использованы следующие методы: сравнительный (для сопоставления данных по хронологическому и территориальному принципу), обобщения (для выделения общих черт). Результаты. Земская медицинская деятельность с 1864 по конец 1870-х гг. только определяла направления работы, была непоследовательна и в области борьбы с эпидемиями носила разрозненный характер. Фактически работа сводилась не к предотвращению эпидемий, а к ликвидации уже вспыхнувших. Государство особой помощи земствам в этом направлении не оказывало. Только в 1879 г. из-за сильнейшей эпидемии дифтерии на правительственном уровне были введены «Обязательные правила о мерах предупреждения развития заразительных болезней», в соответствии с которыми стали определяться обязательные санитарно-полицейские меры против распространения инфекций. Заключение. Самоотверженная работа земских медицинских работников, введение системы мер, предупреждающих болезни, привели к сокращению и эпидемий, и числа заболе-вших, но полностью ликвидировать эпидемии до 1917 г. не удалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алешин Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ANTI-EPIDEMIOLOGICAL MEASURES BY WORKERS OF ZEMSTVO MEDICINE IN RUSSIA AT THE END OF THE XIX - AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Introduction. The bodies of zemstvo self-government, created in 1864 and gradually spreading throughout the territory of the Russian Empire, performed important social functions: the development of education, medicine, assistance in difficult circumstances (crop failure, fires), etc., and this activity was directed primarily on the peasant population. The prevention of epidemics and the provision of medical assistance in the event of their beginning were the most important areas of work of zemstvos. In the provinces, a district network of medical and paramedic points was created which constantly monitored the epidemiological situation in the villages, in a number of provinces special sanitary points were opened. The implementation of anti-epidemiological measures was carried out at the expense of the provincial zemstvo on the proposal of the governor. Special infectious barracks were opened to reduce the number of patients and for seriously ill patients during the epidemic. Employees of zemstvo hospitals carried out work in different directions: conducting explanatory conversations with the population about the observance of sanitary standards, the need for vaccinations for children, vaccinations (mainly for children), examination and prescribing treatment for patients, maintaining medical statistics. Such work yielded results: the number of epidemics and cases decreased, but it was impossible to prevent epidemiological diseases completely until 1917. Methods. The solution of the set research tasks was provided by a complex of interrelated theoretical (analysis of scientific literature, comparative analysis, comparison, generalization, systematization), empirical (study and generalization of sources) and hermeneutic methods. Results. Zemstvo medical activity from 1864 to the end of the 1870s only determined the directions of work, was inconsistent and in the field of combating epidemics was fragmented. In fact, the work was not limited to preventing epidemics but to eliminating those that had already broken out. The state did not provide special assistance to the zemstvos in this direction. Only in 1879, due to the strongest epidemic of diphtheria at the government level, “Mandatory rules on measures to prevent the development of infectious diseases” were introduced. In accordance with which, mandatory sanitary and police measures against the spread of these diseases began to be determined. Conclusion. The selfless work of zemstvo medical workers, the introduction of a system of measures to prevent diseases led to a reduction in both the number of epidemics and the number of cases, but it was impossible to eliminate the epidemics completely until 1917.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЕЯТЕЛЯМИ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.151-159

УДК 616-036.22:61(091)

П. Н. Алешин

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

(Стерлитамак, Россия), e-mail: p.n.aleshin@gmail.com

Организация противоэпидемиологических мероприятий деятелями земской медицины в России в конце XIX - начале ХХ в.

