Научная статья УДК 7.012
https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-4-639-651
Организация пространства библиотеки ИРНИТУ в аспекте реновации образовательной среды
Александра Николаевна Тарасова1, Марина Геннадьевна Захарчук2
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия 2Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия Автор, ответственный за переписку: Захарчук Марина Геннадьевна, [email protected]
Аннотация. Цель работы - изучение проблемы модернизации пространства научной библиотеки Иркутского национального исследовательского технического университета по заказу вуза в рамках программы реновации образовательной среды. Объектом проектирования являются интерьеры библиотеки ИРНИТУ. Актуальность темы подтверждается острой необходимостью реконструкции образовательного ландшафта в соответствии с изменениями в организации учебного процесса, так как новые формы и методы обучения в университете отражаются и на развитии структуры библиотеки, и на формировании бренда. Новые требования посетителей просты и сложны одновременно: главным достоинством библиотеки должна быть открытость, доступность и комфорт. С одной стороны - предоставление полной информации посредством мобильного, открытого библиотечного фонда документов, отвечающего растущим запросам пользователей, с другой - создание комфортных условий, обеспечивающих этот процесс. Современный посетитель библиотеки оценивает не только технологический потенциал, но и организацию внутренней предметно-пространственной среды. Социальный состав аудитории образовательной организации - студенты и преподаватели, соответственно, объемно-пространственная модель ориентируется на их потребности в доступности, мобильности, простоте использования, технической оснащенности. Социально-демографическая стратификация пространства диктует функциональное, композиционное и цветовое решения. Предлагается формирование новой университетской среды, представлен комплексный процесс проектирования. Уникальное общественное пространство создается за счет концептуального решения и последующей разработки дизайн-проекта.
Ключевые слова: пространство, образовательная среда, реновация, концепция, коворкинг
Для цитирования: Тарасова А. Н., Захарчук М. Г. Организация пространства библиотеки ИРНИТУ в аспекте реновации образовательной среды // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2022. Т. 12. № 4. С. 639-651. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-4-639-651.
Original article
Spatial organisation in the INRTU library with respect to renovation
of educational environment
Alexandra N. Tarasova1, Marina G. Zakharchuk2
1National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia, 2Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia Corresponding author: Marina G. Zakharchuk, [email protected]
Abstract. In this work, the challenges of modernising space in the scientific library of the Irkutsk National Research Technical University within the framework of the program of renovation of the educational environment are addressed. The interiors of the IRNTU library were used as a design object. It is necessary to reconstruct the educational landscape following the changes in the educational process, given the new forms and methods of teaching at the university reflected in the development of the
© Тарасова А.Н., Захарчук М.Г., 2022
Том 12 № 4 2022 ISSN 2227-2917
с. 639-651 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) C'iQ Vol. 12 No. 4 2022 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 639 pp. 639-651_(online)_
library structure, as well as the brand. The new requirements of visitors are both simple and complex: the main advantages of the library should be openness, accessibility and comfort. On the one hand, comprehensive data should be provided through mobile, open-source library collections, which meet the growing demands of users; on the other hand, comfortable conditions should ensure this process. A modern library visitor evaluates the technological potential, as well as the organisation of the internal subject-spatial environment. The spatial model focuses on the needs of students and teachers (as the social composition of the audience in the educational organisation) for accessibility, flexibility, usability and technical resources. Social and age stratification of space dictates functional, compositional and colour solutions. The development of a new university environment is proposed, with a comprehensive design process being presented. A unique public space is created by a conceptual solution, followed by the subsequent development of a design project.
Keywords: space, educational environment, renovation, concept, coworking
For citation: Tarasova A. N., Zakharchuk M. G. Spatial organisation in the INRTU library with respect to renovation of educational environment. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2022;12(4):639-651. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-4-639-651.
ВВЕДЕНИЕ
Программирование оптимальной образовательной среды детерминировано целям образовательного процесса, так как особенности физического, предметного окружения создают предпосылки для продвижения студента к желаемому образу, т.е. к знанию. Проблематика организации условий для современной пространства возникает вследствие изменения сущности учебного процесса. Одной из стратегических тенденций в реформировании системы образования является смена парадигмы «образование, приравненное к обучению» на парадигму «образование как становление». Другими словами - это переход от традиционного образования, как усвоения выборочного обработанного информационного материала с целью подготовки студентов к включению их в социально-экономические институты, к образованию с целью прогрессивного развития личности, установления его ниши в социуме и формирования собственного субкультурного пространства.
Библиотека всегда была информационным центром, направляющим свою деятельность на поддержку образования [1]. Научная библиотека Иркутского национального исследовательского технического университета -крупнейший фондодержатель литературы, являющийся методическим центром вуза, в котором неотъемлемой частью работы всегда было просвещение молодежи [2].