Аннотация

Введение. Органы земского самоуправления, созданные в 1864 r. и постепенно распространяющиеся по территории Российской империи, выполняли важные социальные функции: развитие образования, медицины, осуществление помощи в сложных обстоятельствах (недороды, пожары) и др., причем эта деятельность была направлена в первую очередь на крестьянское население. Важнейшими направлениями работы земств были предотвращение эпидемий и осуществление медицинской помощи в случае их начала. В губерниях создавалась уездная сеть врачебных и фельдшерских пунктов, которые вели постоянное наблюдение за эпидемиологической обстановкой на местах, в ряде губерний открывались специальные санитарные пункты. Противоэпидемиологические мероприятия осуществлялись за счет средств губернского земства по представлению губернатора. Для сокращения числа больных и для тяжелобольных в период эпидемии открывались специальные заразные бараки. Служащие земских больниц проводили объяснительные беседы с населением о соблюдении санитарных норм, необходимости прививок для детей; осматривали заболевших и назначали лечение; вели медицинскую статистику.

Методы. Для написания работы, кроме нарративного и историко-генетического, были использованы следующие методы: сравнительный (для сопоставления данных по хронологическому и территориальному принципу), обобщения (для выделения общих черт). Результаты. Земская медицинская деятельность с 1864 по конец 1870-х гг. только определяла направления работы, была непоследовательна и в области борьбы с эпидемиями носила разрозненный характер. Фактически работа сводилась не к предотвращению эпидемий, а к ликвидации уже вспыхнувших. Государство особой помощи земствам в этом направлении не оказывало. Только в 1879 г из-за сильнейшей эпидемии дифтерии на правительственном уровне были введены «Обязательные правила о мерах предупреждения развития заразительных болезней», в соответствии с которыми стали определяться обязательные санитар-но-полицейские меры против распространения инфекций.

Заключение. Самоотверженная работа земских медицинских работников, введение системы мер, предупреждающих болезни, привели к сокращению и эпидемий, и числа заболевших, но полностью ликвидировать эпидемии до 1917 г не удалось.

Ключевые слова: земское самоуправление, земская медицина, эпидемии, заразные болезни, Курская губерния, Уфимская губерния, Российская империя.

Для цитирования: Алешин П. Н. Организация противоэпидемиологических мероприятий деятелями земской медицины в России в конце XIX - начале ХХ в. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2022. - Т. 22, № 2. - С. 151-159. - DOI: 10.15507/20789823.058.022.202202.151-159.

© Алешин П. Н., 2022

история

Pavel N. Aleshin

Sterlitamak branch of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University" (Sterlitamak, Russia), e-mail: p.n.aleshin@gmail.com

Organization of Anti-Epidemiological Measures by Workers of Zemstvo Medicine in Russia at the end of the XIX -at the beginning of the XX century

Abstract

Introduction. The bodies of zemstvo self-government, created in 1864 and gradually spreading throughout the territory of the Russian Empire, performed important social functions: the development of education, medicine, assistance in difficult circumstances (crop failure, fires), etc., and this activity was directed primarily on the peasant population. The prevention of epidemics and the provision of medical assistance in the event of their beginning were the most important areas of work of zemstvos. In the provinces, a district network of medical and paramedic points was created which constantly monitored the epidemiological situation in the villages, in a number of provinces special sanitary points were opened. The implementation of anti-epidemiological measures was carried out at the expense of the provincial zemstvo on the proposal of the governor. Special infectious barracks were opened to reduce the number of patients and for seriously ill patients during the epidemic. Employees of zemstvo hospitals carried out work in different directions: conducting explanatory conversations with the population about the observance of sanitary standards, the need for vaccinations for children, vaccinations (mainly for children), examination and prescribing treatment for patients, maintaining medical statistics. Such work yielded results: the number of epidemics and cases decreased, but it was impossible to prevent epidemiological diseases completely until 1917.

Methods. The solution of the set research tasks was provided by a complex of interrelated theoretical (analysis of scientific literature, comparative analysis, comparison, generalization, systematization), empirical (study and generalization of sources) and hermeneutic methods.

Results. Zemstvo medical activity from 1864 to the end of the 1870s only determined the directions of work, was inconsistent and in the field of combating epidemics was fragmented. In fact, the work was not limited to preventing epidemics but to eliminating those that had already broken out. The state did not provide special assistance to the zemstvos in this direction. Only in 1879, due to the strongest epidemic of diphtheria at the government level, "Mandatory rules on measures to prevent the development of infectious diseases" were introduced. In accordance with which, mandatory sanitary and police measures against the spread of these diseases began to be determined. Conclusion. The selfless work of zemstvo medical workers, the introduction of a system of measures to prevent diseases led to a reduction in both the number of epidemics and the number of cases, but it was impossible to eliminate the epidemics completely until 1917.

Keywords: zemstvo self-government, zemstvo medicine, epidemics, infectious diseases, Kursk province, Ufa province, Russian Empire.

For citation: Aleshin P. N. Organization of anti-epidemiological measures by workers of zemstvo medicine in Russia at the end of the XIX - at the beginning of the XX century. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(2): 151-159. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.151-159.

Введение го сообщества в целом. В истории России

Актуальность заявленной темы ста- накоплен положительный опыт организа-тьи не вызывает сомнений, особенно в ции такого рода работ, в том числе в пери-настоящее время. Пандемия новой коро- од функционирования земской медицины, навирусной инфекции показала важность которая придала разрозненным действиям постоянной организации противоэпидеми- властей по борьбе с массовыми заболевани-ологических мероприятий в рамках отдель- ями системный характер. Особое внимание но взятых субъектов, государств и мирово- уделим решению указанной проблемы в ти-

-fff'7 Гуманитарии : актуальные проблемы „ „

пичной великорусской Курской губернии, где земские органы были введены в 1864 г., и инородческой Уфимской губернии с опытом земского самоуправления с 1874 г. Обзор литературы

Деятельность земств находится в постоянном изучении [1; 3; 9; 10], в том числе затрагиваются вопросы организации медицинской деятельности [11; 17], профилактики и борьбы с эпидемиями [5; 13; 18], которых в стране было немало.

Создаваемые с 1864 г. органы земского самоуправления являлись уникальным симбиозом интересов государства и общества, поскольку их деятельность была направлена на решение важнейших социально-экономических проблем населения (строительство дорог, помощь в сложных жизненных обстоятельствах, развитие системы образования и др. [2; 8]) при большой нехватке средств на финансирования проектов [6; 7]. Направления деятельности органов самоуправления государство распределило на обязательные, которые необходимо выполнять при любых условиях, и необязательные, т. е. факультативные, исполняемые при желании. Медицина, как и образование, была отнесена к необязательной категории1. Такое решение вопроса привело к появлению проблем, поскольку для земств степень «участия в попечении

0 народном здравии» четко не определялась. Финансирование этой статьи расходов было проблематичным.

Результаты

Земства принялись за организацию системы медицинского обслуживания населения: открытие больниц, фельдшерских и прививочных пунктов, наем медицинских работников разных звеньев. С 1866 г. в соответствии с распоряжением Медицинского

1 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание второе. - СПб., 1867. - Т. 39, отд-ние 1-е. - № 40457.

2 Устав Врачебный // Свод законов Российской империи. - СПб., 1857. - Т. 13. Устав общественного призрения. - С. 71.

департамента к обязанностям губернских земств было приписано осуществление противоэпидемиологических мероприятий, но не носило обязательный характер: «И даже в 1902 г. руководство III отделения Хозяйственного департамента, рассмотрев представления губернаторов, указывало, что "подача медицинской помощи населению и принятие общих санитарных мер не вменяется земству в безусловную обязанность прямым указанием закона, и большая или меньшая степень участия земства в деле обеспечения народного здравия предоставлена усмотрению самого земства"» [15, с. 55]. В итоге складывалась интересная ситуация: население и земства ратовали за организацию медицинского обслуживания, но появляющиеся расходы не относились к перечню обязательных в рассматриваемой сфере, поскольку определялись областью работ дореформенных Приказов общественного призрения; вся остальная деятельность считалась дополнительной. Даже в период эпидемий действия земств по медицинской работе переводились в область самостоятельных решений: оказание фармацевтической помощи, бесплатное лечение больных и т. д. осуществлялись по решению губернского земства без ориентации на помощь государства.