Реновация библиотечного пространства -одно из значимых направлений в концепции развития современного образования. Стереотипный образ библиотеки, отпечатавшийся в нашей памяти, необходимо подвергнуть изменениям, так как место, направленное на по-
ощрение саморазвития и обучение необходимо модернизировать в соответствии с нуждами современного потребителя [3]. Меняется ритм жизни, предметная среда, социальные модели и устои, общество требует от современного человека быть активным, инициативным, самостоятельным, с собственными моральными устоями и отличной от других точкой зрения, решать одновременно несколько задач. Новые формы и методы обучения в университете сказываются и на деятельности научной библиотеки, в том числе большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов и организационным основам обслуживания [4]. Одна из приоритетных целей библиотечного маркетинга - создание условий для удовлетворения запросов пользователей, развитие коммуникационной среды, удобной для взаимодействия библиотеки и потребителя ее услуг [5]. В связи с этим традиционная типичная модель организации учебной среды становится устаревшей и перестает отвечать потребностям студентов. Необходимость в новом интерактивном, открытом и многофункциональном образовательном пространстве способствовала возникновению новых моделей программирования учебной среды [6].
Современный студент отличается своей мобильностью и включенностью в события, высокой необходимостью в структурировании своей загруженности и возможности ее реализации. На новом этапе помещения университетской библиотеки должны нести не только архивную функцию, но и иметь зоны для совместного проектирования, для индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов; для проведения тренингов, семинаров
ISSN 2227-2917 Том 12 № 4 2022 сип (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 639-651
640 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 4 2022 _(online)_pp. 639-651
и общественных мероприятий, а также тихие зоны рекреации.
Существующая проблема формирует стратегические ориентиры профессионального образования в создании и развитии уникальной многофункциональной модели пространства, где обучающиеся смогут реализо-вывать свою деятельность одновременно в нескольких направлениях. Данной моделью может стать коворкинг или образовательный хаб, выступающий эффективным комплексом, который формирует новые функциональные позиции модернизированного пространства для всех субъектов процесса обучения. Преимущества проектирования образовательного коворкинга в университетской среде - это открытость пространства, возможность сцени-рования учебных практик и проектирование внутреннего сообщества, поддержание коммуникационных процессов, диверсификация видов деятельности и трансляция опыта студентов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Теоретическая значимость проведенного анализа заключалась в выявлении тенденции схем и ситуаций проектирования новой образовательной практики, а также в изучении создания учебных коворкингов, законов пространственного зонирования и формулирования художественно-стилевых образов, свето-цветовых гармоний и анатомии дизайн-проекта в целом. Поэтому методологическая база данного исследования включает в себя научные методы [7] исторических и логических аспектов проблемы.
Первый в мире коворкинг (от англ. cowork-ing - collaboration working, совместная работа) был реализован 9 августа 2005 г. американским программистом Бредом Ньюбергом. Создание такого типа пространства было вызвано безысходностью вопроса нехватки общения по «нерабочим» вопросам в офисе и отсутствие взаимодействия и мотивации, сниженной производительности дома. Он предложил потенциальным работникам за небольшую плату обустроенное комфортное помещение для совместного труда с бесплатным интернетом, совместными перекусами и катанием на велосипедах. Ньюберг ввел и само понятие коворкинга для обозначения нового вида офисов. Сейчас этот термин обозначает вообще новый подход к организации труда, рабочего и образовательного пространства.
За несколько лет создание коворкинг-про-
странств стало популярным и распространилось по всему миру. Первый российский коворкинг «Башня» открылся в г. Екатеринбурге в 2008 г., вскоре коворкинги появились и других крупных городах, а рынок коворкингов стал актуальной тенденцией. Коворкинг-прост-ранства стали организовать не только для офисов, но и в качестве образовательных пространств, средств коммуникации учащихся на разных уровнях системы образования в вузах, школах, библиотеках и арт-прост-ранствах1.
Такая модель организации учебной среды отвечает современным потребностям обучающихся за счет
- деловой атмосферы, соответственно, искореняется проблема прокрастинации - отвлечения студента на ненужные дела, откладывание актуальных задач, проблема самонастроя и самомотивации, включения в работу;
- открытого сообщества людей с разными профессиональными навыками, периодических семинаров и лекций, что способствует обмену опытом, мотивации, коммуникации, новым проектам и знакомствам и, соответственно, возникновению нетривиальных решений задач;
- психологически-защищенных приватных зон для индивидуальной работы и специализированных пространств с группами определенной сферы деятельности;
- технической оснащенности, интерактивности и наличия удобных коммуникаций для выполнения разных типов задач;
- зоны отдыха для психологического комфорта и снижения утомляемости студентов;
- гибкого, мобильного пространства, возможности его реорганизации под конкретные задачи, что способствует эффективности, высокой производительности и продуктивности студентов, возможности выполнять несколько задач одновременно и выработке самоменеджмента [8].
Среда напрямую воздействует на психологическое состояние участников образовательного процесса, соответственно, влияет на эффективность реализации учебной деятельности. На студента оказывает влияние как внутреннее пространство, его габариты и структура, степень открытости и закрытости, а также гибкость и возможность трансформирования при необходимости, так и человеческие факторы, составляющие социальную плотность субъектов обучения, изменение приватного пространства, степень скученности2.
1Коворкинг // Wikipedia.ru [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Коворкинг (04.05.2022).
2Безрукова В. С. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. С. 201-230.