Архаичный и фактически устраненный для Курской губернии Приказ общественного презрения в Уфимской губернии был основан только в 1865 г., после ее выделения из состава Оренбургской. К сфере его деятельности относилась организация работы медицинских и социальных учреждений (шесть больниц, приюты, богадельни и др.)2. Эту работу нельзя было назвать успешной, поскольку качество оказываемых услуг вкупе с их платностью и дефи-

цитом врачей и медицинских сотрудников среднего звена не справлялся с поставленными задачами и нагрузкой (один врач приходился на 44,5 тыс. чел.) [14, с. 269]. С введением в 1875 г. земских органов местного самоуправления система учреждений по оказанию медицинских услуг значительно улучшилась. Используемый вначале участковый принцип работы с населением (посещение медицинскими работниками разных населенных пунктов в соответствии с графиком) в начале 1880-х гг. был заменен более эффективным стационарным подходом (создание на всей территории губернии врачебных участков с больницами, амбулаториями, заразными бараками), принятым большинством земств в империи.

Для борьбы с эпидемиями создавались специальные санитарные отряды, которые финансировались за счет губернских земств. Отряды направлялись в уезды с наиболее высокой инфекционной заболеваемостью. Например, в Курской губернии подобные отряды были сформированы в 1871 г. и направлены в Старооскольский уезд для борьбы с холерой, а в 1879 г. - с дифтерией [4, с. 25].

Эпидемии тифа, холеры, кори, оспы были нередким явлением в Российской империи, причем для восточных, степных губерний большую угрозу представляли холера и разные виды тифа, а для центральных - оспа и дифтерия. В конце XIX - начале ХХ в. основной группой населения страны было крестьянство [12]. В Курской губернии в 1875 г. проживало 2,16 млн чел.3, более 95 % из которых были крестьяне. Такая же ситуация была и в Уфимской губернии - 1,5 млн чел.4, с таким же процентом сельских жителей. Качество жизни

крестьян оставляло желать лучшего. Почти постоянные недороды, неполноценное питание и дефицит белковых продуктов, антисанитария в домах и скученность проживания как в домохозяйстве, так и в селениях приводили к тому, что эпидемии распространялись довольно быстро. Отметим, что борьба с эпидемиями стояла остро и до появления земской медицины. В 1852 г. на местах для «охранения народного здравия, благовременного устранения всего того, что угрожает здравию, и принятия единообразных мер к пресечению болезней эпидемических и эпизоотических»5 стали создаваться комитеты общественного здравия. Председателями выступали: на губернском уровне - губернатор, на уездном - уездный предводитель дворянства.

Медико-профилактические мероприятия земств осуществлялись в следующих плоскостях:

1) принятие административных решений (создание санитарных участков и введение должности санитарного врача);

2) пропаганда обязательной вакцинации в отношении тех заболеваний, для которых они были разработаны, например оспы;

3) организация производства вакцин;

4) агитация соблюдения санитарно-гигиенических мер в домах, при приготовлении пищи и др.

Деятельность земств, в том числе в сфере медицины, находилась под контролем правительства и губернатора. Медико-профилактические мероприятия должны были проводить назначаемые центром чиновники, которые теоретически должны были осуществлять работу, но фактически их не было, что приводило к противоречиям.

Обзор Курской губернии за 1875 год. - Курск, 1876. - С. 16-17. Обзор Уфимской губернии за 1875 год. - Уфа, 1876. - С. 10-11.

Свод законов Российской империи. Т. 13. Устав общественного призрения. - СПб., 1857. - Кн. 2. Ст. 839.