Том 12 № 4 2022
с. 639-651 Vol. 12 No. 4 2022 pp. 639-651
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
Проектирование университетской среды является переменной, зависимой от двух факторов: специфики образовательной программы и специфики субъектов процесса. Но в независимости от этих факторов существуют принципы программирования комфортной образовательной среды: многофункциональность -намеренное создание новых функций для заданного пространства и расширение его спектра использования. При таком принципе проектирования необходимыми составляющими являются:
- создание центральных точек притяжения;
- подразделение пространственного программирования на жесткую и гибкую зоны для узконаправленных видов деятельности и деятельности, не требующей специализированного оборудования соответственно;
- увеличение полезной площади за счет многоуровневых подиумных конструкций;
- трансформация и модульность - возможность быстрой реорганизации пространства, его расширения или сокращения, планировочного изменения с целью решения разнообразных учебных задач3.
Составляющими этого принципа являются: трансформируемые перегородки и акустические панели; штабелируемая мебель; фальшпол - устройство розеток на полу с возможностью их перемещения в пространстве; интерактивные, графитные, пробковые, магнитные и маркерные поверхности. А главное -функциональное зонирование для создания динамичного, ситуативного пространства с включением узконаправленных и многофункциональных зон и необходимых составляющих:
- конструирование «тихих» (приватных, психологически-защищенных мест сосредоточения) и «шумных» зон (для коллективной, проектной работы и социальных коммуникаций);
- обозначение границ зон различного назначением за счет дизайн-оформления;
- конвергентность - целенаправленное присвоение нетипичных функций пространствам, их совмещение с целью реализации временных или постоянных задач.
Вариация решения: использование и оборудование коммуникационных пространств, например, коридоров; отсутствие выраженных границ между зонами различного назначения; установка центральной лестницы-амфитеатра, выполняющей социальную, коммуникационную и рекреационную функции. Кроме того, про-
странственная открытость - интеграция образовательного пространства в общее помещение с тенденцией использования прозрачных перегородок, что подчеркивает принцип единства всех субъектов образовательного процесса, а также принцип свободного выбора рода занятий3.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опираясь на исследование опыта проектирования полифункциональной предметно-пространственной среды, были сделаны выводы о том, что современную университетскую среду выгодно создавать как толерантное, комфортное, ситуационно-мобильное и уникальное имиджевое пространство. Поиск форм, композиции, стилевых решений, структурного наполнения помещений и их цветового решения закладывались на основе принципов доступности на базе социальной стратификации, особенностей пространственного наполнения и актуальных тенденций в проектировании интерьеров. А помимо создания комфортного многофункционального пространства в образовательных целях задачей реновации библиотеки стало и формирование имиджа пространства, как транслятора о вузе на широкую аудиторию. Поэтому проектом организации пространства библиотеки в аспекте реновации образовательной среды предполагается создание новой университетской среды на основе изменения инфраструктуры пространства библиотеки путем комплексного, многоэтапного процесса модернизации:
- функционального зонирования;
- гибких интерьеров для организации образовательной среды;
- предметно-пространственной организации свободных зон/зон рекреации;
- графического содержания и цветовых схем.
Целью предпроектного анализа стало формирование целостного образа объекта проектирования, реализующегося за счет задач, в которые входит исследование исходной ситуации. Прежде всего, предпроектный анализ -это выявление сложившейся средовой ситуации и существующего положения, ее специфичных и характерных особенностей, условий, обстоятельств и правил эксплуатации. Также это начальный этап сбора первичной информации из сложившегося контекста для дальнейшего программирования пространства, выбора способа улучшения ситуации, определения характера структуры, планирования про-
3Принципы организации современной образовательной среды // Edudesign.ru [Электронный ресурс]. URL: https://edudesign.ru/space_principles (16.05.2022).
ISSN 2227-2917 Том 12 № 4 2022 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 639-651
642 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 4 2022 _(online)_pp. 639-651
странственных и художественных черт -неотъемлемая часть проекта, влияющая на дальнейшее решение проектных задач и компоновку собранной информации в новую схему/модель.
В настоящее время помещения библиотеки ИРНИТУ имеют невыразительные интерьеры: плохая функциональная организация, неинтересная внутренняя отделка и мебельное наполнение, поэтому целью проекта является создание современной открытой и многозадачной университетской среды на базе существующей библиотеки. Итогом проведенного пред-проектного анализа является поиск и формирование концепции/сложившегося образа дизайн-проекта, в процессе которого были оценены композиционные качества объекта и существующее функциональное зонирование, разработана объемно-пространственная организация, пластика и формообразование составных элементов интерьера, определены направления дальнейшей работы и закреплены идеи в виде графических референсов.
В качестве модели организации пространства был выбран «образовательный/учебный коворкинг», который отвечает потребностям студентов за счет деловой атмосферы, технической оснащенности, открытого сообщества людей, зон отдыха, психологически-защи-щенных приватных зон для индивидуальной работы и специального пространства для групповой работы, а также и функциональной мобильности:
- деловой атмосферы, где решается проблема прокрастинации - отвлечение студента на ненужные дела, проблема самонастроя и включения в работу;
- открытого сообщества людей с разными профессиональными навыками, что способствует трансляции опыта, возникновению нетривиальных решений задач;
- технической оснащенности - интерактивность и наличие удобных коммуникаций;
- зон отдыха для снижения утомляемости студентов;
- психологически-защищенных приватных зон для индивидуальной работы и специального пространства для групповой работы;
- гибкость и мобильность интерьеров -возможность сценирования учебных практик и проектирования внутреннего сообщества.
Одной из важных задач архитектурно-дизайнерского проектирования являются приведение функционально-технологических процессов, протекающих в здании, в определен-
ную ясную систему и определение на этой основе взаимосвязи между отдельными помещениями или их группами4 [3, 9].
В существующей ситуации общая площадь общественного пространства была поделена на входную зону, зону хранения, служебную и учебные зоны. С помощью принципа совмещения было достигнуто соответствие необходимых требований - взаимосвязи функциональных процессов. За счет грамотного зонирования определены зоны различных видов занятий, а также зоны отдыха и общения, что оптимизировало комфортную деятельность обучающихся и сотрудников университета:
- «Зал курсового и дипломного проектирования»: для организации самостоятельной работы;
- «Научный/аспирантский зал»: для обеспечения работы с научными информационными ресурсами, преподавателям, научный со-трудникам,аспирантам;
- «Тихая зона/зона отдыха»: место для индивидуальной или групповой работы, где студенты смогут скоротать время в ожидании автобуса или в перерыв между парами;
- «Свободная зона»: открытое пространства для отдыха и работы;
- «Центр образовательных ресурсов/пространство самообразования»: для индивидуальной и командной самостоятельной работы, презентационная зона;
- «Пространство развития»: для научной и проектной работы;
- «Единая справочная служба»: организация информационного обслуживания, профо-риентационной работы, формирования электронных баз данных, выставок и каталогов, маркетинговой и рекламно-имиджевой деятельности.
Кроме этого была поставлена задача создания имиджа библиотеки, так как статус университета играет не только общественную роль, но также социальную и профориентаци-онную, становится брендом, транслятором на потребительскую аудиторию вуза.
При разработке дизайн-концепции выбран стиль «минимализм» с включением близких ему «конструктивизма» и «индустриального» стиля, соответственно, новые интерьеры функциональные, простые и доступные.
Цвет - один из эффективных визуальных инструментов дизайнера, передающий общий характер среды и определяющий бренд, который задает атмосферу помещений, подчеркивает уникальность и зонирует. Это сильный
4Фомина В. Ф. Архитектурно-конструктивное проектирование общественных зданий: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2017. 97 с.
Том 12 № 4 2022 ISSN 2227-2917
с. 639-651 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 12 No. 4 2022 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X
pp. 639-651_(online)
психологический триггер: цвет вызывает эмоции, изменяет восприятие, концентрирует или, наоборот, рассеивает внимание. Цветовая гармония - это эстетически значимая, колористически закономерная взаимосвязь в композиции предметного художественного творчества и дизайна5 [9].
Ориентиром при выборе гармоничной палитры и формировании цветовых схем для проекта стала целевая аудитория, ее пол, возраст и социальны статус, а также функциональная значимость зоны. За основу цветовой гаммы проекта были выбраны нейтральные цвета: белый, который отражает все составляющие цветового спектра и черный, который поглощает. Это классический симбиоз, создающий базу для комфортной колористической среды. Кроме того, излюбленные цвета приверженцев минимализма, черный и белый -контрастность и графичность - должны присутствовать в минималистичном интерьере [10].
Помещения - «Зал курсового и дипломного проектирования», «Научный зал», «Тихая зона», «Свободная зона», «Пространство самообразования», «Пространство развития» - решаются в ахроматической цветовой гамме с добавлением цветовых акцентов.
Так в зонах «Пространство самообразования» и «Пространство развития» акцентным доминирующим цветом являются оттенки красного и бордового, что способствует повышению производительности студентов в сжатые сроки: он оптимален в зонах работы, ориентированной на детали, возбуждает и повышает работоспособность, а в зоне «Зал курсового дипломного проектирования» акценты создает синий ультрамарин и его оттенки. Его сильные качества - концентрация внимания и умиротворение.
Композиция пространства «Зал курсового и дипломного проектирования» структурируется металлической конструкцией, зрительно разбивающей пространство на функциональные зоны:
- застекленное пространство переговоров, оборудованное большим столом и шестью подвесными стульями;
- компьютерное пространство с настольными акустическими перегородками и подвесной шторой, способными сделать эту зону закрытой;
- открытая зона амфитеатра, оснащенного столиками и мягкими велюровыми стульями, а также настенным проектором и электрическими розетками.
Акценты создаются за счет подвесных потолочных ламп пластичной формы и неоновых вывесок с мотивационными фразами на стенах, а также цветовыми ультрамариновыми акцентами (рис. 1, а).
Динамичность композиции «Научного/ аспирантского зала» достигается за счет длинного барного стола из темного дерева «венге» вдоль всего пространства; ритм - за счет размещения золотых металлических конструкций с подвесными столами и большими мягкими подушками вдоль окон; точность композиции - невысокими пропорциональными формами в мебельном оформлении и геометричностью. Главный «концепт» - современность, самодостаточность и демократизм. Отделка поверхностей: стены -светлая декоративная рельефная штукатурка, пол - кафельная плитка. Акценты создаются за счет золотого вкрапления в мебельной отделке, фурнитуре, конструкциях освещения, стеновой панели и декоративной металлической карте на стене, а так же авторской графикой на велюровой отделке барных стульев и плитке, надписях на стенах (рис. 1, Ь).