т гуманитарии : актуальные проблемы „ „

4

Часто земства ходатайствовали об отмене этих фиктивных должностей, ведь в действительности функции контроля выполняли врачебный инспектор и уездные врачи6. Например, в Курской губернии земства поставили вопрос включения в смету ежегодно выделяемых на содержание медицинских «мертвых душ» 285 руб.7 Связующими звеньями между губернскими властями, земством и населением являлись Медико-статистические бюро, которые организовывались с 1875 г. (первое - в Московской губернии). В Уфимской губернии такое бюро было создано в 1886 г., в Курской - в 1890 г. Обычно бюро имело две функции: статистическую (сбор данных о заболевших и определение алгоритма действий для борьбы с заболеваниями) и координационную (определение вопросов на съездах земских медицинских работников). В состав этих заведений входили санитарные врачи, врач-статистик, врач-оспопрививатель. Отметим, что для Уфимской губернии деятельность санитарных врачей была важна, поскольку губерния непосредственно граничила с территориями кочевий, откуда постоянно шли эпидемии и эпизоотии.

Стоит отметить, что особое место занимала работа по оспопрививанию, которое не носило обязательный характер и фактически было передано на откуп региональному управлению. Первоначально вакцинация против оспы была передана под контроль волостных органов власти, которые сами

назначали оспопрививателей (в Курской губернии, например, их называли оспенники), проходивших в дальнейшем обучение при земствах. Земства должны были осуществлять контроль за деятельностью местных прививателей, что фактически не выполнялось. Такое положение дел нельзя было назвать удовлетворительным, и с начала 1880-х гг. оспопрививание было передано в руки низшего медицинского персонала -фельдшеров и акушерок (в Курской губернии решение было принято в 1882 г., в Уфимской -в 1893 г.). С целью привлечения специалистов для участия в прививании нанимали и студентов медицинских факультетов последних лет обучения, которые соглашались на данную работу из-за премий за каждого привитого8. С 1865 по 1888 г. только в Курской губернии от оспы был привит 1 млн чел.9 Однако полностью решить проблему эпидемии оспы не удалось. Так, в Курской губернии число заболевших колебалось от 560 чел. в 1904 г. до 1 266 в 1909 г.10 В Уфимской губернии ситуация была более сложной: в 1904 г. - 1 389 заболевших, в 1908 г. - 2 885, что земские врачи объясняли недостаточным количеством вакцинированных и необходимостью ревакци-нации11. В борьбе с другими заболеваниями также использовались сыворотки. Эпидемия дифтерии охватила приволжские и центральные губернии (Казанскую, Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Воронежскую), Курская губерния была северной пограничной территорией12. Методы борьбы с дифтерией

ГАКО (Государственный архив Курской области). - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 2710. - Л. 1 об. Там же. - Ф. 440. - Оп. 1. - Д. 40. - Л. 61-61 об.

Труды I губернского съезда по медицинским вопросам Курского земства. - Курск, 1882. - С. 350354.

Труды V съезда земских врачей и представителей земств Курской губернии. - Курск, 1894. - С. 160. Обзор Курской губернии за 1904 год. - Курск, 1901. - С. 61; Обзор Курской губернии за 1909 год. -Курск, 1901. - С. 89.

Обзор Уфимской губернии. 1904 год. - Уфа, 1905. - С. 62; Обзор Уфимской губернии. 1908 год. -Уфа, 1909. - С. 51.

Труды Общества Курских врачей за 1897-1899 годы. - Курск, 1900. - С. 450.

6

/

8

11

были следующие: полная дезинфекция жилых и подсобных помещений серой, полная изоляция больных, противодифтерийные или кровяные прививки, количество которых выросло более чем в 3 раза: со 3,7 доз в 1895 г. до 12,3 тыс. в 1898 г.13

Одним из самых сложных заболеваний была холера. В 1870-1880-е гг. общепринятого алгоритма лечения еще не существовало. Основным лекарством считались противовоспалительные, закрепляющие (против поноса) капли (от 5 капель для детей, до 20 - для взрослых)14. В 1890-е гг. были разработаны прививки для защиты здоровых.