Спокойствие интерьера в «Тихой зоне» достигается однообразием форм и материалов, а также простым цветовым колоритом, состоящим из нейтральных цветов - черного и белого, с преобладанием последнего, задающего незагруженное комфортное пространство релаксации. Открытость достигается естественным светом большого окна в центре комнаты.
Отделочные материалы - простые: светлая структурная штукатурка и светлый кафель с контрастной черной разлиновкой, неброский матовый металл и текстиль. Принцип функционального зонирования поддерживается серой акустической шторой, позволяющей студентам разграничивать пространство на отдельные зоны.
Мебельное наполнение - консольные лавочки по периметру комнаты, прикрепленные к стенам, с большими подушками, разными по форме, принту и обивочному материалу, мягкие подвесные шары и большой пуф в виде куба. Фигурные линии светодиодной подвесной лампы спорят с прямолинейностью композиции, линейностью предметного наполнения и структурными подвесными лампами над столиками, создавая контрасты и разнообразие в интерьере (рис. 1, с).
«Свободная зона» исполняет роль коммуникации между функциональными зонами библиотеки, а также является открытым пространством для непродолжительного время-
5Медведев В.Ю. Цветоведение и колористика: учеб. пособие. С-Пб.: ИПЦ СПГУТД, 2015. 116 с.
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X _(online)_
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 12 № 4 2022
с. 639-651 Vol. 12 No. 4 2022 pp. 639-651
провождения студентов и гостей. В интерьере используются светлые оттенки серого, белого и охристая палитра, акцентами выступают графитный черный на стенах и металлический золотой в фурнитуре, а также стекло. Отделка: сдержанная монохромная декоративная штукатурка, настенные 3D-панели с различной фактурой, крупная керамическая плитка (рис. 2, а).
Мебельное наполнение герметичных форм с четкими прямыми линиями занимает 30% площади коммуникационного помещения - это зона с объемной «пустотой», создающей визуально свободное пространство.
Концепция «Пространства самообразования» заключается в создании помещения для нестандартных форм обучения. Студенты получают возможность выбора наиболее комфортной зоны для решения проектных задач. Для групповой «фронтальной» формы образования создана зона с проектором, для «горизонтальной» - зона с длинными объединенными столами, а для индивидуальной - зона с отдельными столиками.
Доминантными элементами композиции являются красные модули скамей разных форм, собранные вместе в иррегулярную пластичную линию. Мебельное наполнение: мягкие подвесные пуфы с графикой на обивке, упругая сетка в зонах отдыха; барные индивидуальные столы, прикрепленные к аркам; объединенные столы - в рабочей зоне.
Целостность пространства создается за счет выстраивания ритмов, динамичность -иррегулярным размещением модулей, акценты - локальным вводом бордового цвета и графического сопровождения на стенах, арках и обивке, образы конструктивизма -сочетанием плотности и структурированности в объемно-пространственном наполнении (рис. 2, Ь).
«Пространство развития» - зона совместного и индивидуального студенческого проектирования. Геометрия пространства создается за счет мебельного наполнения: черный амфитеатр, состоящий из каменных кубов и кубиков с текстильной «бархатной» отделкой, прямоугольные светлые модульные столы с контрастной черной окантовкой, линейный вытянутый стол, переходящий в лавочку, застекленные прямоугольные кабинки, приставные столики и барные стулья минималистичных форм.
Функциональная насыщенность обеспечивается мобильностью предметного наполнения и разделением пространства на индивидуальные и общественные зоны. Цветовое решение:
акцентное вкрапление бордового цвета и его оттенков (рис. 2, с).
В зале с функцией «Единой справочной службы» необходимо создать комфортное пространство для ожидания. Доминантой интерьера стала графика, создающая выразительные фокусные точки. Так, «черно-белая» с сюжетом «очереди» размещается на боковой стене, где из оборудования - только объединенные кресла с небрежной графикой на обивке, которые благодаря «ахроматичности» визуально не раздражают и не отвлекают внимание. По периметру наружной стены с оконными проемами размещены подвесные диваны, рядом приставлены столики.
Все предметное наполнение минимали-стичное, но необычное - линейное, что создает 2D-эффект/эффект эскиза. Стена за информационной стойкой оформлена объемной 3D-панелью с черно-белой графикой. Преимущество такой отделки заключается в визуальном размытии границ между функциональными зонами и формировании единого объема (рис. 1, с).
Гибкая среда - это придание пространству нескольких функций, обязательными составляющими которой является зона коллективного проектирования и зона индивидуальных работ. Функциональное разделение осуществляется с помощью контрастов: деревянного амфитеатра для общения, подвесных стеклянных капсул и открытого неограниченного пространства в зоне коммуникаций, а напротив - индивидуальных застекленных кабинок, вмещающих принтованные в «гусиную лапку» и акцентированные бордовым бархатом стулья, стол и индивидуальные подвесные плафоны светильников в зоне для самостоятельной работы. Среда отдыха - это обязательная составляющая дизайн-проекта организации среды обучения. Потребность студента в разгрузке и восстановлению сил, нормализации жизненно-необходимых функций организма представляет такую же потребность, как и потребность в знании.