Для организации эффективной работы, связанной с различными вакцинами, земствами организовывалось производство на местах. В 1891 г. в Курской губернии, как и в некоторых других, по инициативе губернского земства был организован институт по производству оспенных прививок по заявкам со стороны уездных земств15. Расход на производство вакцины был довольно существенен: в 1896 г. - 2,3 тыс. руб. за 14,5 тыс. доз, т. е. стоимость одной дозы вакцины составляла 15 коп.16 В Уфимской губернии только в 1905 г. было принято решение об открытии аналогичного медицинского учреждения - Пастеровской станции под руководством специалиста-бактериолога Я. М. Пальчиковского17. В 1906 г. была образована бактериологическая лаборатория (руководитель В. Н. Крыжановский), в которой стали производить препараты

для борьбы с оспой, дифтерией, холерой. Опыт деятельности был столь успешен, что в 1908 г. бактериологическая лаборатория была укрупнена до Бактериологического института Уфимского губернского земства с расширением ассортимента: новый вид противохолерной сыворотки, скарлатинозно-стрептококковая вакцина. К 1917 г. на базе Бактериологического института производились постоянные исследования воды как важного фактора распространения инфекции, и виды продукции значительно расширились: «оспенная, антирабическая, холерная, скарлатинозно-стрептококковая вакцины, противодифтерийная, противо-дизентерийная, противострептококковая сыворотки» [16, с. 64]. В инородческих губерниях и прививание, и информирование населения осуществлялись сложнее из-за религиозных предрассудков населения.

Превентивной мерой в борьбе с заразными заболеваниями было просвещение населения. В 1902 г. Курским земством были отпечатаны и распространены среди населения листки «О мерах предупреждения оспенных эпидемий»18. Эффективность такой работы земств была усилена публикацией в 1879 г. «Обязательных правил о мерах предупреждения развития заразительных болезней»19, которые должны были выполняться всем населением региона, и исполнение этих правил должно было контролироваться как медицинскими службами, так и полицейскими. В Уфимской гу-

Труды VII Съезда земских врачей и представителей земств Курской губернии. - Курск, 1900. -С. 162.

ГАКО. - Ф. 165. - Оп. 1. - Д. 38. - Л. 2 об.

Сборник постановлений Курского губернского земского собрания с 1865-1891 гг. / сост. И. Н. Астрономов при сотрудничестве И. А. Троеперстова; под ред. А. И. Роштока. - Курск, 1893. - С. 1 034. Труды VII Съезда земских врачей... - С. 611.

Обзор деятельности Бактериологического института Уфимского губернского земства за 19051913 годы. - Уфа, 1914. - С. 1-2.

Свод постановлений Курского губернского земского собрания с 1903 по 1913 год (включительно) / сост. Н. И. Маноуков. - Курск, 1915. - С. 141. ГАКО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 2842. - Л. 1.

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы „

13

4

6

/

8

9

бернии на съезде земских врачей в 1895 г. также был принят алгоритм решений в случае эпидемии. В качестве обязательных действий были предусмотрены: приведение санитарного состояния селений, где имелись заболевшие, в надлежащий вид под контролем сельских и полицейских властей; обязательная дезинфекция одежды и белья населения; изолирование в отдельные помещения больных лиц20. Предпринимались и другие меры, направленные на прекращение массовых заболеваний.

Заключение

С введением земского самоуправления сформировалась довольно эффективная си-

стема медицинского обслуживания населения: стала более доступна медицинская помощь, открывались больницы, фельдшерские пункты, для лечения больных привлекались хорошо подготовленные специалисты. Одним из направлений деятельности земской медицины была организация бесплатных противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в губерниях, которые приводили к снижению заболеваемости и смертности, особенно среди детей, к прививанию которых активно привлекались и представители земских школ. Однако полностью ликвидировать эпидемии земским медицинским деятелям до 1917 г. не удалось.

Список источников

1. Алешин П. Н. Земское законодательство и социально-хозяйственная деятельность земских учреждений (на материалах Уфимской губернии) // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2018. - С. 38-47.

2. Волкова Т. И. Земская народная школа и ее вклад в развитие российского образования // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 3. - С. 58-62.

3. Завражин А. И. Земская реформа 1864 года и развитие местного самоуправления в России // Государственная служба. - 2009. - № 1. - С. 108-111.

4. Карпов Л. Н. Земская санитарная организация. - Л.: Медицина, 1964. - 123 с.

5. Киценко О. С., Киценко Р. Н. Становление земской санитарной организации во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Саратовской губернии) // Вестник Пермского университета. Сер.: История. - 2015. - № 2. - С. 162-172.

6. Кравцова Е. С. Налоговая система России в конце XIX - начале ХХ в // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 5. - С. 44-47.

7. Кравцова Е. С. Налоговая база земского самоуправления // Земское самоуправление в истории России: к 150-летию земской реформы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2015. - С. 155-163.

8. Кравцова Е. С. Организация антикризисных мероприятий в Курской губернии в период голода 1891-1892 гг. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. - 2019. - Т. 5, № 1. - С. 75-82.

9. КравцоваЕ. С. Организация помощи голодающим в 1891-1892 гг. в Российской империи (на примере деятельности Курского земства) // Актуальные вопросы местного самоуправления в Российской Федерации: сб. науч. ст. по итогам I Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. дню местн. самоупр. - Стерлитамак, 2018. - С. 15-18.

10. Кравцова Е. С. Эволюция системы земских сборов в России во второй половине XIX - начале ХХ века // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 3. - С. 20-25.

11. Кузьмин В. Ю. Роль власти и земства в становлении отечественной медицины XVII - начала XX века // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2003. - № 5. - С. 242-252.

12. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало ХХ в. ): в 2 т. - 3-е изд., испр., доп. - СПб.: Дм. Буланин, 2003. - Т. 1. - 548 с.; Т. 2. - 583 с.

20 IV Съезд земских врачей и представителей земств Уфимской губернии. 1895 г. - Уфа, 1896. - 369 с.

13. Морозова Е. В. Роль земства в борьбе с основными эпидемическими заболеваниями в Казанской губернии // Казанский медицинский журнал. - 2010. - № 3. - С. 419-423.

14. Очерки по истории Башкирской АССР: в 2 т. / под ред. Н. В. Устюгова, А. И. Харисова. -Уфа, 1959. - Т. 1, ч. 2. - 304 c.

15. Петров А. В., Киценко О. С. Земское законодательство и проблемы земско-общественной медицины в России второй половины XIX - начала XX вв. // Вестник Волжского государственного медицинского университета. - 2014. - № 1. - С. 50-56.

16. Полякова Е. П. Становление системы здравоохранения в Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Приволжский научный вестник. - 2017. - № 4. - С. 60-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Пристанскова Н. И. Организация земской медицины в Российской империи в XIX веке // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2006. - № 23. - С. 70-73.

18. Смирнова Е. М. Становление земской санитарной организации в Ярославской губернии (к 150-летию земской медицины) // Здравоохранение РФ. - 2014. - № 5. - С. 54-56.

References

1. Aleshin P. N. Zemstvo legislation and socio-economic activity of zemstvo institutions (based on the materials of the Ufa province). Problemy i perspektivy razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. = Problems and prospects for the development of local self-government in the Russian Federation. Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference. Moscow; 2018 : 38-47. (In Russ.)

2. Volkova T. I. Zemskaya folk school and its contribution to the development of Russian education. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2011; (3): 58-62. (In Russ.)

3. Zavrazhin A. I. Zemstvo reform of 1864 and the development of local self-government in Russia. Gosudarstvennaya sluzhba = State Service. 2009; (1): 108-111. (In Russ.)

4. Karpov L. N. Zemstvo sanitary organization. Leningrad, 1964, 123 p. (In Russ.)

5. Kitsenko O. S., Kitsenko R. N. The formation of the zemstvo sanitary organization in the second half of the XIX - early XX century (on the materials of the Saratov province). Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Istoriya = Bulletin of the Perm University. History series. 2015; (2): 162-172. (In Russ.)