Кроме того, рекреация - одно из популярных направлений дизайна интерьеров. Композиционное решение зоны отдыха: полукруг ступеней амфитеатра из натурального дуба, декорированного подушками с графическими паттернами и вкраплением желтого цвета, и центрально расположенной потолочной люстры с большим количеством подвесных лампочек, способных принимать различные формы, а также ритмом металлического структурного столика черного цвета, который дает «брутальность» и контрастирует с мягкими текстильными креслами.
Том 12 № 4 2022
с. 639-651 Vol. 12 No. 4 2022 pp. 639-651
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
a
c
Рис. 1. Организация пространства библиотеки ИРНИТУ в аспекте реновации образовательной среды. Виды: a - Зал курсового и дипломного проектирования; b - Научный зал; c - Тихая зона и Единая справочная служба, автор - А. Н. Тарасова, руководитель - М. Г. Захарчук Fig. 1. Organization of the IRNTU library space in the aspect of renovation of the educational environment. Types: a - Coursework and diploma design hall; b - Research Hall; c - Quiet zone and Unified Reference Service, author - A. N. Tarasova, supervisor - M. G. Zakharchuk
ISSN 2227-2917 Том 12 № 4 2022 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 639-651
646 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 4 2022 _(online)_pp. 639-651
c
Рис. 2. Организация пространства библиотеки ИРНИТУ в аспекте реновации образовательной среды. Виды: a - Свободная зона; b - Пространство самообразования; c - Пространство развития, автор - А. Н. Тарасова, руководитель - М. Г. Захарчук Fig. 2. Organization of the IRNTU library space in the aspect of renovation of the educational environment. Types: a - Free zone; b - Self-education space; c - Development space, author - A. N. Tarasova, supervisor - M. G. Zakharchuk
Том 12 № 4 2022 ISSN 2227-2917
с. 639-651 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) СЛ7 Vol. 12 No. 4 2022 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 647 pp. 639-651_(online)_
Помимо классического зонирования мебелью и акустическими перегородками возможно световое зонирование, не сокращающее общую площадь помещения, и создающее необходимый эффект, влияющий на восприятие пространства. Сценарий освещения варьируется в зависимости от габаритов помещения и количества функциональных зон. Главные преимущества такого зонирования - это вариативность, компактность и простота демонтажа. Для правильного светового зонирования необходимо комбинирование естественного и искусственного освещения, теплого мягкого света, подчеркивающего расслабленность атмосферы, и холодного, яркого белого света, настраивающего на работу.
При световом зонировании библиотечные залы были поделены на зоны с преимущественно прямым светом: свет сфокусирован на определенной области или объекте, создает яркие световые пятна и грубые четкие тени; зоны с непрямым светом, где свет направлен вверх к потолку и создает однотонное бестеневое освещение; зоны с рассеянным светом - сочетание прямого и непрямого освещения, где свет ненавязчивый, равномерно распределен, мягкий и не оставляет жестких теней и отражения. Так, рассеянное освещение используется в «Тихой зоне» и «Зоне самообразования»; прямое - в «Зале курсового и дипломного проектирования», в «Научном/аспирантском зале» и в «Пространстве развития», а непрямое - в «Свободной зоне» и санузлах. Носителем бренда вуза стало графическое оформление и визуальные коммуникации на различных поверхностях. В разработанном проекте настенные росписи водоэмульсионной краской выполнены в линейных несложных формах, типографических трафаретных надписях информирующего характера, вдохновляющих коллажах и навигационных знаках. Концепция раскрывается в различных символах и образах, но при этом выступает единой ассамблеей, которая работает на больших белых пространствах стен и напольных покрытиях. Темп и ритм выступает в соответствии с назначением помещения: интенсивная визуальная концентрация предусматривается в местах массового сосредоточения студентов, зонах отдыха и коллективной работы, а снижается в коридорах и зонах самостоятельных работ, где отсутствует необходимость концентрации внимания.
Настенная роспись выполнена «от руки»:
упор делается на стилизованность и упрощенность - это одна из форм «легко объяснить сложное». Черный цвет и «эффект мела» так же подчеркивают простоту и нарочитую небрежность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный период развития страны характеризуется переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному, базирующемуся на информации, знаниях и инновационных технологиях как основных социально-культурных ценностях, что меняет среду, методы и модели образования [11].
В современных университетских кампусах и научно-образовательных центрах публичное и общественное пространство всегда важнее личного, что провоцирует рост его капитала, поскольку общественное пространство порождает социальные взаимодействия между студентами, а также между студентами и преподавателями [12], создавая комфортную среду для развития образования.
В основу концепции организации пространства библиотеки ИРНИТУ в аспекте реновации образовательного ландшафта легло создание современной гибкой среды, где реализуется принцип трансформации общественного пространства под различные задачи. Коворкинг пространства - это актуальное направление в организации учебных, проектных и профессиональных механизмов, ориентированных как на коллективные, так и на индивидуальные задачи. Создание таких пространств делает университетскую среду доступной и удобной.
Признаком современного кампуса и одним из критериев, необходимых для устойчивого развития университета, является высокое качество архитектурно-пространственной среды, которая отвечает повышенным требованиям к уровню жизни и учебы, в то же время привлекает лучших специалистов и иностранных студентов, характеризуется наличием внутренних общественных пространств [13]. Проблема выразительности художественной формы в инте-рьерном пространстве, ее воздействие на эмоциональные ощущения зрителя, потребителя всегда волновали и теоретиков, и практиков дизайна [14].
Понятие «образ среды» трактуется как конкретное представление о средовом объекте, закрепленное в сознании его характерными чертами и визуальными впечатлениями, передающими эмоционально-эстетическое, духовное содержание этого объекта6 [15]. Образ, как
6Минервин Г. Б., Шимко В. Т., Ефимов А. В., [и др.]. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М.: Архитектура, 2004. 395 с.
ISSN 2227-2917 Том 12 № 4 2022 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 639-651
648 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 4 2022 _(online)_pp. 639-651_
единство чувственного и смыслового в объекте дизайна, имеет предметное, смысловое и эмоционально-выразительное значение, носит знаковую функцию продукта дизайна [16].
На базе исследования и анализа опыта передовых стран путем модернизации библиотеки ИРНИТУ была создана новая, уникальная, креативная и комфорная научная среда, выполнено графическое сопровождение и визуальные коммуникации. Итогом работы является интеграция и синтез результатов для формирования дизайн-концепции, выраженной в материально-технической форме, качественная и количественная формулировка эскизов в чистовую проектную идею.
За основу организации пространства библиотеки ИРНИТУ принят стиль «минимализм»: свободное пространство, функциональность предметного наполнения, геометричность форм, монохромность и цветовые акценты - все это способствует концентрации внимания обучающихся, продуктивности выполняемой ими работы, смысловому наполнению, поиску новых решений и мотивации.
Статус высшего учебного заведения в настоящее время играет роль не только общественного института, но и социальную, и профориентационную. Также это площадка для самообразования и сообщества единомышленников, пространство реализации конференций, лекций и мастер-классов.
Новая библиотека должна стать инновационным пространством развития и превратиться в настоящий центр знаний, науки, культуры, искусства и общественной деятельности, соответствующий веку цифровых технологий и потребностям современных студентов7.
Соответственно, университет обретет бренд с собственным имиджем, который определяется формой и содержанием дизайн-проекта.
Таким образом, на основе актуальной тенденции по созданию «учебных коворкингов» разработана современная среда университетской библиотеки как толерантное, комфортное, ситуативно-мобильное и престижное пространство.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Адодина Н. Х. Библиотека как современный информационно-культурный центр профессиональной образовательной организации // Образование. Карьера. Общество. 2016. № 4 (51). С. 3-6.
2. Кипа И. Н. Библиотека: история и современность // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2003. № 3 (11). С.129-134.
3. Леушкина А. А. Захарчук М. Г. Формирование нового пространства как опыт переосмысления роли библиотеки // Молодежный вестник ИрГТУ. 2021. Т. 11. № 4. С. 71-77.
4. Смольянов А. В., Сыромясова Е. М. Научная библиотека университета в прошлом и настоящем // Интеграция образования. 1997. № 3. С.42-46.
5. Редькина Н. С., Драцкая М. Ю. Внедрение инноваций в технологические процессы научной библиотеки в условиях развивающейся веб-среды // Библиосфера. 2012. № 2. С. 33-42.
6. Кондаков А. М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: монография. СПб.: СпецЛит., 2004. С. 37-41.
7. Пуляевский П. Е., Захарчук М. Г. Регенерация исторической деревянной городской среды: практика реставрации и перемещения объекта культурного наследия // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 3 (38). С. 532-543. https://doi.org/
10.21285/2227-2917-2021-3-532-543.
8. Савина Н. В. Организация студенческого ко-воркинга [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2106-2110. URL: http://e-koncept.ru/2016/96341.htm (07.05.2022).
9. Петухова Д. П., Захарчук М. Г. Выбор концептуального решения предметно-пространственной среды школы искусств для повышения творческого уровня учащихся // Молодежный вестник ИрГТУ. 2020. Т.10. № 3. С.30-35.
10. Сергеева Е. К. Дизайн интерьерной среды на примере стиля «минимализм» // Вестник магистратуры. 2016. Т. 1. № 2 (53). С. 115-116.
11. Кукьян В. Н., Швецова Н. А. Новые ценности образования в информационном обществе, противоречия их формирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18 (233): С. 31-37.
12. Höger K. Campus and the city. Urban design for the knowledge society [Электронный ресурс] // Norges teknisk-naturvitenskapelige universitet.no. URL: https://www.ntnu.no/c/document_library/get_ file?uuid=1f34b60b-9cb2-4a3a-a869-02d76e25a7b 7&groupId=10310 (11.10.2022).
13. Пучков М. В. Опыт пространственной организации современных университетских комплексов // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 2 (72). С. 30-39.