6. Kravtsova E. S. The tax system of Russia at the end of the XIX - beginning of the XX century. Prepodavanie istorii v shkole = Teaching History at School. 2009; (5): 44-47. (In Russ.)

7. Kravtsova E. S. The tax base of the zemstvo self-government. Zemskoe samoupravlenie v istorii Rossii: k 150-letiyu zemskoi reformy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Zemstvo self-government in the history of Russia: to the 150th anniversary of the Zemstvo reform. Materials of the International scientific-practical conference. Moscow; 2015: 155-163. (In Russ.)

8. Kravtsova E. S. Organization of anti-crisis measures in the Kursk province during the famine of 1891-1892. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki = Scientific Notes of the Crimean Federal University named after V I. Vernadsky. Historical Sciences. 2019; (5): 75-82. (In Russ.)

9. Kravtsova E. S. Organization of assistance to the hungry in 1891-1892 in the Russian Empire (on the example of Kursk zemstvo). Aktual'nye voprosy mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii: sb. nauch. st. po itogam I Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. dnyumestn. samoupr = Actual issues of local self-government in the Russian Federation. Collection of scientific articles on the results of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the day of local self-government. Sterlitamak; 2018: 15-18. (In Russ.)

10. Kravtsova E. S. Evolution of the system of zemstvo fees in Russia in the second half of the XIX -early XX centuries. Prepodavanie istorii v shkole = Teaching History at School. 2008; (3): 20-25. (In Russ.)

11. Kuz'min V. Yu. The role of the government and the Zemstvo in the formation of domestic medicine of the XVII - early XX century. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena = Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen. 2003; (5): 242-252. (In Russ.)

-|cq гуманитарии : актуальные проблемы „ „

12. Mironov B. N. A social history of the Russian Empire (XVIII - beginning of XX century). In 2 vol. Saint-Petersburg, 2003. (In Russ.)

13. Morozova E. V. The role of the Zemstvo in the fight against the main epidemic diseases in the Kazan province. Kazanskii meditsinskii zhurnal = Kazan Medical Journal. 2010; (3): 419-423. (In Russ.)

14. Ustyugov N. V., Kharisov A. I., eds. Essays on the History of the Bashkir ASSR. In 2 volumes. Vol. 1. P. 2. Ufa, 1959. (In Russ.)

15. Petrov A. V., Kitsenko O. S. Rural legislation and issues Zemstvo community medicine in Russia in the second half of XIX - early XX century. Vestnik Volzhskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta = Bulletin of the Volga State Medical University. 2014; (1): 50-56. (In Russ.)

16. Polyakova E. P. Formation of the system of health care in the Ufa province in the second half of XIX - early XX century. Privolzhskii nauchnyi vestnik = Privolzhsky Scientific Bulletin. 2017; (4): 60-65. (In Russ.)

17. PristanskovaN. I. The organization of zemstvo medicine in the Russian Empire in the XIX century. IzvestiyaRGPUim. A. I. Gertsena = Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen. 2006; (23): 70-73. (In Russ.)

18. Smirnova E. M. The formation of the zemstvo sanitary organization in the Yaroslavl province (to the 150th anniversary of zemstvo medicine). Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii = Healthcare of the Russian Federation. 2014; (5): 54-56. (In Russ.)

Поступила 04.02.2022.

Сведения об авторе

Алешин Павел Николаевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (Стерлитамак, Россия). Сфера научных интересов: история России, история земского самоуправления, местное самоуправление. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0211-6088.

E-mail: p.n.aleshin@gmail.com

Submitted 04.02.2022.

About the author

Pavel N. Aleshin - Candidate of History, Associate Professor, of Theory and History of State and Law, Sterlitamak branch of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University" (Sterlitamak, Russia). Research interests: history of Russia, history of zemstvo self-government, local self-government. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0211-6088.

E-mail: p.n.aleshin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.