7Как пройти в библиотеку? // Livejournal.com [Электронный ресурс]. URL: http://omia.livejournal.com/105654.html (22.09.2022).
Том 12 № 4 2022 ISSN 2227-2917
с. 639-651 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) ела Vol. 12 No. 4 2022 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 649 _pp. 639-651_(online)_
14. Слесарева Г. В., Сычева В. В. Визуальное восприятие интерьерного пространства на зрителя // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 11.
15. Трусов Ю. В. К проблеме художественного образа в дизайне интерьера // Вестник Адыгей-
ского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 1. С. 207-210.
16. Терещенко Г. Ф. Эволюция художественного образа в дизайне интерьера // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 3 (62). С. 49-52.
REFERENCES
1. Adodina N. Kh. Library as a modern information and cultural center of a professional educational organization. Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo. 2016;4:6-7. (In Russ.).
2. Kipa I. N. Library: history and modernity. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta = Bulletin of the Altai state agrarian university. 2003;3:129-134. (In Russ.).
3. Leushkina A. A. Zakharchuk M. G. Creating a new space as an experience of rethinking the role of the library. Molodezhnyi vestnik IrGTU = ISTU Bulletin of Youth. 2021;11(4):71-77. (In Russ.).
4. Smolyanov A. V., Syromyasova E. M. Scientific library of the university in the past and present. Integratsiya obrazovaniya = Integration of education. 1997;3:42-46. (In Russ.).
5. Redkina N. S., Dratskaya M. Yu. Innovations implementation in technological processes of a scientific libraries in the evolving web environment. Bibliosfera = Bibliosphere. 2012;2:33-42. (In Russ.).
6. Kondakov A. M. Education as a resource for the development of the individual, society and the state. Saint Petersburg: SpetsLit; 2004. p. 37-41. (In Russ.).
7. Pulyaevsky P. E., Zakharchuk M. G. Regeneration of historic wooden urban realm: restoration and relocation of a cultural heritage object. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2021 ;11 (3):532-543. (In Russ.). https://doi.org/10. 21285/2227-2917-2021-3-532-543.
8. Savina N. V. Organization of student coworking. Elektronnyi nauchno-metodicheskii zhurnal «Kontsept» = Electronic scientific and methodological journal "Concept". 2016;15:2106-2110. Availa-
ble from: http://e-koncept.ru/2016/96341.htm [Accessed 5th July 2022]. (In Russ.).
9. Petukhova D. S., Zakharchuk M. G. The choice of a conceptual solution of the subject-spatial environment of school of arts to increase students' creative level. Molodezhnyi vestnik IrGTU = ISTU Bulletin of Youth. 2020;10(3):30-35. (In Russ.).
10. Sergeeva E. K. Interior environment design by the example of the style "minimalism". Vestnik magistratury. 2016;1(2):115-116. (In Russ.).
11. Kukyan V. N., Shvetsova N. A. New values of education in the information society, contradictions of their formation. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2011;18:31-37. (In Russ.).
12. Höger K. Campus and the city. Urban design for the knowledge society. Norges teknisk-naturvitenskapelige universitet.no. Available from: https://www.ntnu.no/c/document_library/get_file?uui d=1f34b60b-9cb2-4a3a-a869-02d76e25a7b7&gro upId=10310 [Accessed 11th October 2022].
13. Puchkov M. V. Experience of spatial organization of modern university complexes. Universi-tetskoe upravlenie: praktika i analiz = Journal university management: practice and analysis. 2011;2:30-39. (In Russ.).
14. Slesareva G. V., Sycheva V. V. Visual perception of interior space on the viewer. Biznes i dizain revyu. 2018;1:11. (In Russ.).
15. Trusov Yu. V. To an artistic image problem in design of an interior. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i is-kusstvovedenie. 2010;1:207-210. (In Russ.).
16. Tereshchenko G. F. Evolution of the artistic image in interior of design. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2016;3:49-52. (In Russ.).
Информация об авторах
А. Н. Тарасова,
магистрант,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, Россия, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7625-3998
Information about authors
Alexandra N. Tarasova,
Master Degree Student,
National Research University Higher School
of Economics,
20 Myasnitskaya St., Moscow 101000, Russia, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7625-3998
ISSN 2227-2917 Том 12 № 4 2022 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 639-651
650 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 4 2022 _(online)_pp. 639-651
М. Г. Захарчук,
доцент, доцент кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В. Г. Смагина,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия,
e-mail: [email protected],
https://orcid.org/0000-0003-4285-3186
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Информация о статье
Статья поступила в редакцию 05.10.2022. Одобрена после рецензирования 01.11.2022. Принята к публикации 02.11.2022.
Marina G. Zakharchuk,
Associate Professor, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting and Design named after V. G. Smagin, Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4285-3186
Contribution of the authors
The authors contributed equally to this article.
Conflict interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.
Information about the article
The article was submitted 05.10.2022. Approved after reviewing 01.11.2022. Accepted for publication 02.11.2022.
Том 12 № 4 2022 ISSN 2227-2917
с. 639-651 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 12 No. 4 2022 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 651 pp. 639-651_(online)_